Беременность  Блоги мам Болезни

Кукла-мотанка. Что это такое и как сделать своими руками

В самые давние времена, когда не было телефонов и компьютеров, дизайнерских кукол и платьев, наши прабабушки складывали в сундуки лоскутики и старую одежду. Внуки по вечерам просили бабушку рассказать сказку. Удачно дополняла рассказ куколка - мотанка, сделанная вручную, без иголки.
Немало легенд и поверий связывают с ней.
Специально для изготовления куклы откладывались красивые лоскутки, тесемочки и ленты. Поскольку в давние времена ткани не пестрили таким разнообразием, как сейчас, каждый кусочек был на вес золота.

Обязательным условием было – не обозначать лицо куклы. Считалось, если изобразить глаза игрушки, то в неё вселяется дух (хороший или плохой). Есть ещё одно немаловажное правило - наматывать нитки надо против часовой стрелки. А в остальном фантазировали мастерицы как хотели.
Теперь попробуем сделать свою неповторимую куколку - мотанку. Нам потребуются: кусочки ткани, вата, катушечные нитки, ножницы, бусины и ленты для декора.

1. Возьмём небольшой лоскут плотной ткани прямоугольной формы, грубой фактуры, так как она должна хорошо держать форму (рис. 2). Скатаем его в рулон.

Перегнём пополам.


Это будет заготовка под туловище.
2. Пальцами сформируем шею, закрепим ее нитками.

3. Тщательно намотаем голову куклы из ваты.
4. Вырежем квадрат из светлого ситца. Длина диагонали приблизительно в рост куклы.
Сложим косыночкой.

5. В косынку вложим заготовку. Соединим голову, туловище и треугольник. Снова укрепим шею нитками, наматывая против часовой стрелки.


6.На свободных концах косынки закладываем маленькие ватные шарики, руки куклы.


Фиксируем нитками и расправляем рукава.
7.Пальцами выделяем талию. Снова, закрепляем нитками.

8.Отдельно вырежем прямоугольник из пёстрой лёгкой ткани. Укладываем складками юбку. Обматываем её нитками. Затягиваем потуже.

7.Какая же красавица без фартучка? Нарядим им куколку. Можно декорировать его тесьмой.

8.На голову повяжем платочек.

Куклу украшают на усмотрение мастера. Различными бусами и лентами, красивыми кусочками ткани. Особенность мотанки в том, что ее делают без единого шва, за работу садятся только в хорошем настроении, вкладывая лишь позитивную энергию.
Остаётся придумать особенную волшебную сказку и показать детям. Самое замечательное, что таких персонажей можно сделать бесконечное множество.
Будьте уверенны, дети, воспитанные на сказках, с героями сделанными руками любящих родителей, никогда не забудут таких особенных игр. И передадут это наследие своим детям.



Недавно я заметила такую странную вещь: порой дорогие игрушки детям бывают не так милы, как простенькие крохотные киндеры, подаренные кем-то пушистики или обычная куколка, которую мама смотала за 5-10 минут из остатков ткани. Так получилось у нас. Совершенно случайно я попала на мини мастер-класс по изготовлению традиционных тряпичных куколок. Принесла результат своих трудов домой и – о чудо! – дети заняты весь вечер! Я удивилась и решила сделать ещё три куклы.

Что понадобилось для куклы?

Прямоугольные ткани, ленты, нитки, синтепон, вата или марля.

Как сделать куклу-мотанку?

Сразу оговорюсь, что я не соблюдала традиционность и резала ткань ножницами, хотя мне говорили, что ткань для мотанки должна рваться вручную.

1. Приготовить 5 прямоугольников ткани и 1 квадрат. Можно вырезать нужные лоскуты по ходу работу над куклой.

2. Первый прямоугольник должен быть нейтрального цвета. Это будет куклы. В его центр кладём синтепон, вату (в моём случае – марлю).

Из этого прямоугольника будем делать голову и тело куклы

Складываем ткань пополам и собираем её вокруг наполнителя, чтобы получился шарик для головы.

3. Хорошенько наматываем нитки в основании головы, делаем узелок.

4. Берём новый прямоугольный лоскут ткани и закручиваем его в валик. Это будут руки нашей куклы-мотанки.

5. Когда валик готов, плотно обвязываем его края ниточками.

Должно получиться вот так:

6. Берем тело нашей куколки и вкладываем руки между двумя слоями ткани.

7. Обхватываем ткань под ручками и начинаем мотать.

8. Делаем куколке красивую кофточку. Для этого берём ленточку и несколько раз обматываем её крест-на-крест вокруг ручек и талии.

Завязываем ленточку на узелок и опускаем края вниз. Сверху будет юбочка.

9. Берём ещё один прямоугольник ткани складываем его пополам лицевой стороной наружу. Наверх кладём куклу, как показано на фотографии снизу.

Приподнимаем один слой ткани и обхватываем талию куколки рукой.

Начинаем плотно наматывать нитку, в конце делаем узелок.

10. Таких слоёв юбочки можно делать много. У меня было 3 слоя. Только вот второй нужно прикладывать не к спинке куклы, а к животику. Тогда ляля выйдет нарядная и не будет видно телесной ткани.

11. Платочек для куклы я делала из треугольника, но можно сделать из квадратика, сложенного пополам. Тут всё просто – обвязываем куколке головку точно также, как и себе, только сзади стоит завязать хвостики на узелок.

12. Вот и готова наша традиционная кукла-мотанка, можно начинать игру!

Честное слово, я была приятно удивлена, как разбалованные красивыми игрушками дети отнеслись к простеньким тряпичным куклам. Ксюша пошла с куклой в садик, Сима понесла её на занятия в детский клуб, а потом ещё попросила взять куклу с собой в магазин. И несколько дней спали с мотанками в обнимку, жаль фотографии не осталось.

Если вам понравилась эта нехитрая тряпичная куколка, поделитесь мастер-классом со своими друзьями в социальных сетях. Может быть, они тоже захотят своими руками сделать приятный сюрприз малышам;)

Хотите всегда получать свежие идеи, материалы и разнообразные раскраски для занятий с малышами? Тогда смело “Расти умным”!

Желаем вам побольше сладких детских улыбок!

Мотанка - символ праматери природы, Богородицы и плодородия, поэтому не удивительно, что куклы всегда женского пола. Традиционно изготовление мотанки - женская работа и почетная обязанность. Секреты изготовления куклы передавались от матери к дочери.

Есть три типа мотанок : младенец, невеста и берегиня.

Мотанка-младенц делалась при рождении ребенка, такая кукла выглядит как ребенок в пеленках. Она кладется в колыбельку к малышу и защищает от сглазов, охраняет сон, бережет здоровье. Если ребенок болел, делали другую куклу и давали малышу поиграть, считалась, что такая кукла забирает на себя всю хворь, и когда он выздоравливал, куклу сжигали.

Куклу-невесту делали для невесты, она была важной частью посага, наравне с рушниками и сорочками. Такой кукле шили наряд невесты и надевали много украшений, девушка должна была играть этой куклой до рождения первенца. Считалось, что чем больше она играет - тем здоровее и сильнее будет потомство, ведь кукла олицетворяла Прародительницу, и считалось, что в игре она передает молодой жене опыт предков.

Оберегом для дома и семьи была кукла-берегиня . В голову которой прятали монетку, зерно и шерсть овцы для достатка и семейного уюта. Для гармонии в доме мотанке-берегине на лицо обязательно наматывали крест. Сначала нитки наматывали вертикально и только потом горизонтально. Крест в круге - символ гармонии души (вертикаль) и тела (горизонталь), единения женского начала с мужским, древний солярный знак, несущий солнечную, положительную энергетику. Такую куклу ставили или вешали в углу, со стороны восхода солнца.

Предки считали, что через человеческие черты лица в куклу могут , а они бывают как добрыми, так и злыми, кроме того, рисуя лицо, мастерица подсознательно придает кукле черты знакомого человека и тем самым подвергает его опасности. Подчеркивая неодушевленность мотанки, ее делают безликой, а значит, - безопасной для людей.

Кроме трех основных видов кукол-мотанок делали куклы и на желания, которых задабривали украшениями. Также изготавливались мотанки в помощь путнику, для крепкой семьи, и для рождения детей. К переднику мотанки, которая помогала забеременеть, привязывали кукол-младенцев, «деток» в таком количестве, в котором хотели иметь (один, двое, трое, четверо). С такой куклой женщина спала до наступления беременности.

Мотанки делали из лоскутков ткани одежды родителей, бабушек и дедушек, поэтому неудивительно, что кукла, сделанная своими руками из одежды родных людей, заговоренная на добро и удачу оберегает и несет безграничную положительную энергетику. Именно поэтому традиция изготовления кукол-мотанок дожила до наших дней и приобретает все большую популярность.

Украинская кукла-мотанка - уникальное явление, которое оставили нам в подарок наши предки. Кукла-мотанка универсальна: она изготавливается по одним и тем же принципам будь то для гармонизации отношений в семье, для исцеления или оберега. Но самым загадочным является наличие креста на лице. Какую же тайну скрывает в себе эта берегиня?

САКРАЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ

Украинская кукла-мотанка содержит множество сакральных космогонических значений, которые были сформированы еще в трипольскую эпоху. Поэтому многие исследователи (А.Найден, Л.Тимошенко и др.) считают, что истоки куклы-мотанки - в трипольской культуре. Так, в основе своей головы она имеет скрученную сваргу, которая является основным мотивом на трипольских глиняных изделиях. Сварга символизирует движение и развитие Вселенной. Само слово «развитие» содержит образ витка: в процессе развития чего-либо как бы распространяются витки. Действительно, процесс сматывания куклы напоминает спиралевидное движение Вселенной, будто закручиваются энергетические вихри. Кроме того, скручивание, завивание передает образ слоистого устройства тонких тел человека, как отмечает Зинаида Зимина в книге «Текстильные обрядовые куклы». Вообще завивание - это ритуальное действие, которое соотносится с зарождением, ростом, преумножением, связано с сотворением мира («вихрь», «повитуха», «сповивати», «верч» - свадебный хлеб и мн.др.).

На древнее происхождение куклы-мотанки указывает также то, что она имеет крест вместо прорисованных черт лица. Известно, что глаза являются «зеркалом души». Глаза на сакральной кукле не изображались, чтобы не произошло отождествление с каким-либо живым существом. Люди верили, что в глаза может влететь душа. Крест на лице сакральной куклы как бы свидетельствует о пребывании её за пределами пространства и времени, поэтому она является архетипом, образом Великой Богини, проводником её силы. Это и делает её сакральной. Обозначенные же черты лица как бы навязывают определенный образ, развеивают дымку тайны, непознанного, загоняют в рамки и этим десакрализируют куклу, то есть делают её обыденной игрушкой. Ведь за крестоподобным личиком можно нафантазировать какой угодно образ в соответствии со своим внутренним миром. Готовый образ может не соответствовать энергетике человека, для которого создается кукла-мотанка, в следствие чего человек может не воспринять куклу как отражение своего внутреннего мира, и тогда кукла не станет оберегом, а будет восприниматься как независимое существо, живущее отдельно от хозяина. А суть куклы-мотанки - в непрерывном энергообмене со своим хозяином.

Кроме того, крест в круге - это знак Даждьбога, то есть символ, который несет в себе солнечную энергетику. А наши предки называли себя «внуками Даждьбожьими». Крест также является символом гармонизации духовного (вертикальная линия) и телесного (горизонтальная линия), аналогично небесного и земного, мужского и женского начал.

СЕКРЕТЫ ВОЛШЕБСТВА КУКЛЫ-МОТАНКИ

В названии куклы-мотанки кроется её суть: эту куклу не вяжут и не шьют, её только мотают. Использовать нужно исключительно натуральные материалы. Замечательно, если ткань будет ручной работы. В куклу могут вплетаться сухие травы, цветы, использоваться кочаны кукурузы, вкладываться зерна.

Этот оберег делают практически без узлов, поскольку наши пращуры боялись «завязать долю». Прикасаться к кукле колющими предметами (иголками, ножницами) нельзя, можно её обидеть, ведь кукла - одухотворенное своим создателем существо. Ткань и нитки для кукол желательно рвать руками, но можно и резать, главное, чтобы не прикасаться к самой кукле ножницами. Очень хорошо создавать куклу из кусочков старой одежды, которая принадлежит родным любимым людям, например, бабушкам и дедушкам, ведь она пропитана их энергией, и кукла будет излучать её, передавая потомкам. Но обязательно нужно проследить, была ли эта одежда «счастливой». Нельзя использовать ту одежду, которую носили во время сложных жизненных ситуаций, во время болезни, в стрессовых состояниях.

Создание куклы-мотанки - это действо нового рождения. Каждая кукла - это живое существо, она несет определенные энергии. Подобно человеку она рождается только после того, как узнает свое предназначение, задание в этом мире. Кукла - это медитативный предмет. Мотая её, женщина находится как бы между мирами: ощущая связь с Навью - предками, очищая прошлое, утверждая силой своей веры Явь - настоящее, «проявляя» нужные образы и таким образом формируя счастливое будущее, праведные мысли - Правь. Мотая куклу, женщина мотает свою судьбу. Поэтому самый важный этап в изготовлении куклы-мотанки - формирование идеи, замысла, образа. А уже под идею подбирается материал и появляется имя куклы, то есть замысел реализовывается. Мастерица должна решить: с какой целью она будет делать куклу, в чем она будет помогать её обладателю, какие сокровенные желания реализовывать. Например, помириться с кем-то, если поссорились, тогда в куклу закладываются образы прощения, или решить семейные проблемы, тогда вкладываются соответствующие этому замыслу образы и пр.

Эти образы вкладываются тогда, когда скручивается валик для головы куклы, который напоминает трипольскую спираль. Ведь именно в голове зарождаются мыслеобразы, таким образом, голова куклы является главным носителем энергии замысла её создателя. Когда мы этот валик покрываем тканью для лица, благословляем это существо. Мотая крест на лице куклы, можно закладывать определенное символическое число. Куклу мотают только в благостном настроении, с молитвами, можно наполнять её энергией Живы, заговаривать, то есть находиться в священном молитвенном стане. Нитку мотаем по Солнцу (посолонь), направляя энергию в русло роста и развития. Мотая куклу, мы закручиваем энергию, мотаем долю. Чем больше закручиваем нитку, тем кукла становится энергетичнее. Это ответственная духовная работа. Таким образом, кукла сохраняет энергетику, информацию своего создателя. Она всегда отображает внутренний мир мастерицы, что проявляется в «характере» куклы: облике, цветовой гамме, фасоне одежды, размере и пр.

Большое значение имеет день, когда сматывается кукла. В пятницу - день Мокоши и воскресенье - день Рода, всех Богов - не следует делать куклу. Так, народный мастер Валентина Бердник-Сокоринская при изготовлении куклы-мотанки всегда придерживается значения праздников и фаз луны. Например, на плодородие, богатство кукла делается на фазе возрастания луны, на семейное счастье и успешные дела - когда луна полная, а на фазе убывания делаются куклы на отворот от проблем и болезней.

Условно работу над куклой-мотанкой можно разделить на два этапа: создание тела куклы и создание наряда. Когда мотается тело куклы, узелки не завязываются. Один узелок завязывается в самом конце, когда тельце куклы пеленается, в месте пупа, что символизирует рождение, перевязывание пуповины, и в этот момент закрепляется сила намерения мастерицы. Считается, что завязывая узелок, нужно загадывать желание. Допускаются узелки при изготовлении рук (закрепление по краям валика для рук), это можно объяснить тем, что руки изготавливаются отдельно, а потом приматываются к телу куклы. Но куклы-мотанки могут и не иметь рук.

Начатую куклу нужно обязательно закончить во избежание несчастий.

Наряд для куклы, пока он не примотан, можно вышить, подшить к нему кружево, украшения. Также и головной убор можно пошить отдельно. Элементы одежды куклы тоже имеют обереговое символическое значение. Юбка символизирует землю, вышитая волнистая линия на фартуке указывает на связь с водой, сорочка - триединство мира, головной убор (лента, платок, очипок) - связь с небом.

Сакральная кукла-мотанка - берегиня, один из членов семьи, помощница в жизни. Её можно разместить на покутье, возле входной двери, над детской кроваткой, перед столом. Любовь и свет души, вложенный в неё, сотворят счастливую судьбу семьи, рода и сквозь пространство и время передадут её потомкам.

ПУТЬ К СЕБЕ САМОЙ

В русской народной сказке «Василиса Прекрасная» сохранился образ сакральной куклы-помощницы. Углубившись в тайны этой сказки, мы можем многое прояснить в природе женской души.

К.П.Эстес в книге «Бегущая с волками. Женский архетип в мифах и сказаниях» пишет, что старинная сказка о Василисе - это история об инициации женщины, развитии женской души. Психолог Разида Ткач в книге «Самораскрытие женщины с помощью волшебной сказки «Василиса Прекрасная» описывает, как можно с помощью этой сказки проработать какие-то психологические проблемы, связанные с некачественным проживанием определенных возрастных этапов. Таким образом, главной целью героини является обретение глубинной мудрости женщины, без которой невозможно построить счастливую жизнь.

Чтобы обрести внутреннюю женскую силу, душа должна выполнить определенные задания. И самая первая задача - «позволить слишком доброй матери умереть». Сказка начинается с того, что мать Василисы умирает, но перед смертью вместе со своим благословением дарит дочери куколку и наказывает беречь её всегда при себе, а если приключится какое горе, дать ей поесть и спросить у неё совета. Через куколку мать передает дочери женскую интуицию, родовую силу, которая и помогает девушке пройти через все испытания. По мнению К.П.Эстес, куколка выражает внутренний женский дух, голос внутреннего разума, внутреннее знание и сознание. Она - символическая копия изначальной «самости», души, интуиции. Держать куколку при себе - значит получать материнскую помощь, советы. Кормить куколку - поддерживать эмоциональную чувственную связь с матерью, своим родом, со своей интуицией. Сохань И.В. считает, что наказ матери кормить куколку означает «необходимость внутренней работы, чтобы не забыть себя и не отстраниться в разнообразии житейских забот от своей сути и предназначения, и еще - способность покормить, ущемив при этом себя, указывает на способность пожертвовать чем-то единомоментным ради чего-то более важного и по-настоящему насущного».

Если воспринимать сказку поверхностно, то становится очень жалко Василису, которой отныне не видать материнской ласки. Но, чтобы уяснить тайный смысл этой сказки, нужно понять, что все её элементы изображают качества одной-единственной женской души. То есть на уровне образов, архетипов смерть доброй и ласковой матери означает прощание с детством души, отказ от чрезмерной материнской опеки. Чтобы пройти посвящение (инициацию) в настоящую женщину, героиня должна взять на себя ответственность за самостоятельную жизнь, развивать осознанность своих действий. Именно это и символизирует смерть матери в так называемых женских сказках.

Далее в мир Василисы входит отвратительная семья мачехи, превращая её жизнь в ад. Мачеха и её дочери олицетворяют «тень» - «темные» аспекты души, которые эго загоняет в глубь подсознания. Это те непринятые части души, которые и создают проблемы героине. На этом этапе инициации женщину изводят мелочные придирки собственной души: «Ты недостойна лучшего. Ты глупа и бездарна. Тебе позволено от сих до сих и не больше». Таким образом, следующая задача героини: принять темные стороны своей души, стать целостной, уравновесить белобу и чернобу, а значит стать собой. Конфликт между слишком хорошей, доброй, уступчивой натурой и слишком требовательной, агрессивной обостряется. Мачеха и сестры хотят извести расцветающую душу, потому гасят огонь в доме, без которого невозможна жизнь. Погашенный огонь символизирует смерть для старого образа жизни. Символическая смерть - это первый этап в структуре посвящения.

Теперь перед Василисой стоит задача раздобыть огонь. Через темный лес к избе Бабы Яги ведет Василису куколка-интуиция, то есть героиня должна довериться своей инстинктивной природе.

Баба Яга - это самая суть инстинктивной, целостной души. Это прообраз Мокоши - мудрой и справедливой Богини, которая прядет нить человеческой судьбы. Если приходящий относится к ней с почтением - дарует ему Долю, а если проявляет невежество и непослушание - посылает Недолю. Баба Яга внушает страх, потому что одновременно олицетворяет и разрушительную энергию, и энергию жизненной силы. Несмотря на все угрозы, она всегда справедлива. Почтение перед великой силой - решающий урок. Женщина должна суметь выстоять перед силой, ведь в конце концов какая-то часть этой силы перейдет к ней. Василиса просит у Бабы Яги огня, и та соглашается, но только в том случае, если взамен девушка будет выполнять для неё домашнюю работу. На языке образов этим способом Баба Яга учит Василису наводить порядок в доме своей души. Стирка одежды Бабы Яги символизирует очищение, подразумевает пропитывание, наполнение духовностью, высшей силой, тайной, поскольку одежда несет её образ, энергетику. Василиса учится обновлять душу, стирая волокна бытия. Подметать в избе Бабы Яги - значит учиться разбирать, понимать, содержать в порядке, очищать дом своей души, упорядочивать внутреннюю жизнь. Чтобы стряпать для Бабы Яги, нужно разжечь творческий огонь своей души, огонь любви, лепить себя по образу и подобию Великой Богини. Задание перебрать зерно, отделив хорошее от испорченного, - это развитие умения точно узнавать, безошибочно отделять истинное от ложного, делать тонкие различия в суждениях, что поможет сделать правильный выбор в жизни. С помощью этой работы Василиса собирает себя, структурирует свою психику. Бесстатусное, промежуточное состояние посвящаемого - это второй этап инициации.

За хорошую работу Баба Яга вручает Василисе горящий череп. На первый взгляд, ужасающий образ («Как такое можно читать детям?!»). Но на глубинном уровне череп символизирует связь с предками. В древности кости считались средствами вызывания духов, особенно важным был именно череп. Таким образом, это символизирует, что Баба Яга передала Василисе древние родовые знания, дар ведания. Василиса слилась воедино со своей силой и теперь видит мир и свою жизнь в новом свете. Когда Василиса приходит домой, череп наблюдает за мачехой и дочерьми, а затем сжигает их дотла, то есть происходит трансформация теневых сторон души. Возрождение в новом качестве, возвращение к жизни в новом статусе - третий, завершающий этап инициации.

Василиса - образ женской души - совершает огромную внутреннюю работу, благодаря чему проходит возрастное посвящение в мудрую женщину, обретает интуицию, целостность, заслуживает счастья. Теперь она имеет внутренние силы творить свой мир в любви и гармонии. Она открыла в себе Дикую Женщину - первозданную Богиню. Таким путем Василиса Прекрасная превращается в Василису Премудрую.

Отныне то, что способна сотворить Василиса благодаря внутренней женской силе и мудрости, достойно только царя. Она ткет тончайшее полотно - полотно своей судьбы, из которого пошить сорочки для царя не может никто, кроме её. Царь находит Василису и узнает её как свою суженую. Сказка заканчивается словами о том, что Василиса «…куколку по конец жизни своей всегда носила в кармане». Это напутствие, чтобы всегда слышать голос своей души, помнить о своей настоящей первозданной природе. Так рождается Богиня.

Зоряна ЗДЗЕБА

Миниатюрная кукла-мотанка (мастер-клас)

Приглашаю вас сделать небольшую куклу-мотанку из лоскутков и ниток.

:

Для куколки вам понадобится

  • лоскуток белой ткани (бязь, ситец) размером 15х15 см - это будет голова куколки

лоскутки цветной ткани:

  • 9х9 см для ручек
  • 8х15 см для юбочки
  • 4х7 см для фартука
  • небольшой кусочек синтепона или ваты
  • нити для сматывания куколки (акрил, шерсть, лен, хлопок - по вашему усмотрению)
  • моточек нитей мулине - если вы пожелаете сделать вашу куколку с волосами, или же небольшой треугольник ткани на платочек

С делать мотанку можно в домашних условиях. Самый простой способ потратит час вашего времени, или даже меньше. Или заказать у нас! ;)

1. Для изготовления куклы нужны четыре квадратных лоскуты ткани, лучше - хлопковой, прочной, размером с большой носовой платок или салфетку из бумаги. Один кусок будет светлого цвета. Необходимые ветошь или вата (синтепон) для набивки головки куклы, грубые нити (подойдет № 10). Можно подготовить цветной шнурок или сплести из цветных ниток обычную косичку. Очень эффектно, когда коса двухцветная. Для пояса и нижней платки на голову готовим ленту или тесьму.

2. Кукла-мотанка делается «намоткой» без применения иглы. Рекомендуется не разрезать, а разрывать ткань, чтобы «от того звука все злые силы уходили подальше от оберега и от дома».

3. Два квадратных клочья подойдут для изготовления двух юбок, ткань светлого цвета пойдет на изготовление головы куклы. Четвертый кусок - на руки и головной платок.

4. Начинать следует с нижней юбки. Квадрат ткани свернуть надо пополам, а потом еще раз пополам, чтобы получился небольшой квадрат. В нем округло обрезаем один угол (как в бумажной снежинке). Если ткань развернуть, должны получить круг.

5. Второй квадрат складываем так же, как и первый, только обрезаем выше, где-то на пол сантиметра, чем первый лоскут. Таким образом, из двух лоскутов получаем две кукольные «юбки».

6. Третий (светлый) кусок ткани надо обрезать еще на полсантиметра выше, чем до того другой.

7. Кусочки сложить так, чтобы самый был снизу, а светлый - наверху. Тогда под самый кусок надо положить тряпки для набивки головки куклы. Куски собираем рукой, а голову делаем, перемотав нитью. Мотаем по часовой стрелке и нечетное количество раз. Готовые «тело» куклы и «голова».

8. Теперь сматываем «ручки». Четвертый кусок ткани также может быть светлым, или цвета одной из юбок куклы. Этот лоскут надо разорвать пополам. С образованного прямоугольника формируем «ручки». Ткань нужно внутрь завернуть так, чтоб не было видно конца, прокладываем внутри тряпки для создания объема, а по бокам перетаскиваем нитью - закрепляем.

9. Далее «ручки» приматываем к телу. Это делается обереговым крестом. Он есть у всех мотанок и является главным элементом в обрядовой и традиционном смысле. Обереговый крест наматывается так: низ - справа верх потом наискось, затем нить ведем вокруг талии и выводим через правое плечо уже на талию. Некоторые мастера считают, что крест надо сделать и на спине и на груди в виде буквы «Х». На талию связываем цветной пояс.

10. Украшаем голову куклы красивой тесьмой или красной нитью - это будет символический нижний платок на голове куклы.

11. От четвертого куска ткани остался оторванный прямоугольник. Его рвем пополам еще раз, чтобы получить два квадрата. Первый будет платком, который завязываем на голову куклы. Второй квадрат превратится в сумочку куклы: на него кладем монетку или зерно, сумочку надо перевязать так, чтобы края ткани выступали, после чего ее надо на плечо одеть или примотать к талии куклы.

Куклу-мотанку или просто ставим, или приматываем к палочке, а место она себе в доме найдет сама.

Обереговый смысл заложен в саму суть куклы-мотанки. В основе её головы – Сварга – движение благих (хороших) деяний человека к миру, небесный путь, путь к восхождению, развитию. Виток по спирали. Мотание нити, ткани – не что иное, как витки, энергетически заряженные вихри. Действие, схожее с рождением, возрастанием, приумножением. Как рождается и преображается вселенная, так и кукла-мотанка с каждым движением рук обретает желанные черты, становясь мощнейшим оберегом от злых сил, несчастья, порчи, болезней, сглаза, бытовых неприятностей.

Обережные секреты

Самое главное при создании куклы-мотанки оберега:

  • Правильный настрой – мотая каждую деталь куклы, её создатель мотает свою и не только судьбу;
  • Формирование образа и постановка цели – нужно решить, в чем кукла поможет своему владельцу, какие задачи ей нужно выполнить (помирить, вылечить; принести удачу и т.д.);
  • Выбор дня создания оберега (если цель плодородие, нужно выбрать день, когда луна растет; если кукла-мотанка – оберег семейного благополучия или успешного завершения дела – полнолуние; если нужно сделать отворот от хворей и проблем – куклу делают на убывающей луне. Обязательное условие – мотать куклу нельзя в день Рода – воскресенье и в день, когда господствует Мокошь – пятницу);
  • Использование только натуральных нитей, материала, тканей, а лучше кусочки старой «счастливой» одежды старших членов семьи (одежды, в которой с бабушкой, дедушкой, мамой случалось что-то хорошее, значимое);
  • Начатую куклу обязательно нужно закончить мотать в тот же день , иначе прервется защита и вместо оберега его обладатель получит негативно заряженный предмет.

Обязательные правила

Лучший оберег – оберег, сделанный своими руками. На кукле-мотанке, которую вы будете делать сами, не должно быть никаких узлов. Допустим лишь один – в символической области пупка. Это символ рождения, перевязанной, для будущей жизни, пуповины. Завязывая этот узел, создатель куклы загадывает самое заветное желание, закрепляя его словами:

«Мои помыслы чисты, дело и слово крепко, да будет так. Аминь »

Можно допустить узлы на руках куклы, но только в том случае, если они изготовлены отдельно от её тела, а потом прикручены к нему.

В процессе мотания куклы нельзя использовать никакие колющие или режущие инструменты. Иначе вы отрежете судьбу или продырявите её. Поэтому все наряды для куклы, символичная вышивка на передниках, юбках изготавливаются заблаговременно.

Кстати, нужно помнить, что наряды тоже своеобразный оберег. Вышитый своими руками на юбке или фартуке мотанки:

  • Ромб с точкой посредине – знак Богини Судьбы, призыв к ней даровать достаток, благополучие;
  • Восьмиконечная завезда символизирующая Око Рода, просьба даровать милость и поддержку предков;
  • Василек, вышитый крестиком – помогал справиться с проблемами зрения;
  • Хмель (крестиком) защищал от частых случаев простуды, лихманки;
  • Вышитый крестиком знак Огненного вращающегося Креста, надежно защищал от сглаза, порчи, приворотов;
  • Дубовые листочки – обережный знак для мальчика или мужчины, которые дарили ему крепость тела и силу духа.

Кроме того, юбка куклы-мотанки оберега – это связь с землей, платочек или лента – связь со стихиями воздуха, сорочка – с окружающим миром.

Первые свои посылы в оберег нужно закладывать тогда, когда формируется (скручивается) голова – она носитель заложенной руками мысли, желания, информации.

Лицо куклы-мотанки оберега должно быть:

  • Или совершенно нетронутым, чтобы через глаза оберега не смогла проникнуть чуждая энергетика;
  • Или же с намотанным нитью крестом. Он символ и проводник сильнейшей силы матери всех славянских богов – Лады. Кроме того, зло, столкнувшись с изображением креста, не сможет пройти за его пределы, будет отброшено во вне – недоброжелателю. А еще это знак огня, отсекающего всё чуждое и враждебное. Помимо этого, крест – символ гармонии духа (вертикально намотанная линия) и тела (горизонтальная), если он заключен в круге, то кукла-мотанка впитает в себя знак, символ Даждьбога с его солнечной энергетикой, в которой нет места черным теням.

На рисунке изображено несколько вариантов лица куклы-мотанки оберега.

Мотать нитку на кукле-обереге нужно только в одном направлении – по движению солнца – на жизнь. Чем длиннее нить, тем больше позитивного заряда. Её нельзя отрывать в процессе работы (и уж ни в коем случае не отрезать!), лучше приготовить загодя.

Виды Мотанок

Всего их три:

  • Мотанки-пеленашки (младенцы) для новорожденного. Их своими руками делают матери или бабушки, чтобы положить в колыбельку младенца, защищая его от беспокойного сна, болезней, сглаза. Кстати, после того, как кукла забрала болезнь, её нужно сжечь, чтобы та не вернулась. Можно в головку куклы завернуть грецкий орех, а в его средину три зернышка гречки. Так пеленашка становилась трехкалкой (погремушкой), отгоняющей своим шумом нечисть (та его боится):

    • Мотанка-берегиня , такой оберег, в самой разной его интерпретации (Пасхальная, Вербная, Травница, Коляда, Плодородие, Десятиручка, Желанница и т.д.) использовали как защиту дома и его домочадцев от всех злых напастей, несчастья, печали, дурного и нехорошего слова, сглаза и порчи. Такая кукла должна находится в том углу дома, который соответствует восходу Ярила (на восточной стороне), чуть выше уровня головы. Или же напротив входной двери, чтобы сразу с радостью встречать зашедших в дом с добрыми намерениями, и сурово тех, кто пришел с дурными мыслями. Порой в неё заворачивали зерна пшеницы или монетку – для привлечения богатства и благополучия. Как правило, у Берегини должна быть большая грудь – символ материнской опеки и любви

    Классическая Берегиня – делаем сами

    Сделать своими руками оберег не сложно Главное – желание добра тому, для кого он предназначен. И самые простые материалы, среди которых может быть обычная деревянная ложка, кусочки ткани, кукурузный початок, сухие цветы или травы, зерна.

    Итак, вам понадобиться:

    • Белая хлопчатобумажная, льняная ткань для основы – тела куклы;
    • Цветная ткань для юбки;
    • Вата/высушенные травы для головы;
    • Полоска для повойника;
    • Цветная натуральная (хлопчатобумажная, льняная) ткань для рубашки;
    • Два ярких квадратных лоскута для груди (или один большой), который мы перевяжем пополам;
    • Яркие нити

    В центр лоскута для тел куклы-мотанки кладем вату или высушенные травы, оформляем голову.

    На ней наматываем крест. Вначале вертикальную линию, затем – горизонтальную.


    Из ярких цветных квадратиков делаем грудь, также заполняя внутреннее пространство ватой. Можно сделать из одного большого, перевязывая его пополам.

    Заготовку для конечностей сматываем и перевязываем с каждой стороны ниткой.

    Руки размещаются под головой и крест-накрест перевязываются ниткой. Этот важно, так ка в результате мы получим сакральный крест – сильный оберег.

    Но это не единственный вариант того, как можно сделать руки. Они могут быть и частью основания.

    Как видите, шарики для груди связываются между собой, а потом – к корпусу. Нижние концы куклы можно оставить в виде юбки, а можно смотать из них, разделив пополам, ноги.

    Затем на куклу одевается рубашка, заготовленная заранее, так как отверстия в ней вырезаются с помощью ножниц. Кстати, все заготовки можно заготовить своими руками за день-два до начала работы. Главное, саму куклу-мотанку оберег начать и закончить мотать в один день.

    Рубашка тоже перевязывается крест-накрест. Теперь черед юбки и повойника.

    На юбку – нарядный фартук, на голову – платочек, который завязываем сзади, подтыкая кончики, а, не связывая их в узел. Узелок должен быть только под передником – в области пупка. На него и наговариваются все сокровенные слова, пожелания.