Беременность  Блоги мам Болезни

Домашнее задание по логопедии. Карточки-задания для совместной деятельности детей и родителей в старшей логопедической группе

Сегодня многим родителям, которые заботятся о всестороннем развитии малыша, известно, что формированию навыку грамотного письма и чтения способствует нормальное речевое развитие ребенка. До начала занятий необходимо провести обследование речи малыша, найти все недостатки в произношении.

Вот какова характеристика ребенка данного возраста:

  1. К 5 годам малыш должен владеть всеми звуками речи, исключение составляют шипящие звуки и «Р», иногда звук «Л», которые ребенок еще может плохо выговаривать
  2. У ребенка в лексиконе должен быть достаточный запас слов для того, чтобы он мог составить предложение из 5-7 слов.
  3. Ребенок должен уметь употреблять слова в единственном и множественном числе.
  4. Малыш должен уметь описывать какой-либо предмет, указывая на его качества.
  5. Умение вести диалог – еще одна из норм, характерных для детей данного возраста. При общении со взрослым речь его должна быть понятна, причем не только родителям, но и посторонним людям.
  6. Ребенок должен быстро называть свое имя, фамилию, возраст, имена родителей, клички животных, которые живут рядом.

Если ребенок не умеет делать чего-то из указанного выше, ему будет полезно посещать логопедические занятия. Они будут направлены на развитие мелкой моторики, обогащение словарного запаса, развитие воздушной струи и, конечно, коррекцию нарушения звукопроизношения.

В частных логопедических центрах консультации и занятия проводит логопед. При этом его работа стоит недешево. Но родители, у которых есть возможность заниматься дома со своим малышом, вполне смогут проводить это время с пользой. Тем более в домашней непринужденной обстановке ребенок чувствует себя более комфортно: нет излишнего напряжения от общения с незнакомым человеком.

Логопедические занятия дома

На помощь мамам приходит различная литература.

Одним из пособий, которым можно воспользоваться дома, является «Логопедические домашние задания для детей с ОНР для 5-7 лет» Теремковой Н.Э. Эти задания можно предлагать ребенку и не достигшему возраста 5 лет.

Предлагаем воспользоваться пособиями еще двух авторов – это Бардышева Т.Ю.и Моносова Е.Н. Они предлагают воспитателям и родителям большое количество пособий, предназначенных для развития детей с -х летнего возраста.

Для того чтобы домашние занятия были успешными, нужно соблюдать некоторые правила:

  • Все занятия необходимо проводить в игровой форме для того, чтобы ребенок был увлечен всем происходящим, а также не понимал истинного значения проводимых упражнений.
  • Занятия нужно ограничивать по времени. Для начала это 3-5 минут, затем доводить до 15-20.
  • Количество игровых занятий в день примерно 2-3, так материал быстрее усвоится.
  • Хвалите ребенка за каждый успех, поддерживайте добрыми словами. Не употребляйте слово «неправильно» - ребенок может замкнуться и больше не пойти на контакт.
  • Занятия лучше проводить в часы, когда ребенок не уставший. Лучшее время для этого - после завтрака и после дневного сна.
  • Когда разговариваете с ребенком, поворачивайтесь к нему лицом, четко произносите все звуки. Помните, вы – объект для подражания.
  • Если, выполняя задание, знакомитесь с теми или иными явлениями природы, необходимо делать это в то время, для которого эти явления характерны (зимой – изучение зимних явлений, летом – летних).

Этапы домашних занятий

Давайте уточним порядок действий при проведении занятий дома:

  • Пальчиковая гимнастика.
  • Гимнастика для органов артикуляции.
  • Игры на звукоподражание, развитие слуха, логоритмику.
  • Развитие речи, пополнение словарного запаса.

Рассмотрим по порядку каждый этап занятий в домашних условиях.

Гимнастика для пальчиков

Известно, что между рукой человека и мозга имеется сильная взаимосвязь. Поэтому, выполняя мелкие движения рукой, мы тем самым тренируем зоны коры головного мозга. Ну а если эти движения сочетаются с речью, то пользы от таких упражнений будет намного больше.

Родители, занимаясь пальчиковой гимнастикой со своим малышом, должны не просто просить выполнить какие-либо действия, а разучивать и повторять с ребенком недлинные стишки, поговорки, песенки.

Варианты упражнений для пальчиков имеется огромное множество. В книжных магазинах можно встретить большое количество литературы с целыми комплексами упражнений на развитие моторики. Этими изданиями может воспользоваться любая мама.

В целом, можно выделить ряд движений, способствующих развитию мелкой моторики:

  • поглаживание одной ладонью другую;
  • массаж пальчиков одной руки другой рукой;
  • совмещение большого пальца руки с другими пальчиками;
  • совмещение друг с другом пальчиков двух ручек.

Огромную пользу несет игра с «волшебным мешочком», в который мама насыпает крупу. В каждом мешочке может быть как крупа одного вида, так и разного. Обычно используется гречневая крупа, горох, фасоль, рис.

Ребенка просят потрогать пальчиками мелкие и крупные включения. Еще один вариант использования крупы: просто перемешать в тарелочке разные виды и попросить малыша ее перебрать.

Основные упражнения показаны в этом видео:

Артикуляционная гимнастика

Эти упражнения направлены на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие амплитуды движений. Любой последующей постановке звуков предшествуют артикуляционные упражнения.

Упражнения делятся на динамические и статические. При выполнении первых язык, губы выполняют какие-либо упражнения, то есть постоянно двигаются. При выполнении вторых – органы артикуляции должны «занять» определенное положение и удерживать его на протяжении нескольких секунд. Такие упражнения сложнее даются малышу, важно научить ребенка делать это.

Различаются упражнения, которые можно делать всегда и всем малышам. Они просто способствуют развитию движений всех мышц аппарата.

Существуют упражнения, которые «подготавливают» те мышцы, необходимые при произнесении того звука, что ребенок плохо выговаривает.

Среди упражнений можно выделить следующие:

  • на развитие и укрепление мышц языка;
  • на развитие и укрепление мышц губ;
  • на развитие и укрепление мышц щек;

Вот некоторые из этих упражнений:

«Улыбочка». Сильно растянуть губы в улыбке, но зубы при этом не должны быть видны. Удержать улыбку 30 секунд.

«Заборчик». Сильно улыбнуться, чтобы были видны зубки, удержать улыбку.

«Накажем непослушный язычок». Слегка приоткрыть ротик, язычок положить на нижнюю губу и, шлепая по нему губами, проговаривать «пя-пя-пя...».

«Трубочка». Открыть ротик, высунуть язычок и постараться загнуть его боковые края вверх в виде трубочки, удержать его в таком положении 30 секунд.

«Оближем варенье». Медленно, не отрывая язычок, облизать сначала верхнюю губу от уголка к уголку, затем повторить процедуру с нижней губой.

«Часики - тик-так». Сделать улыбку, приоткрыть рот, затем кончиком языка поочередно дотрагиваться до уголков рта.

«Чистим зубки». Улыбнуться, приоткрыть рот, далее кончиком языка, достаточно сильно его прижимая, чистим внутреннюю часть зубов нижнего ряда (7-10 раз). Это же упражнение повторить с зубами верхнего ряда (7-10 раз).

«Качели». Улыбнуться и широко открыть рот. Затем на «раз» опустить кончик язычка за нижний ряд зубов, на «два» - поднять за верхний. Повтор – 4-5 раз.

Выполнять упражнения лучше не просто по требованию. Заинтересуйте малыша. Предложите ему совершить путешествие в волшебную страну, где главный герой – язычок. Пофантазируйте вместе, и эти занятия принесут много пользы ребенку.

Не забывайте, все упражнения на развитие органов артикуляции необходимо выполнять перед зеркалом. Ребенок должен не только чувствовать, где находится язычок и что делают губки, но и видеть все это.

Основные упражнения показаны в следующих видео.

Развитие фонематического слуха

Так как ребенок осваивает речь не сам по себе, а воспринимая звуки от окружающих, необходимо, чтобы живущие рядом люди говорили правильно.

Помимо этого, окружающие люди на этапе развития речи ребенка могут оказать огромную роль в ее становлении. Многие занятия на развитие слуха основаны как раз на звукоподражании.

Рассмотрим, какие упражнения можно делать с малышом дома:

  • Угадать, какой предмет звенит. Взрослый предлагает ребенку рассмотреть предметы, которые могут издавать звук. Показывает, как они звенят. Затем прячет за спиной предмет, издающий звук (барабан, ложка, бокал), и просит ребенка угадать, что звенит.
  • Угадай, где звук. Взрослый за спиной ребенка перемещается по комнате и звенит колокольчиком в разных местах. Ребенок должен рукой показать место, в котором он слышит звон.
  • Подражание звукам, которые издают животные. Для выполнения этого упражнения желательно использовать сюжетные и предметные картинки. Можно рассмотреть зверюшку, обсудить, как и где она обитает. И произнести звук, который она издает. (Лягушка, пчела, кошка и т.д.)
  • Подражание бытовым звукам. Упражнение основано на повторении звуков, которые мы слышим от разных предметов. (капает вода: КАП-КАП, едет поезд: ТУ-ТУ и т.д.)

Большую роль в развитии слуха и чувства ритма играют логоритмические упражнения. Это упражнения, в которых совмещается движение, речь и музыка. Этот вид занятий очень нравится ребенку. Взрослый показывает ребенку движения и произносит слова, все это делается под грамотно подобранную музыку. Главное в этом – заранее подготовиться. Ведь как занятие окажется интересным, если взрослый будет постоянно ошибаться в словах?..

Развитие речи

Работа по развитию речи ребенка включает два направления:

  1. Словарная работа, где ребенок уточняет представление об окружающем мире предметов и явлений, взаимоотношениях людей.
  2. Развитие грамматического строя языка – ребенок учится употреблять слова в правильной форме, грамотно составлять предложения.

Словарная работа решает следующие задачи:

  • уточнение понимания имеющихся в лексиконе ребенка слов;
  • обогащение лексикона новыми словами;
  • формирования навыков использования новых слов в самостоятельной речи.

Ребенок осваивает окружающий мир, и, чтобы эта работа была ему интересной и полезной, необходимо использовать строительные наборы, игрушки, детские книги, предметные и сюжетные картинки.

Хочется порекомендовать для использования на домашних занятиях по развитию речи демонстрационный материал, разработанный авторами Ольгой Громовой и Галиной Соломатиной. Он представлен картинками с четкими и яркими иллюстрациями, которые будут понятны и интересны детям.

Не забывайте, при работе с картинкой необходимо поставить вопрос правильно для того, чтобы малыш смог найти слова для обозначения качества предмета.

Важно понимать, что в речи данное слово может и не использоваться. С этой целью новые слова нужно повторять в сочетании с другими знакомыми словами. Например, при чтении стиха Сурикова «Зима» ребенку предлагают подумать, что еще можно назвать словом «пушистый»: котенка, полотенце. Повторяя его в сочетании со знакомыми словами, ребенок начинает использовать его в самостоятельной речи.

Материал, с которым будете работать, должен соответствовать возрасту ребенка. Для 4-летнего могут быть сказки «Курочка Ряба», «Колобок» и другие. Сказка побуждает сочувствие ко всему хорошему, она необходима как для развития речи, так и для нравственного воспитания.

Чтение сказок должно сопровождаться показом ярких иллюстраций. Хорошо подкрепить прочитанное красивым мультфильмом. Это углубит впечатление от сказки.

В возрасте пяти лет ребенку можно предлагать сравнивать признаки предметов, обобщать (овощи, фрукты), составлять предложения по опорным словам (девочка, лес, корзина). Закрепление материала происходит в дидактических играх, большую помощь в этом оказывают пословицы, скороговорки.

Вот примерный список тем, которые предлагаются ребенку: «Части тела человека», «Одежда», «Времена года», «Овощи, фрукты и ягоды», «Дом и его части», «Мебель», «Животные», «Транспорт» и другие.

Развитие грамматического строя речи происходит при обогащении и активизации словаря, формирования связной речи. Чаще всего у детей встречаются ошибки в изменении существительных по падежам и по числам (нет сапогов, карандашов, котёнки, гусенки). На эти трудности и нужно обращать внимание при проведении индивидуальных занятий с ребенком.

Вот некоторые виды упражнений, которые проводятся с ребенком: «Один – много» (рука-руки), «Что покажу?» (Цветы, лампу) «Кому – что? (косточку – собаке), «Кто чем питается?» (корова – травой), «Назови ласково» (кот – котик, кольцо – колечко), «Раздели слово на два» (самолет – сам летает), «Кто это и какой?» (яблоко круглое, сладкое), «Чья это часть?» (у лисы хвост – лисий хвост), «Вчера – сейчас» (вчера я ходила в парк, сейчас я играю с куклой) и другие.

Сегодня на полках магазинов можно встретить большое количество литературы, в которых подробно расписаны упражнения и занятия для развития связной речи малыша, которыми вполне можно пользоваться дома.

Не забывайте, ребенок растет и совсем скоро пойдет в первый класс. И от того, насколько будет сформирована его речь, зависит успешность обучения в школе. Период от 4 до 7 лет - наиболее благоприятный для развития и коррекции речи.

Уделите на этом этапе развития максимально много времени своему малышу и вы, тем самым заложите крепкий фундамент для будущих успехов ребенка.

Пример логопедического занятия вы можете увидеть в следующем видео.

Карточки-задания логопеда составлены с учетом перспективного планирования в старшей логопедической группе. Логопедические карточки можно разрезать, размножить на каждого ребенка и выдавать родителям вместе с тетрадью индивидуальной работы в конце недели. Всего разработано двадцать восемь заданий с учетом обследования в сентябре и новогодних каникул в январе.

СЕНТЯБРЬ

Задание № 1

Уметь показывать на себе и называть части тела: лоб, подбородок, локти, ногти, пальцы, брови, ресницы, губы, живот, грудь, шею, плечи, колени.

1. Дидактическая игра «Покажи на кукле и на себе» (один-много)

Глаз — глаза
Ухо — уши
Рот -
Нос -
Локоть -
Рука -
Нога -
Бровь -

2. Дидактическая игра «Скажи ласково»:

Нога -
Щека -
Рука -
Глаза -
Нос -
Ухо -
Палец -
Рот -
Локоть -
Язык -

3. Хорошо знать левую и правую руку. Игра «Покажи правильно».

а) покажи правый глаз левой рукой
б) левый глаз правой рукой
в) правую ногу правой рукой
д) левое ухо правой рукой

4. «Отгадай загадки». Выучи одну по выбору, нарисуй картинку — отгадку:

Если б не было его, не сказал бы ничего. (Язык)
Два соседа-непоседы, день на работе ночь на отдыхе. (Глаза)
Пять братьев, всем одно имя. (Пальцы)

Задание № 2

1. Назови, какие игрушки ты знаешь. Назови свои любимые игрушки.

2. Назови правильно: кукла-куклы,

Мяч -
Пирамида -
Кубик -
Флажок -
Шар -
Матрешка -
Машина -
Мозаика -

3. Назови ласково:

Шар -
Мяч -
Флаг -
Кукла -
Машина -
Коляска -

4. Отгадай загадки. Выучи одну по выбору:

Упадет-поскачет, ударишь не плачет. (Мяч)
Твой хвостик я в руке держал, он полетел — я побежал. (Воздушный шарик)
Сверху кожа, снизу тоже, а в середине пусто. (Барабан)

5. Нарисовать мяч, пирамидку, раскрасить цветными карандашами, закрепить знания цветов.

ОКТЯБРЬ

Задание № 3

Ответь правильно: Какие ты знаешь овощи? Где растут овощи? Когда собирают овощи? Из чего делают салат? Суп? Борщ?

1. Назови так: огурец-огурцы, помидор-помидоры, кабачок -…, баклажан -…

2. Назови так: огурец-огурчик, помидор-помидорчик, горох -…, редиска -…, чеснок -…,
лук -…, картошка-…

3. Подобрать как можно больше определений к овощам: лук, морковь, огурец, капуста, помидор, отвечая на вопрос: какой? какая?, какое?
Например: помидор (какой он?) – красный, круглый, спелый, большой, сочный, гладкий, мягкий, вкусный.

4. Отгадать загадки, выучить одну по выбору:

Семь одежек и все без застежек. (Капуста)
Ни окон, ни дверей — полна горница людей. (Огурец)
Красна девица сидит в темнице, а коса на улице. (Морковь)

5. Придумать 5 слов на звук А. Записать. Нарисовать в тетради несколько картинок на этот звук.

6. Штриховка овощей, (обвести плоскостное изображение по контуру и выполнить его штриховку простым карандашом)

Задание № 4

1. Ответь правильно: какие ты знаешь фрукты? Где растут фрукты? Когда их собирают? Из чего варят компот? Из чего делают сок?

2. Скажи правильно: сок из яблок-яблочный сок,

сок из груш -…,
из винограда -…,
из персиков -…,
из слив -…,

3. Назови так: яблоко-яблоки,

груша — груши,
лимон -…,
апельсин -…,
абрикос -…,
слива -…,
персик -…,

4. Назови так: яблоко-яблочко, лимон-лимончик, апельсин-…,

5. Подобрать как можно больше определений к фруктам: яблоко, груша, виноград, лимон, слива, отвечая на вопрос (какой?, какая? какое?)

6. Отгадать загадку, выучить ее наизусть:

На сучках висят шары, потемнели от жары. (Сливы).

7. Придумать 5 слов, которые начинаются со звука У. Записать, нарисовать картинки.

8. Определить, с какого звука А или У начинаются слова: астра, утка, аист, улитка, умный, азбука, ужин.

9. Обводка, штриховка фруктов.

Задание № 5

1. Знать и называть осеннюю одежду, обувь.

2. Отгадать загадку: кто мы?

«В ясный день сидим мы дома,
Дождь идет — у нас работа:
Топать, шлепать по болотам». (Резиновые сапоги)

3. Употреблять правильно слова: одеть, надеть.

Брата-малыша одень.
Чтоб гулять и не замерзнуть,
надо шапку надевать.
Куклу надо одевать.
Майку надо надевать.
Это твердо надо знать.

4. Назови ласково: шапка-шапочка, шарф -…, сапоги -…, кепка -…, куртка -…, ботинки -…

5. Назови так: шапка-шапки, шарф-…, сапог-…, кепка-…, куртка-…, кофта-…, плащ-…

6. Ответь, что лишнее? Почему?

Куртка, плащ шапка, ботинки.
Сапоги, свитер, ботинки, босоножки.

Придумать 5 слов, которые начинаются на звук И. нарисовать несколько картинок.

7. Хлопни в ладоши, когда услышишь слово со звуком О. Дом, крыша, дверь, окна, метро, трамвай, поезд, пальто, рубашка, окунь, дым.

8. Штриховка одежды, (обвести плоскостное изображение по контуру и выполнить его штриховку простым карандашом)

Задание № 6

1. Поговорить с ребенком об осени, обратить внимание на погоду, на изменения в природе, на поведение птиц и животных. Вспомнить, чем занимаются осенью люди на огородах. Что они собирают? (повторить задание № 3, 4 овощи-фрукты). Знать, какие машины облегчают труд людей на уборке урожая.

2. Скажи так: поливают-поливали, собирают-собирали, носят-носили, копают-копали.

3. Ответь: Что можно купить в овощном магазине? (закрепить понятия овощи-фрукты)

4. Что лишнее? Почему?

Яблоко, морковь, мандарин, лимон.
Свекла, лук, груша, чеснок.
Репа, персик, абрикос, слива.

5. Придумай 5 слов, которые начинаются на звук Э. Нарисуй картинки.

6. Скажи, какие гласные звуки ты знаешь? (А, О, У, Э, Ы) Назови слова с этими звуками.

7. Ответь, с какого звука начинаются слова: осень, Ира, утка, экскаватор, аист.

8. Определить на слух, сколько звуков произнес взрослый, назвать первый, второй звук.

АУ, ОУ, ИЭ, ЫИ, ОА

НОЯБРЬ

Задание № 7

1. Ответь, какие деревья растут на участке в детском саду, в твоем дворе? Уметь показывать и называть части дерева: ствол, ветки, листья, кора, почки.

2. Скажи так: дерево-деревья,

ствол -…,
лист -…,
пень -…,
ветка -…,
сук -…,
корень -…

3. Отгадай загадку, выучи ее наизусть: «Летом вырастают — зимой опадают» (Листья).

4. Подобрать действия к слову «листья» (что делают?) — желтеют, опадают, кружатся, летят, шуршат, мокнут, вянут, сохнут и т.д.

5. Скажи так: лист клена — кленовый лист,

лист березы -…,
лист осины -…,
лист дуба -…,
ветка ели -…,
шишка сосны -…,
прутик ивы -…

6. Придумать 5 слов, которые начинаются на звук М. Записать. Нарисовать картинки.

7. Скажи, сколько звуков ты услышал (ла)? Назови первый? Второй? Как будет вместе?

АМ, УМ, ОМ, ИМ

8. Обводка, штриховка листьев, (обвести плоскостное изображение по контуру и выполнить его штриховку простым карандашом)

Задание № 8

1. Повторить признаки осени. Знать названия осенних месяцев. Нарисовать картинку «Осень». Составить небольшой рассказ об осени. (5-6 предложений) по своей картинке.

2. Ответь: как называются птицы, которые улетели в теплые края? (перелетные)

3. Скажи так: ласточка-ласточки,

аист-…,
грач-…,
скворец-…,
жаворонок-…,
журавль-…,
щегол-…

4. Образовать с помощью различных приставок (у, при-, от-, пере -, в -, вы -) слова-действия. Какое слово получится, если к слову «летают» добавить у- (улетают), при- (прилетают) пере- (перелетают) и т.д.

5. Придумать 5 слов, которые начинаются на звук П. Записать. Нарисовать картинки.

6. Сколько всего звуков ты услышал (ла?). Назови первый? Второй? Как будет вместе?

7. Обводка, штриховка птички, (обвести плоскостное изображение по контуру и выполнить его штриховку простым карандашом)

Задание № 9

1. Ответь: какие предметы посуды ты знаешь? Где делают посуду? Из чего делают? (из стекла, фарфора, металла, пластмассы). Какой бывает посуда? (чайная, кухонная, столовая).

2. Назови так: чашка-чашечка,

блюдце-блюдечко,
кастрюля-…,
ложка-…,
вилка-…,
терка-…,
нож-…

3. Назови так: чашка — чашки,

кастрюля-…,
ложка-…,
вилка-…,
терка-…,
нож-…,
тарелка-…

4. Скажи так: стакан из стекла — стеклянный,

чашка из фарфора-…,
нож из металла-…,
терка из пластмассы-…,
подставка из дерева-…

5. Подобрать признаки к словам: чашка, тарелка, стакан, блюдце. Например: чашка (какая?) фарфоровая, хрупкая, гладкая, блестящая, красивая, большая, глубокая, удобная, и т.д.

6. Отгадай загадку, выучи ее наизусть:

Из горячего колодца через нос водица льётся. (Чайник). Нарисуй отгадку, красиво раскрась.

7. Придумать по 5 слов, которые начинаются на звуки Т, К. Записать.

8. Сколько звуков ты слышишь? Назови первый? Второй? Как будет вместе?

АК, УТ, ОК, ОТ

Задание № 10

1. Знать домашних животных. Почему их так называют? (живут рядом с человеком, человек за ними ухаживает, приносят пользу). Знать, какую пользу приносит каждое домашнее животное.

2. Знать детенышей домашних животных. У собаки-щенок, щенки. У кошки-котенок, котята,

у козы-…,
у коровы-…,
у лошади-…,
у свиньи-…

3. Отгадать загадку, выучить ее наизусть.

Гладишь — ласкается, дразнишь-кусается,
На цепи сидит — дом сторожит.

Нарисуй собачку, скажи какой первый звук в этом слове?

4. Хлопни в ладоши, если услышишь в слове звук С: стол, коньки, молоко, стакан, лес, нос, губы, стакан, сом, рак, носки, сапоги, санки.

5. Ответь, где в слове слышится звук С (в начале, середине, конце) : стакан, коса, нос.

6. Сколько звуков ты слышишь? Назови первый? Второй? Как будет вместе?

СА, СО, СУ, СЫ

ДЕКАБРЬ

Задание №11

1. Повторить задание №10

2. Скажите так: котенок – котята,

щенок — …,
ягненок — …,
козленок — …,
жеребенок — …,
теленок -…,
поросенок — …

3. Скажите так: котенок – много котят,

щенок — …,
ягненок — …,
козленок — …,
жеребенок — …,
теленок — …,
поросенок — …

4. Дидактическая игра «Кто как кричит?» — уточнить названия действий животных.

Кошка – мяукает,
лошадь — …,
корова — …,
собака — …,
свинья-…,
овца-…

5. Дидактическая игра «Кто, где живет?»

Собака живет в конуре,
свинья живет -…,
коза-…,
лошадь- …

6. Определить место звука «С» (начало, середина, конец) в словах: мост, колбаса, салют, вопрос, хвост, салат, светофор, снег, класс.

7. Придумать 5 слов со звуком «С» в начале, в середине и в конце слова. Записать.

8. Обводка, штриховка домашних животных, (обвести плоскостное изображение по контуру и выполнить его штриховку простым карандашом)

Задание №12

1. Назови диких животных наших лесов. Знать, почему они так называются, (живут в лесу и сами добывают пищу)

2. Скажи так:

белка – много белок,
медведь — …,
лиса — …,
ёж — …,
волк — …,
заяц — …,
лось — …,
кабан -…

3. Назови детенышей: у лисы – лисенок, лисята, у волка — …., у медведя — …

4. Отгадать загадки, выучи одну на выбор:

а) Хвост пушистый, мех золотистый, в лесу живет, в деревне кур крадет. (Лиса)

б) Кто зимой холодной ходит злой, голодный? (Волк)

в) Под соснами, под ёлками лежит мешок с иголками. (Ёж)

5. Образовать слова, отвечающие на вопросы: чей, чья, чьё, чьи?

У зайца заячий хвост, заячья лапа, заячье ухо, заячьи следы.

У лисы …, у волка …, у медведя …

6. Определить место звука «З» (начало, середина, конец)в словах: газон, Зоя, гнездо, заяц, кузнец, золото

7. Придумать 5 слов со звуком «З» в начале и в середине слова. Записать. Нарисовать 2- 3
картинки со звуком «З» в начале и в середине слова.

Задание №13

1. Ответь: как называют птиц, которые у нас зимуют? (зимующие) Назови их, (голуби, снегири, галки, вороны, сороки, дятлы, чечетки, воробьи). Зачем для птиц зимой делают кормушки? Какой корм дают птицам?

2. Скажи так:

снегирь – снегири – много снегирей,
синица — …,
дятел — …,
ворона — …,
сорока — …,
воробей — ….

3. Отгадать загадку, уметь четко её проговорить:

Что за стол среди берез под открытым небом?
Угощает он в мороз птиц зерном и хлебом. (Кормушка).

4. Определить место звука «Ш» (начало, середина, конец) в словах: шарф, мешок, вишни, шапка, ландыш, душ.

5. Сколько всего звуков? Назови первый, второй. Как будет вместе?
ША, ШУ, АШ, ОШ

6. Придумать по 5 слов со звуком «Ш» в начале, в средине и в конце слова. Записать. Нарисовать несколько картинок.

Задание №14

1. Какое сейчас время года? После какого времени года наступает зима? Какое время года будет после зимы? Сколько месяцев длится зима? Какая погода зимой? Чем покрыты реки и озера?

2. Ответь: лед какой? (гладкий, хрупкий, скользкий и т.д.) снежинка какая? — …, снег — …
Записать.

3. Отгадать загадки:

а) Снег на полях, лед на реках, вьюга гуляет - когда это бывает?

б) Без рук, без ног, а рисовать умеет.

4. Нарисовать в тетради картинку «Зима». Составить рассказ по сюжетной картинке.

5. Уметь придумывать слова со звуком «С» и «Ш» в разных позициях.

6. Определить место звука «Ш» в словах: шофер, шарф, камыш, мишка, шалаш. Звука «С» в словах: сосулька, троллейбус, слива, сосиска, снежинка, трос.

7. Разобрать слова СУП и ДУШ по схеме:

Сколько всего звуков в слове?
Назови первый, второй, третий.
Как будет вместе?
Сколько в этом слове гласных звуков? Назови.
Сколько согласных? Назови.

ЯНВАРЬ

Задание №15

1. Составить и записать небольшой рассказ « Как мы готовились и провели новогоднюю ёлку»

а) Как мы готовились к ёлке
б) Как украшали ёлку
в) Как мы веселились у новогодней елки
г) Что мне больше всего понравилось на новогоднем празднике?

2. Отгадать загадку:

Я прихожу с подарками, блещу огнями яркими.
Нарядная, забавная, на Новый год я – главная.

3. Образовать слова, отвечающие на вопросы: какой, какая, какие, какое?

Из ваты – ватный снеговик, ватная игрушка, ватное украшение, ватные игрушки.

Из бумаги — …,
из картона — …,
из стекла — …,
из пластилина — …,
из пластмассы — …,
из поролона — …

4. Придумать по 5 слов со звуком «Ц» в начале, в середине и в конце слова. Записать. Нарисовать по 2-3 картинки со звуком «Ц» в разных позициях.

5. Сколько всего звуков? Какой 1-ый, 2-ой? Скажи вместе. Назови гласный, назови согласный звук.

АЦ, ЦО, ЦУ, ИЦ

6. Нарисовать крупно любимую елочку, нанести узор.

Задание №16

1. Повторить задание №15.

2. Расскажи, в какие игры можно играть зимой?

3. Составь рассказ «Как ребята слепили снеговика»

План: Какой был день?
Что задумали сделать ребята?
Как они работали?
Какой получился снеговик?
Рассказ записать.

4. Дидактическая игра «Слова рассыпались» (правильно составить предложение):

Ребята, на, катались, с, санках, горы
Слепили, во, девочки, дворе, снеговика
На, любят, кататься, лыжах, мальчики
Весело, в, играли, дети, снежки

5. Определить место звука «Ж» в словах: жук, ножи, жаба, пижама, Жора, Женя, мороженое, живот.

Разобрать слово ЖУК по схеме (см. задание №15)

Нарисовать снеговика.

ФЕВРАЛЬ

Задание №17

1. Ответь: Какой транспорт ты знаешь? Как называется транспорт, который перевозит пассажиров? (пассажирский), назови. Как называется транспорт для перевозки грузов? (грузовой), назови.

2. Знать части машины: кузов, кабина, колеса, сиденье, фары, руль, дверцы, дворники.

3. Закрепление названий профессий на транспорте:

Ответь: кто управляет машиной? (водитель, шофер)

Кто водит поезд? (машинист)
- кто управляет самолетом? (летчик, пилот)
- кто управляет пароходом? (капитан)

4. Придумать по 5 слов со звуком «Ж» в начале и в середине слова. Записать. Нарисовать картинки.

5. Разобрать слово ЖАР по схеме (см. задание №15)

6. Отработать произношение трудных слов: милиционер, регулировщик, велосипедист, мотоциклист.

Задание №18

1. Дидактическая игра «Дополни предложение нужным словом»:

По воздуху люди передвигаются на …
- по суше люди передвигаются на …
- по воде люди передвигаются на …

Поезд – два поезда, пять поездов,

трамвай — …,
машина — …,
грузовик — …,
автобус — …,
пароход — …,
троллейбус — …,
электричка — …,
самолет-…

3. Повторить задание со звуками «Ш» и «Ж»

Выучить наизусть скороговорку:

У Жени и Шуры жил журавль Жура.

4. Обводка, штриховка транспорта (обвести плоскостное изображение по контуру и выполнить его штриховку простым карандашом).

Задание №19

1. Назови мебель. Где делают мебель? Из чего делают мебель? Где покупают мебель?

Назови так: шкаф – шкафы – много шкафов,

стол — …,
кресло — …,
кровать — …,
диван — …,
стул — …,
комод-…

2. Сказать с числами 2 и 5 слова: стол, стул, кресло, сервант, диван

3. Отгадать загадку, выучить ее наизусть:

Под крышей четыре ножки, а на крыше суп да ложки. (Стол)

4. Составить рассказ о предмете мебели (стол, диван, кровать, шкаф) по выбору.

Нарисовать картинку.

О каком предмете мебели ты будешь рассказывать?
- какой формы, цвета, что у него есть, из чего сделан?
- зачем он нужен в комнате?

Например: Это стул. У стола есть спинка, сиденье, четыре ножки. Стул сделан из дерева. Сиденье покрыто тканью. Стул нужен для того, чтобы на нем сидеть.

5. Определить место звука «Ж» в словах: жук, ножи, желуди, мороженое. Звука «З» в словах: зубы, резинка, ваза, заяц, корзина.

Задание №20

2. Сказать с числами 2 и 5 слова:

моряк,
пехотинец,
танкист,
солдат,
артиллерист,
ракетчик,
летчик,
пограничник.

3. Закончить предложение словами из п. 2

« На параде мы любовались моряками, пехотинцами …

4. Определить место звука «Ч» в словах: чай, ключ, врач, чеснок, вечер, печенье, чулки, мяч, перчатки.

5. Нарисовать праздничную картинку.

МАРТ

Задание № 21

Выучить стихотворение. Четко произносить звуки.
На свете добрых слов живет немало,
Но всех добрее и важней одно:
Из двух слогов простое слово «мама»,
И нет слова нужнее, чем оно.

2. Подобрать ласковые слова к словам: «мама», «бабушка». Записать.

3. Рассказать о своей маме.
План:

Как зовут твою маму?
- рассказать о работе мамы (назвать, где и кем работает, что делает на работе).
- за что ты любишь свою маму?

4. Нарисовать цветы для мамы и бабушки.

Задание № 22

1. Ответить правильно: Какое время года наступило? Как ты догадался? (солнце светит ярче, пригревает, на деревьях набухают почки, тает снег, капает капель, дни стали длиннее, а ночи короче).

2. Выучить наизусть стихотворение И. Токмаковой «Весна»

К нам весна шагает быстрыми шагами
И сугробы тают под ее ногами;
Черные проталины на полях видны,
Видно, очень теплые ноги у весны.

3. Нарисовать картинку «Ранняя весна». Составить рассказ по этой картинке. (7-8 предложений). Записать.

4. Подобрать слова-определения: снег ранней весной (какой?) – зернистый, тяжелый, темный, липкий.
Небо — …, солнце — …, воздух — …

5. Образовать новые слова:

чистый – чисто,
легкий – легко,
теплый — …,
высокий — …,
светлый — …,
темный — …,
тяжелый — …,
холодный — …

6. Придумать по 5 слов со звуком «Ч» в начале, в середине и в конце слова. Записать. Нарисовать картинки с этим звуком.

Задание № 23

1. Повторить тему «Одежда».

Знать швейные принадлежности: нитки, иголки, наперсток, пуговицы, ножницы, булавки, сантиметр, швейная машина.

2. Образовать слова, отвечающие на вопросы какой, какая, какие, какое?

Рубашка из ситца – ситцевая,
халат из шелка -…,
брюки из шерсти — …,
пальто из драпа — …,
платье из капрона — …,
кофта из фланели — …

3. Сказать с числами 2 и 5 слова: пуговица, иголка, наперсток, булавка, сантиметр.

4. Определить место звука «Щ» в словах: ящерица, лещ, щенок, щука, щель, плащ, овощи, роща, ящик.

5. Крупно нарисовать платье, украсить его узорами.

Задание № 24

1. Знать о профессиях врача, повара, шофера, летчика, капитана, дворника, продавца, портнихи. Ответить: что делает повар? (варит, печет, жарит и т.д.) Что делает воспитатель, нянечка, портниха, врач?

2. Сказать правильно: дерево – деревянный,

стекло – стеклянный,
кожа — …,
железо — …,
пластмасса — …,
бумага — …,
снег — …,
резина — …,
мех — …,
песок — …,
кирпич — …

3. Подобрать слова, про которое можно сказать деревянный, кожаная, бумажные.

Записать.

Например: бумажный платок, бумажная игрушка, бумажные салфетки, бумажное полотенце.

4. Придумать по 5 слов со звуком «Щ» в начале, в середине и в конце слова. Записать.

5. Нарисовать картинки с этим звуком.

АПРЕЛЬ

Задание № 25

1. Какие строительные профессии ты знаешь?

2. Отгадать загадку, выучить наизусть:

Вот на краешке с опаской он железо красит краской.
У него в руках ведро, сам расписан он хитро. (Маляр)

3. Ответить предложением на вопросы:

Кто штукатурит дом? (Дом штукатурит штукатур).
Кто красит стены?..
Кто вставляет стекла?..
Кто работает на экскаваторе?..
Кто кроет крышу?..
Кто делает двери? Рамы?..
Кто монтирует дом?..
Кто работает на кране?..

4. Определите место звука «Л» в словах: зал, лук, молоко, пенал, ложка, ласточка, бутылка, пчела.
Разобрать слова: лук, пол, лоб по схеме (см. задание №15). Записать.

Задание № 26

2. Выучить стихотворение (правильно произноси все звуки):

Взлетел в ракете русский парень-
Всю землю видел с высоты.
Был первым в космосе Гагарин
Каким по счету будешь ты?

3. Сказать с числами 2 и 5:

1 космический корабль, 2 - 5 –
1 космический луноход, 2 - 5 –
1 космическая ракета, 2 - 5 –

Составить с этими словами предложения.

4. Придумать по 5 слов со звуком «Л» в разных позициях. Нарисовать картинки.

5. Обводка, штриховка ракеты (обвести плоскостное изображение по контуру и выполнить его штриховку простым карандашом).

Задание № 27

1. Поговорить с ребенком о признаках весны, о жизни растений, животных весной.

2. Придумать как можно больше слов, отвечающих на вопросы: Что делать? Что делают?
По теме «Весна»: трава …, птицы …, деревья …, дети …

3. Сказать так: один грач – два грача – пять грачей.

Скворец — …,
чайка — …,
ласточка — …
жаворонок — …

4. Определить место звука «Р» в словах: рак, топор, паровоз, радуга, ракета, помидор, ведро, барабан, самовар. Записать.

5. Выучить скороговорки:

На дворе трава, на траве дрова.
- на горе, на горке герой наш Егорка.
- на горке горько ревет Егорка.

6. Обводка, штриховка перелетных птиц: (обвести плоскостное изображение по контуру и выполнить его штриховку простым карандашом).

Задание № 28

1. Знать свой адрес.

2. Составить рассказ «Улица, на которой я живу»

Как называется улица, на которой ты живешь?
Что есть на твоей улице?
Какой транспорт ходит по улице?
Чем тебе нравится твоя улица? Нарисовать свою улицу.

2. Подобрать признаки к словам: улица (какая?) широкая, просторная, красивая, зеленая, праздничная и т.д..

Слова: дом (какой?), комната (какая?), двор (какой?).

3. Придумать по 5 слов со звуком «Р» в разных позициях. Нарисовать картинки.

Бараношникова Светлана Владимировна,
учитель-логопед
Начальная — школа детский сад № 662
г. Санкт-Петербург

В зависимости от тяжести состояния речевого развития занятия с детьми включают разные упражнения. Состояние общего недоразвития речи требует комплексных занятий, стимулирующих как формирование лексического словаря у детей, так и грамматической стороны, артикуляции, памяти и внимания.

ОНР 1 уровня

Недоразвитие речи 1 уровня у детей характеризуется наличием лепетной речи с активной помощью мимики и жестов. Лексический словарь ограничен звукоподражаниями и слогами, звучащими сходным образом с нужными ребенку словами. Грамматическая часть речи не развита, фразы из нескольких слов если и строятся, то они абсолютно не согласованы между собой. При этом нарушены слуховое и зрительное внимание и память.

В коррекционных занятиях основной упор делается на расширение активного и пассивного словаря ребенка, развитие внимания, улучшение мелкой моторики и работы артикуляционных органов.

Игры и упражнения:

  • Для улучшения восприятия неречевых звуков используется игра «Что звучит?». Ребенку предлагается послушать различные бытовые звуки (шуршание бумаги, звук льющейся воды), звучание музыкальных инструментов или игрушек. Потом, услышав знакомые звуки, ребенок должен показать, что за предмет их издает.
  • Для активизации слухового внимания хорошо подходит также игра в жмурки. С завязанными глазами дети должны поймать ведущего, хлопающего в ладоши, ориентируясь на звук.
  • Для расширения лексического словаря проводятся дидактические игры — «Кто пришел?», «Части тела», «Овощи-фрукты» и т. д. Игрушки демонстрируются ребенку и произносятся четко их названия. После этого дети должны называть предметы сами.
  • «Хлопай, как я!» — педагог хлопает несколько раз в ладоши в разном темпе, дети должны воспроизвести ритмический рисунок.
  • Для развития мелкой моторики используются рисование, лепка, пальчиковые игры, перебирание крупы, игры с песком.
  • «Ищи внимательно» — игра-раскраска. По заданию взрослого ребенок должен раскрасить на картинке только нужные изображения (только фрукты или овощи или животных).

ОНР 2 уровня

Дети с ОНР 2 уровня используют в общении как слова, так и лепетные высказывания. Грамматическая сторона речи серьезно страдает - согласование между существительным и глаголов отсутствует, слова, обозначающие признак или качество предмета, не входят в употребление. Навыки словообразования ребенку недоступны.

Помимо работы с вышеуказанными проблемами требуется также проводить работу по постановке произношения звуков, а также развитию фонематического анализа и синтеза.

Упражнения:

  • Для улучшения фонематического слуха предлагаются игры на определение нужной фонемы. Например, упражнение «Лови звук». Взрослый четко и не очень быстро произносит слово, при этом ребенок должен захлопать в ладоши или стукнуть ладонью по столу, когда узнает нужный звук.
  • «Кто ошибся?». Похожая игра, но немного измененная. Педагог произносит слова, заменяя в них определенную фонему, а дети должны топнуть или поднять руку, когда слово будет произнесено правильно.
  • Игра «Хлопаем в ладошки» немного усложняется. Теперь хлопки будут отделять слоги. Произносим слово по слогам, отмечая каждый из них четким хлопком.
  • Для развития артикуляционного аппарата в обязательном порядке дети занимаются «Зарядкой для язычка». Задания предлагаются от простого к сложному и с учетом индивидуальных потребностей ребенка.
  • «Кто маленький?» — игра на формирование навыков словообразования. Педагог показывает картинки с изображениями взрослых животных и их детенышей, четко проговаривая их названия. Интонацией выделяется способ словообразования. Теперь ребенок должен сказать, как называется малыш на картинке?
  • Также проводится работа с изучением согласованием слов. Например, при помощи игры в поиск игрушки. Педагог прячет какой-либо предмет, а ребенок должен по указаниям его найти (ПОД стулом, ЗА книгой и т. д.).
  • Развитие связной речи проводится в рамках обсуждения игровых моментов и сказок. Взрослый задает детям вопросы - кто приходил на занятие? Куда покатился колобок?
  • По-прежнему остаются крайне актуальны игры и упражнения на развитие моторики. Детям предлагаются шнуровки, аппликации, штриховки и раскраски. Пальчиковые игры и зарядка входят в каждое занятие.

ОНР 3 уровня

У детей с общим недоразвитием речи 3 уровня отмечается наличие фразовой речи, однако она представляется собой вариант с сильно «хромающими» грамматическим строем и произношением. Согласование слов в предложении, изменение по родам, числам и падежам страдают, некоторые звуки, даже правильно звучащие в отдельности, во время связной речи произносятся нечетко или заменяются другими.

При этом дети имеют довольно обширный лексический словарь, могут коротко рассказать о каком-то событии, используя даже сложные предложения. Однако во всех аспектах речи отмечаются нарушения.

Логопедические занятия включают упражнения, охватывающие все стороны речи - грамматическую, фонематическую и лексическую.

Упражнения и игры:

  • «Профессии». Для расширения словаря проводится изучение названий профессий. Для игры используются карточки с изображением людей той или иной специальности - дети должны правильно их назвать. Другой вариант - подобрать к карточке к человеком определенной профессии изображения подходящей ему формы или орудий труда. Обязательное условие - правильно назвать все понятия.
  • «Чей хвост?». Для усвоения норм словообразования предлагается игра с карточками, в которой нужно подобрать нужный хвост животному. И правильно назвать его! (Чей хвост? — Лисий, медвежий и т. д.).
  • «Какой он?». В этой игре дети расширяются словарный запас, учатся использовать в речи прилагательные. Педагог показывает предмет и спрашивает, какой он. (Например, мяч - круглый, прыгучий, резиновый).
  • Другой вариант этой игры - поиск предмета по его описанию. Ребенок должен найти из расставленных на столе игрушек ту, о которой рассказывает педагог.
  • Игра «Все наоборот» учит детей использовать антонимы. Педагог бросает мяч ребенку и говорит слово («длинный»), ребенок должен сказать слово с противоположным значением («короткий») и бросить мяч обратно.
  • Так же, с мячом, можно играть в «Один и много». Педагог произносит слово в единственном числе, ребенок должен сказать форму множественного.
  • Для развития связной речи используются рассказы по картинкам. Дети с удовольствием ищут правильный порядок картинок с различными событиями, а затем (сначала при помощи наводящих вопросов) составляют небольшой рассказ.
  • Концентрацию слухового внимания развивают такие игры, как «Придумай слово». Детям нужно назвать слово, начинающееся на заданный звук. Впоследствии задание можно усложнять - звук может быть в конце слова или в середине.
  • «Собери пирамидку» - нанизываем кольца, медленно проговаривая слова. Сколько слогов, столько колечек.

Общее недоразвитие речи может стать серьезной проблемой для ребенка и его родителей. Поэтому очень важно начать коррекционные мероприятия как можно раньше. Опытный логопед поможет справиться с нарушениями речи, но на это потребуется время. Своевременная консультация специалиста поможет избежать многих сложностей.

Речевое развитие - важнейший процесс для каждого ребенка. Особенности его определяют не только способность выражать свои мысли, но и умение эффективно общаться с другими, влияют на успешность обучения в школе. Именно поэтому так важно проводит логопедические занятия с детьми пяти – шести лет. Хорошо, если родители не только пользуются помощью специалистов, но и самостоятельно могут организовать занятия с ребенком в домашних условиях.

Типичные речевые нарушения у детей 5-6 лет

Большинство старших дошкольников имеют трудности с:

  • освоением сонорных и шипящих звуков;
  • звуковым анализом слов;
  • развитием повествовательной речи;
  • составлением рассказа и описаний.

Конечно, подобные проблемы могут быть незначительными, лишь немного отличающимися от возрастной нормы, и серьезными, вплоть до . Обратиться к логопеду необходимо в любом случае, но поддерживающая работа родителей дома тоже очень важна.

Стоит отметить, что регулярные логопедические упражнения и занятия для детей 5-6 лет полезно проводить дома для каждого ребенка, ведь они помогают быстрее освоить грамоту.

Правила для логопедических занятий дома

Успешность домашних уроков зависит не только от наличия нужных пособий и плана работы, согласованного с логопедом. Очень большое значение имеет сама организация занятий. Вот несколько простых правил, которые помогут добиться отличного результата:

  • Все логопедические упражнения для детей нужно проводить регулярно, но по чуть-чуть. Не стоит стараться сделать сразу артикуляционную гимнастику, поиграть в речевые игры, заполнить рабочую тетрадь. Лучше каждому виду упражнений уделять несколько минут, а не устраивать целый «день логопедии».
  • Не заставляйте выполнять задания «из-под палки», развивающие занятия для детей должны напоминать игру. Придумайте несложный сюжет (например, путешествие во вселенную звуков), подготовьте небольшие призы-оценки (наклейки, бумажные звездочки), устраивайте физ-минутки.
  • Хвалите, поддерживайте маленького ученика, если он делает хотя бы крошечные успехи. Акцентируйте внимание на достижениях, пусть даже небольших, постепенно прогресс будет все более очевидным.
  • Подберите для домашней тренировки хорошие рабочие тетради. Они должны быть не только профессиональными по содержанию, но и яркими, красочными, увлекательными. Идеально, если в заданиях есть элементы интерактива (возможность что-то дописать, дорисовать). Такой материал позволяет заинтересовать дошкольника, наглядно показывает ему «пройденный путь», успех.
  • Не ждите мгновенных результатов, проявите терпение, мягкую настойчивость. Процесс постановки, закрепления, дифференциации звуков - сложный, на него уходят месяцы даже у опытных логопедов. Соблюдайте намеченный план и результаты постепенно появятся.

Логопедические упражнения для занятий дома

Все логопедические упражнения можно разделить на три большие блока, каждому из которых нужно уделить внимание и проводить регулярно:

Развитие фонематического слуха

Умение различать звуки на слух кажется естественным, но если вы попросите своего дошколенка произнести то или иное слов по буквам, то увидите пробелы.

Для детей 5-6 лет существует большое количество специальных игр, упражнений, помогающих развивать . К ним можно отнести:

  • подбор слов, начинающихся или заканчивающихся на заданный звук;
  • подсчет звуков в слове, определение слоговой структуры;
  • составление звуковой схемы слова;
  • придумывание рифм и коротких стихов;
  • проговаривание речевок и скороговорок.

Продуманные логопедические занятия для детей 5 6 лет позволяют сделать все звуки родного языка послушными и легкими.

Пальчиковая гимнастика

Мелкая моторика рук помогает речевой деятельности, поэтому старшие дошкольники должны выполнять ее обязательно.

Конечно, для детей 5-6 лет упражнения нужно использовать сложные, со сценарием, в стихах. Полезно подбирать комплексы упражнений для двух рук одновременно, синхронные. Не забывайте использовать «помощников»:

  • маленькие массажеры (резиновые мячики, валики, шишки);
  • ножницы для вырезания;
  • пластилин;
  • бумагу для оригами.

Также помните, что все виды рукоделия, конструирования, любого творчества - отличные вне индивидуальных занятий.

Артикуляционная гимнастика

На букву Л

Твердый тоже часто представляет трудность для детей 5-6 лет. Если малыш уже научился произносить его один, изолированно, то пришло время начать работу по автоматизации в речи. Для этого подойдут следующие упражнения:

1. «Скажи красиво»

Предложите ребенку несколько изображений слов, начинающихся на Л. Попросите его произнести слова красиво, выделяя голосом нужный звук.

2. «Игрушки для Ларисы»

Попросите ребенка собрать для куклы Ларисы подарки. Скажите, что она любит только то, что начинается на Л. Для этого упражнения нужно заранее подобрать небольшие предметы или картинки, все слова не должны начинаться только на Л.

3. «Один-много»

Предложите ребенку назвать слова с Л в единственном и множественном числе. В рабочей тетради для звука Л (автор Костюк А.В.) есть целая таблица с рисунками для этого упражнения (занятие 20).

4. «Отыщи звук»

Предложите ребенку составить схему слова и обозначить на ней место Л. Если пока самостоятельно определить количество звуков вашему ребенку сложно, то для начала можно выполнить несколько подобных упражнений из рабочей тетради.

5. «Скороговорки и потешки»

Используйте потешки, скороговорки и стихотворения со словами, в которых есть Л.

«Звуки и буквы» (сентябрь)

Что такое звук? (Звук это то, что мы слышим и произносим)

Что такое буква? (Буква это то, что мы читаем и пишем)

Я буду произносить ряд звуков, вы должны назвать, какие гласные я произнесла и выложить схемы из красных кружков: АОУИ, ИУАО, УИОА, ОАУИ.

А теперь составим буквенные ряды, я буду произносить ряды звуков, а вы должны выложить буквенные ряды. АОУИ, ИУАО, УИОА, ОАУИ

Повторим еще раз:

Что такое звук?

Что такое буква?

Йотированные гласные буквы (октябрь).

  1. Назови гласные буквы I ряда. (А О У Э Ы)

Назови гласные буквы II ряда (Я Ё Ю Е И)

  1. Назови парную гласную букву из другого ряда, например, я говорю Ё, ты называешь – О.

Я - …, Ё - …, Е - …, Ю - …, И - …, О - …, А - …, Ы - …, У - …, Э - … .

  1. Повтори за мной цепочки слогов:

БА – БЯ ГУ – ГЮ КЫ – КИ МО - МЁ

ВО – ВЁ ДЭ – ДЕ ЛА – ЛЯ НЭ - НЕ

  1. Назови слог с нарной гласной из другого ряда, например, я говорю БА, ты говоришь БЯ.

ВА - …, ГЯ - …, ДЁ - …, ЗО - …, КЮ - …, ЛУ - …, МЕ - …, НЫ - … , ПИ - … .

Слог. Перенос слов. Ударение (октябрь).

  1. «Половинки».

Найди части слов, соедини их и запиши слова:

ды сос ла па на ра за бор нок пла ток зво

  1. «Морской бой».

По заданному шифру составь слова, прочти и запиши предложение.

Б1 В2 А2 Б2 А3 В3 Б2 В1 А1 А Б В 1

ма

нас

зи

пи

ла

ту

бе

ла

  1. «Собери слово».

Из слогов, записанных в разном порядке составь слова.

лод, хо -…

та, во, ро - …

ве, ка, шал - …

ту, ар, тро -…

ша,та, мы -…

мо, гра, та - …

би, рать, за -…

пи, кра,ва -…

чик, бор,за -…

до, про, во, вод -…

лен, дарь, ка -…

  1. Найди слог, вставь недостающие слоги.

са__ги ма__на ли__ны

ко __ со ло__та ба__ны

До__га ка__ши со__ка

5. Сложи по заданным слогам.
а) Сложи 1-е слоги:

Дорога машина

Богатый лопата топить

Листик товары падчерица

Клевать ночевать выйди

Думать ботинок выйду

б) Сложи 2-е слоги:

Еда свеча

намочил горе

попона огород удача

догонял получил глубина

Узоры кололи пустой

в) Сложи 3-и слоги:

Петухи этажи седина

Талия непогода парады

Брусника саранча лечи

г) Сложи: 2 слог 3 слог 3 слог

Напугать березы подарили

Однокоренные слова. Корень слова (ноябрь).

  1. Прочитать группу родственных слов.

Веснушки веснянка вешние (воды)

Весенние по-весеннему веснушечки

Веснушчатая весна

Определи самое главное слово, от которого образованы все родственные слова. Назови корень. (Уточните для ребёнка значение некоторых слов).

  1. Подбери однокоренные слова, отвечая на вопрос.

– Кто детеныш (птенец) у чижа? - Чижонок .

– Кто у чижа мама? - Чижиха .

– Как ласково называют маленького чижонка? - Чижоночек .

– А как можно ласково назвать поющего чижа? - Чижик, чижичек .

– Чье веселое пение радует нас весной? - Чижиное .

  1. Придумай слово, выдели корень, подбери к нему родственные слова. Поставь ударение в каждом слове. С каждым словом составь предложение.

Правописание безударных гласных в корне слова (декабрь).

1.Определи место ударного слога в слове. Я буду называть слово, а ты записывай цифру, на каком месте в слове стоит ударный слог.

ВОЛОСЫ, ГАЛОШИ, БОРОДА, ВАРЕЖКИ, КОРОВА, РУКАВА, МУЗЫКА, СОРОКА, СТРЕКОЗА, СОЛНЫШКО, ТАРЕЛКА, ГОЛОСА, МАЛЬЧИК, СОБАКА, МОЛОТОК, БАБОЧКА, ЗАДАЧА, МАНДАРИН.

2. Слого – ритмическая структура слова.

Я произносу слово, а ты должен отхлопать слоги: ударный слог – громкий хлопок, безударный – негромкий хлопок.

Коса, липа, скала, сено, жаба, силач;

Бабушка, кормушка, комната, посуда, фонарик, ромашка;

3. Вставь в конце каждого стишка слово, обозначь в нём безударную гласную, подбери проверочнеое слово.

  1. В праздники на улицах

В руках у детворы

Горят, переливаются

Воздушные …

  1. Белка спряталась в дупло,

В нём и сухо и …

  1. Глубока и широка

Наша быстрая …

  1. Вышел Коля на крыльцо,

Вымыл руки и …

  1. Улетел скворец не зря

За леса и за …

  1. Закаляют нас всегда

Солнце, воздух и …

  1. На каток ушла с утра

Моя младшая …

  1. Подводной лодке не страшна

Океанская … волна.

  1. Кругом гречиха зацыела –

В улей мёд несёт …

  1. Зимой и летом зелена

Стоит красавица …

  1. Для тебя мы дом построим,

Не скворечню, а дворец.

Прилетай же, наконец,

Наш пернатый друг …

  1. Нарядили ёлку: бусы в три ряда,

Наверху сверкает красная …

  1. Свой железный язычок

Прячу я по колпачок.

Созываб на урок,

А зовут меня …

  1. В поле сеют и растят,

Убирают, сыплят в склад,

И на хлеб идёт оно,

А зовут его …

  1. Берёзы, рябины, дубы, тополя –

Богата деревьями наша …

  1. Для начинки на пирог

Приготовили …

  1. Если у тебя с пятёрками дневник,

Значит, ты примерный …

  1. Дел у меня немало:

Я белым одеялом

Всю землю укрываю,

Белю поля, дома,

Зовут меня …

  1. Я ракрываю почки

В зелёные листочки.

Деревья одеваю,

Посевы поливаю,

Движения полна,

Зовут меня …

  1. У них усы не для красы –

Они показывают время

И называются …

  1. Я не бегаб к врачу,

Я сама его …

  1. Я откликаться не хочу,

Меня зовут, а я ….

  1. Стали звёздочки кружиться,

Стали на землю ложиться.

Нет, не звёзды, а пушинки,

Не пушинки, а …

  1. Ты к обеду положи

Ложки, вилки и …

  1. Ходят в рыженьких беретах,

Осень в лес приносят летом.

Очень дружные сестрички –

Золотистые ….

  1. Съел сластёна в воскресенье

Всё вишнёвое ….

  1. С длинным носом наш ребёнок

Это маленький …

  1. Вместе с Карлсоном прыгал с крыш

Шалунишка наш - ….

  1. Серый волк в густом лесу

Встретил рыжую ….

  1. – Где обедал воробей?

В зоопарке у …

31. Хлоп! И конфета стреляет, как пушка!

Каждому ясно, что это …

  1. Я любуюсь вами, как вы хороши!

До чего ж душисты нежные …

  1. Хоть она залётная,

Птичка перелётная,

Но весною я всегда

Любуюсь пением …

  1. – Делиться со всеми – привычка моя!

Вам яду не надо? – спросила ….

  1. Собаки, не троньте верблюда,

Для вас это кончится худо:

Он ловко дерётся с врагами

Своими большими …

  1. Самолётик сел на травку

На цветке прошёл заправку,

Закружил над головой –

Затевает бой с тобой.

До посадки на носу

Отогнать успей ….

  1. Зимой на ветках яблоки.

Скорей их собери!

И вдруг – вспорхнули яблоки.

Ведь это ….

  1. Угадайте, что за птица:

Света яркого боится,

Клюв крючком, глаза пятачком,

Ушастая голова. Это ….

  1. Вот пришла осень,

Скоро метели.

Уж с прощальным криком

Птицы ….

  1. У козы-мамы малыши-ребята,

А зоыут их всех ….

  1. Мы Серёжку провожали,

Ему ручкой ….

  1. Утром заплели сестрички

Аккуратные ….

  1. Он трудиться так привык

Хоть и ростом невелик.

Но хозяин очень зол,

Что упрям его ….

  1. Выгнет спинку, хвост трубой

И ко мне идёт, как в бой.

Рыжий, как тигрёнок,

У меня ….

Состав слова (январь).

1.В каждой строчке определи лишнее слово.

борьба, борец, бороться, воевать;

вражда, враг, противник, вражеский;

смешной, смех, смешать, смешить;

ветер, вихрь, ветерок, безветрие;

сосна, дерево, деревцо, деревянный.

2. Хлопни в ладоши, если услышишь однокоренное слово с корнем –осин-:

Осина, оса, осинка, осёл, осиновый, осинник, подосиновик, ослик.

Топни правой ногой, если услышишь однокоренное слово с корнем –печаль-:

Печально, печаль, печальный, печатать, опечалить, печник, печалиться.

3. Придумай слово, выдели корень, подбери к нему родственные слова. Поставь ударение в каждом слове. Определи проверочные слова и проверяемые. С каждым словом составь предложение.

  1. Послушай слова и запиши только приставки.

Слова: переезд, приезд, выезд, вылет, слёт, отлёт, увёз, привёз, завёз, отбежал, добежал.

Образец: отнести ОТ-.

  1. Помоги приставкам встать на своё место так, чтобы получились пары слов с противоположным значением.

Образец: приклеить - отклеить

Слова : принести - … вползти - … привязать - … вскочить - … привыкнуть - …

Пригнуть - … привезти - … впустить - … вогнуть - … вспорхнуть - …

Имя существительное (февраль).

1. Преобразование существительных из одного рода в другой путём словообразования или подбора существительных, обозначающих лиц противоположного пола.

Задание : послушай слова и подбери наоборот.

Например : кот – кошка, собака – пёс …

Слова : конь - … воробей - … курица - … ёж - … козёл - … корова - …

баран - … тигр - … голубь - … слон - …

Предлоги. Глагол (март).

  1. “Предлоги наоборот”. Я называю тебе слово с предлогом, а ты тоже называй это слово, с предлогом с противоположным значением, например: Я говорю «в лес», а ты говоришь – «из леса».

В кино – из кино

К двери – от двери

К доске – от доски

К берегу – от берега

Над землёй – под землёй

Над водой – под водой

Из тетради – в тетрадь

От окна – к окну

Под столом – над столом.

  1. “Путаница”. Составляем предложенияиз заданных слов:

Ребята, катаются, горки, с.

Зимой, снега, много, лесу, в.

Детям, подарили, на, подарки, празднике.

Заснеженные, деревья, в, стоят, лесу, сказочном.

Метро, строят, землёй, под.

Весной, снега, из-под, пробьются, первые, подснежники.

3. Определить, предлог или нет?

(В) лесу

(из-за) угла

(из) дома

(над) озером

(до) шёл

(об) радовался

(до) бежал

(за) грустил

(при) нёс

(через) дорогу

(пере) прыгнул

4. Прочитай текст загадки, вставь предлоги, подчеркните их. Загадки отгадай.

1) Дом … улице идёт,

… работу нас везёт.

Не … курьих ножках,

А … резиновых сапожках.

(Автобус)

2) Белая звёздочка … неба упала,

Мне … ладошку легла –

И пропала. (Снежинка)

3)… дупле … старом дубе

Живу … густом лесу.

Хожу … пушистой шубе,

Орешки я грызу. (Белка)

4)Рыжая, … пушистым хвостом,

Живу … лесу … кустом.(Лиса)

5)… клумбе голубой

Бубенчик золотой.

… утрам расцветает,

Свет и жар излучает. (Солнце)

6)Целый день … траве густой

Бродят рожки … бородой. (Коза)

  1. Выделение предлогов из речи.

«Посчитай, сколько предлогов в стихотворении. Загни пальчик, когда услышишь предлог».

Буду маме помогать,

Буду всюду убирать.

И под шкафом,

И за шкафом,

И в шкафу,

И на шкафу,

Не люблю я пыли, фу!

Имя прилагательное (апрель).

  1. Образование относительных прилагательных

Ключ из железа какой? - …

А из стали? -…

А вообще из металла? - …

Сковородка из чугуна какая? - …

Домик из картона какой? - …

А из пластика, пластмассы, пластилина? - …

Мешочек из бумаги, целлофана какой? - …

Кофта из шерсти какая? - …

А из шелка, кружева? - …

Коврик из резины, акрила, синтетики какой? - …

Украшение из стекла, фарфора, хрусталя, золота, бриллиантов какое? - …

Из чего сделана посуда.

Кастрюля из стекла – стеклянная

Из металла – металлическая

Миска из дерева – деревянная

Из пластмассы – пластмассовая

Чашка из фарфора – фарфоровая

Из глины – глиняная

Из керамики – керамическая

Из хрусталя – хрустальная

Из фаянса – фаянсовая

Какая бывает роща? (какой бывает лист?) из дубов, берез, осин, рябин, буков, мандариновых деревьев, кленов,

Какой бывает сок?

Из яблок, апельсинов, лимонов, ананасов, …Придумай, из чего можно еще сделать сок?

Следующее задание совмещает образование относительных прилагательных и согласованием их с существительными в роде. Для этого чуть больше внимания уделяйте звучанию окончаний.


Сок

из ананаса – ананасовый
апельсиновый

яблочный
абрикосовый
сливовый
лимонный
банановый
малиновый

Начинка
ананасовая
апельсиновая
сливовая
лимонная
гранатовая
яблочная
грушевая
абрикосовая

Варенье
Ананасовое
Апельсиновое
Сливовое
Лимонное
Яблочное
Грушевое
Банановое
Абрикосовое

  1. Образование приятяжательных прилагательных. (кому это принадлежит, чей?):

Чей хвост?

Рассматривая картинки с животными, задайте ребенку вопрос: «А чей хвост у зайца?» - «зайкин» (в лучшем случае) – «а может быть, волчий? Или кошачий?» (используйте слова только той же группы с одинаковыми суффиксами, а не то по аналогии с «лошадиный» ребёнок образует слово «зайкиный»)

Хвост зайца – заячий,

Беличий, волчий, собачий, кошачий, цыплячий, лягушачий, поросячий, сорочий, бычий, птичий,

Коровий, лисий, вороний, орлиный, куриный, лошадиный, львиный, мышиный, тигриный

Медвежий, верблюжий, стерляжий,

Предложение (май).

1. Прочитай записи.

На городской башне

Прыгали веселые

Приподнял с земли

Это предложения? (Нет)

Слова связаны между собой? (Да)

Что тогда не так? (Они не закончены)

Дополни, чтобы получились предложения.

Запиши одно предложение в тетрадь.

Что нужно помнить, чтобы правильно выполнить это задание? (Предложение пишется с большой буквы, все слова в предложении пишутся отдельно. В конце ставится точка)