Беременность  Блоги мам Болезни

Примеры общественных отношений. Система и сфера общественных отношений

Общественные отношения - это отношения, который возникают между людьми в процессе их жизнедеятельности. По сути, это вся совокупная деятельность людей, формы взаимодействия между ними. В более конкретном смысле можно сказать, что общественные отношения - это многообразные связи, возникающие между социальными группами, классами, нациями, а также внутри них в процессе их экономической, социальной, политической, культурной жизни и деятельности. Отдельные люди вступают в общественные отношения именно как члены или представители тех или иных социальных общностей или групп.

Структура общественных отношений может быть рассмотрена с разных точек зрения. В соответствии с марксистской концепцией, все общественные отношения делятся на материальные и духовные. Материальные отношения интерпретируются как базисные, возникающие без непосредственного участия сознания. Их характер определяется производительными силами общества. Духовные отношения понимаются как производные от материальных отношений. Они относятся к надстроечным, возникают и функционируют, проходя через сознание людей. К духовным отношениям относятся политические, правовые, нравственные и др. С точки зрения основных видов практики, структура общественных отношений будет представлена двумя типами отношений. Во-первых, - это отношения «люди - природа» (производственная практика, преобразование человеком природы). Во-вторых, - это отношения «человек - человек» (социально-историческая практика). Структура общественных отношений может рассматриваться и с точки зрения субъектов общественной жизни. В этом случае могут быть выделены отношения, возникающие между классами, социально-этническими общностями, конфессиями, социальными и возрастными группами, индивидами и т. д.

3. Нормы, регулирующие общественные отношения

В каждом обществе существуют нормы, регулирующие общественные отношения, - социальные нормы. Социальные нормы - это образцы, стандарты деятельности, правила поведения, выполнение которых ожидается от члена общества или социальной группы и поддерживается с помощью санкций.

Выделяют многие разновидности социальных норм. Основные из них - это обычаи, традиции, правовые и моральные нормы.

Обычаи - это правила социального поведения, передающиеся от поколения к поколению, воспроизводящиеся в определенном обществе или социальной группе, вошедшие в привычку, быт и сознание их членов.

Традиции - это элементы социального и культурного наследия, сохраняющиеся в определенных обществах, социальных группах в течение длительного времени, процесс социального наследования, его способы.

Правовые нормы - это установленные государством, законом общеобязательные правила поведения. В них, как правило, указываются условия их выполнения, субъекты регулируемых отношений, их взаимные права и обязанности, а также санкции в случае их нарушения.

Моральные нормы - это требования определенного поведения, основанные на принятых в обществе представлениях о добре и зле, должном и непозволительном. Они опираются исключительно на поддержку общества.

Различные авторы предлагают выделять в качестве самостоятельных и другие нормы, регулирующие общественные отношения: политические, религиозные, эстетические и др. Социальные нормы могут складываться стихийно или создаваться сознательно, закрепляться и выражаться в устной или письменной форме. Несмотря на большие различия между собой, социальные нормы имеют ряд общих черт: они являются правилами поведения людей в обществе, носят общий характер, т. е. обращены ко всем и каждому.

Общественные отношения являются предметом изучения множества научных дисциплин гуманитарного характера, таких как социология, социальная философия, социальная психология и др. Рассмотрим данное понятие подробнее, используя основные подходы к определению термина "общественные отношения" в социальных науках.

Для начала рассмотрим в отдельности термины "общество" и "отношения". "Социологический энциклопедический словарь" даёт такое определение: "общество" - сложившаяся в процессе исторического развития относительно-устойчивая система социальных связей и отношений между людьми на основе совместной деятельности, направленной на воспроизводство материальных условий существования и удовлетворения потребностей; Общество поддерживается в силу обычаев, традиций, законов и т.д. Таким образом, мы видим, что термин "общество" a priori предполагает отношения. Немецкий социолог Фердинанд Тённис, считает, что общество характеризуется противообразующими устремлениями его участников, рациональным обменом, расчётом, сознанием полезности и ценности. "Отношения" - взаимосвязь и характер расположения элементов определённой системы или одной системы по отношению к другой.

Таким образом, общественные отношения - это многообразные связи между социальными группами и структурами (классами, нациями и т.д.), а также внутри них; совокупность отношений политических, социально-экономических и др.

Всемирная энциклопедия даёт такое определение:

"Общественные отношения - многообразные, присущие обществу связи, устанавливающиеся между социальными группами, а также внутри них. Общественные отношения - важнейший специфический признак общества и вместе с тем то, что делает общество системой, объединяет индивидов и их разрозненные действия в единое целое, хотя оно внутренне и расчленено. Содержание и уровень общественных отношений весьма различны: как каждый индивид вступает в отношения, так и группы вступают в отношения между собой, и тем самым человек оказывается субъектом многочисленных и различных отношений.

Общественные отношения можно классифицировать в соответствии со сферой их реализации.

  • Ш Уровень социальных общностей:
    • · Классовые отношения
    • · Национальные отношения
    • · Групповые отношения
    • · Семейные отношения;
  • Ш Уровень занятия той или иной деятельностью групп:
    • · Производственные отношения
    • · Учебные отношения
    • · Театральные отношения;
  • Ш Уровень взаимодействия между людьми в группе:
    • · Межличностные отношения;

Можно даже выделять и внутриличностные отношения (например, эмоционально-волевые установки субъекта по отношению к себе или аффектные отношения к кому-либо).

Все вышеназванные виду представляют в совокупности систему общественных отношений. Специфика их заключается в том, что здесь не просто "встречаются" индивид с индивидом и "относятся" друг к другу но индивиды как представители определённых общественных групп (классов, профессий или других групп, сложившихся в сфере разделения труда, а также групп, сложившихся в сфере, например, политической жизни - политических партий). Функционируя как форма деятельности людей, общественные отношения имеют надличностный, надындивидуальный характер. Они строятся не на основе симпатий и антипатий, а на базе определённого положения, занимаемого каждым в общественной системе. Это означает, что общественные отношения носят безличный характер: их сущность не во взаимодействии отдельных личностей, но скорее во взаимодействии конкретных социальных ролей, выполняемых ими. Вот почему общественные отношения объективно обусловлены, они связывают индивида с социальной группой, обществом. И тем самым являются средством включения индивида в общественную практику, в социальность. Порождённые деятельностью реальных людей, общественные отношения существуют лишь как формы, алгоритм этой деятельности. Но возникнув, они обладают большой активностью, устойчивостью, придают обществу качественную неопределённость".

Словарь "Социальная философия" даёт такое определение:

"Отношения общественные - в широком смысле - вся система связей и зависимостей человеческой деятельности и жизни социальных индивидов в обществе. В более узком и специальном смысле - опосредованные связи между людьми определяющие возможность взаимодействия между ними во времени и пространстве, вне их непосредственного контакта, а зачастую и вне прямого осознания "механики" подобных взаимодействий.

Жизненная необходимость этих связей закрепляется, с одной стороны, предметными условиями, средствами и результатами деятельности людей, существующими в обществе как бы независимо от создающих их людей, с другой стороны, потребностями, интересами, желаниями, установками человеческих индивидов, "направляющими" людей на контакт с опредмеченными социальными качествами и человеческими силами.

В архаических обществах общественные отношения и непосредственные социальные зависимости людей почти не отделены друг от друга. Конечно, структура рода как целого, его традиции, мифы и ритуалы опосредуют жизнь индивидов, их отношения друг к другу и к родовой целостности, однако эти опосредования в основном подкрепляют личностную зависимость индивидов от их родичей и социальной организации. Общественные отношения - в собственном смысле выделяют тогда, когда возникновение средств межэтнического, межкультурного, а затем и торгово-экономического общения между различными общественными образованиями создаёт целую систему социальных опосредований, "вклинивающуюся" в непосредственные связи людей, групп, социальных слоёв и других человеческих сообществ.

Развитие индустриального общества формирует машинное производство, экономику, оперирующую абстрактными социальными качествами, особую логику вещей для измерения человеческих потенций и действий.

Появляется возможность изучать людей по воплощениям и опосредованиям их деятельности. Возникающая общественная наука начинает исследовать бытие людей по их отношениям, сводит последнее к вещественным и квазивещественным формам".

"Большая советская энциклопедия" рассматривает общественные отношения, как многообразные связи, возникающие между социальными группами, классами, нациями, а также внутри них в процессе их экономической, социальной, политической, культурной жизни и деятельности. Отдельные люди вступают в общественные отношения именно как члены (представители) тех или иных социальных общностей и групп. Общественные отношения находятся в диалектическом взаимодействии с личными отношениями людей, т.е. с их отношениями как конкретных индивидов, связанных непосредственными контактами, в которых значимы психологические, нравственные и культурные особенности людей, их симпатии и антипатии и др. личностные факторы. В этом взаимодействии общественные отношения определяют существенные стороны личных отношений. Теоретически несостоятельно и практически вредно отождествление личных и общественных отношений, перенесение категорий, характеризующих личные взаимоотношения, на общественных отношениях. Ф. Энгельс, говоря о взаимоотношении рабочих и капиталистов, указывал, что "отношение фабриканта к рабочему - не человеческое, а чисто экономическое".

В философии общественные отношения рассматриваются с материалистических или идеалистических позиций. Материалистическое, т.е. научное, понимание общественных отношений впервые выработано марксизмом. Оно заключается в том, что все многообразные общественные отношения - экономические, политические, правовые, нравственные и т.п. - делятся на первичные - материальные, базисные и вторичные - идеологические, надстроечные.

Из всех общественных отношений главными, ведущими, определяющими являются материальные - экономические, производственные отношения. В последовательном осуществлении этой идеи проявляется материалистический монизм марксистско-ленинской теории общественного развития. Характер материальных общественных отношений определяется производительными силами общества и не зависит от воли и сознания людей.

Идеологические общественные отношения - политические, правовые, нравственные и др. возникают на базе материальных общественных отношений и складываются как надстройка над ними, проходя предварительно через сознание людей. Поэтому общество представляет собой не механическое соединение различных общественных отношений, а единую систему общественных отношений.

Деление общественных отношений на материальные и идеологические позволяет не только различать в общественных отношениях определяющие и производные, но и анализировать совокупность общественных отношений, в которых сочетаются и материальные, и идеологические элементы (например, отношения между классами, национальные, межгосударственные и международные отношения). В связи с усложнением и дифференциацией общественной жизни возникают многообразные общественные отношения, связанные с различными, более специфическими видами деятельности людей - управленческой, научной, художественной, технической, спортивной, просветительской и т.д.

Общественные отношения различных социальных групп, общностей, организаций, коллективов определяются, во-первых, их местом в исторически определённой системе производственных отношений и, во-вторых, конкретными взаимоотношениями с др. социальными группами и прежде всего их связями с основными классами данного общества.

В "Словаре конфликтолога" общественные отношения характеризуются, как относительно устойчивые связи между социальными группами, народами, государствами и др. объединениями людей, возникающие в производственно-экономической, социально-политической сферах человеческой деятельности различных видах культуры и определяющие специфику данного конкретного общества, его качественные характеристики, его социальную структуру. Носителями общественных отношений являются социальные группы. Их индивидуальный состав меняется, но сама структура общественных отношений при этом сохраняется. Этим общественные отношения отличаются от личных, которые привязаны к конкретным людям. Отдельный человек является носителем общественных отношений не сам по себе, а как представитель общественной группы или социального института, выполняющий определённую функцию: крестьянин, рабочий, капиталист, менеджер или чиновник, дипломат, профсоюзный деятель, партийный функционер и т.д. Каждое новое поколение, вступая в жизнь, застаёт готовые общественные отношения и, реализуя свои цели, воспроизводит общественные отношения в прежнем или изменённом виде. Деятельность людей осуществляется в системе общественных отношений, а отношения существуют в деятельности и поддерживаются ею.

Существуют материальные, базисные общественные отношения и надстроечные отношения, идеологически зависимые от базисных, вторичные общественные отношения. Но в реальных ситуациях иерархия изначально определяющих и определяемых общественных отношений перерастает в их взаимодействие, где причина и следствие меняются местами. Политика зависит от экономики, но, в свою очередь, может оказывать решающее воздействие на ход экономических процессов. Общественные отношения проявляются в виде интересов, которые определяются местом каждой социальной группы и их конкретного носителя, и определяют стимулы и направленность деятельности. Интересы людей могут совпадать, а могут и противоречить друг другу. Соответственно и общественные отношения могут быть отношениями сотрудничества, солидарности или включать в себя непримиримые противоречия, конфликты. То или иное разрешение противоречий в общественных отношениях ведёт к их изменению. Различные эпохи человеческой истории, общественные формации отличаются друг от друга типом общественных отношений, образующих некую целостную систему. В переходные периоды, когда зарождаются новые общественные отношения и сходят со сцены старые, изменяется общественный строй, в обществе происходят глубокие структурные преобразования. Конфликт является одним из видов общественных отношений в ситуации развития социального противоречия. Поэтому он подчиняется общим закономерностям динамики общественных отношений.

Из вышеперечисленных суждений, трактовок и дефиниций термина "общественные отношения" вырисовывается восприятие их как связи, взаимодействия между различными общественными группировками, вроде организаций, фирм, государственных учреждений, социальных институтов и т.д. Ключевым словом здесь является связь. Неважно насколько развиты эти группы, главное чтобы постоянно происходила коммуникация между ними. Без взаимодействия внутри общества, оно попросту развалится и деградирует.

Так кто же занимается этой связью, кто осуществляет взаимодействие между системами, тем самым, позволяя нашему обществу, расти и развиваться? Конечно же человеческая природа такова, что он сам по себе, как индивид не способен достичь самореализации без отношений с другими людьми. "Человек - животное общественное".

Человек сам же и формирует специальные структуры, облегчающие установление связи между группами. Общественные отношения в наши дни управляются традициями, регулируются законом, нормами нравственности, морали. И они сегодня становятся предметом профессионального интереса, таких направлений социальной практики как менеджмент, маркетинг, паблик рилейшнз.

В обществе между людьми складываются особые отношения. В науке их принято называть общественными отношениями. Это тот воздух, который мы не видим, но которым дышим, благодаря которому живем человеческой, а не животной жизнью.

Общество представляет собой своеобразный «коллектив коллективов». Многообразные связи, возникающие между социальными группами, классами, нациями, а также внутри их в процессе экономической, социальной, политической, культурной жизни и деятельности, называются общественными отношениями.

В широком смысле общественные отношения - это вся система социальных связей и зависимостей деятельности и жизни людей в обществе.

В узком смысле - опосредованные связи между людьми. Какие же характерные особенности имеют общественные отношения?

Характерные черты общественных отношений

Относительно устойчивые связи Безличные (формальные) связи Затрагивающие важные стороны жизни

В зависимости от разных критериев, положенных в основу, существует несколько классификаций общественных отношений.

1. Общественные отношения неоднородны, в их системе выделяются первичные и вторичные уровни.

К первичному уровню принадлежат материальные, т. е. складывающиеся независимо от сознания и воли и формирующиеся в сфере материального производства общественные отношения. Они обеспечивают обществу материальные возможности существования и развития. К их числу относятся производственные отношения, социально-бытовые и др.

Вторичный уровень образуют отношения, которые, в отличие от отношений первого уровня, возникают лишь проходя через сознание, на базе определенных идей и взглядов. Эти отношения пронизывают духовную жизнь общества (идеологические, культурные, религиозные, нравственные и др.), они являются результатом и условием взаимодействия людей в процессе создания и распространения духовно-культурных ценностей.

2. Социальные отношения подразделяются на односторонние и взаимные.

Односторонние характеризуются тем, что их участники вкладывают в них различный смысл: любовь со стороны индивида может наткнуться на полное безразличие со стороны другого.

Взаимные общественные отношения подразумевают обоюдность своего проявления.

3. Все общественные организации и предприятия обслуживают три вида общественных отношений: социокультурные, политические и производственные.

Как особый вид общественных отношений следует отметить также межличностные отношения.



На уроках естественно-научных дисциплин вы узнали, что объективная, необходимая, устойчивая, повторяющаяся связь между явлениями называется законом или объективной закономерностью. Как вы думаете, можно ли считать общественные отношения проявлением такой связи, т. е. «объективной закономерностью»?

Как подобное утверждение можно соотнести с сознательно-волевой деятельностью людей? Свой ответ аргументируйте.

Социальные отношения - это отношения между социальными группами или их членами.

Социальные отношения подразделяются на односторонние и взаимные. Односторонние социальные отношения характеризуются тем, что их участники вкладывают в них различный смысл

Например, любовь со стороны индивида может наткнуться на презрение или ненависть со стороны объекта его любви.

Виды социальных отношений: производственные, экономические, правовые, нравственные, религиозные, политические, эстетические, межличностные

    Производственные отношения концентрируются во множестве профессионально-трудовых ролей-функций человека (например, инженер или рабочий, руководитель или исполнитель и т.д.).

    Экономические отношения реализуются в сфере производства, владения и потребления, представляющей собой рынок материальной и духовной продукции. Здесь человек выступает в двух взаимосвязанных ролях - продавца и покупателя.Экономические отношения бывают планово-распределительными и рыночными.

    Правовые отношения в обществе закрепляются законодательным путем. Они устанавливают меру свободы личности как субъекта производственных, экономических, политических и других общественных отношений.

    Нравственные отношения закрепляются в соответствующих ритуалах, традициях, обычаях и других формах этнокультурной организации жизни людей. В этих формах заключается моральная норма поведения

    Религиозные отношения отражают взаимодействие людей, которое складывается под влиянием представлений о месте человека во вселенских процессах жизни и смерти, и т.д. Эти отношения вырастают из потребности человека к самопознанию и самосовершенствованию, из сознания высшего смысла бытия

    Политические отношения концентрируются вокруг проблемы власти. Последняя автоматически приводит к доминированию тех, кто ею обладает, и подчинению тех, кто ее лишен.

    Эстетические отношения возникают на основе эмоционально-психологической привлекательности людей друг для друга и эстетического отражения вещественных объектов внешнего мира. Эти отношения отличаются большой субъективной вариантностью.

    Среди межличностных отношений выделяются отношения знакомства, приятельские, товарищеские, дружеские и отношения, переходящие в интимно-личностные: любовные, супружеские, родственные.

18. Социальная группа

Соц. группа, по мнению Мертона – это совокупность людей, которые определенным образом взаимодействуют друг с другом, осознают свою принадлежность к данной группе и считаются членами этой группы с точки зрения других.

Признаки социальной группы:

Осознание членства

Способы взаимодействия

Осознание единства

КулИ разделил социальные группы на первичные и вторичные:

    Семья, группа сверстников, поскольку они дают индивиду самый ранний и наиболее полный опыт социального единства

    Образуются из людей, между которыми почти отсутствуют эмоциональные связи (обусловлены достижению определенных целей)

Социальные группы делятся на реальные и квазигруппы, большие и малые, условные, эксперементальные и референтные

Реальные группы – ограниченная в размерах общность людей, объединенная реальными отношениями или видами деятельности

Квазигруппы характеризуются случайностью и стихийностью образования, неустойчивостью взаимосвязей, кратковременностью взаимодействия. Как правило они существуют непродолжительное время, после чего они либо распадаются, либо превращаются в устойчивую социальную группу – толпа (например, болельщики) – общность интересов, объекта внимания

Малая группа – относительно небольшое число индивидов, непосредственно взаимодействующих друг с другом и объединенных общими целями, интересами, ценностными ориентациями. Малые группы могут быть формальными и неформальными

Формальные группы – чётко отражены позиции участников группы, определены взаимодействия между членами группы по вертикали – кафедра в универе.

Неформальная группа возникает и складывается стихийно, в ней ни позиции, ни статусы, ни роли. Отсутствует структура властных отношений. Семья, группа друзей, сверстников

Большая группа представляет собой реальную, значительную по размерам и сложно организованную общность людей, вовлеченную в общественную деятельность и систему соответствующих отношений и взаимодействий. Коллектив ВУЗа, предприятия, школы, фирмы. Групповые нормы поведения, и т.д.

Референтная группа – группа, в которую индивиды не включены реально, но с которой соотносят себя как с эталоном и ориентируются в своем поведении на нормы и ценности этой группы.

Условная группа – группа, объединенная по определенным признакам (пол, возраст, уровень образования, профессии) – они создаются социологами для проведения социологического анализа (студенчество Алтая).

Разновидностью условной группы являетсяэкспериментальная , которая создается для проведения социально-психологических экспериментов.

Управление общественными отношениями включает в себя:

1. Выработку внутренней и внешней информационной политики;

2. Разработка комплекса мер, которые налаживают контакты между властью и общественностью;

3. Мероприятия, направленные на управление кризисными ситуациями;

4. Мероприятия, направленные на управление сферы влияния организации;

5. Формирование имиджа.

Общественные отношения - многообразные связи, возникающие между социальными группами, классами, нациями, а также внутри них в процессе их экономической, социальной, политической, культурной жизни и деятельности. Отдельные люди вступают в общественные отношения именно как члены (представители) тех или иных социальных общностей и групп. Общественные отношения находятся в диалектическом взаимодействии с личными отношениями людей, т.е. с их отношениями как конкретных индивидов, связанных непосредственными контактами, в которых значимы психологические, нравственные и культурные особенности людей, их симпатии и антипатии и др. личностные факторы.

Общественные отношения различных социальных групп, общностей, организаций, коллективов определяются, во-первых, их местом в исторически определённой системе производственных отношений и, во-вторых, конкретными взаимоотношениями с др. социальными группами и прежде всего их связями с основными классами данного общества.

Общественные отношения - это отношения, образующиеся на основе устойчивых вертикальных и горизонтальных связей и зависимостей людей в социальной структуре общества и между ними в процессах совместных действий и исполнения статусно-ролевых предназначений.

Общественные отношения условно можно разделить на две большие группы: отношения материальные и отношения духовные. Материальные отношения возникают и складываются непосредственно в ходе практической деятельности человека и закрепляются в вещественных формах материальной культуры (создание, распределение, потребление материальных ценностей). Духовные отношения связаны с идеальными ценностями: моральными, художественными, философскими, религиозными.

Наиболее часто общественные отношения разделяются по сферам общественной жизни. В любом обществе - независимо от языка, господствующей религии, истории, ориентации хозяйства - существуют четыре типа деятельности, которые должны воспроизводиться в целях его сохранения и продолжения. Они составляют основу формирования четырех основных сфер общественной жизни и, соответственно, четырех видов общественных отношений. Таким образом, выделяют

· экономические отношения (отношения в процессе материального производства);

· социальные отношения (системообразующие отношения между субъектами общественной жизни);

· политические отношения (по поводу функционирования власти в обществе);

· духовно - интеллектуальные отношения (по поводу моральных, религиозных, эстетических ценностей).

Общественные отношения испытывают на себе влияние регулирующей деятельности человека и общества в целом. В то же время от характера отношений, установившихся в данном обществе, зависят положение и благосостояние каждого человека, а также направленность и темпы общественного развития. Экономические, социальные, политические и духовные отношения людей в каждом исторически определенном обществе существуют объективно, в значительной степени независимо от желания отдельного человека. Но система общественных отношений развивается только на основе творческих усилий многих людей, практическая деятельность которых рождает новые общественные отношения.

Различают следующие виды общественных отношений:

1) справедливые и несправедливые.

2) добровольные и принудительные.

3) сотрудничество и противоборство.

4) долгосрочные и краткосрочные.

5) По сферам жизнедеятельности:

Таблица 1. Виды общественных отношений по сферам жизнедеятельности.

участники

поводы возникновения

1) экономические

экономическая

наемные работник, собственники, предприниматели, органы власти

по поводу производства, распределения, обмена, потребления

2) политические

политическая

органы власти, партии, общественные организации

по поводу государственного устройства, формы правления, политического режима

3) правовые

правовая

органы власти, организации, юридические и физические лица

по поводу прав, свобод, обязанностей и ответственности

4) экологические

экологическая

производители, потребители, общественные организации

по поводу защиты объектов, качества жизни

5) деловые

деловая жизнь

органы управления, сотрудники, партнеры

по поводу организации управления, администрирования, деловых операций

6) духовные

духовная

субъекты духовного производства

по поводу идей, веры, науки, искусства, культуры

7) социальные

социальная

носители социальных статусов

по поводу социализации, поляризации общества, социальных авторитетов

Вступая в общественные отношения, люди, организации, опираясь на коллективные интересы граждан, формируют коллективную точку зрения, коллективное общественное мнение. Общественное мнение - это динамическое состояние массового сознания, отражающее отношение общества к различным событиям, объектам, личностям в конкретном историческом периоде.

Наиболее важными выступают следующие аспекты формирования общественного мнения:

1) мнение в большей степени, чем словами, определяется событиями.

2) степень влияния события зависит от его важности и конкретности.

3) суть события должна быть предельно ясной.

4) общественное мнение может формироваться в условиях дефицита информации.

5) для формирования общественного мнения всегда нужен лидер.

6) люди меньше сопротивляются принятию важных решений руководства, если они чувствуют, что принимают какое-то участие в этом процессе.

7) людям легче сформировать мнение относительно цели, чем относительно методов достижения этой цели.

8) следует использовать принцип по этапности в формировании общественного мнения.

9) люди более благоприятно относятся к идеям, которые сопровождаются планом конкретных действий.

10) в формировании общественного мнения действует принцип взаимности.

11) кампания, на проведение которой тратится слишком много денег, может вызвать недоверие и подозрение.

12) повторение сообщения до 3-4 раз повышает внимание к нему, однако очень частые повторения снижают внимание к событию.

13) необычные сообщения запоминаются лучше.

14) мнения граждан по конкретному вопросу зависит от того, как им преподнесен этот вопрос, и от обстоятельств, в которых они находились в это время.

15) граждане будут поддерживать ту идею, которая может повлиять на их будущее.

16) граждане склонны одобрять идеи, исходящие из знакомого для них и надежного источника.

Управление общественным мнением способно повилять на общественные отношения, и гарантировать достижение конкретной цели, при этом очень важно продумать как и чем правильнее будет воздействовать на общественность, для достижения именно того результата, достижение которого ставится целью воздействия на общественное мнение.

Общественное мнение принадлежит к числу явлений, которые с большим трудом поддаются всестороннему анализу и строгому определению. Только в отечественной литературе можно встретить около двух десятков определений понятия «общественное мнение». Если попытаться суммировать их, то можно сказать следующее: общественное мнение социальной общности есть специфический способ проявления общественного состояния сознания этой общности, в котором опосредованно и обобщенно отражается отношение большинства ее членов к фактам, событиям, явлениям в объективной или субъективной действительности, вызвавшим их интерес и дискуссии, и которое воплощается в оценочных суждениях или практических действиях членов данной общности.

Важность формирования государством определенного общественного мнения имеет следующее объяснение:

Во-первых, как своеобразное явление духовной жизни, общественное мнение непосредственно связано с материальным носителем, который определяет реальную силу этого мнения, его черты и свойства. При этом, чем более широкие слои общества выступают носителем общественного мнения, тем большим социальным авторитетом и действенностью оно отличается, тем в большей степени заставляет собой считаться.

Во-вторых, в каждом конкретном случае общественное мнение уходит своими корнями в те или иные потребности и интересы людей, заявляя самим фактом своего существования о важности их учета и удовлетворения.

В-третьих, общественное мнение как социально-психологический феномен является активным стимулятором социальных действий и поступков масс, способным придавать им широкий размах истабильность в течение различного, нередко довольно продолжительного времени.

В-четвертых, все более расширяющаяся практика действительных, неформальных выборов руководящих органов, хозяйственных руководителей всех рангов вольно или невольно заставляет держать руку на пульсе общественного мнения даже тех, кто пока недостаточно полно понимает важность изучения и учета общественного мнения в повседневной практической работе.

Общественное мнение - специфическое проявление общественного сознания, выражающееся в оценках (как в устной, так и в письменной форме) и характеризующее явное (или скрытое) отношение больших социальных групп (в первую очередь большинства народа) к актуальным проблемам действительности, представляющим общественный интерес.

Приведенные определения понятия общественного мнения вместе составляют картину, наиболее полно отражающую суть данного явления. Обобщив их, можно сделать вывод о том, что общественное мнение - это специфический способ проявления состояния общественного сознания, в котором опосредованно или обобщенно отражается отношение большинства ее членов к фактам, событиям, явлениям, а также выражающееся в оценках этих фактов, событий и явлений.

Функции общественного мнения различаются в зависимости от характера взаимодействия мнения тех или иных социальных институтов и отдельных лиц, в первую очередь от характера воздействия первых на вторых, от содержания высказываемого мнения, от его формы. Для общественного мнения характерны следующие функции: экспрессивная (в более узком смысле контрольная), консультативная, директивная.

1. Экспрессивная функция - самая широкая по своему значению. Общественное мнение всегда занимает определенную позицию по отношению к любым фактам и событиям в жизни общества, действиям различных институтов, лидеров государства. Эта особенность придает данному феномену характер силы, стоящей над институтами власти, оценивающей и контролирующей деятельность институтов и лидеров партий, государства.

Таким образом, объективным содержанием общественного мнения государственные институты, их лидеры ставятся в положение контролируемых. Обладая только одной моральной властью, общественное мнение бывает весьма эффективным своим результатам. Этот эффект будет, безусловно, выше, если он подкрепляется разнообразными формами контроля со стороны широких масс населения.

2. Консультативная функция - общественное мнение дает советы относительно способов разрешения тех или иных социальных, экономических, политических, идеологических, межгосударственных проблем. Это мнение будет справедливым, если, конечно, институты власти заинтересованы в таких советах. Прислушиваясь к этим советам, политические лидеры, группы, кланы вынуждены корректировать решения, методы управления.

3. Директивная функция общественного мнения проявляется в том, что общественность выносит решения по тем или иным проблемам социальной жизни, имеющие императивный характер, например, волеизъявление народа во время выборов, референдумов. Народ в данных случаях не только дает мандат доверия тому или иному лидеру, но и высказывает свое мнение. Императивные высказывания занимают в политике весьма значительное место.

В зависимости от содержания суждений, сформированных общественностью, мнение может быть оценочным, аналитическим, конструктивным и регулятивным.

Оценочное мнение выражает отношение к тем или иным проблемам или фактам. В нем больше эмоций, чем аналитических выводов, умозаключений.

Аналитическое и конструктивное общественное мнение тесно связаны между собой: принятие какого-либо решения требует глубокого и всестороннего анализа, для чего необходимы элементы теоретического мышления, а порой и напряженной работы мысли. Но по своему содержанию аналитическое и конструктивное мнения не совпадают.

Смысл регулятивного общественного мнения состоит в том, что оно вырабатывает и внедряет определенные нормы общественных отношений и оперирует целым сводом не писанных законом норм, принципов, традиций, обычаев, нравов и т.д. Обычно оно реализует тот кодекс правил, который закреплен в нравственном сознании людей, групп, коллективов. Общественное мнение может также выступать в форме позитивных или негативных суждений.