Беременность  Блоги мам Болезни

Как играть с грудничком в 1 месяц. Развитие ребенка в первый месяц: Специальные упражнения

Первый месяц – это только начало жизни малыша, и впереди его ожидает много времени и масса новых открытий. Но именно первый месяц жизни ребёнка является особенно важным, ведь он наполнен по-настоящему серьёзными достижениями.

Одним покажется развитие ребёнка в 1 месяц жизни мелочным, а другие со слезами радости в глазах будут заявлять, что их малыш стал совсем взрослым и самостоятельным. Как бы там ни было, но то, что делает ребёнок в 1 месяц – довольно впечатлительно.

Конечно, адаптируясь к внеутробной жизни, кроха большую часть времени будет проводить во сне. Но, помимо этого, малыш также преодолевает нелёгкий путь к своему развитию ступенька за ступенькой:

  • Первым делом, новорождённый начнёт пытаться совершать минимальные движения ручками и ножками.
  • Сформируется сосательный (слегка дотронувшись до крошечных губок, младенец моментально скрутит их в трубочку) и хватательный (если вложить палец в маленькую ручонку, она тут же сожмётся) рефлекс.
  • А также можно услышать звуки, которые ребёнок будет издавать в такт речи говорящего с ним человека.
  • Затем новорождённый сможет распознавать среди других мамин голос, запах, прикосновения.
  • Различать цвета, окружающие звуки, акцентировать внимание на склонившемся над ним лице, сосредотачиваться на передвижении какого-либо предмета.
  • В конце месяца малыш будет лёжа на животике пытаться поднимать головку, и даже удержать такое положение некоторое время.

Развитие ребёнка в 1 месяц

У многих новоиспечённых родителей возникает один и тот же вопрос: Как развивать ребёнка в 1 месяц. На самом деле всё очень просто, главное, всегда нужно помогать ребёнку, преодолевать трудности. Всё, что ему сейчас необходимо – это ощущение материнского тепла, покоя и безопасности. Как можно чаще нужно разговаривать с младенцем нежным голосом. При контакте во время кормления, переодевания и т. д., руки всегда должны быть сухими и тёплыми – у новорождённых повышенная осязательная чувствительность.

Уже, спустя несколько недель развития, малыш начинает набираться разума, запоминать некие хитрости, которые будут помогать ему, удовлетворять собственные желания. Например, если ребёнок голоден или присутствует какое-либо ощущение дискомфорта, и чтобы мама пришла на помощь, ему нужно громко кричать, то он так и будет делать.

А также по желанию родителей, в 1 месяц можно начинать обучать малыша правильному поведению. Например, чтобы приучить к определённому режиму питания или сна, не нужно трястись вокруг него и бежать по первому зову.

Мимика и речь

В первый месяц своей жизни, малыш выражает своё состояние плачем или улыбкой. Соответственно дискомфорт, боль, недовольство, страх или спокойствие и наслаждение. Конечно, поначалу некоторые эмоции у новорождённого будут возникать неосознанно, например, улыбка во сне или во время купания.

Наука копирования начинает развиваться у ребёнка в возрасте еще не достигшем месяца. В этот период он уделяет особенное внимание склонившимся над ним лицам, тщательно рассматривая их. Поэтому разговаривая с малышом, нужно совершать какие-нибудь мимические движения, которые он вскоре начнёт повторять.

Например, улыбка, скорченная гримаса, скручивание губок в трубочку, выпучивание глаз, высовывание языка и так далее.

Помимо всего, ребёнок в 1 месяц очень чувствителен к эмоциональному состоянию окружающих его людей. Так, если все вокруг наполнены радостью, спокойствием, любовью, тогда и малыш будет чувствовать себя комфортно. Если он ощущает раздражительность, агрессию, резкие повышенные тона в голосе, тогда его реакцией становиться протестующий плачь.

Со временем к мимическим жестам новорождённого подключится и речь. В месяц важно как можно чаще разговаривать с ребёнком, даже можно сюсюкать, на последующем развитии это никаким образом не скажется. В ответ также можно получить весёлое агуканье, пищание, фырканье.

А если малыш ещё и очень активен, то звуки будут сопровождаться движениями ручек, ножек, прогибами в спинке и т. д., что окажет благотворное влияние на мышечный аппарат месячного ребёнка.

Зрение и слух

Для развития слухового и зрительного аппарата в 1 месяц нужно придерживаться следующих советов:

  1. Над кроваткой малыша обязательно должны висеть мобили, игрушки или погремушки. При этом их расположение не может быть ниже, чем 50–70 см над уровнем груди ребёнка.
  2. Можно немного поиграть.

Например: взять яркую игрушку (погремушку, кольцо, шарик и т. п.), и протянув её на расстоянии 50 см от лица, начать водить ею в различных направлениях (по горизонтали, вертикали, по кругу). Постепенно можно будет заметить, как крошечные глазки малыша станут внимательно следить за движущимся предметом.

Или же дать возможность следить новорождённому ребёнку за мамой или папой, при этом медленно передвигаясь из стороны в сторону.

  1. Во время бодрствования, малышу в 1 месяц полезно включать тихую и спокойную музыку (негромко).
  2. Петь смешные песенки, сопровождая их мимикой, колыбельные.
  3. Как можно чаще нужно разговаривать, рассказывать о происходящем вокруг, как дела у папы, бабушки, дедушки и так далее. При этом можно передвигаться по комнате.
  4. Развивать реакцию на звуки можно с помощью колокольчиков, которые будут привязаны к пинеткам. Каждый раз, как ребёнок пошевелит ножкой, он будет слышать лёгкий и звенящий звук.

Проводя развивающие занятия с новорождённым с 1 месяца, нужно помнить о его чувствительности.

Строя гримасы, не стоит перебарщивать, чтобы не напугать ребёнка. А также во время разговора голос должен быть всегда нежным, ровным, тихим и нераздражительным. Поэтому и решать домашние конфликты стоит подальше от комнаты, где лежит младенец.

Ощущения

В первый месяц новорождённые дети довольно чувствительны ко всему, в том числе и в плане осязания. Однако, в возрасте одного месяца, всё это требует дополнительного развития. Для этого нужно регулярно делать лёгкий массаж пальчиков рук и ног. Это положительно скажется на улучшении чувствительности своего тела.

Для развития осязания у новорождённого, поглаживая его, чередуйте материал: махровое полотенце, нежное пёрышко, кусочки ткани разного вида.

Обоняние у ребёнка, не достигшего месяца, можно развивать с помощью ватных дисков, пропитанных различными ароматами.

Не стоит давать малышу нюхать слишком резкие запахи.

Гимнастика

Физическое развитие играет значительную роль в жизни человека, поэтому гимнастика для младенцев в 1 месяц очень важна. Её польза для новорождённого заключается в следующем:

  • развивает опорно-двигательный аппарат;
  • укрепляет иммунную систему;
  • улучшает эмоциональное состояние;
  • благотворно влияет на рост и вес;

Чтобы не навредить малышу в 1 месяц учитывайте противопоказания развивающей гимнастики:

  • высокая температура;
  • заболевания суставов, костей, лимфатических узлов;
  • болезни кожного покрова.

Правила проведения гимнастики для развития младенцев:

  • Перед проведением гимнастики обязательно нужно обязательно проветрить помещение.
  • Температура в комнате не должна быть меньше или больше 24°С.
  • Занятия физического развития с новорождённым с 1 месяца должны длиться не более 10 минут, через час после кормления.
  • Лучшее время проведения гимнастических упражнений для малыша – часы после дневного сна.
  • Выполняя процедуры, нужно задорно и успокаивающе разговаривать с ребёнком до месяца, петь песенки, применять яркие игрушки и т. д.

Упражнения для развития новорождённых:

  1. Начинать нужно с лёгких прикосновений, нежно поглаживая все части тела младенца. Ручки и ножки потирайте в направлении снизу вверх, спинку и животик – в горизонтальном, вертикальном и по кругу. Особое внимание необходимо уделить рёбрышкам и грудной клетке.
  2. Уложив ребёнка на спинку нужно аккуратно поднимать и опускать ручки, скрещивать их на груди, и разводить в стороны.
  3. Не меняя положения новорождённого, сгибаем ножки в коленях и проделываем упражнение, которое называется «велосипед».
  4. Изменив положение, уложив малыша на животик, нужно, используя погремушку и разговаривая с ним, привлечь его внимание так, чтобы он поднял и немного задержал головку вверх. Таким образом, в возрасте месяца у него будет укрепляться позвоночник, мышцы шеи и спины.
  5. Несколько раз в сутки нужно просто держать кроху в вертикальном положении, поддерживая головку.

Каждое упражнение физического развития не должно длиться дольше трёх минут, пока возраст ребёнка не перейдёт за месяц.

Купание

Начинать полностью купать новорождённого лучше, когда окончательно заживёт пупочная ранка.

Купание, чтобы малыш не испугался, следует начинать с постепенного погружения в воду пяточек. И лучше, если первые разы будут проходить вместе с мамой или папой, для большего успокоения ребёнка. Так, положив его спиной к себе на грудь и обхватив левой рукой через подмышки и живот, можно поливать его водичкой и играть специальными игрушками.

Со временем можно приучать кроху купаться одному. Уложив его на животик и придерживая рукой за подбородок или под грудь, помогайте ребёнку передвигаться вдоль и поперёк всей ванной.

После некоторого времени таких тренировок помогите малышу научиться отталкиваться от края ванной. Для этого нужно довести новорождённого до упора к бортику, и когда он упрётся ножками, помочь согнуть их и оттолкнуться в обратном направлении. Повторяйте действия, пока ребёнок не сможет самостоятельно проделывать упражнение, скользя по воде. После этого переверните его на спинку и повторите всё то же самое. Такое развлечение ему будет только в удовольствие.

К тому же плавание в месяц, особенно на спине, отлично развивает чувство равновесия и благотворно влияет на вестибулярный аппарат. В дальнейшем такое развлечение помогает избежать проблем с поездками на дальние расстояния.

Завершив процедуры и укутав ребёнка в мягкое полотенце, можно немножко поиграть с ним в прятки. Скрывшись за краем полотенца, выглянуть из-за него и задорно произнести: «Ку-ку». От этого положительные эмоции возрастут в два раза.

Отдых

Когда, в течение дня выдаётся свободная минутка, лучшим вариантом её использования является совместный отдых, при этом устроившись, как можно удобнее, нужно положить кроху к себе на грудь. Спокойное дыхание, ритмичное сердцебиение мамы окажет благотворное влияние на состояние малыша.

Физиологическое развитие

Здоровый новорождённый ребёнок в состоянии самостоятельно установить режим сон – кормление – бодрствование. Однако, в возрасте 1 месяц, период бодрствования довольно мал (от 30 до 60 минут) и следует серьёзно отнестись к распределению дневных процедур: игры, массаж, гимнастика, купание и водные развлечения. Далее, родителям остаётся только поддерживать установленный распорядок.

Вот и всё, что должны знать новоиспечённые родители о том, как развивать ребёнка в 1 месяц.

Залог хорошего развития новорождённого – мама в полном его распоряжение. Не бойтесь разбаловать малыша, уделяя много внимания, наоборот, это в будущем придаст ему больше уверенности.

Развиваем зрение

Прикрепите к детской кроватке двигающуюся музыкальную игрушку

В те моменты, когда малыш не спит и находится в хорошем настроении, он остановит взгляд на игрушке и будет следить за ее движениями. Это вызовет у ребенка интерес к окружающему миру за пределами кроватки. Движущиеся музыкальные игрушки особенно привлекают внимание малышей.

Перемещайте фонарик взад и вперед

Прикройте фонарик красным или желтым полиэтиленом. Медленно поводите им из стороны в сторону перед лежащим на спине ребенком. Сначала малыш задержит взгляд только на мгновение, но затем начнет следить за фонариком.

Покажите язык

Некоторые двух-трехнедельные малыши могут подражать взрослым, когда те высовывают язык. Попробуйте проделать это.

Развиваем слух

Повесьте колокольчик

Повесьте цветной колокольчик так, чтобы ребенок мог видеть, как он двигается, и слышать его звук. Это позволит малышу связывать красивое увиденное с приятным звуком. Если колокольчик повесить над кроваткой, то сначала некоторое время малыш будет смотреть на него, а затем уснет.

Танцуйте под музыку

Ваш ребенок обрадуется знакомому покачиванию и потряхиванию, к которым он уже привык. Слушайте музыку, держа ребенка на руках и тихонько пританцовывая.

Потрясите погремушкой рядом с малышом

Осторожно потрясите погремушкой справа и слева от ребенка. Сначала сделайте это тихо, а затем громче. Спустя какое-то время малыш поймет, что звук, который он слышит, доносится откуда-то извне. Он начнет искать глазами источник звука. (Если в жестяную банку из-под сока положить несколько сухих горошин, получится отличная погремушка).

Развиваем осязание

Положите ребенку на ладошку палец или погремушку

Если вы вложите в ладошку ребенка палец или деревянную палочку, он обхватит их пальчиками.

Понимаем своего ребенка

Период младенчества – время, когда и ребенок и родители приспосабливаются друг к другу. Забота о малыше заставляет взрослых по-новому организовывать свой распорядок дня. Новорожденный как физически, так и психологически адаптируется к жизни вне материнского тела. Неотъемлемой частью этого процесса является саморегуляция ребенка. Он учится самостоятельно регулировать степень своей активности, так чтобы плавно переходить от состояния сна к бодрствованию и наоборот. В первые недели после рождения ребенка много сил у вас будет уходить на то, чтобы помочь малышу освоить эти переходные состояния.

Бодрствующий ребенок реагирует на звуки, пристально глядя на лица окружающих, и кажется, что у него внимательный и разумный взгляд. В такие моменты энергия малыша направлена на то, чтобы воспринимать информацию, и тогда у родителей появляется возможность заниматься и общаться с ним. Однако слишком интенсивные упражнения могут утомить ребенка. Новорожденный не может сам выйти из состояния возбуждения. Поэтому особенно важно, чтобы родители вовремя почувствовали, что малышу необходим отдых. Если его ротик морщится, кулачки сжимаются и он нервно перебирает ножками, значит пришла пора отдохнуть.

Периоды активности и покоя в жизни ребенка должны перемежаться. Правильно составив распорядок дня, вы поможете своему малышу естественным способом переходить от одного состояния к другому. После кормления, например, можно подержать его в вертикальном положении, прислонив к плечу, или, взяв на руки, тихонько покачать.

Иногда ребенок может прийти в состояние покоя и после сильного крика. Если проснувшийся малыш начинает капризничать и видно, что он вот-вот расплачется, родители, как правило, всячески пытаются этого не допустить. Однако в некоторых случаях целесообразнее будет дать возможность покричать как следует. Видимо, плач снимает у ребенка напряжение и помогает ему перейти из одного состояния в другое. Даже если сразу после дремы он заплачет, пропустив состояние спокойного бодрствования, наплакавшись он может обрести его.

Однако, как правило, новорожденному бывает очень трудно выйти из состояния крика без посторонней помощи. Всем детям нужно помочь успокоиться. Однако при этом к каждому из них необходим индивидуальный подход.

Одни дети затихают, если родители заботливо берут их на руки или заворачивают в теплое мягкое одеяльце. Другие, наоборот, раздражаются при любом ограничении свободы и гораздо быстрее успокаиваются, когда их кладут на плоскую поверхность, не укрывая и не препятствуя их движениям. Большинству детей нравится, когда их носят или качают. Однако к каждому малышу необходимо иметь свой подход. Подумайте, какие из перечисленных способов лучше всего подходят вашему ребенку:

Ходить по комнате, прижав малыша к плечу
Держать ребенка на весу, покачивая из стороны в сторону
Держать его у плеча и ритмично похлопывать по спинке
Положив ребенка себе на колени, ритмично двигать ими вверх и вниз или из стороны в сторону, или ласково похлопывать малыша по ягодицам
Сидя в кресле-качалке, положить ребенка лицом вниз себе на колени или, прижав к плечу, держать в вертикальном положении, медленно раскачиваясь
Быстро и ритмично раскачиваться в кресле-качалке
Положить ребенка в коляску и катать ее взад и вперед
Прогуляться, положив ребенка в коляску или в слинг/кенгуру
Положить ребенка в подвесной домашний гамачок и тихонько покачать
Покатать ребенка в машине

Звуки, так же как и движения, действуют на детей успокаивающе, но и здесь у малышей есть свои предпочтения. Некоторые быстрее успокаиваются, когда слышат непрерывные звуки тиканье часов, шум стиральной машины, звуки, имитирующие биение сердца, и т. д. Другие лучше реагируют на негромкий разговор, монотонное пение или тихий шепот. Есть и такие дети, которым нравится музыка -колыбельные, записи классических произведений, мелодии из музыкальных шкатулок.

До сих пор мы говорили о том, как заботливые и любящие родители помогают новорожденным адаптироваться в жизни вне материнской утробы. В свою очередь ребенок также оказывает влияние на жизнь взрослых. Он помогает им приспособиться к их новой роли – родителей. С рождением ребенка они приобретают новый социальный статус, и между ними и малышом строятся очень тесные отношения.

Ребенок может сообщить о своем внутреннем состоянии только двумя способами – улыбаясь и плача. Процесс развития этих способов практически одинаков. В первые недели жизни малыша они возникают как бы сами собой, что отражает его реакцию на те физиологические процессы, которые происходят в его организме. Крик является признаком дискомфорта или боли, улыбка – свидетельством того, что ребенок находится в состоянии покоя и получает удовольствие. Постепенно баланс начинает смещаться. Плач и улыбки все больше регулируются внешними факторами, и в результате ребенок начинает, конечно, еще без слов, непосредственно общаться с родителями.

Особенно интересно наблюдать, как меняется улыбка в первые один-два месяца жизни ребенка. Первоначально блуждающая улыбка появляется на личике малыша во время сна. Затем в возрасте двух недель он начинает улыбаться, когда его глаза открыты, что обычно происходит после кормления. При этом улыбка, как правило, сопровождается стеклянным отсутствующим взглядом. К третьей-четвертой неделе в улыбке происходят качественные изменения. Ребенок реагирует на громкий голос родителей, с которыми у него устанавливается визуальный контакт, и в конце концов младенец награждает взрослых вполне осознанной улыбкой.

Ребенок, который большую часть времени доволен, спокоен и находится в контакте с окружением, вселяет в родителей уверенность и оптимизм. Нервный и капризный малыш, которого нелегко успокоить, несмотря на заботливое отношение взрослых, доставляет им гораздо больше проблем. Те родители, у которых появился первенец, нередко связывают раздражительность ребенка с тем, что они неопытны и не умеют правильно с ним обращаться. Как только они поймут, что повышенная возбудимость малыша зависит от внутренних физиологических процессов, происходящих в его организме, они вновь обретут уверенность в себе. Это поможет им пройти через испытания, которые ожидают их в первые недели жизни ребенка. Методом проб и ошибок родители приобретают опыт и находят собственный способ успокаивать своего малыша – пеленать, энергично укачивать или же просто дать возможность ему какое-то время как следует покричать, пока он не уснет. Очень важно, чтобы родители с самого начала понимали, что трудности, испытываемые ребенком в первый год жизни, никак не связаны с особенностями его поведения и характера в будущем.

В течение первого месяца жизни малыша большинство родителей испытывают подчас отрицательные эмоции. Молодая мать, страдающая от постоянного детского плача, измученная родами и бессонными ночами, может впасть в депрессию или стать раздражительной по отношению к другим членам семьи. Отцу, несмотря на его горделивую улыбку, может иногда казаться, что младенец не только ограничивает его свободу, но также лишает внимания и заботы жены. По мере того как дети взрослеют, их сон длится дольше, а родители приспосабливаются к другому распорядку дня. По окончании первого трудного периода, когда только складываются отношения между родителями и малышом, члены семьи в полной мере смогут вознаградить друг друга радостью общения.

Повседневные дела

Время кормления

Сохраняйте хорошее настроение

Независимо от того, кормите вы ребенка грудью или из рожка, старайтесь делать это так, чтобы и ребенок и вы чувствовали себя спокойно и удобно. Помните, что малыш лучше вас знает, когда он уже насытился, поэтому не делайте попыток заставить его съесть еще немножко. Избегайте принуждения, чтобы не потерять доверие ребенка.

Протяните руку и дотроньтесь

Пока малыш ест, ласково поглаживайте ему головку, плечи и пальцы рук, тогда кормление у него будет ассоциироваться с вашими нежными прикосновениями. Некоторые дети во время еды любят слушать пение, а другие, услышав мамин голос, перестают сосать. Если вашего ребенка легко отвлечь, отложите пение на время перерыва в еде или пока малыш будет срыгивать.

Купание

Первые ванночки

Купайте малыша в детской ванночке. (Посоветуйтесь с доктором, прежде чем купать ребенка в первый раз.) Во время купания тихонько напевайте, ласково потирая его мягкой губкой или тряпочкой. Если ребенок скользит и ему нужна мягкая подстилка, положите на дно ванночки полотенце.

Общение через прикосновения

После купания хорошо заняться массажем. Используя детский крем или растительное масло, осторожно помассируйте малышу плечи, руки, ноги, ступни, спину, живот и ягодицы. Продолжайте делать это, пока ваш ребенок находится в хорошем расположении духа.

Пеленание-одевание

Поцелуи в животик

Меняя малышу пеленки, ласково поцелуйте ему животик, пальчики на руках и ногах. Эти нежные прикосновения помогают ребенку научиться осознавать части своего тела. При этом он не только ощущает свое тело, но и чувствует вашу любовь.

Разденьте ребенка

Не кутайте малыша. Если в комнате 20-25 градусов, он будет хорошо себя чувствовать в легкой рубашечке и пеленке. Дети перегреваются, потеют и ощущают дискомфорт, если их одеть слишком тепло.

Время отдыха

Включите ребенку радио

Укладывая малыша в кроватку, включите радио, магнитофон или заведите музыкальную шкатулку. Тихая музыка успокоит его.

Запишите на пленку шум стиральной машины

Вместо того чтобы покупать дорогостоящую игрушку, издающую звуки, запишите на пленку шум посудомоечной или стиральной машины. Монотонный гул, который слышит ребенок, поможет ему успокоиться и заснуть.

Дайте малышу музыкальную игрушку

Если с самого раннего возраста в сознании ребенка связывать время сна с мягкой музыальной игрушкой, она станет неотъемлемым элементом этого процесса.

Становясь старше, некоторые дети сопротивляются, когда их кладут в кроватку, а эта игрушка поможет им успокоиться и заснуть.

Используйте пустышку

Перед сном дайте малышу пустышку. Дети, которые с раннего возраста привыкли к пустышке, умеют засыпать самостоятельно. Если ваш ребенок отказывается от соски, то сначала ее можно класть ему в рот только на несколько минут, пока он не привыкнет. Если малыш продолжает упорствовать, найдите другой способ.

Прогулка в коляске

Если погода позволяет, возьмите ребенка погулять, катая его в коляске. Постоянное движение поможет ему заснуть.

Игра теней

Ночью дети часто просыпаются. Оставьте гореть ночную лампу – мягкий свет позволит ребенку наблюдать за причудливыми очертаниями окружающих предметов.

Пеленки и мягкие подушки

За последние несколько месяцев утробного состояния ребенок привык спать в тесноте. Поэтому он будет хорошо себя чувствовать, если его запеленать или обложить подушками. Во многих магазинах продаются подвесные гамачки, которые можно укрепить внутри обычной детской кроватки. Некоторые из них снабжены специальным устройством, создающим у ребенка иллюзию биения материнского сердца. Ритмичные звуки напоминают малышу те, которые он слышал, находясь в утробе матери; это успокаивает его, и он засыпает.

Игры с новорожденными

19 игр для грудничков - играйте и развивайтесь!

Организовать игру для самых маленьких бывает непросто даже родителям со стажем. Что уж говорить о молодых и неопытных! Постараемся помочь и тем и другим. А главное - позабавим малюток! Ведь игра для них - это возможность успешно расти и развиваться.

1. Игры с детьми от 0 до 1 месяца
- «Игрушки-погремушки». Уж чего-чего, а игрушек для младенцев сейчас - пруд пруди. И все такие красивые, забавные. Показывая игрушки новорожденному, можно заметить, что его привлекают погремушки ярких цветов: красные, жёлтые, оранжевые. Но он ещё не может долго смотреть на них: взгляд «блуждает». Для малютки важен и размер игрушки. Если это будет пластмассовый медведь величиной с самого ребёнка, то «охватить» его взглядом крохе вряд ли удастся. Стоит ограничиться в показе игрушками небольших размеров.

- «Игрушка на палочке». Зрительному сосредоточению ребёнка надо учить. Если мама будет показывать игрушку, расположив её рядом со своим лицом, кроха вряд ли остановит на ней взгляд: лицо мамы для него более привлекательно. Поэтому лучше, если мамочка прикрепит игрушку к длинной палочке (стержню). В этом случае в поле зрения ребёнка окажется только игрушка. Лучше взять яркую, диаметром примерно 7-10 см. Имейте в виду, что в зависимости от погоды, ребёнок будет по-разному реагировать на цвета. В солнечный и светлый день он предпочтёт следить за зелёной, фиолетовой или синей игрушкой, а вот в пасмурный и дождливый - за красной, жёлтой или оранжевой.
Итак, игрушка выбрана, прикреплена к палочке. Пора приступать к игре. Уложите малютку на спину (в кроватке, в коляске или в колыбельке). На расстоянии 60-70 см от глаз малютки расположите игрушку, закреплённую на палочке (стержне). Задача взрослого - привлечь к ней внимание крохи. Не торопитесь сразу же перемещать игрушку. Малыш должен её увидеть и зафиксировать на ней свой взгляд. Увидел? Начинайте двигать игрушку: вправо, влево, вверх, вниз. Помните, что ближе, чем на 20-30 см к лицу ребёнка игрушку приближать не следует. Не исключено, что новорожденный будет следить за игрушкой, движущейся в определённом направлении, например, перемещающейся вправо. Ничего страшного. Если игры будут регулярными, то на 5-6 день он научится следить за игрушкой, движущейся в любом направлении!

- «Колокольчик». Если ребёнок, несмотря на проводимые игры, по-прежнему не следит глазами за игрушкой, попробуйте привлечь его внимание каким-нибудь звучащим предметом, например, колокольчиком или погремушкой. Их звучание не должно быть слишком резким и громким. Мелодичный звон наверняка понравится крохе. Демонстрировать колокольчик (погремушку) придётся на вытянутой руке (вызывая звон колокольчика или погремушки), но взрослый при этом не показывает своего лица. Научившись следить за предметом, издающим звук, малютка будет искать его глазами, едва заслышав знакомую трель. Это произойдёт к концу 1-го месяца. Таким образом, с помощью подобных игр, вы заложили у ребёнка основы для развития зрительного и слухового сосредоточения.

- «Музыкальные мобили». Прикреплённые к кроватке или над игровым ковриком музыкальные мобили с движущимися игрушками также служат цели сосредоточения. Только жаль, что к игрушкам на мобиле малютка очень быстро привыкает и теряет к ним всякий интерес! Если такое случается, приходится менять «ассортимент». Понаблюдайте за реакцией крохи, когда декорации будут обновлены. Он тянется к новым игрушкам, широко раскрывает глаза? Очень хорошо! Значит, новая забава его заинтересовала. Возможно, наибольший интерес вызовет игрушка какого-то определённого цвета. Возьмите это на заметку. Каждые 4-5 дней меняйте игрушки-подвески. «Любимый» цвет будет вызывать у малютки не только «комплекс оживления» (забавные дрыганья ручками и ножками), но и улыбку.

- «Речевое сопровождение». Неизменным фоном любых контактов с малюткой в период его бодрствования должен быть голос взрослого. Игры, кормление, купание, переодевание должны сопровождаться ласковыми словами, забавными приговорками. Всё это можно найти на нашем сайте в разделах:«Потешки, пестушки и колыбельные», «Становление речи у ребёнка (дети от рождения до года)».

2. Игры c детьми от 1 до 3 месяцев
В этот период приоритетным по-прежнему является эмоционально-личностное общение с ребёнком. Оно может происходить не только во время игры, но и в любой момент его жизни, будь то купание, кормление, одевание или массаж. Игровые приёмы во время этих режимных моментов направлены:
- на развитие общих движений;
- на развитие пальчиков (тонкой моторики рук);
- на активизацию зрительных, слуховых и тактильных (кожных) ощущений.
Кроме уже освоенных игр с движущимися и звучащими игрушками, родители могут организовать и что-нибудь новенькое.

- «Хватанюшка». Примерно до 1-2-х месяцев пальчики грудного ребенка по большей части сжаты в кулачки. (И это вполне естественно!) Если же взрослый станет насильно разжимать кулачок, чтобы вложить игрушку, то это вызовет неудовольствие ребёнка. Научите малютку самостоятельно хватать предметы. Этому поспособствуют специальные игры. Но сначала добейтесь того, чтобы кулачки расслабились и пальчики освободились. Ласково, с приговариванием, погладьте тыльные стороны ладошек крохи. Ручки сразу же превратятся в «солнышки»: выпустят пальчики-лучики (это произойдет рефлекторно). Поймав момент, вложите в правую ручку крохи погремушку с удобной ручкой. Он тотчас же намертво схватит её (опять же рефлекторно). Возьмите ручку малыша вместе с погремушкой и погремите: «Вот какая славная игрушка! Как она гремит? Вот как!» Проделав это упражнение в течение нескольких дней, вы добьетесь того, что кроха в какой-то момент сам попытается схватить любимую игрушку и погреметь ею. Подвешивайте понравившуюся погремушку над кроваткой или в коляске с тем расчетом, чтобы ручка малютки могла до неё дотянуться.

- «Киса-мурыса»: взрослый одной рукой удерживает руку малютки в районе запястья ладонью вниз, а другой рукой мягко и нежно проводит снизу по ладони малыша, пытаясь раскрыть, «распушить» пальчики. Если и тогда рука крохи будет в тонусе, а пальцы плохо раскроются, проведите кистью малютки по какой-нибудь поверхности или по руке взрослого, стимулируя раскрытие ладошки. Важно, чтобы «распушились» все пальчики, в том числе и большой. Это достигается не с первого раза. Проявите терпение, осторожно простимулируйте отведение большого пальца крохи от ладони - в сторону. Но без фанатизма! Насильно преодолевать повышенный мышечный тонус у детей первых месяцев жизни нельзя. В норме он должен снизиться только после 3-х месяцев.

Наконец, ладошка малютки полностью раскрылась. Пошлёпайте ею по поверхности стола, по простынке, по одежде. Наконец, сыграйте в «Ладушки», активизируя таким образом тактильные и кинестетические ощущения крохи.

- «Два этажа». Если раньше игрушки над ребёнком располагались на одном уровне, то теперь можно использовать два. Это легко сделать в кроватке с решетчатыми боковинками. Одну гирлянду с игрушками-погремушками прикрепите на высоте 60-70 см над грудью ребёнка, а другую - на расстоянии 10 см над его животиком. Таким образом, в поле зрения крохи будет верхняя подвеска. Он её видит, тянется к ней, но задевает гирлянду из погремушек над животом. Она издаёт звук, который привлечёт внимание ребёнка. Он ещё не понял, каким образом появился этот звук и почему нижняя гирлянда начала раскачиваться. Малютка замирает, а затем вновь энергично взмахивает ручками. Звук повторяется. Теперь ребёнок осознаёт, что всё двигается и звучит в результате его действий, и он совершает их вновь и вновь, уже целенаправленно.

- «Звонница». Это ещё одна игра для вашего малютки. Закрепите на верёвочке бубенчики или колокольчики с мелодичным звучанием. Подвесьте эту «звонницу» над колыбелькой на расстоянии 60-70 см от лица малютки. К верёвочке привяжите широкую и яркую атласную ленту, конец которой должен свободно свисать и быть доступен ручкам крохи. Наклонитесь над колыбелькой, заговорите и улыбнитесь малышу. Он тотчас же проявит «комплекс оживления»: задрыгает ручками и ножками. Возьмитесь за ленточку и приведите в действие весь звучащий «комплекс». Если малыш не испугался звона и настроен оптимистично, повторите своё действие. А теперь проведите концом ленты несколько раз по тыльной стороне правой ручки крохи. Что произойдёт? Правильно, она раскроется! Вложите в неё конец ленты. Взяв кулачок ребенка, подергайте вместе с ним за ленту, приводя в работу «звонницу». Очень весело! Если подобное занятие понравится малютке, он и сам попытается освоить искусство «звонаря» и, ухватив конец ленты, начнет приводить в действие свой «оркестр». Но помните, оставлять малютку наедите с этим комплексом небезопасно: он может запутаться в ленте. Поэтому эта игра проводится под неусыпным контролем со стороны взрослого.

- «Иди, иди сюда!». Когда малыш научится держать голову, во время игр его можно выкладывать на животик. Расположите перед малюткой на расстоянии примерно 1 м красивую и яркую игрушку, например, кошку. Когда он сконцентрирует на ней своё внимание, переместите игрушку в сторону: «Ой, кошечка убежала!». Малютка повернёт вслед за игрушкой голову, развернёт всё туловище. Снова переместите игрушку, поставьте её так, чтобы кроха смог до неё дотянуться. Взрослый при этом демонстрирует манящий жест рукой и говорит: «Иди, иди сюда, киса!». Ребёнок попытается дотянуться до игрушки рукой. Возможно, он издаст какие-то звуки, начнёт гулить.

- «Маленькие ручки». Предваряйте все вышеперечисленные игры массажем рук малыша. Делайте это нежно, с ласковыми приговариваниями: «Вот какие красивые пальчики. Погладим большой пальчик, а теперь указательный, средний, безымянный, мизинчик…. А вот ладошка: теплая, мягкая…». Сделав массаж на одной ручке, не забудьте и о второй. Основной приём при этом - лёгкое поглаживание. Направления: от кончиков пальцев - к запястью с наружной и внутренней стороны кисти; от запястья - к плечу. Особое внимание - пальчикам. Каждый необходимо поглаживать в отдельности: от кончика (подушечки, ногтевой фаланги) до основания, круговыми движениями. Длительность подобных процедур 5 минут (1 месяц), 10 минут (2-3 месяца). Количество повторов каждого массажного движения три-четыре. Напоминаем, что руки взрослого должны быть идеально чистыми, тёплыми, с подстриженными ногтями. Время проведения массажа - через 30 минут после кормления.

- «Меломан». Не меньший интерес вызывают у ребёнка мелодии. На тихой, спокойной музыке он затихает, успокаивается. Громкая и ритмичная мелодия вызывает у него всплеск двигательной активности, беспокойство. Поэтому старайтесь окружать малыша тихими и спокойными звуками. Они в большей степени вызовут его слуховое сосредоточение. Да и в дальнейшем, избегайте не только громкой музыки и речи, но и игрушек с резкими, неприятными звуками. Мелодии классической музыки, а отнюдь не тяжёлый рок должны сопровождать периоды бодрствования крохи.

3. Игры от 3 месяцев до полугода
В три месяца все движения крохи становятся более координированными и точными. Он учится согласовывать движения глаз и рук, тренируется в захвате предметов разной величины и формы, подстраивает под них свою кисть. Но все эти навыки приобретаются не вдруг, и не сразу, для их совершенствования нужны целенаправленные игры.
Подбирайте для игр предметы, которые малютка сможет схватить и удержать. Время удержания сначала будет недолгим. Поэтому взрослый несколько раз берёт и вкладывает игрушку (предмет) в руку крохе. Во время захвата слегка тянет за игрушку, вызывая у ребёнка мышечное усилие: «Тянем-потянем! Ох, какой сильный малыш!». И так - несколько раз.

- «Киндер-сюрпризы». Если в семье есть старший ребёнок, то недостатка в футлярах от этого лакомства не будет. Наверняка, каждое посещение магазина заканчивается его покупкой. Если кроха в семье пока единственный, поставщиками заветных пластмассовых яиц станут ваши знакомые и близкие. Насколько это универсальное средство для развлечения малютки, вы сможете вскоре убедиться. Величину футляров подбирайте сообразно возрасту малютки и размеру его кисти: забава должна удобно располагаться в руке, но не помещаться в рот! Было бы утопией думать, что малыш не потянет футляр в рот, особенно, если у него режутся зубки. Пластмасса легко моется, так что в плане чистоты проблем не будет. Теперь - о безопасности. Современные детки такие ловкие, что открыть футляр для них не составит труда. Края у половинок киндер-сюрприза могут быть острыми, поэтому взрослый контролирует ситуацию. Если внутрь яйца вы поместите какую-то «гремелочку» (горох, фасоль, бусинки и т.д.), то придётся футляр обшить тканью. Это даже и к лучшему. Если взять несколько футлярчиков и обтянуть их разной тканью, - получатся великолепные тренажёры для развития кинестетических (кожных) ощущений крохи. Но позволять крохе всё это мусолить во рту уже нежелательно. Подобными тренажёрами можно: греметь, звенеть, кидаться, их можно катать, бросать и ловить. Поверьте, для грудничка подобные занятия очень увлекательны! Только не забудьте по окончанию игры похвалить малютку, погладить его ручки.

- «Колечки». Мамины или папины золотые и серебряные кольца для этой игры не подойдут, а вот пластмассовые или деревянные колечки от пирамидки - идеальны! Их диаметр - от 5 см и больше (главное, чтобы в рот не помещались!). Перебирая колечки разной величины, малютка приспосабливает к ним свой кистевой захват, учится манипулировать предметами, перекладывает их из одной руки в другую. Подобные движения в результате игр появляются даже у четырёхмесячного крохи.

- «Стройка». С 5-ти месяцев в руки малютки вкладывают предметы «неудобной» формы: призмы, бруски, цилиндры, кубы. Под это дело можно приспособить детские кубики, игровой строительный материал, коробочки от парфюма и косметики, куски поролона. Все найденные таким образом формы можно обшить тканью разной фактуры. Для чего это делается, вы уже знаете (для развития кинестетических ощущений). Только не вываливайте всё это «форменное» разнообразие разом в кроватку малютки. Ведь тогда оно превратится в «форменное безобразие» и подобие свалки! Каждый предмет (в отдельности!) рассматривается и обыгрывается совместно с малышом. Допускается сравнение и разглядывание двух форм.

4. Игры от 6 месяцев до 1 года
- «Стройка века». Теперь в играх с ребёнком ещё более активно используются всевозможные игрушки и бытовые предметы. «Стройка века» тоже продолжается. Когда малышу исполнится полгода, он, совместно с взрослым, сможет строить из нескольких форм домик, башню, гараж. В детской начнётся настоящий строительный бум. Научившись ползать, кроха будет таскать на свою «стройку» всё, что попадётся ему под руку. Ваша квартира превратится в настоящий шедевр его раннего детского зодчества. Да, не обойдётся и без слёз, если мама или папа начнут уничтожать то, что, на их взгляд, уродует интерьер квартиры, а с точки зрения крохи представляет несомненный интерес. Мириться с «точечной застройкой» родителям придётся ещё очень долго (некоторые малыши не расстаются с профессией «строителя» до школы!).

- «Зеркало». Артикуляционные игры надо начинать аккурат в районе полугода. Малютка уже пробовал и раньше «зеркалить» ваши движения: высовывал язык, жмурился? Прекрасно! Взрослый строит всевозможные гримасы, малыша это очень забавляет, он и сам не прочь всё это повторить. Например: «Ехали мы ехали, ехали в Орехово, на лошадке вороной: цок, цок, цок (взрослый цокает языком, малыш пытается повторить). Остановим лошадку: тпру!» (с силой подуть на губы, вызывая их вибрацию). Для появления речевых звуков подобные игры не пройдут даром, и в скором времени вы в этом убедитесь.

- «Ёмкости». Не меньший восторг у ребёнка до года вызывают всевозможные коробочки, шкатулочки, кастрюльки. Они состоят как минимум из двух частей, значит, их можно: открывать, закрывать, наполнять. А ещё - громыхать ими и прятать в них что-то меньшее по размеру. Что малыш с успехом и будет делать под вашим чутким руководством. Руководство это выражается не только и не столько в том, что взрослый даёт ценные указания: что делать и как делать, но и обыгрывает, оречевляет каждое действие (своё и крохи). Когда эти игры-манипуляции с домашней утварью будут освоены, можно смело доверять малышу матрёшку и специальные игровые формы-вкладыши.

Когда в семье появляется ребёнок – это огромная радость, бессонные ночи и колоссальная ответственность родителей за здоровье и развитие малыша. Успешное развитие ребёнка до года зависит от многих факторов, но основным из них является то, как с рождения занимаются с ребёнком, сколько времени ему посвящают, какие развивающие игры и занятия используют, а также то количество любви, которое направлено на маленького человечка.

Не бойтесь проявить излишнюю нежность – это никак не может повредить психологическому состоянию карапуза. А внимание к ребёнку, развивающие игры до года и всевозможные игрушки помогут ему увереннее перейти годовалый рубеж навстречу интересному и пока загадочному миру.

Какие развивающие игрушки выбрать ребёнку до года?

1) Все игрушки для детей до года должны иметь яркую окраску и чёткие очертания, рисунок: если это собака, то она должна быть похожа на собаку! Игрушки разных цветов позволят малышу различать первыми именно такие цвета.

2) Прочность и безопасность. Игрушками стучат, их бросают, их кусают и обсасывают, а значит, материал, из которого они изготовлены, должен быть безопасен.

3) Разнообразие материалов для игрушек – игрушки для ребёнка до года можно выбрать из разного материала (пластмасса, ткань, дерево, резина)

4) Простота выбора игрушки. Учитывая, что новорождённый ничего не знает об окружающем его мире, любой предмет может стать объектом исследования (ложки, баночки, бусы мамы).

5) Ограничение количества игрушек для одного раза. Предложите две — три и поменяйте их через недельку, чтобы они не успели надоесть малышу.

Что нужно знать маме про игру с ребёнком до года?

1) При первом опыте игры, да и вообще все действия малыша неуклюжи и медленны. Многие родители пытаются помочь ему, чем только расстраивают карапуза, который должен сам исследовать каждый интересный объект. Предоставьте ему такое право: пусть не быстро и не с первого раза, но малыш освоит любую игру и игрушку. Не надо его торопить и пытаться форсировать процесс.

2) Попробуйте вызвать интерес к игрушке. Если ребёнок пассивно лежит, не стоит вкладывать игрушку в его ручку, пусть он сам попробует дотянуться и взять её.

3) Место для игры может быть где угодно: на диване, в кроватке, на полу, в стульчике для кормления и даже в «кенгуру». Малыш обследует новые места и запоминает окружающий мир.

Развивающие игры для ребёнка в 1 месяц (игры и потешки для новорожденного)

Разговор с ребёнком. Говорите с малышом постоянно, когда заходите в комнату, когда переодеваете или купаете его. Меняйте интонацию и тембр голоса. Тихий голос успокоит, а громкий — привлечёт внимание.

Мамино лицо. Когда ребёнок сфокусирует взгляд на мамином лице, медленно двигайтесь в разные стороны – малыш будет поворачивать за вами голову и следить взглядом.

Наблюдатель. Возьмите яркую игрушку и водите ею перед лицом малыша из стороны в сторону, по кругу, по вертикали. Расстояние от лица должно быть примерно 25-30 см. Когда ребёнок сможет взглядом следить за одним направлением движения, дайте ему отдохнуть. Потом попробуйте другое движение.

Я слышу маму. Когда вы идёте по комнате, где лежит ребёнок, подайте голос и позовите по имени карапуза. Меняя направление – отзывайтесь каждый раз. Малыш учиться следить за вашим передвижением и развивает слух.

Не забудьте про массаж, в этом возрасте он не менее важен, чем развивающие игры для новорожденного. Чем чаще вы прикасаетесь к телу ребёнка (во время переодевания, кормления, купания), тем спокойнее и увереннее чувствует и ведёт себя ребёнок.

Развивающие игры для ребёнка в 2 месяца

Колокольчик. В два месяца ребёнок поворачивает головку, лёжа на животе, слышит и различает звуки. Позвонив в колокольчик, повесьте его на одной из сторон кроватки, сверху. Потом, услышав звоночек, малыш будет поворачивать головку в ту сторону.

Ласковые варежки. Во время бодрствования карапуза погладьте его ручки разными образцами ткани: вязаными варежками, шёлковым платочком, кусочком меха. Это поможет формироваться осязанию ребёнка.

Попрыгун. Пришейте к любой мягкой игрушке резинку и подвесьте над кроваткой. Пусть игрушка «попрыгает», а малыш будет с интересом следить за ней взглядом.

Стишки. Пора начинать знакомит ребёнка с простенькими стишками, потешками, песенками и прибаутками. Есть прибаутки на любое действие: на массаж (потягушечки, порастушечки), на купание (Водичка, водичка, умой моё личико: чтобы глазки блестели, чтобы губки алели, чтоб кусался зубок, улыбался ротик). Ребёнок с удовольствием будет отвечать вам гугуканьем».

Фигурное плавание. Положив голову ребёнка на ладонь, попробуйте «поводить» его по поверхности воды в разные стороны, описывая восьмёрку, вправо-влево. Эта развивающая игра для ребёнка в 2 месяца поможет пространственному ориентированию малыша, а такая близкая ему водная среда поможет снять гипертонус и просто доставит удовольствие.

Развивающие игры для ребёнка в 3 месяца

Занятия на мяче. Ребёнок уже может достаточное время лежать на животике и какое-то время держать головку. Положив его на большой надувной мяч, покачайте его вперед-назад, осторожно, вправо-влево. Развивается ориентация в пространстве и вестибулярный аппарат.

Возьми игрушку. Положив малыша на живот, разложите передним 2-3 яркие игрушки и погремите ими. Если карапуз пытается дотянуться до одной из них, подставьте ладонь под стопу ножки – почувствовав опору, будет попытка оттолкнуться. Эта развивающая игра для ребёнка 3 месяца поможет ему раньше начать ползать.

Слушаем музыку. Включайте разную музыку: весёлые детские песенки, классическую, колыбельные. Старайтесь в такт звучания совершать какие-то действия (хлопать в ладоши, кружиться с ребёнком на руках, раскачиваться, подпевать).

Чудо-браслет. Наденьте на ручку (или ножку) малыша браслет из трикотажной ткани, на которой нашиты колокольчики, бубенчики. Развитие координации, изучение своих ручек и ножек, а также ориентация в пространстве будет намного интересней.

Не забывайте про массаж! С потешками и стишками.

Развивающие игры для ребёнка в 4 месяца

Ответь мне. Мама наклоняется над ребёнком и нараспев повторяет стишки с долгими гласными буквами (Петушо-о-ок, петушок, золотой гребешо-о-ок). Получается чёткое произношение гласных. Ребёнок в ответ будет «гулить».

Отдай игрушку. Взрослый берёт игрушки с разной фактурой и поочерёдно вкладывает их в ручки малыша, лежащего на спине. В развивающей игре следует обратить внимание на правильный захват, а именно положение большого пальца руки. Легонько забирайте игрушку и давайте другую. Происходит подготовка для мелкой моторики – напряжение и расслабление ручки, изучаются разные материалы.

Зеркальце. Если у вас есть игрушки с отражающими зеркальными вставками, закрепите их на кроватке. На расстоянии примерно 25 см от личика ребёнка. Рассматривать своё отражение очень интересно и в таком возрасте.

Мобили. Их можно развешивать и раньше, с 2-х месяцев. Развивается мелкая моторика, умение сосредоточить взгляд, тактильные ощущения. Развешивать можно не только игрушки, но разные бытовые предметы (бутылочки, щетки, ложки, фигурки зверей и птиц).

Ребёнок пытается или уже умеет переворачиваться на живот и обратно. Хвалите его и предлагайте первые книжки с большими яркими картинками.

Развивающие игры для ребёнка в 5 месяцев

Мячи. Тряпичный : с его помощью развивается хватательный навык, координация движений рук и глаз. С пупырышками поможет развить мелкую моторику. Со встроенным бубенчиком – развитие слуха. А чуть позже, в 6 месяцев малыш обычно уже сам может играть с мячом, лёжа на животе или сидя на руках у мамы.

Спрятался. Развивающая игра для ребёнка 5 месяцев «ку-ку». Мама прячется от ребёнка за свои ладошки и потом с возгласом «ку-ку», открывает их.

Попрыгаем. Малыш с удовольствием стоит на ножках, если его придерживать. Читая ему стишок, давайте ему приседать и подпрыгивать. Обязательно придерживайте ребёнка.

Называем игрушки. Протягивая разные игрушки, чётко называем их и отдаём ребёнку. Тренируется память и развиваются тактильные ощущения.

Развивающие игры для ребёнка в 6 месяцев

Кнопочки на игрушках, коробочки. Открывание-закрывание коробочек, нажатие на кнопки обычно очень нравятся малышам в таком возрасте.

Ладушки. Классическая игра в ладошки со стишками.

Все интересующие предметы. Начался период активного исследования и если это не опасно для здоровья, позволяйте ребёнку брать и трогать различные предметы и вещи. Исследуя мир, мы развиваемся.

Развивающие игры для ребёнка в 7 месяцев

Мешочки с крупой. Маленькие мешочки, наполненные различными крупами (гречка, горох, фасоль, рис). Дайте их вашему малышу и они помогут в развитии мелкой моторики, дают возможность исследования, их можно хватать, жевать, бросать.

Молоточек. Игрушка с пищалками на концах. Детки в 7 месяцев любят стучать такими игрушками об пол. Весело и полезно для координации движений.

Барабан. Любая кастрюлька, миска и деревянная ложка подойдут для игры. Малыш ударяет по разным «барабанам» и слышит разницу в звуках. Полезно для развития слуха и логики.

Книжки и кубики из ткани, «шуршалки» вызовут интерес, разовьют внимание, полезны для мелкой моторики. Показывайте книжку ребёнку, потом он сможет рассматривать её сам.

Развивающие игры для ребёнка в 8 месяцев

Пластиковые бутылки с крупами или водой. Их можно крутить и трясти. Звук и вид перекатывающейся крупы или булькающей воды стимулируют развитие зрения и внимание.

Музыкальные игрушки. Помогут развить мышление и слух. Ребёнок поймет связь между действием и полученным результатом: нажав на кнопку, выскакивает игрушка или играет музыка.

Кубики, посуда, пищащие игрушки. Все, что можно уронить на пол. Развивается способность к познанию и мелкая моторика. Немного позже, примерно в 9 месяцев, можно немного усложнить эту развивающую игру и учить кидать предметы специально (мяч в ведёрко, игрушку в коробку).

Свет. Если есть настольная лампа, позвольте малышу включать и выключать её, нажав на кнопку или потянув за шнурок торшера. Действия озвучивайте: «Свет загорелся!» «Выключили лампочку!»

Третий лишний. Дайте в руки малышу две игрушки. А затем предложите ещё одну. Заинтересованный ребёнок должен сообразить освободить одну руку, чтобы взять предложенную игрушку.

Развивающие игры для ребёнка в 9 месяцев

Игрушки для ванной. Ребёнок достаточно хорошо сидит и может самостоятельно купать утят и корабли в ванной. Помогите ему – покажите, как плавают и ныряют игрушки.

Пирамидки и кубики. Несложные пирамидки с малым набором колец. Развивает моторику, познание, синхронизацию действий глаз и рук. Из кубиков учим строить башню и разрушаем «Бабах!»

Матрёшки развивают моторику и формируют понятие размера. Показывайте малышу, какая фигурка маленькая как она прячется в большую.

Коробка с отверстиями для проталкивания игрушек внутрь. Е сли уже всё спрятали, пусть ребёнок попробует открыть коробку и найти, куда подевались все игрушки. Похвалите его обязательно.

Копилочки. Коробочки или баночки с прорезями, в которые можно класть мелкие предметы (пуговицы, прищепки, шарики).

Развивающие игры для ребёнка в 10 месяцев

Машинки на устойчивой основе. Купите вашему десятимесячному малышу подвижную машинку на колёсиках. Покажите, что если её толкнуть, она укатится по полу. Для такой развивающей игры великолепно подойдут инерционные машинки. Катание вперёд и назад учат совершать базовые движения, необходимые и девочкам, и мальчикам.

Игрушки музыкальные (барабан, пианино). Происходит развитие слухового восприятия, координации. Играть лучше под стишки или песню.

Конструкторы. Несложные варианты развивают моторику, логику, мышление.

Тряпочные игрушки или куклы, у которых крупные черты лица. Игра познакомит ребёнка с названиями части тела, лица. Предложите показать, где у куклы глазки, носик. Если у малыша не получается показывать, делайте это вместе с ним, водя его ручкой и указывая названные части лица.

Развивающие игры для ребёнка в 11 месяцев

Каталки. Игрушки на колёсиках, которые на прогулке можно везти впереди себя (колесо, бабочка). Учат ходьбе, равновесию, понятию опоры и движения.

Игрушки с механическим заводом (машинки, поезда, мышки). Развивают моторику и логику. Предложите малышу самому завести игрушку.

Игрушки со спортивным уклоном (качалка в виде коня, машинка, на которой можно ехать сидя). Развивается координация, навыки ходьбы, бега. Эта развивающая игра для ребёнка в 11 месяцев должна проводиться под присмотром взрослых . Благодаря ней ребёнок постигает ориентацию тела в пространстве.

Развивающие игры для ребёнка в 12 месяцев

Кубики, мячи, прищепки, рисование, лепка – это всё можно смело предлагать маленькому исследователю.

Грабли. Рассыпьте по столу не крупные игрушки и покажите, как можно песочными грабельками всё сгребать в кучку или со стола в коробку.

Ботинок. Предложите ребёнку самому надеть ботинок. Помогайте ему справится с этой задачей и обязательно похвалите его, даже если практически всё сделали самостоятельно. Это отличное упражнение для ребёнка до года на развитие моторики, терпения и самостоятельности.

Альбом с фотографиями родных, близких и самого малыша займёт его внимание. Узнавание лиц развивает память. Только проследите, чтобы малыш случайно не порвал и не помял ценные семейные фотографии.

Все развивающие игры до года по месяцам для конкретно указанного возраста можно использовать и позже, в возрасте постарше, главное – интерес к ним ребёнка. Не забывайте про музыку и массаж в любом возрасте – массаж полезен для здоровья, а музыка развивает творческое начало.

Появление ребенка в семье приносит радостные хлопоты вкупе с толикой тревоги.

Родителей беспокоит множество вопросов, их восприятие малыша всегда субъективно, мама и папа пытаются сравнивать развитие своего ребенка со средними, весьма условными нормами. Как он должен развиваться, почему так много спит, видит ли он, слышит ли…

Как играть с новорожденным, какие игрушки будут ему интересны и нужны ли вообще игрушки новорожденному? Беспокойство совершенно иррационально, поскольку не поддается контролю и возникает из-за невозможности понять свое ненаглядное чадо.

Надо ли развлекать младенца или как перестать беспокоиться

Еще неделю назад ваш малютка слышал и «видел» мир из благополучной «маминой колыбели», он был как бы в защитном «коконе», мир вне мамы был неинтересен и неопасен. Но состоялся «выход в свет», и теперь новорожденного окружают другие звуки, запахи, цвета, движения. Казалось бы, малютка должен «впитывать» новые ощущения всем существом своим, но он спит почти сутками, просыпаясь на «покушать». Что можно успеть в те минуты, когда он не спит? И надо ли его как-то развлекать, может, песенки петь или сказки рассказывать?

От рождения до месяца жизни

  • прежде всего, надо успокоиться и принять тот факт, что действительно в первый месяц жизни младенец будет много спать. Это период адаптации к новому состоянию, новорожденные тратят много сил на привыкание к другому образу жизни, поэтому им нужен крепкий сон. Когда младенец бодрствует значительную часть суток, но не плачет, оживлен и активен - это исключение, которое напрямую связано с его физиологией, причин для беспокойства нет. Если же отсутствие сна сопровождается криком, плачем - посещение педиатра не будет лишним;
  • конечно, есть и врожденные рефлексы, но все же малышу необходимо время на «перестройку» систем организма. За минуты бодрствования малыш должен получить самое главное - мамину любовь, тепло и защиту. Мамин голос, ее запах, улыбка, бережные прикосновения помогут младенцу адаптироваться быстрее. Специально настраивать себя на игру с ребенком одной-двух недель от роду бессмысленно, и беспокоиться о том, что вы упустите какой-то важный период для развития - не стоит. Скорее наоборот, чем больше вы будете стараться развлечь ребенка, тем быстрее он устанет, и тем острее будет реакция на утомление. Хорошо, если ваша попытка закончится только плачем малютки, но могут быть и более серьезные последствия;
  • потратьте время «НЕ сна» на гигиенические нужды (переодевание, подмывание, воздушные ванны), но при этом разговаривайте, пойте песенки, ребенку ваш ласковый спокойный голос необходим! Можно сделать легкий массаж или просто оставить лежать в кроватке, но при этом постоянно говорите с ним. Вы можете ничего не услышать в ответ, но ребенок вас услышит, это его зона комфорта, не лишайте его уверенности, максимально сохраните тот особый контакт, который объединял вас до его рождения;
  • будьте уверены, малыш видит, чувствует и слышит все, что происходит рядом с ним. Если он просто смотрит, как вам кажется, в «никуда», на деле в возрасте до месяца, младенец учится фокусироваться на объемном созерцании предмета. Вмешиваться в столь сложный процесс не надо, но и наблюдать постоянно одно и то же, каждый день - это уже не познание, не развитие, не развлечение, поэтому объект наблюдения надо менять.

Ребенок к месяцу четко не видит, он только учится фокусировать взгляд на крупных предметах, игрушках, движениях людей, поэтому не надо часто менять обстановку возле кроватки, лучше больше гулять с малышом. Разговаривайте, чаще берите его на руки, ходите с ним по комнате, даже танцуйте - потратьте время с пользой для малыша и себя.

Ребенок в 1 месяц может следить взглядом за предметом, поворачивать голову на звук, «петь» гласные звуки, отзываться на голос мамы подобием гуления. Он меньше спит, больше времени проводит в наблюдениях, значит, нужны игры, которые будут не только развлекать малыша, но и развивать. Развлекать малютку можно только в период хорошего настроения, когда его ничто не беспокоит, он здоров, сыт и всем доволен. В противном случае самая забавная игра будет только раздражать дитя. Слезы и крик - это лишь самая малая «награда» за игру в тягость.

Простые развивающие игры для младенцев до трех месяцев

Тактильные (игры-прикосновения) дают максимум впечатлений, во время такой игры можно поглаживать ненаглядное чадо по животику, касаться стоп, ладошек. Все игры подобного плана позволяют младенцу видеть лицо мамы и одновременно ощущать ее, слышать мамин голос. Во время игры надо напевать, дети превосходно чувствуют ритм попевок, потешек народного фольклора, мелодичность которых успокаивает. Мамы развлекают новорожденного играми-прикосновениями с момента рождения, первый раз взяли на руки - и вот он, контакт, понятный и близкий.


  • Возьмите малыша на руки, старайтесь быть в его поле зрения, пусть он смотрит на вас или хотя бы в вашу сторону. Лицо мамы - это главный объект изучения для маленького человека, гримасничайте, чаще улыбайтесь, медленно поворачивайте свою голову в стороны. Уже в 2 месяца в ответ на улыбку ребенок будет улыбаться сам, сможет следить за вашими движениями, поворачиваться на ваш голос.
  • Развлекать малютку можно и во время массажа или пеленания. Погладьте его ладошку, ласково пощекочите пальчики, назовите по имени, возьмите на руки и покачайте, прижмите бережно к груди - это развивает чувство защищенности и баланса. Добавьте музыку - ребенок сам «подскажет», какая музыка ему приятна. Покачайте его вверх-вниз («качели»), но не поднимайте младенца высоко, чуть выше маминых глаз. Пощекочите губами животик, ласково спросите «а чей это животик? Моего (имя) животик». Чтобы развлечь кроху не обязательно покупать сложные яркие игрушки, иногда достаточно тактильных игр с мамой.

Игры - наблюдения за мамой входят в развлекательный «рацион» ребенка почти с рождения, ее лицо он видит во время кормления, укачивания, гигиенических или лечебных процедур.

  1. Положите малыша в кресло-шезлонг для новорожденных, перенесите кресло на кухню, в моменты бодрствования дитя с удовольствием будет за вами наблюдать. Двигайтесь медленно, чтобы он успел зафиксировать взгляд на вас, покажите яркое полотенце, миску, блестящую ложку - это все интересно, занимательно и познавательно в соединении с вашими «рукодельными» попевками («я взяла ложку, она такая красивая, я буду помешивать кашу, а потом приготовлю…» - и дальше все в ритмичном темпе "ля-ля-ля, ля-ля-ля").
  2. Перенесите кресло в комнату, где вы отдыхаете, «расскажите», что вы будете делать. Да, скорее всего, младенец быстро уснет, но он будет рядом с вами, и когда проснется, снова увидит ласковое доброе лицо мамы (игра во время просыпания «кто у нас проснулся? (имя) проснулся, мамочку увидит, песенку услышит»). Импровизируйте, главное ваш голос, интонация, и немного названий предметов - это уже познание мира через ваши действия и слова.
  3. Наклоняясь над крохой можно напеть простые слоги (ля-ля-ля, гу-гу-гу, та-та-та), вы подготовите «почву» для гуления, он будет повторять следом за вами, но делайте все медленно, чтобы у малыша было время «сосредоточиться» на повторение.
  4. Цветные игрушки, мобили, развивающие коврики, гелевые шарики, неваляшки будут полезны трехмесячному малышу, но все дозировано, не в «утомляющем» избытке. Погремушку вкладывайте в ладошку малютки, он рефлекторно ее сожмет, потом откинет - это развитие моторной функции, чуть позже ребенок будет удерживать погремушку дольше, будет тянуться к ней (игры «посмотри, что у меня есть» с погремушками, колокольчиками, неваляшками и проч.). Чем проще форма подвесных игрушек, тем легче малышу будет их «ловить», тем дольше он будет играть сам.
  5. Надутые гелием шарики - это вообще находка для рассматривания, выбирайте одноцветные шарики, привяжите их к кроватке. Шарики будут двигаться от малейшего дуновения, кроха сможет наблюдать за ними долго, к тому же шарики одного цвета можно заменить или вообще убрать на время, а потом снова привязать, но уже поближе к малютке. Когда он сможет дотянуться до ленточки (обычно это происходит в два-три месяца), веселье продолжится - шарик будет «прыгать» даже при сжимании ленточки в кулачке.

На бумажных одноразовых тарелках можно нарисовать смешные рожицы, ребенок будет их рассматривать, если «личиками» двигать (на обратной стороне тарелки приклейте резинку, чтобы надевать на ладонь) - кроха будет следить за ними взглядом. Игры «Что это такое? Личико такое, улыбочка на личике, вот идет личико гулять…» и продолжайте импровизацию. Только однотонные игрушки, черно-белые или чуть позже цветные - это позволит малютке «увидеть» разницу цветов, можно даже заметить, какой цвет для него приятен больше других.

Любую «развлекалочку» держите на расстоянии в 40-50 см, не ближе! Можно взять в руки яркую погремушку и покачивать ею в стороны, когда кроха «увидит» игрушку - начать медленно двигать ее в стороны, чуть позже вверх-вниз. У всех новорожденных дальнозоркость, поэтому нельзя подвешивать мобиль непосредственно над головой младенца, повесьте его чуть впереди и выше. Можно сделать самодельную подвеску с погремушками, привязанными на разной высоте, и снова напевайте, привлекайте внимание крохи - «вот висит игрушка, игрушка погремушка, красивая игрушка, веселая игрушка».

Ребенок хорошо слышит с рождения, но находить источник звука не умеет. Развлекайте его звуком колокольчика, постукиванием барабанных палочек друг о друга, потопыванием во время «танцев» с крохой, и напевайте все, что вы делаете. Знакомство с миром идет быстрее, если мама вовремя начнет играть с младенцем.


Простые правила для любой игры

  1. Если видите, что кроха устал - срочно заканчивайте любую игру, а на время сна вообще убирайте игрушки, которые он может случайно задеть.
  2. Развлекать малютку звуковыми игрушками, мобилями, музыкой, звоночками во время бодрствования можно и нужно, но спать ребенок должен в тишине.

Простые игры, простые развлечения и мама - это все, что жизненно необходимо младенцу в первые месяцы, не надо ничего усложнять. Дитя вырастет быстро, успейте насладиться временем, когда ему не надо ничего, кроме мамочки.