Беременность  Блоги мам Болезни

Развитие ребенка после 3 лет. «Не хочу! Не буду! Не надо! Я сам!» — кризис трехлетнего возраста: признаки кризиса и как его преодолеть

Время прошло незаметно и вашей крохе уже исполнилось три года. Это время активного познания окружающего мира, овладения новыми навыками и усовершенствования уже приобретенных умений.

Физическое развитие ребенка

  • В три года пропорции тела малыша значительно меняются: голова уже не кажется такой большой по отношению к туловищу, так как становятся больше другие части тела.
  • Удлиняется шея, шире становятся плечи, животик, как и раньше, остается выпуклым. Конечности крохи вытягиваются, что способствует пропорциональности фигуры.
  • Одной из самых важных особенностей трехлетнего малыша становится формирование изгибов позвоночника.

Что касается роста, то средние показатели у мальчиков составляют 92-100 см, а у девочек – 90-98 см. Отдельно стоит сказать о весе: жировой ткани становится меньше, так как ее замещает мышечная. Средний вес трехлетних детей – 15 кг.

Двигательные и бытовые навыки в 3 года развития ребенка

В этом возрасте малыш бегает и прыгает достаточно уверенно, легко преодолевает разнообразные препятствия, осваивает трехколесный велосипед, ловит мяч и без труда поднимается по ступенькам. Естественно, энергия ребенка бьет ключом, потому в три года лучшим решением должно стать определение малыша в какую-нибудь секцию.

Универсальным вариантом для мальчиков и девочек является плавание. Бассейн не только помогает справиться с эмоциональным напряжением, но и укрепляет мышцы, улучшает координацию движений.

Среди бытовых навыков особое внимание следует уделить таким способностям крохи:

  1. уверенно владеет ложкой, чашкой и другими столовыми приборами
  2. развитая моторика позволяет расстегивать пуговицы, липучки, разворачивать обертки конфет, держать карандаш при помощи большого и указательного пальцев
  3. самостоятельная чистка зубов и прочие гигиенические процедуры, моет руки перед едой и вытирает рот салфеткой
  4. ребенок знает, где его вещи и как правильно ими пользоваться. Он убирает за собой игрушки и складывает вещи

Интеллектуальное развитие ребенка в 3 года

На становление малыша как личности в большей части влияет воспитание и образование. Именно трехлетний малыш наиболее восприимчив к новой информации. Среди особенностей умственного развития ребенка в три года:

  • активизация мыслительных процессов;
  • появление логических суждений;
  • повышение концентрации внимания;
  • совершенствование мозговой деятельности;
  • повышение любознательности;
  • попытки установить причину и следствие;
  • развитие фантазии и образного мышления;
  • ролевые игры с несколькими персонажами;
  • формирование математических навыков, которые проявляется в сортировке предметов по цвету и форме и запоминании простых чисел;
  • формирование мультизадачности;
  • фиксация внимания на мелких деталях;
  • изучение и запоминание стишков и песенок;
  • знание названий частей тела у людей и животных.

Естественно, интерес к окружающему миру у детей проявляется по-разному, соответственно, и их интеллектуальные способности отличаются. Многое зависит от желания родителей заниматься со своим малышом и отвечать на его бесконечные вопросы. Чем обширнее ответ на вопрос малыша, тем больше будет его словарный запас.

Речевое развитие ребенка в 3 года

В три года ребенок имеет достаточно внушительный словарный запас и владеет уже тысячей слов. Более того, дети в этом возрасте уже строят предложения, используют глаголы, прилагательные и предлоги, ставят слова в правильных падежах, различают времена.

Ребенок отчетливо дает ответ на вопрос о том, как его зовут, многие детки знают, сколько им лет. Помимо этого, трехлетние малыши знают имена своих близких и называют их. Речь отличается четкостью, а ошибки во время общения случаются все реже.

В этот период дети становятся усидчивыми, потому самое время начинать развивающие занятия. Это время, когда формируется долгосрочная память, что дает возможность вспомнить события за определенный промежуток времени. Благодаря развитию памяти, дети трех лет начинают неплохо ориентироваться на местности, запоминают небольшие отрезки пути, к примеру, от дома к магазину или в детский сад.

Как развивать трехлетнего ребенка

Мы уже сказали о том, что в три года дети умеют достаточно много и большинство их действий и навыков выполняется уверенно. В тоже время не стоит прекращать работать над развитием ребенка. Преимущества раннего развития:

  • улучшение коммуникационных навыков;
  • получение новых знаний;
  • формирование самостоятельности;
  • развитие талантов и художественного вкуса;
  • улучшение физической формы.

Вы можете самостоятельно заниматься развитием малыша, можете доверить это профессионалам, а можете сочетать домашние занятия с занятиями в развивающих центрах.Развивающие занятия должны быть регулярными, но достаточно краткими по временным отрезкам, чтобы не утомлять и не перегружать ребенка.

Домашние занятия с ребенком в 3 года

  1. Подвижные игры. Этот вид развивающих занятий должен быть простым и понятным для ребенка, потому следует выбирать максимально лаконичный сюжет, к примеру, перевоплощение в животных или героев любимых сказок. Подвижные игры способствуют не только улучшению физической подготовки, но и положительно влияют на мыслительные процессы, а также развивают аналитические способности. Во время подвижных игр ребенок учится взаимодействию с остальными участниками, что способствует открытости, общительности. Игры можно проводить как в помещении, так и на улице.
  2. Развивающие игрушки. Улучшение памяти, стимулирование воображения, развитие логики и творческих способностей не возможно без специальных игрушек. К ним относятся: пазлы, кубики, конструкторы, мозаика, матрешки, лото. При помощи этих игрушек малыш учится распознавать цвета, различать предметы по форме, проводить их классификацию. Детям, которым исполнилось три года, интересны все виды игрушек, начиная от мягких и заканчивая посудой для игры в песочнице. Особенное удовольствие дети получают от игрушек, которые производят звуки, вращаются, говорят.
    Также ребенку придутся по вкусу развивающие занятия с применением пластилина, глины, красок и карандашей.
  3. Сюжетно-ролевые игры. Адаптировать ребенка к реальности, сделать социальные роли понятными помогут сюжетно-ролевые игры. Именно они знакомят малыша с окружающим миром и учат принимать его таким, каким он есть. Среди наиболее популярных ролевых игр можно назвать «Дочки-матери», «Школа», «Магазин», «Лечение у доктора» и т.д. Это спонтанные игры, инициатором которых чаще всего выступает малыш.

Для развития ребенка в трехлетнем возрасте специалисты используют другие методики, но в домашних условиях перечисленных занятий будет более чем достаточно.

Тема детского развития, безусловно, волнует каждого родителя. В наши дни существует бесконечное количество информации по этому поводу. В этой статье пойдёт речь о том, что должен уметь ребёнок в 3 года.

Очень важно знать, что дети осваивают новые навыки по своему собственному графику. Именно поэтому не нужно равнять своего малыша на нормы, которые считаются общепринятыми, усреднёнными или якобы стандартными. Тем более не следует бить тревогу, если дети его возраста умеют чуть больше, чем он сам. Поэтому более правильным будет изучение того, что может уметь (не должен и не обязан) карапуз в три года.

Речевые навыки

Речь у ребёнка 3 лет претерпевает сильнейшие изменения. Дети уже способны составлять сложные предложения, могут склонять слова по падежам. Общение с окружающим миром обретает для них абсолютно новые краски. А родителям карапуза этих лет нужно быть готовыми ко всем его бесчисленным «почему?».

Среди основных речевых навыков можно выделить следующие:

  • Ребёнок может назвать свои имя и фамилию, а также ответить на вопрос, как зовут его родителей.
  • В среднем словарный запас ребёнка 3 лет составляет около 1500 слов.
  • Дети выражают свои мысли не звуками, как раньше, а словами.
  • Предложения, используемые в речи, становятся длиннее.
  • Карапуз уже может знать небольшие стишки, называет предметы, знакомые ему, обобщает их в группы.
  • Он способен обращать внимание на ошибки в речи других малышей.

Тем не менее, три года – это не предел в развитии речи малыша. Поэтому нужно как можно больше общаться со своим ребёнком (независимо от того, сколько ему лет). Дети этого возраста любят, когда им с выражением читают сказки и поют песни. При этом важно чётко проговаривать все слоги и слова. Хорошо будет как можно чаще задавать своему ребёнку вопросы – это отлично развивает речевые навыки и ускоряет процесс обучения.

Мышление и способность к анализу

Развитие малыша трёх лет происходит очень быстро. Он способен выявлять причинно-следственные связи, разбирается во многих понятиях. Формы, действия, цвета – это и многое другое могут называть своими именами малыши в три года.

Именно в этот период в карапузе может проснуться настоящий исследователь. Теперь ему интересно знать абсолютно всё! А для быстрого развития родителям придётся постоянно удовлетворять детское любопытство. Хорошим опытом будет совместный поиск неизвестных ответов в энциклопедиях или интернете.

Основные навыки малыша в три года:

  • Развитие трёхлетки позволяет ему самостоятельно составлять простые логические цепи.
  • Он способен находить отличия в паре картинок.
  • Три предмета – именно столько вещей ребёнок может контролировать в поле зрения.
  • Малыш способен знать простые стихи и песенки, может вспомнить, что было несколько дней назад.
  • Пирамидки, пазлы, башня из кубиков без труда даются детям этого возраста.
  • Обычно такие дети очень любят рисовать, а ещё умеют считать до пяти.

В этот период будет полезно помочь ребёнку найти его творческое начало и поддержать его. Развитие значительно ускорится, если вы будете вместе рисовать и лепить из пластилина, гулять в парке (собирая при этом шишки, листочки и камушки для поделок), играть в развивающие игры.

Бытовые навыки

Дети 3 лет могут удивить своей независимостью и самостоятельностью. Они больше не нуждаются в постоянной опеке и помощи (например, могут безошибочно узнавать те вещи и предметы, которые принадлежат им). Дети способны:

  • Раздеться и одеться без участия взрослых.
  • Карапуз уже научился справляться с пуговицами на одежде.
  • Он знает, как правильно умываться, чистить зубы и мыть руки перед едой.
  • С трёх лет малыш виртуозно справляется с ложкой и вилкой, может самостоятельно есть за столом.

Знать и уметь как можно больше – вот главная задача ребёнка на этом этапе. А родитель – главный союзник в этом деле.

Спортивные успехи

Развитие спортивных навыков у ребёнка – очень важная составляющая в его жизни! И это обязан знать каждый родитель. В три года малыши бывают очень активными, любят играть, бегать и прыгать. С самых малых лет нужно поощрять эти желания малыша. А он непременно порадует вас своими достижениями!

Итак, в 3 года ребёнок:

  • Умеет играть в мяч.
  • Он сам может спускаться по лестнице.
  • Бегать и прыгать – любимые занятия малыша трёх лет.
  • В три года карапуз сможет кататься на трёхколёсном велосипеде, ходить назад и вперёд, удерживать равновесие, стоя на одной ноге.

Лучше всего проводить как можно больше времени на улице. В возрасте около трёх лет полезно познакомить малыша с водой (например, отдать его в бассейн). Чем больше активности в жизни маленького ребёнка, тем он будет здоровее в будущем. И это важно знать!

Социальная адаптация ребёнка

Три года – возраст, в котором малыш просто нуждается в общении. И желание это становится абсолютно осознанным. Препятствовать ему ни в коем случае нельзя. Ведь именно сейчас происходит адаптация ребёнка к жизни в социуме, у него формируется собственная личность, а также накапливаются важнейшие социальные навыки. В этот период малыш:

  • Знает, что такое «моё».
  • Может подражать близким людям.
  • С лёгкостью способен познакомиться с другими детьми, тянется к живому общению с ними.
  • Может отличать своих и чужих.
  • Выражение эмоций приобретает осознанный характер.
  • Много фантазирует.

Родителям может показаться, что дети немного от них отдаляются. Не нужно паниковать! Пришло время, когда малыши осознают себя личностью, не являющейся одним целым с мамой. Сейчас им больше необходимо общение со своими сверстниками.

Тревожные сигналы для родителей

Совсем необязательно, чтобы трёхлетние детки могли всё из этих списков. Бывает такое, что они не умеют ничего – и в этом нет ни капли страшного. Но есть такие параметры, по которым, действительно, можно узнать о задержке своего ребёнка в развитии. Навестить своего лечащего врача необходимо в следующих случаях:

  • Речь малыша совсем непонятна: он или мямлит, или беспрерывно тараторит, может «съедать» буквы или слоги.
  • У малыша замечено повышенное слюноотделение.
  • Он неспособен самостоятельно сходить в туалет, одеться или поесть.
  • Во время игр малыш скован, плохо двигается, не может бросать мячик.
  • У карапуза не получается собрать башенку из кубиков.
  • Ребёнок не способен составить логические цепи, основные понятия окружающего мира для него неизвестны.
  • Малыш не отходит от мамы или иных близких, противится общению с другими детьми.
  • Истерики карапуза бывают ежедневными, он может не узнавать своих родных, постоянно паниковать и плакать.

Увидев в своём чаде признаки из этого списка, поддаваться панике ни в коем случае не рекомендуется. Возможно, всё не так страшно. Ведь умения и знания трёхлетнего карапуза – относительные понятия. Возможно, через несколько недель, он перегонит в навыках своих сверстников. К тому же врачи и специалисты способны скорректировать практически любые возрастные отклонения. Поэтому посетить своего педиатра рекомендуется, не откладывая это событие в долгий ящик.

Родителям важно быть внимательными и чуткими к своему малышу, не загонять его в рамки, принятые в обществе. И тогда ребёнок будет развиваться в полной гармонии с собой, с близкими и с окружающим миром.

Трехлетний ребенок может самостоятельно одеваться и умываться. Общается с другими детьми в игре, может соблюдать простые правила. Очень любознателен и стремится к независимости.

Новорожденный ребенок

Главное, в чем нуждается новорожденный – это телесный контакт с матерью, тепло и сосание груди. Эти потребности будут самыми важными на протяжении всего периода новорожденности - первого месяца жизни.

Ребенок 1 месяц

Главные достижения первого месяца - прибавка в весе от 500 до 1500 г, попытки удержания головы в положении лежа и зрительный контакт с мамой.

Ребенок 2 месяца

Двухмесячный малыш - очень общительный и подвижный: он улыбается маме, сообщает о своем состоянии разнообразными звуками и вовсю машет ручками и ножками, иногда попадая по подвешенной игрушке.

Ребенок 3 месяца

У трехмесячного малыша уже хорошо прослеживается ритм кормлений и снов. Ребенок активно общается с близкими улыбкой и звуками, любит изучать свои руки и уверенно лежит на животе, опираясь на предплечья.

Ребенок 4 месяца

В 4 месяца большинство детей умеют переворачиваться и все сильнее интересуются окружающим миром: их зрение приобретает "взрослое" качество, а ручки способны схватить игрушку.

Ребенок 5 месяцев

Пятимесячный малыш готовится к ползанию - крутится вокруг пупка, перекатывается. Может интересоваться едой взрослых. Часто на подходе первый зуб.

Ребенок 6 месяцев

В 6 месяцев малыша начинают знакомить с новой пищей - предлагают первый прикорм. Ребенок интенсивно общается с близкими, лепечет, начинает разнообразно манипулировать с игрушками.

Ребенок 7 месяцев

В 7 месяцев одни дети уже хорошо ползают, другие только пытаются оторвать туловище от пола. Некоторые осваивают сидение раньше ползания. Многие встают с поддержкой.

Ребенок 8 месяцев

Восьмимесячный ребенок при просьбе найти предмет отыскивает его взглядом. Появляются первые звукоподражательные слова. Большинство хорошо ползают, могут вставать с опорой из положения сидя.

Ребенок 9 месяцев

Малыш может стоять и переступать, держась за опору. Появляется "пинцетный захват" - ребенок теперь может брать предметы большим и указательным пальцами. Десны и прорезывающие зубы нуждаются в повышенной жевательной нагрузке.

Ребенок 10 месяцев

В 10 месяцев многие дети делают первые шаги. Малыша увлекает собирание предметов в коробки и разбрасывание их, закрывание и открывание крышек.

Ребенок 11 месяцев

В 11 меяцев многие дети начинают ходить и осваивают действия с предметами, соответствющие их назначению: куклу укладывают спать, на машине перевозят грузы. У некоторых детей появляются первые слова.

Ребенок 1 год

Годовалый малыш понимает и выполняет простые просьбы, подражает действиям детей и взрослых, манипулирует с пирамидкой, кубиками.

Ребенок 1 год 3 месяца

Ребенок активно и разнообразно двигается, умеет бегать. Учится пользоваться ложкой, умеет пить из чашки. По сравнению с первым годом жизни почти останавливается в наборе веса и росте.

Ребенок 1,5 года

В полтора года малыш произносит около 40 слов, могут появиться первые предложения. Интересуется книжками - рассматривает картинки, переворачивает страницы. Учится пользоваться карандашами, начинает осваивать навыки одевания.

Ребенок 1 год 9 месяцев

В этом возрасте малыш обычно уже ориентируется в простых формах и цветах, с интересом наблюдает за игрой детей ("играет рядом"). Может договаривать последние слова в знакомых стихах.

Ребенок 2 года

К этому возрасту многие дети осваивают горшок, научаются сами аккуратно есть. Ребенок может выслушать объяснения взрослого, некоторые дети начинают задавать вопросы.

Ребенок 2,5 года

В два с половиной года дети начинают говорить о себе "Я". Малыш может научиться кататься на трехколесном велосипеде, бросать и ловить мяч, с удовольствием рисует и лепит из пластилина.

Ребенок 3 года

Трехлетний ребенок может самостоятельно одеваться и умываться. Общается с другими детьми в игре, может соблюдать простые правила. Очень любознателен и стремится к независимости.

К 3 годам ребенок обычно осваивает трехколесный велосипед, качается на качелях, скатывается на санках. Умеет играть со сверстниками, обмениваться игрушками. Для детей 3 лет несложно выполнить одновременно два действия: например, топнуть и хлопнуть. Ребенок 3 лет не боится плавать, поддерживаемый взрослым. В игры для детей 3 лет можно включать следующие приемы и движения: перешагивать через препятствия на полу (брусочки) чередующимся шагом, проходить по наклонной доске, перепрыгивать через линию на полу, прыгать в длину с места на двух ногах, спрыгивать с небольшой высоты. Трехлетний ребенок с удовольствием бегает, подпрыгивает, бросает и ловит мяч.

Рост и вес ребенка 3 лет данные отечественных педиатров

Рост и вес детей в возрасте 3 года данные ВОЗ

Познавательное развитие ребенка 3 лет

Отличие предметов по признакам :
В 3 года ребенок называет правильно четыре основных цвета и некоторые оттенки цветов.
Ориентируется в семи цветах спектра (знает черный и белый цвета), находит по образцу, по просьбе взрослого.
Трехлетний ребенок собирает последовательно (вкладывает меньшую в большую) матрешки, мисочки, формочки, колпачки из четырех-шести составляющих (по показу, просьбе взрослого, в самостоятельной игре).
Игры для ребенка 3 лет могут быть основаны на подборе плоских геометрических фигур к образцу (круг, прямоугольник, треугольник, трапеция, овал, квадрат).
Наглядно ориентируется в конфигурации объемных геометрических фигур (подбирает к соответствующим по форме отверстиям). Некоторые из них называет: шар, куб, призма ("крыша"), цилиндр ("столбик"), кирпичик, конус.
Определяет на ощупь (в игре) и называет знакомые геометрические или другие фигуры.
Ребенок в 3 года собирает пирамидку из восьми-десяти колец по образцу или по рисунку (по убыванию размера, по размеру и цвету, по форме и размеру).
Находит и может назвать большой, маленький предмет, средний — между ними.
Определяет предмет по фактуре (мягкий, твердый).
Составляет картинку из двух частей (на занятии).
Подбирает мозаику к несложному рисунку.
Запоминает и указывает место, где стояла убранная взрослым игрушка (в совместной игре).
Подражает письму взрослого (имитирует).
В 3 года ребенок к рисунку взрослого может дорисовать недостающие детали (стебелек к цветку, листик к ветке).
Рисует кружочки, овалы, проводит линии, изображает прямоугольные предметы; закрашивает; подражает образцу.
Рисует по собственному замыслу. Объясняет, что рисует (солнышко, дорожку, дождик и др.).
Раскатывает комочки глины, пластилина в ладонях; соединяет части.
Лепит несложные формы (шарик, столбик, колбаску, бублик).
Выполняет несложную аппликацию из готовых форм.

Игровые действия (начало ролевой игры) :
Трехлетний ребенок проявляет инициативу в игре (творческое начало). Может "брать роль" (называет себя в игре "мама", "врач" и т. п.). Осознает свою роль в игре.
Фантазирует в игре (введение сказочного персонажа).
Спокойно играет вместе с другими детьми, используя предметы-заместители.
Подражает другим детям (в любых играх).
Выполняет правила в подвижных играх.
Строит из кубиков дом, забор, машину, мостик и др. (по образцу, по рисунку, по речевой инструкции, по замыслу).
Использует различные объемные геометрические фигуры в строительных играх и конструировании, обыгрывает постройки с игрушками.

Социально-эмоциональное развитие ребенка 3 лет

Хочет быть хорошим, ждет похвалы, одобрения, эмоционально-положительного подкрепления со стороны взрослого.
Проявляет инициативу, независимость.
Испытывает эмоциональное удовлетворение, если смог что-то выполнить. Доволен, когда хвалят.
Проявляет чувство гордости за себя ("лучше всех бегаю"), за родителей ("папа самый сильный", "мама самая красивая").
Любознателен, любопытен.
Долговременная память ребенка 3 лет опирается на прежние эмоциональные переживания, могут возникать воспоминания за последний год.
Проявляет эмоциональную сдержанность: не кричит в общественных местах, переходит спокойно улицу со взрослым, не бегает по тротуару, спокойно слушает просьбу взрослого и выполняет ее, перестает плакать при обоснованном запрете.
Непослушен, эмоционально напряжен при ограничении движений, при непонимании взрослым его просьб и желаний. Может быть настойчивым в своих требованиях.
Переживает, если ругают. Длительно может обижаться за наказание.
Испытывает чувство огорчения, стыда. Понимает, что сделал что-то плохо (не успел в туалет, разлил воду);ожидает от взрослого отрицательной оценки.
Понимает, если плохо делает кто-то другой. Дает эмоционально отрицательную оценку ("Нельзя: обижать, ломать, рвать, отнимать, драться").
Может ревновать, обижаться, заступаться, сердиться, лукавить, озорничать.
Владеет неречевыми способами эмоционального общения. Свои чувства выражает взглядом, мимикой, тоном, жестами, выразительными движениями, позами.
Эмоционально выражает воображаемые ситуации (в игре).
Речь насыщает эмоционально-выразительными оттенками (часто по подражанию).
Обозначает словом свои эмоциональные состояния: смеюсь, боюсь, замерз.
Могут возникать страхи, боязнь темноты.
Начинает понимать юмор (смеется, недоумевает).
Эмоционально сопереживает персонажам при слушании сказок, при просмотре детских спектаклей, мультфильмов (радуется, печалится, сердится, морщится от "боли" и т. д.).
Эмоционально отзывчив (испытывает удовольствие) на музыку, пение, художественное слово. Подпевает, танцует (передает ритм). Реагирует на изменение музыки — различно двигается (кружится, приседает, машет руками, хлопает, топает).
Эмоционально по-разному реагирует на знакомые и незнакомые музыкальные или художественные произведения, при рассматривании иллюстраций.
Предпочитает веселую музыку и песни, яркие рисунки.
Проявляет интерес к рисованию, лепке.
Испытывает эмоциональное удовлетворение от подвижных игр.
Эмоционально по-разному реагирует на красивое, некрасивое (замечает, различает, оценивает).
Эмоционально предвосхищает результат некоторых действий (собственных или других людей).
Огорчается при неумении что-то сделать.
Радуется своим умелым действиям, когда получается.
Приветливо, эмоционально открыто, доверительно относится к людям. Интересуется их действиями (делами), отвечает, если о чем-то спрашивают.
Помнит добрых и суровых людей (эмоционально отзывчив и эмоционально сдержан).
Проявляет застенчивость характерной мимикой, особенно при обращении к нему незнакомого человека.
Понимает состояние других на основе своего эмоционального опыта.
Эмоционально оценивает ситуацию: сопереживает (если кому-то больно), помогает (если надо помочь), сочувствует, тихо ведет себя (если кто-то спит, устал).
Замечает огорчение, недовольство, радость взрослых или детей.
Подражает мимике, голосовым интонациям, эмоционально-выразительным движениям близких взрослых.
Подражает эмоциональному поведению сверстников (может копировать более шумного, крикливого).
Доброжелательно относится к детям: не выхватывает игрушки, не берет без спроса, делится своими игрушками.
Получает удовольствие от общения со сверстниками. Возникает интерес к совместным играм.
Выражает симпатию к некоторым детям.
Настороженно относится к незнакомым животным, отдельным людям, новым ситуациям.

Речевое развитие ребенка в 3 года (до 1500 произносимых слов)

Произносит сложные предложения при общении. Пользуется словами, выражая желания, чувства, впечатления.
Говорит простыми, грамматически оформленными фразами.
Свои действия часто сопровождает речью. Начинает использовать придаточные предложения (не всегда).
Слова изменяет по числам и падежам. Задает вопросы познавательного характера: "Где?", "Куда?", "Почему?", "Когда?" и другие. Легко повторяет за взрослыми незнакомые слова, фразы. Быстро разучивает стихи, песенки, отрывки из сказок. Много звуков произносит правильно (гласные и простые согласные).
Появляется словотворчество и склонность к рифмовке. Вступает в речевые диалоги с детьми, взрослыми. Отвечает на вопросы взрослого по сюжетной картинке. Называет по картинке некоторых животных (их детенышей), предметы быта, одежду, посуду, технику, растения и другое.
Рассказывает связно по картинке знакомую сказку. Передает словами, жестом, интонацией содержание сказки, потешки, песенки, стихотворения. Высказывается о книжке, событии (после вопросов и по воспоминанию).
Может доказать, додумать предложение, сказанное взрослым.
Быстро отвечает на вопрос: "Как тебя зовут?". Знает свою фамилию.
Отвечает на вопрос: "Сколько тебе лет?". Показывает на пальчиках.
Отличает и называет людей по принадлежности к определенному полу, по возрасту (мальчик, дядя, дедушка, девочка, тетя, бабушка).
Знает свою половую принадлежность: мальчик или девочка; называет после вопроса взрослого.
Знает названия частей тела (голова, шея, спина, грудь, живот, руки, ноги, пальцы).
Знает назначение частей тела (отвечает на вопросы): "глаза смотрят", "уши слушают", "ноги ходят").
Знает названия одинаковых частей тела у человека и животного: "глаза — у всех, ноги — у человека, лапы — у животного, руки — у человека, крылья — у птицы".
В игре называет себя каким-то персонажем. Отвечает на вопрос взрослого: "Кто ты в игре?".
Играя, свои действия сопровождает словами.
Пользуется ролевой речью в игре. Говорит за себя и за куклу.
По детали узнает и называет целое изображение (по хоботу — слона, по брюкам — мальчика).
Имеет представление о числе, показывает и говорит: "один, два, три, много, мало".
Предвидит результат (мыслительные возможности). Использует средства для достижения цели.
Способен длительно наблюдать, сосредоточивать внимание, увлекаться своей деятельностью.
Начинает различать правую и левую сторону (может ошибаться).
Обобщает предметы по их свойствам (кто (что) летает? кто (что) плавает?).
Переходит от называния себя в третьем лице к местоимению "Я".
Проявляет особый интерес к разговорам взрослых между собой.
Длительно слушает сказку, читаемую или рассказываемую взрослым или записанную на аудиокассетах.

Бытовые навыки ребенка 3 лет

Одевается самостоятельно, с небольшой помощью взрослого.
Раздевается самостоятельно; складывает свою одежду перед сном.
Застегивает несколько пуговиц.
Завязывает (связывает) шнурки.
Знает назначение многих предметов, их местонахождение и предназначение.
Выполняет поручения из двух-трех действий (отнеси, поставь, принеси).
Может вымыть руки с мылом, умыться, вытереться полотенцем.
Замечает беспорядок в своей одежде.
Пользуется носовым платком.
Вытирает ноги при входе в квартиру.
Регулирует свои физиологические потребности.
Ест аккуратно.
Держит ложку за конец ручки.
Пользуется салфеткой.
Не выходит из-за стола до конца еды.
Не мешает за столом другим.
Говорит "спасибо", здоровается, прощается.

Чем занять ребёнка в 3 года дома? Многие родители быстро находят ответ: «Включить мультики». Малыш, конечно, будет поглощён увлекательным занятием пару часов, но долгий просмотр телепередач вреден: этот факт давно установили психологи и педиатры. Ребёнок у телевизора – удобно для родителей, но мало пользы для малыша.

Предложите сыну или дочке интересное занятие. Игр и развлечений для трёхлетнего ребёнка предостаточно. Вам ничего не приходит в голову, кроме рисования, аппликаций и лепки? Выбирайте любую из увлекательных игр, занимайтесь вместе с ребёнком, радуйтесь успехам. Итак, никаких поучений и долгих объяснений, только предложения, как занять трёхлетнего малыша.

Домашний театр

Беспроигрышный вариант, независимо от пола ребёнка. Подготовьте мини-спектакль, выберите любимые сказки, придумайте новые. Фантазируйте сами, поддерживайте идеи маленького режиссёра.

Советы:

  • героев сказок сделайте из картона, лоскутков, подручных материалов;
  • сшейте маленькие фигурки животных, людей, которые легко надеваются на пальчик;
  • сделайте большую ширму для сказок. Приспособление заменит ряд стульев, накрытых тканью;
  • многие детки любят превращаться в сказочных героев. Подберите пьесу, в которой участвую два-три персонажа (переодевайтесь в соседней комнате), сделайте костюмы для себя и малыша. Покажите несложную сказку папе, бабушке и дедушке: близкие будут в восторге.

Остров сокровищ

Что делать:

  • достаньте несколько шкатулок, сумочек, ярких коробок;
  • внутрь каждого «сундука» положите маленький сюрприз: конфету, яблоко, пупсика, открытку;
  • расскажите малышу, что у вас не квартира, а остров сокровищ. Предложите найти все сумочки и коробки, в которых спрятан клад;
  • положите «сундучки» не очень далеко, чтобы ребёнок легко их отыскал;
  • упражнение развивает мелкую моторику рук, занимает, минимум, полчаса времени.

Маленький помощник

В три года большинство деток охотно подражают родителям. Воспользуйтесь этим, предложите «взрослое» занятие.

Вариантов масса:

  • полить цветы;
  • помыть овощи для оригинального салата;
  • раскатать тесто;
  • надеть на кукол новые платья перед приходом гостей;
  • украсить пирог;
  • вытереть пыль;
  • рассортировать рубашки или носки;
  • навести порядок на полке и так далее.

Важно! Обязательно похвалите малыша, расскажите о его успехах всем домашним. Давайте посильные задания, чтобы юный помощник не разочаровался в своих силах.

Меткий стрелок

Играйте вместе с малышом. Понадобится два пластмассовых ведра, бумажные шары. Вместе с ребёнком сделайте «ядра» из мягкой бумаги, куска старых обоев (берите дешёвые, чтобы легко сминались).

Суть:

  • с двух-трёх шагов попасть бумажным мячом в корзинку;
  • подумайте, какое расстояние подходит, чтобы ребёнок попал в цель, иначе разочарований не избежать;
  • после соревнования вручите «меткому стрелку» приз.

Юный художник

Суть:

  • положите на стол бумагу, предложите нарисовать картину для украшения дома;
  • дайте пальчиковые краски, покажите, как сделать цветок;
  • детки с удовольствием творят;
  • повесьте картину на видное место;
  • многим малышам настолько нравится рисование, что нередко в комнате появляется целая «галерея».

Домашний оркестр

Понадобятся:

  • баночки, вёдра разного размера из пластика;
  • картонные трубочки от пищевой фольги или плёнки.

Покажите, как играть на барабанах, объясните, что можно не просто стучать, но и воспроизводить мелодии:

  • обратите внимание юного барабанщика на разную высоту звуков;
  • чтобы барабанный бой не досаждал, через 15–20 минут предложите другое интересное занятие, например, просмотр мультиков.

Лепка из пластилина

Проверенное временем занятие для детей трёх лет. Купите набор, состоящий из 10–12 цветов и оттенков. Выбирайте пластилин хорошего качества: избегайте дешёвых, токсичных материалов.

Предложите слепить героев сказок, домашнее животное, фрукты, овощи. Начинайте с простых фигур, чтобы избежать разочарований. Первое время лепите вместе, потом ненадолго отходите, учите заниматься самостоятельно. Через время обязательно устройте выставку работ.

Совет! Выделите место, выставите пластилиновые фигурки для всеобщего обозрения. Многим деткам нравится ставить сценки с участием только что вылепленных героев.

Гирлянда к Новому году

Предложите украсить квартиру вместе с малышом. Нарежьте полоски цветной бумаги шириной 1–2 см. Если ребёнок умеет управляться с детскими ножницами, пусть часть работы он сделает сам.

Задача: склеить из полосок колечки. Новую полоску продевайте через готовое кольцо, соединяйте. Через 10–15 минут работы получится небольшая гирлянда.

Показ моделей

Игра подходит деткам, которые неплохо надевают и снимают одежду. Предложите малышу побольше вещей, пусть устроит представление. Выбирайте детали попроще: накидки, шляпы, парики, юбки, чтобы легко было переодеваться. Эта игра особенно нравится девочкам.

Самый ловкий

Простое задание развлечёт малыша. Предложите пронести по квартире в столовой ложке удобный предмет: маленький мячик, орех, теннисный шарик. Покажите, как действовать. После обхода всех комнат «самый ловкий» получит приз.

Сила ветра

Игра развивает глубокое дыхание, дарит веселье, хорошее настроение. Устройте соревнование, старайтесь, чтобы малыш тоже побеждал.

Приготовьте:

  • мыльные пузыри;
  • ватные шарики;
  • мячики из бумаги.

Задача:

  • набрать в лёгкие больше воздуха, сдуть предметы со стола или выдуть большой мыльный пузырь;
  • в разные дни чередуйте шарики с пузырями: так игра не надоест. Привлекайте папу, бабушку, хвалите за успехи.

Раскраски

Беспроигрышный вариант для развития усидчивости, фантазии, мелкой моторики. Первое время покупайте книжки-раскраски с крупными предметами, вызывающими интерес у сына или дочки. Выбирайте сюжеты из мультиков, любимых сказок.

Юный художник неплохо справляется с большой площадью? Переходите к картинкам со средними и мелкими деталями.

Толстые раскраски не нужны, малыш не будет долго листать страницы. Найдите в интернете подходящий рисунок («Раскраски для детей распечатать»), затем на принтере распечатайте. Пусть маленький художник раскрасит героя.

Найди пару

Первый вариант:

  • выложите на пол чистую обувь, перемешайте сапоги, туфли, тапочки;
  • достаньте 3–4 корзины или коробки, предложите юной хозяйке/хозяину рассортировать обувь: сапоги – в одну корзину, тапочки – в другую и так далее;
  • обязательно нужно найти пару, прежде чем положить обувь в нужное место.

Второй вариант:

  • можно просто достать обувь из коробок, сделать путаницу;
  • попросите малыша аккуратно разложить всё обратно, чтобы ничего не перепутать;
  • немного помогите сразу, не бросайте ребёнка одного перед грудой обуви;
  • расскажите домашним, какой помощник растёт.

Качалки или качели

Хорошее развлечение для маленьких деток. Купите удобную модель качалки в виде лошадки с устойчивой основой. Качели надёжно прикрепите в дверном проёме. Во время подобных развлечений никогда не оставляйте сына или дочку в одиночестве, всегда следите за поведением во избежание травм.

Как лечить у детей? Узнайте эффективные методы и народные рецепты.

О правилах приема антибиотиков при ларингите у ребенка написано странице.

Чтение

Красочные журналы, панорамные книжки, энциклопедии с яркими картинками (с учётом возраста) вызывают живой интерес у деток. Выбирайте интересный материал, читайте с выражением, чтобы малыш увлёкся.

Ситуативные игры

Детки с удовольствием примеряют на себя разные роли. Игры, развивающие воображение – то, что нужно для трёхлетнего малыша.

Вы не знаете, чем занять ребёнка дома в 3 года? Предложите одну из популярных игр:

  • дочки-матери;
  • больница;
  • школа;
  • парикмахерская;
  • магазин;
  • кафе.

Купите наборы игрушечных инструментов, изготовьте реквизит сами. С кастрюльками, пластмассовыми сковородками и стаканами в раннем возрасте с удовольствием играют и мальчики, и девочки. Ситуативные игры развивают речь, учат общению, вниманию к посторонним.

Детская дискотека

Включите любимые песенки, пусть малыш потанцует. Поучаствуйте тоже. Отличный вариант, если в гости пришли друзья или родственники с ребёнком схожего возраста.

Обведи руку

Простая игра особенно нравится девочкам. Покажите малышке, как обвести карандашом ладошку и пальчики. Помогите вырезать по контуру, вместе нарисуйте колечки на пальцах, накрасьте «ногти», наденьте красивые браслетики.

Аппликация

Подготовьте картон, клей, ножницы, разноцветную бумагу, старые журналы. Вначале делайте простые картины, чтобы малыш справился с заданием. Ребёнок может рвать кусочки цветной бумаги руками, если плохо управляется с ножницами.

Угощение для зверят

Предложите покормить домашних животных и милых зверюшек. Посадите за стол мишку, зайку, слоника, всех, кого найдёте в детском уголке. Заранее нарисуйте, затем вырежьте из картона яблоки, морковь, капусту, другие овощи, фрукты. Изготовьте из цветной бумаги злаки и траву. Расскажите сыну или дочке, что ест каждый зверь.

Если в холодильнике есть подходящая еда для животных, используйте её, предварительно вымыв, проверив, не холодная ли она. По ходу объясните, почему важно мыть руки, овощи и фрукты.

Теперь вы знаете немало увлекательных игр и развлечений для малышей. Искренне интересуйтесь делами ребёнка, не жалейте времени на развитие навыков и умений. Фантазируйте, представляйте себя на месте сына или дочки. Совместные игры сближают, улучшают отношения в семье, дарят хорошее настроение.

Видео. Ещё больше игр и занятий для ребенка 3 лет в домашних условиях: