Беременность  Блоги мам Болезни

Сенсорный опыт и познавательное развитие дошкольников. Сенсорные основы познавательного развития ребенка

Активное включение ребенка-дошкольника в различные виды деятельности, расширение круга его взаимоотношений со взрослыми и сверстниками способствуют быстрому развитию и совершенствованию многих психических познавательных процессов. (Асеев, С. 68)

Это относится, в частности, и к сенсорному развитию, т.е. развитию ощущений, восприятия и образного представления.

Сенсорное развитие дошкольника включает две взаимосвязанные стороны – 1) усвоение представлений о разнообразных свойствах и отношениях предметов и явлений и 2) овладение новыми действиями восприятия, ощущения, позволяющими все более полно и расчлененно воспринимать мир. (Мухина, С. 222)

Раскрывая суть первой стороны сенсорного развития, необходимо усвоить, что в дошкольном возрасте происходит переход от применения собственного сенсорного опыта ребенка (эта фигура как «домик») к использованию общепринятых сенсорных эталонов , - это выработанные человечеством представления об основных разновидностях каждого вида свойств и отношений, - цвета, формы (эта фигура – треугольник, а раньше было – «домик»), величины предметов, их положения в пространстве, высоты звуков, длительности промежутков времени и т.п. (Мухина, С. 222)

В 1-ой половине периода ребенок начинает усваивать общепринятые средства выполнения действий восприятия и наглядно-образного мышления – сенсорные эталоны и наглядные модели (выделение и отображение в наглядной форме связей и отношений между предметами и явлениями).

Так, в 3 года ребенок знает, что такое «цвет», ориентируется в звуках (высота, долгота);

4 года – знает форму, а на 5-м году начинает зрительно расчленять форму предметов на заданные части (этому способствует аппликация и конструирование из кубиков);

5 лет – дети хорошо владеют представлениями о цветах, геометрических формах, отношениях 3-4 величин (большой, маленький, самый большой, самый маленький).

Однако, самое трудное для детей – усвоение эталонов величины, т.к. они не владеют хорошо системой мер. Вместе с тем, восприятие в этом возрасте имеет и несовершенства: 1) дети не учитывают ряд свойств предметов или учитывают их неправильно. Это связано с тем, что четкие представления складываются лишь об основных разновидностях свойств, из-за чего малоизвестные свойства приравниваются ребенком к известным. Например, имея представление о квадрате, ребенок неизвестные ему трапеции, ромбы может воспринимать как квадраты; 2) дети затрудняются последовательно обследовать (например, осмотреть) предметы, объекты и беспорядочно перескакивают с одной фигуры на другую.

Но к 6 годам, ребенок уже умеет планомерно и последовательно обследовать объекты, может описывать их свойства, руководствуясь сенсорными эталонами, пользуясь при этом только одним зрительным восприятием.

Итак, усвоение сенсорных эталонов – это только одна из сторон развития ориентировки ребенка в свойствах предметов.

Вторая сторона, которая неразрывно связана с первой, – это усвоение новых и совершенствование имеющихся действий восприятия, или перцептивных действий.

Развитие перцептивных действий проходит в 3 этапа:

1 этап , когда процесс их формирования начинается с практических, материальных действий, выполняемых с незнакомыми предметами. Для более успешного и быстрого прохождения этого этапа целесообразно предлагать для сравнения сенсорные эталоны. Это этап внешних перцептивных действий;

2 этап - перцептивными действиями становятся сами сенсорные процессы, перестроившиеся под влиянием практической деятельности. Эти действия теперь осуществляются при помощи соответствующих движений рецепторных аппаратов и предвосхищают выполнение практических действий с воспринимаемыми предметами;

3 этап наступает, когда перцептивные действия становятся еще более скрытыми, свернутыми, сокращенными, их внешние звенья исчезают, а восприятие извне начинает казаться пассивным процессом. На самом деле этот процесс активен, протекает в сознании и в подсознании ребенка. В результате внешнее перцептивное действие превращается во внутреннее умственное действие. (Немов, С. 84)

Усвоение перцептивных действий ведет за собой развитие других способностей.

Таким образом, возникают внутренние действия восприятия , но если появляются задачи, которые ребенок не может решить только с помощью внутренних действий восприятия, то ребенок возвращается к внешним действиям.

В старшем дошкольном возрасте развивается ориентировка в пространстве и времени, и на протяжении всего дошкольного возраста здесь действует общая закономерность: представления о предметах и их свойствах формируются раньше, чем представления о пространстве, а ориентировка в пространстве предшествует ориентировке во времени (и легче дается ребенку). Под руководством взрослого дошкольник формирует понятия: -лево/право- (по своей правой руке ребенок определяет местоположение других объектов: например, узнать, где находится правый глаз, ребенок может ориентируясь на свою правую руку); -между-, -перед-, -возле-, -над, под, внутри, около- и т.п. Важно, чтобы парные отношения (например, -над/под-) усваивались одновременно, т.к. это легче для понимания ребенком. Определенные сложности в усвоении этих отношений связаны с эгоцентрической позицией дошкольника.

Внимание . За дошкольный период внимание в связи с усложнением деятельности детей и их продвижением в общем умственном развитии приобретает большую сосредоточенность и устойчивость.

Основное изменение внимания в дошкольном возрасте состоит в том, что дети впервые начинают управлять своим вниманием, сознательно направлять его на них, т.е. внимание становится произвольным. Важно знать, что само по себе произвольное внимание развиться не может, а формируется оно благодаря включению ребенка взрослым в новые виды деятельности (рисование, конструирование, чтение ребенку).

На первых порах овладения произвольным вниманием детям трудно управлять им. Поэтому в развитии способности произвольности внимания помогают рассуждения вслух. Это доказано экспериментально. Если ребенка попросить постоянно говорить о том, что он должен держать в сфере внимания, то он сможет значительно дольше произвольно управлять вниманием, чем без речи вслух.

Таким образом, произвольное внимание формируется в связи с общим возрастанием роли речи в регуляции поведения ребенка. (Мухина, С. 254)

Однако, необходимо иметь в виду, что непроизвольное внимание остается преобладающим на всем протяжении дошкольного возраста.

Развитие памяти . Дошкольный возраст характеризуется интенсивным развитием способности к запоминанию и воспроизведению.

Память дошкольника носит в основном непроизвольный характер, запоминание и припоминание происходит независимо от воли и сознания ребенка. Ребенок запоминает то, на что он обратил внимание в деятельности, что произвело на него впечатление, что ему было интересно. Следовательно, у младших дошкольников доминирует непроизвольная зрительно-эмоциональная память.

У нормально развивающихся детей младшего и среднего дошкольного возраста неплохо развиты непосредственная и механическая память. Эти дети легко воспроизводят виденное, слышанное, но при условии, что оно вызвало у них интерес, и дети были заинтересованы, чтобы запомнить это. Благодаря этой памяти хорошо совершенствуется речь, дети научаются пользоваться названиями предметов домашнего обихода и т.п. (Немов, С. 87)

В среднем дошкольном возрасте начинают складываться, а в старшем дошкольном возрасте совершенствоваться произвольные формы запоминания. Наиболее успешно этот процесс происходит в игровой деятельности, когда запоминание является залогом успешного выполнения взятой на себя роли.

Овладение произвольной памятью проходит 2 этапа:

    на первом ребенок выделяет только саму задачу запомнить и припомнить, еще не владея приемами. При этом задача припомнить выделяется раньше, т.к. окружающие часто требуют от ребенка воспроизведения того, что он делал раньше; 2) задача запомнить возникает в результате опыта припоминания, когда ребенок осознает, что не запомнив, он не припомнит.

Приемам произвольной памяти ребенка учат взрослые, например, задавая ему вопросы: «А что было потом?», «Что ты узнал еще?».

Следует отметить, что хотя произвольная память у дошкольников уже и развита, но по-прежнему непроизвольное запоминание, связанное с активной умственной работой детей над определенным материалом, остается значительно более продуктивным, чем произвольное запоминание того же материала.

В дошкольном возрасте у некоторых детей встречается особый вид зрительной памяти – эйдетическая память – это очень яркая и отчетливая по воспроизведенным образам память, которая проявляется в том, что ребенок как бы снова видит перед собой то, о чем рассказывает. Однако, эйдетическая память – возрастное явление и в дальнейшем утрачивается.

Память дошкольника, несмотря на ее несовершенство, в действительности становится ведущей функцией, заняв центральное место среди других психических процессов. (Мухина, С. 254-257)

Воображение ребенка связано в своих истоках с зарождающейся в раннем детстве знаковой функцией сознания, т.е. символической функцией. Дальнейшее развитие символическая функция получает в игровой деятельности, где символизация – одна из структур игры. (Немов, С. 88)

В первой половине дошкольного детства у ребенка преобладает репродуктивное воображение, механически воспроизводящее полученные ранее впечатления в виде образов. Например, ребенок скачет верхом на палочке, и в этот момент он всадник, а палка – лошадь. Но он не может вообразить лошадь при отсутствии предмета, похожего на лошадь и пригодного для «скакания», и не может преобразовать палку в лошадь, пока непосредственно не скачет на ней.

Постепенно происходит интериоризация – переход к игровому действию с предметом, которого в действительности нет, а представлен в уме (палка, как лошадь уже не нужна, т.к. она в сознании представлена). Этот момент и есть зарождение процесса воображения как психического процесса. (Мухина, С. 258)

В старшем дошкольном возрасте воображение из репродуктивного превращается в творчески преобразующее. Оно соединяется с мышлением, начиная выполнять познавательно-интеллектуальную функцию, становится управляемым.

Кроме этой функции, воображение имеет и аффективно-защитную роль. Благодаря познавательной функции воображения ребенок лучше узнает окружающий мир, легче и успешнее решает возникающие перед ним задачи. Аффективно-защитная роль воображения состоит в том, что через воображаемую ситуацию может происходить разрядка возникающего напряжения и своеобразное, символическое разрешение конфликтов, которое трудно обеспечить при помощи реальных практических действий. Эта функция является основой для снятия тревожности, страхов ребенка при помощи тренинговых занятий. (Немов, С. 89)

Мышление . Сюжетно-ролевые игры стимулируют развитие еще одного важного процесса – мышления, в первую очередь наглядно-образного, на уровень развития которого влияет степень развитости воображения.

В дошкольном детстве выделяют такие главные линии развития мышления, как: 1) дальнейшее совершенствование наглядно-действенного мышления на базе развивающегося воображения; 2) улучшение наглядно-образного мышления на основе произвольной и опосредованной памяти; 3) начало активного формирования словесно-логического мышления путем использования речи как средства постановки и решения интеллектуальных задач; 4) еще одной яркой особенностью мышления дошкольника является то, что именно в этом возрасте впервые возникает познавательная направленность мышления. Эта особенность проявляется в бесконечных вопросах ребенка к взрослому.

Однако, нужно помнить, что основной вид мышления дошкольника – образное мышление (результат получают в уме).

Словесно-логическое мышление ребенка, которое начинает развиваться в конце дошкольного возраста, предполагает уже умение оперировать словами и понимать логику рассуждений.

Развитие словесно-логического мышления у детей проходит 2 этапа:

    ребенок усваивает значения слов, относящихся к предметам и действиям, научается пользоваться ими при решении задач;

    ребенок познает систему понятий, обозначающих отношения, и усваивает правила логики рассуждения. Последнее относится уже к школьному периоду.

Развитие внутреннего плана действий, характерного для логического мышления, проходит в 6 этапов (Н.Н. Подьяков. Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. Ч. 2, 1981 г.) от младшего дошкольного возраста до старшего:

    Ребенок с помощью рук, манипулируя вещами, решает задачи в наглядно-действенном плане.

    В решение задачи ребенок включает речь, не только для называния предметов, с которыми он манипулирует в наглядно-действенном плане. Основной результат получается еще руками.

    Задача решается в образном плане через манипулирование представлениями объектов. Возникает элементарная форма рассуждения вслух, не отделенного еще от выполнения реального практического действия.

    Задача решается ребенком по заранее составленному, продуманному и внутренне представленному плану. В его основе (плана) память и опыт.

    Задача решается в плане действий в уме с последующим выполнением той же задачи в наглядно-действенном плане, дабы подкрепить ответ, полученный в уме и далее сформулировать его словами.

    Решение задачи и выдача конечного результата происходит целиком во внутреннем плане, без обращения к реальным действиям.

Подводя вывод из описанной выше схемы, следует указать на то, что у детей пройденные этапы мыслительных действий и операций не исчезают полностью, а, преобразуясь, заменяются новыми. В детском интеллекте представлены и при необходимости одновременно включаются в работу все 3 вида мышления.

У дошкольников происходит также процесс развития понятий, особенно интенсивно, когда мышление и речь соединяются друг с другом.

Чтобы понять динамику развития понятий, наряду со знанием о развитии мышления, необходимо знать особенности развития речи в дошкольном возрасте.

Речь . Основная линия развития речи в том, что она становится более связной и приобретает форму диалога. Такжеситуативность речи , характерная для раннего возраста, заменяетсяконтекстной речью . Ситуативная речь отличается тем, что для нее типично выпадениями подразумевающегося подлежащего. Оно заменяется местоимением. Речь так и пестрит словами «он», «она», «они», «там». Например: «Там был флаг. Там была вода далеко на улице. Там мокро. Там мы шли с мамой» и т.п.

Затем, по мере расширения круга общения и с ростом познавательных интересов ребенок овладевает контекстной речью, которая может полно описывать ситуацию. Однако, ситуативная речь не исчезает, а используется только в тесном кругу, где все понимают о чем идет речь.

Следующей особенностью речевого развития является самостоятельная форма речи – монологическое высказывание.

Еще одна особенность состоит в том, что в дошкольном возрасте отличается развитие речи «про себя» (эгоцентрической) и внутренней речи.

Особый интерес представляет внутренняя речь, поскольку она является носителем понятий. Внутренняя речь развивается из эгоцентрической, когда речевое высказывание ребенка перестает сопровождать его действия, а переносится во внутренний план (конец дошкольного детства).

Интересен тот факт, что, хотя дети знают и умеют пользоваться уже многими словами (до 8000 слов), но они еще не совсем понимают его как слово, что-то обозначающее, т.е. не осознают его функцию, не разделяя глаголов, прилагательных. Поэтому на вопрос «Сколько слов в предложении?» - ребенок ответит «Одно», т.е. все предложение. Это происходит к 5-6 летнему возрасту, и дети овладевают правилами грамматики родного языка.

К 3 годам ребенок употребляет до 500 слов, а понимает около 1500; в 6 лет ребенок знает 3-7 тысяч слов, а употребляет около 2000 слов. Словарь ребенка содержит все части речи, умеет правильно склонять и спрягать. К 5-6 годам при условии обучения ребенок справляется с фонематическим (звуковым) анализом слова.

Появляется объяснительная речь – способность, например, передать содержание и правило игры, разъяснить что-либо

В дошкольном возрасте начинает формироваться и письменная речь.

ОРГАНИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ОБОГАЩЕНИЕ СЕНСОРНОГО ОПЫТА ДОШКОЛЬНИКОВ В ДЕТСКОМ САДУ Березина Татьяна Анатольевна канд. пед. наук, доцент кафедры психологии и педагогики детства ЛОИРО berezinat@list. ru

Особое внимание в современном педагогическом процессе уделяется организации познавательной деятельности дошкольников, развитию их любознательности, поддержке познавательных интересов и способностей. Почему?

Федеральный государственный стандарт дошкольного образования определяет следующее содержание образовательной области «Познание»: развитие любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира.

Исследовательские интересы присущи дошкольникам. Маленькие дети по своей природе исследователи. Им хочется испытывать все самим, удивляться неизведанному. Постепенно у них формируется любознательность желание познать особенности окружающего мира. Развитие любознательности, познавательных интересов происходит постепенно. Ее первые проявления возникают уже на 1 году жизни. На протяжении второго и третьего года жизни происходят качественные изменения в активной ориентировке: от бессознательного, рефлекторного поведения – «реакции на новизну» , любопытства – малыш переходит к сознательной ориентировочно – исследовательской деятельности.

В 2 3 года объектом познания для детей являются окружающие предметы, их действия. Дети этого возраста активно познают мир по принципу: «Что вижу, с чем действую, то и познаю» . Накопление информации происходит благодаря манипуляции с предметами, личному участию ребенка в различных ситуациях, событиях, наблюдениям ребенка за реальными явлениями. Необходимым условием развития познавательной деятельности в этот период являются разнообразие и сменяемость предметной среды окружающей ребенка, предоставление свободы исследования (предметно манипулятивная игра), резерв свободного времени и места для разворачивания игр.

Дальнейшее развитие познавательной активности происходит в младшем дошкольном возрасте. В конце на четвертом году дети часто задают такие вопросы как «Где ночует солнышко? » , «О чем думает деревце? » . Но развитие познавательных интересов в этот период тесно связано с деятельностью ребенка продуктивной, игровой. В 4 5 лет познавательное развитие ребёнка переходит на другую ступень более высокую и качественно отличную от предыдущей. Средством познания становится речь. Развивается умение принимать и правильно понимать информацию, переданную посредством слова. Ребёнок активно реагирует на образную и вербальную (речевую) информацию и может ее продуктивно усваивать, анализировать, запомнить и оперировать ею.

В старшем дошкольном возрасте дошкольники начинают осознавать свои познавательные интересы, они становятся самостоятельными мотивами его познавательной деятельности. Развиваются их мыслительные процессы дети уже могут систематизировать полученную информацию, устанавливать связи, закономерности. Развивается знаково символическая функция сознания – умение использовать знаки, символы для обозначение свойств предметов, действий.

В развитии познавательной деятельности дошкольников можно выделить два направления: 1. Постепенное обогащение опыта ребенка, насыщение этого опыта новыми знаниями и об окружающем мире, которое и вызывает познавательную активность дошкольника. 2. Постепенное расширение и углубление познавательных интересов внутри одной и той же сферы действительности природа, техника, искусство. Для того чтобы успешно развивать познавательные интересы ребенка, педагоги должны знать, чем интересуются их воспитанники, обогащать и углублять их интересы, создавать новые.

Основные задачи познавательного развития дошкольников. Развитие познавательных интересов и любознательности дошкольников. Воспитание сенсорной культуры, обогащение сенсорного опыта. Формирование у детей системы элементарных знаний, представлений о предметах и явлениях окружающей жизни; Развитие познавательных процессов, речи и интеллектуальных способностей;

Однако, основы познавательной деятельности, интеллектуального развития человека закладывается в процессе чувственного восприятия свойств предметов и явлений окружающего мира.

Основы сенсорного воспитания детей дошкольного возраста. Познание ребенком окружающего мира начинается с ощущений и восприятия предметов. Остальные формы познания запоминание, мышление, воображение строятся на основе образов чувственного познания, являются результатом их переработки. Именно дошкольный возраст наиболее благоприятен для развития всех органов чувств, накопления представлений о мире. Сенсорное развитие основа интеллектуального развития ребенка. Почему?

Готовность ребенка к школьному обучению в значительной мере зависит от его сенсорного развития. Исследования, проведенные психологами, показали, что значительная часть трудностей, возникающих перед детьми в ходе начального обучения (особенно в I классе), связана с недостаточной точностью и гибкостью восприятия. В результате возникают искажения в написании букв, в построении рисунка, неточности в изготовлении поделок на уроках ручного труда. Случается, что ребенок не может воспроизводить образцы движений на занятиях физической культурой.

Но дело не только в том, что низкий уровень сенсорного развития резко снижает возможность успешного обучения ребенка. Не менее важно иметь в виду значение высокого уровня такого развития для человеческой деятельности в целом, особенно для творческой деятельности. Важнейшее место в ряду способностей, обеспечивающих успехи музыканта, художника, архитектора, писателя, конструктора, занимают сенсорные способности, позволяющие с особой глубиной, ясностью и точностью улавливать и передавать тончайшие нюансы формы, цвета, звучания и других внешних свойств предметов и явлений. А истоки сенсорных способностей лежат в общем уровне сенсорного развития, достигаемом в ранние периоды детства.

Освоит ли ребенок представления о свойствах и качествах предметов без сенсорного воспитания? Сенсорное воспитание- целенаправленный процесс, в ходе которого при организации педагогического взаимодействия взрослого с ребенком развивается восприятие, накапливается сенсорный опыт ребенка, формируется представления об окружающем.

Результатом сенсорного воспитания является сенсорное развитие дошкольников Сенсорное развитие предполагает развитие представлений детей о цвете, величине и форме предметов Развитие слуховой чувствительности, умения вслушиваться и различать звуки в окружаю щей обстановке, развитие речевого слуха (звуковой стороны ре чи, способности анализировать звуковую структуру слова) и му зыкального слуха. Сенсорное развитие включает в себя также развитие тактильной чувствительности - умения различать на ощупь качества предметов и правильно называть их (гладкий, пушистый, мягкий, твердый, тяжелый, легкий, хо лодный, теплый). Одна из сторон сенсорного воспитания - развитие обонятельных и вкусовых ощущений

Цель сенсорного воспитания –обогащение чувственного опыта восприятия окружающего мира и развитие сенсорных способностей дошкольников. Задачи сенсорного воспитания: формирование обследовательских действий Формирование систем сенсорных эталонов Развитие умений точно обозначать словом обследовательские действия, свойства и качества предметов Развитие умений применять обследовательские действие и представления о сенсорных эталонах свойств предметов в самостоятельной деятельности.

Сенсорные эталоны Сенсорные эталоны - выделенные человечеством в процессе общественно исторической практики системы чувственных качеств предметов, которые усваиваются ребенком в ходе разных видов деятельности и применяются в качестве образцов при обследовании объектов и выделении их свойств. Какие сенсорные эталоны знаете? Системы общепринятых сенсорных эталонов: звуковысотная шкала музыкальных звуков, система звуков родного языка, системы мер веса, длины, направлений, геометрических фигур, система спектров цвета и другие.

Развитие представлений дошкольников о сенсорных эталонах происходит постепенно В раннем возрасте ребенок усваивает сенсомоторные предэталоны, когда он отображает лишь отдельные особенности предметов некоторые особенности формы, величину предметов, расстояние. В этом возрасте ребенок, как правило, не выражает их в речи В возрасте до 4 - 5 лет ребенок пользуется предметными эталонами, т. е. образы свойств предметов соотносит с определенными предметами. Например: " похож на огурчик « (овал), "такой, как крыша у домика « (треугольник). В старшем дошкольном возрасте происходит усвоение детьми системы общепринятых эталонов, когда сами свойства предметов приобретают эталонное значение в отрыве от конкретного предмета. В этот период ребенок уже соотносит качество предметов с освоенными общепринятыми эталонами предметов: трава зеленая, яблоко как шар, крыша у домика треугольная.

Обследовательские действия Обследовательские действия направленные на точное выделение определенных свойств и качеств предмета. Какие обследовательские действия вы знаете? Чтобы определить форму предмета(геометрической фигуры) нужно… Чтобы определить величину (ширину, длину) предмета нужно. . Чтобы определить гладкость предмета нужно. . Чтобы определить мягкость предмета нужно. . Чтобы определить прозрачность предмета нужно. . …

Условиями сенсорного воспитания в детском саду являются 1. Организация предметной среды, способствующей накоплению разнообразного сенсорного опыта ребенка. 2. Использование в педагогическом процессе различных методов и форм организации обучения: проблемных ситуаций, практических заданий, дидактических игр, дидактических упражнений. 3. Решение задач сенсорного воспитания в содержательной, результативной деятельности детей: Например, художественная деятельность (рисование, лепка, аппликация, конструирование) не только создает благоприятные условия для развития ощущений и восприятий, но и вызывает потребность в овладении формой, цветом, пространственными ориентировками.

В методике сенсорного воспитания дошкольников можно выделить несколько этапов. Целью I этапа является привлечение внимания детей к тому сенсорному признаку, который должен быть освоен. Для этого воспитатель предлагает детям что нибудь нарисовать, слепить, построить, сделать какой то предмет, который должен удовлетворять определенным требованиям. Например, выбрать бумагу для лодочки, чтобы она могла плавать. Предлагаемые виды бумаги папиросная, картон, салфетки, альбомная и др. Если дети не имеют достаточного сенсорного опыта, они начинают выполнять задание, не проанализировав образец, не отобрав нужный материал. В результате рисунок или постройка оказываются непохожими, результат нельзя использовать в деятельности. Невозможность достигнуть результата ставит ребенка перед необходимостью познания, выделения особенностей предметов, материала. Взрослый помогает детям увидеть, выделить, осознать то свойство, которое должно быть учтено в деятельности. Этот момент является исходным для обучения детей способам выделения свойств, особенностей предметов.

Цель 2 этапа обучение детей обследовательским действиям и накопление представлений о сенсорных признаках. В процессе обучения воспитатель показывает и называет перцептивное действие и то чувственное впечатление, которое стало результатом обследования. Сравниваем свойства дерева и металла. Какие действия для выделения признаков используем? В ходе организации самостоятельной деятельности он предлагает детям все это повторить. Самое главное организовать многократные упражнения в выделении разных качеств в практических заданиях, играх. упражнениях. При этом важно следить за точностью способа, которым пользуется ребенок, точностью словесных обозначений

Цель 3 -го этапа формирование представлений об эталонах. На этом этапе детей знакомят с сенсорными эталонами, учат обозначать их в речи. Детей учат применять освоенные эталоны качеств для анализа предметов, учат сравнивать предмет с эталоном, замечать сходство и отличие. Дети 3 5 лет учатся выделять одно два свойства и качества предмета форма, цвет, величина, гладкость и т. д. Старшие дошкольники выделяют в предмете сразу несколько свойств и по их сочетанию отличают один предмет(материал) от другого. Чтобы отличить из какого материала сделаны игрушки дерева, металла или пластмассы какие свойства материала надо выделить? Цель 4 -го этапа создание условий для самостоятельного применения детьми освоенных знаний и навыков для анализа окружающей действительности и в собственной деятельности. Здесь важна система заданий, требующих при их выполнении самостоятельного анализа, учета определенных качеств, свойств, отношений. Например, отбор игрушек и инструментов для труда на прогулке в осеннюю погоду. Или решение проблемной ситуации «Подскажи Незнайке из какого материала лучше сделать самолет»

Формы и методы сенсорного воспитания и организации познавательной деятельности Совместная деятельность педагога с детьми, направленная на выделение, называние, обследование предметов, знакомство с материалами. Дидактические игры и игровые упражнения Проблемные и практические ситуации, стимулирующие выделение свойств и качеств предметов. Детское экспериментирование.

Проблемные и практические ситуации Ситуация «Наведи порядок» (разложить предметы по убыванию или нарастанию какого либо свойства) Посмотри и подумай, какие цветы сегодня надо поливать, а какие нет. Проблемные вопросы: во что превратится квадрат, если у него отрезать один угол? , Есть ли стороны вершины, углы у круга? Надо нарисовать арбуз, но есть только красная. Синяя и желтая краска. Что делать?

Условия развития познавательной деятельности и обогащения сенсорного опыта дошкольников в детском саду Создание предметно пространственной среды, стимулирующей возникновение познавательных интересов Создание педагогом проблемно поисковых ситуаций; Вовлечение детей в выполнение творческих заданий; Интеграция разнообразных видов детской деятельности; Организация детского экспериментирования; Стимулирование проявления положительно эмоционального отношения ребёнка к явлениям, предметам и видам деятельности.

Использование проблемных ситуаций. Проблемная ситуация это задача, содержащая противоречие, требующая своего решения. Требования: Доступность содержания проблемы для детей Опора на имеющиеся знания Наличие противоречия в самой ситуации. Например, Незнайка пошел в сад собирать яблоки и забыл дома корзину. Как ему собрать побольше яблок для друзей?

Ситуация становится проблемной при следующих условиях: 1. Она имеет логическую связь с ранее изученными понятиями и с тем, которые подлежат усвоению в определенной проблемной ситуации; 2. Содержит познавательную трудность и видимые границы известного и неизвестного , 3. Вызывает чувства удивления при сопоставлении нового с ранее известным, не удовлетворяет имеющимся запасам знаний, умений, навыков.

Оценить проблемные ситуации: Ты с бабушкой едешь в электричке. Она сошла на платформу, а ты не успел. Что будешь делать? Почему? Дети получают письмо из леса о том, что там появились люди, которые ломают молодые деревья, ветки, рвут цветы. Задача детей: организовывать отряд помощи и предложить пути решения проблемы. Незнайка зовёт детей в лес за грибами, но не знает, какие грибы съедобные, а какие нет.

Структура решения проблемных ситуаций A) совместный с детьми анализ проблемной ситуации; Б) формулировка проблем; B) анализ вариантов решения проблемы и выдвижения предположений; Г)выбор наилучшего решения; Е) иногда проверка варианта решения проблемы. .

Николай Николаевич Поддъяков указывает, что детское экспериментирование – это особая форма поисковой деятельности дошкольников, в которой проявляется собственная активность детей, направленная на получение новых сведений и новых знаний. Значение экспериментирования в детском саду заключается в том, что в процессе эксперимента: Дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта и его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. Идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы. Происходит развитие умственных умений, речевой деятельности. Формируется самостоятельность, целеполагание, способность преобразовывать какие либо предметы и явления для достижения определенного результата.

В ходе организации детской экспериментальной деятельности решаются следующие задачи: развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования, через создание проблемных ситуаций; подводить детей к формулировке проблемы, анализу ситуаций; развивать умения планировать свою деятельность, выдвигать гипотезы, сравнивать и делать выводы; развивать коммуникативные навыки; помогать накоплению и расширению конкретных представлений у детей о свойствах различных объектов неживой природы; способствовать развитию умения обследовать предметы и явления с разных сторон, выявлять зависимости; развивать умения организовывать свою деятельность: подбирать материал, продумывать ход деятельности

Детское экспериментирование. С детьми 3 -4 -х лет проводится подготовка детей к экспериментированию. С помощью игровых персонажей детям предлагаются простейшие проблемные ситуации: Утонет ли резиновый мяч? Как спрятать от лисы колечко в воде? Как пройти по льду и не упасть? В средней и старшей группе идет практическое освоение детьми свойств и качеств различных материалов, дети активно участвуют в исследовании и преобразовании различных проблемных ситуаций, знакомятся со способами фиксации полученных результатов. Для введения в эксперимент можно предложить проблемные ситуации: "Как из воды сделать значок? ", "Тонет не тонет? ", "Из каких материалов можно сделать лодку? ", "Поймай солнышко" С детьми старшего возраста мы проводим эксперименты по выявлению причин отдельных явлений, например "Почему этот платочек высох быстрее? " (потому что он был на солнце); "Чей домик крепче» (из каких материалов ветер сдул домик и почему). Можно в экспериментальной деятельности исследовать состав почвы, сравнивать свойства песка, и глины, расширять представления о свойствах воды и воздуха их значении, о видах и свойствах тканей, о свойствах магнита и увеличительного стекла. Во время совместного экспериментирования с со старшими дошкольниками важно ставить цель, выдвигать гипотезы, совместно определять этапы работы, делать выводы.

Для развития умений детской экспериментальной деятельности необходимо: 1. Создание предметной среды уголка или центра экспериментирования – детской лаборатории, . Например, в содержание уголка может входить: зона "песка и воды", разнообразные сосуды, природный и бросовый материал, разные виды бумаги, увеличительные стекла, магниты, пипетки, колбы, мерные ложки и стаканчики и т. д. различные крупы, соль, сахар, свечи, совочки, мерные стаканчики. Но не все материалы находятся там одновременно. Необходимо обновлять, видоизменять его содержание в соответствии с интересами детей и образовательными задачами.

2. Совместная с воспитателем деятельность в центре экспериментирования организация опытов, простейших экспериментов. Учим детей выделять вопрос для решения, высказывать предположения, проверять его, делать выводы. Возможные темы для организации совместной и самостоятельной деятельности по экспериментированию для детей 4 7 лет: свойства воды, воздух и его свойства, условия необходимые для жизни растений, свойства материалов песок, глина, почва, дерево, железо, резина, бумага, стекло, пластмасса, свет: отражение света, источники света, цвет: что такое радуга, смешение цветов, магнит и его свойства, увеличительное стекло.

4. Создание ситуаций поддерживающих интерес к экспериментированию: Включение игрового персонажа (Ворона Каркуши, Незнайки и др.) от имени которого высказываются проблемы, затруднения. Создание понятных детей проблемных ситуаций: Как спрятать от лисы колечко в воде? Почему нельзя плавать на бумажном корабле? Бывает ли сахар жидким? Включение в уголок экспериментирования схем, моделей, стимулирующих организацию опытов.

Таким образом, познание предметов и явлений окружающего мира детьми в дошкольном учреждении происходит на основе организации разнообразных видов детской деятельности при опоре на чувственное познание и развитие детской любознательности.

Тема проекта: Сенсорное развитие у детей младшего возраста через познавательно-исследовательскую деятельность.

Алиарстанова Е.Ю – воспитатель МДОУ № 51

Цель: Формирование предпосылок познавательно - исследовательской деятельности. Активизация желания искать пути решения проблемной ситуации с педагогом.

Задачи:

Вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);

Активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);

Способность пристальному и целенаправленному расследованию объекта;

Формирование начальных предпосылок исследовательской деятельности (практические опыты).

Актуальность проекта

На четвертом году жизни у детей возникает наглядно-образное мышление. У детей появляется любопытство, они начинают задавать взрослым многочисленные вопросы, что свидетельствует о важных достижениях:

Накопилась определенная сумма знаний;

Появилось понимание, что знания можно получить вербальным путем от взрослого;

Сформировалась потребность сопоставлять факты.

Ребенок видит пробелы в знаниях, но сам еще не может устанавливать простейшие отношения между фактами. Поэтому задача взрослого не сообщать знания в готовом виде, а помочь получить их самостоятельно, поставив небольшой опыт. В этом случае детский вопрос превращается в формулирование цели, а взрослый помогает придумать методику, дает советы и рекомендации, вместе с ним осуществляет необходимые действия.

Паспорт проекта:

Проект по сенсорному развитию предназначен для детей младшего дошкольного возраста и реализован в МДОУ №51.

Тип проекта - познавательный, исследовательский, творческий

По числу участников – групповой

По времени проведения – долгосрочный (с октября 2017 г по март 2018 г)

По характеру контактов – в контакте с семьёй

Участники проекта: воспитатель, дети младшего дошкольного возраста, родители.

Предполагаемые результаты:

Предполагаемый продукт проекта : мероприятие для педагогов методического объединения «Волшебные губки»; фоторепортаж (составленного совместными усилиями детей и их родителей); рекомендации для педагогов по теме: « Формирование предпосылок познавательной исследовательской деятельности у детей младшего возраста»; рекомендации для родителей по сенсорному развитию детей младшего дошкольного возраста.

Этапы реализации проекта:

I этап.

Организационно – информационный:

Изучение научной и методической литературы;

Составление диагностических карт и проведение педагогической диагностики;

Планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию проекта;

Обеспечение дидактического комплекса для реализации проекта;

Выявление компетентности родителей и вовлечение их в процесс реализации проекта.

II этап.

Практический :

Реализация плана проекта;

Различные формы работы с детьми (экспериментирование, д/и, беседы, наблюдение, анализ, художественное слово;

Проведение итогового мероприятия;

Взаимодействие с родителями по реализации проекта (консультации для родителей, помощь родителей в изготовлении раздаточного и дидактического материала)

III Этап: Заключительный

Мини-выставка продуктов проекта;

Подведение итогов;

Заключительное мероприятие в рамках проекта.

Приложение №1

Перспективный план работы с детьми:

Месяц: Октябрь

Участники

Занятие по сенсорному развитию: «Цветные карандаши»

Цель: дать детям представление о том, что цвет – признак разнообразных предметов и может быть использован для обозначения.

«Цветная вода»

Цель: Знакомить детей с цветами.

Дидактическая игра:

«Найди такую же фигуру»

Цель: Учить находить нужную фигуру методом зрительного соотносения.

Исследовательская деятельность:

«Опыты шаром, кубом»

Цель: Познакомить с объемными геометрическими фигурами – шаром, кубом.

Занятие по сенсорному развитию:

«Веселые матрешки»

Цель: Познакомить с величиной предметов, с понятиями большой, маленький.

Дидактическая игра:

«Две коробки»

Цель: Закрепить знания о величине, умение сравнивать предметы по величине способом зрительного соотнесения.

Приложение №2

Перспективное планирование и конспекты занятий.

Декабрь

1-я неделя

Тема №1: Занятие по сенсорному развитию: «Цветные карандаши».

Задачи:

3-я неделя

Тема №2: Исследовательская деятельность: «Цветная вода».

Задачи:

Январь

1-я неделя

Тема №1: Дидактическая игра: «Найди такую же фигуру»

Задачи:

3-я неделя

Тема №2:

Задачи:

Февраль

1-я неделя

Тема №1: Занятие по сенсорному развитию: «Веселые матрешки»

Задачи: Закреплять знания о величине в ходе практических действий с игрушками (использование методов в ходе практического примеривания и зрительного соотнесения).

3-я неделя

Тема №2: Дидактическая игра: «Две коробки»

Задачи:

Тема: «Цветные карандаши»

Задачи: Дать детям представление о том, что цвет – признак разнообразных предметов и может быть использован для обозначения. Учить сравнивать цвета по принципу «такой – не так такой», сортировать предметы по цвету.

Материалы: коробки, предметы одинаковые по цвету.

Словарная работа: красный, желтый, зеленый.

Перед началом занятия подберите разные предметы одинаковые по цвету (например: красный карандаш, красный помидор и т.д.) На стол положите три коробки, остальные предметы разложите перед коробками, чтобы дети могли рассмотреть все предметы перед собой. В начале занятия воспитатель вносит цветные карандаши для знакомства с ребятами. Карандаши пришли за помощью, чтобы дети помогли убрать все цветные предметы в коробки, которые лежат на столе. Не просто убрать, а разложить по цвету. Затем воспитатель каждому ребенку предлагает разложить предметы по цвету, группируя их. В конце карандаши благодарят ребят и обещают прийти в гости еще раз.

Тема: «Цветная вода».

Задачи: Познакомить детей с цветами. Выявить свойства воды (вода прозрачная, без запаха, может менять свой цвет, вкус).

развивать у детей интерес к экспериментированию с жидкостями, умение сравнивать, анализировать, делать выводы;

Материалы: акварельные краски, кисточки, пластиковые стаканы и вода.

В расставьте на столе стаканы и наполовину наполните их водой. Обмакните кисточку в краску одного из основных цветов и разведите ее в стакане с водой. Комментируя свои действия, постарайтесь привлечь внимание детей. Таким же образом разведите остальные краски. Раздайте детям краски, кисточки и стаканы с водой. Пусть дети выберут понравившиеся краски и разведу их в воде. Предложите ребятам взять другую краску и смешать ее в стакане. В конце экспериментирования вместе с ребятами сделайте вывод, что смешивая краски можно получить другой цвет.

Тема: «Найди такую же фигуру»

Задачи: Учить находить нужную фигуру методом зрительного соотносения. Учить детей группировать предметы по одному из сенсорных признаков, закреплять знания цвета. Развивать мелкую моторику рук.

Материалы: Два набора плоских геометрических фигур одного и разного цвета и размера.

Разложите на столе фигуры двух форм, например, квадраты и круги и предложите отобрать фигуры одной формы: «Вот тебе фигурка. Отбери все фигуры такой же формы. Что это за фигурки? Это круги». Постепенно можно увеличивать количество фигур, использовать фигуры разного размера и цвета, давать задание одновременно нескольким детям.

Тема: Исследовательская деятельность: «Опыты шаром, кубом»

Задачи: Познакомить с объемными геометрическими фигурами – шаром, кубом. Учить подбирать нужные фигуры с помощью обследования предмета по сенсорным признакам.

Материалы: шары и кубы.

Воспитатель показывает ребятам, как катится шар и предлагает ребятам потрогать шар и описать его. После этого воспитатель предлагает посмотреть как будет катиться кубик, кубик не катиться. И вместе с ребятами рассматривают кубик. И пытаются понять почему кубик не может катиться, как шар. Сравнивают шар и кубик. Воспитатель предлагает поиграть с ними, покатать шары друг другу, а из кубиков построить башню. В конце занятия дети помогают воспитателю убрать в коробки все кубики и шары.

Тема: «Веселые матрешки»

Задачи: Закрепить знания о величине, умение сравнивать предметы по величине способом зрительного соотнесения. Учить детей объединять одинаковые (по цвету, величине) предметы в предметные множества по словесному заданию.

Материалы: Матрешки.

Привлечь внимание детей, тем, что в гости к ним пришли матрешка со своими подружками и предлагает ребятам поиграть с ней. Предложите детям разобрать матрешку и построить подружек в ряд, начиная с самой высокой и заканчивая самой низкой. Попросите детей показать, где самая маленькая матрешка, а где самая большая матрешка. Предложите ребятам закрыть глаза, в это время убрать матрешку, когда ребята откроют глаза, спросить какой матрешки не хватает. В конце занятия пусть ребята сами прособирают и разбирают матрешки на части.

Тема: «Две коробки»

Задачи: Закрепить знания о величине, умение сравнивать предметы по величине способом зрительного соотнесения. Учить детей объединять одинаковые (по цвету, величине) предметы в предметные множества по словесному заданию.

Материалы: Две картонные коробки с прорезями для проталкивания предметов; большие и маленькие предметы (по 3-6 шт. каждого размера).

Раздайте детям большие и маленькие шарики одного цвета и предложите протолкнуть их в соответствующие прорези в коробках. Обратите внимание детей, что большие шары проталкиваются только в большие отверстия, а маленькие шарики можно протолкнуть в любое отверстие.

Приложение №3

Консультация для родителей на тему:

«Формирование предпосылок познавательной исследовательской деятельности у детей младшего возраста»

Ребенок с рождения является первооткрывателем, пытливым исследователем того мира, который его окружает. Познавательно-исследовательская деятельность является одной из ведущих видов деятельности ребенка-дошкольника. В процессе познавательно-исследовательской деятельности ребёнок получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя ученым, первооткрывателем. При этом взрослый не учитель и наставник, а равноправный партнер, что позволяет ребенку проявлять собственную исследовательскую активность.

Большое значение в развитии детей младшего возраста имеет развитие их познавательной активности. Под познавательной активностью детей дошкольного возраста следует понимать активность, проявляемую в процессе познания. Она выражается в заинтересованности принятия информации, в желании уточнить, углубить свои знания, в самостоятельном поиске ответов на интересующие вопросы, в проявлении элементов творчества, в умении усвоить способ познания и применить его на другом материале.

Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой Родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира.

Основные цели и задачи познавательно-исследовательской деятельности:

Развитие познавательных интересов детей; расширение опыта ориентировки в окружающем, сенсорное развитие, развитие любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, причинах и следствиях и др.).

Развитие восприятия, внимания, памяти, наблюдательности, способности анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений окружающего мира; умения устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями, делать простейшие обобщения.

Вторая группа раннего возраста (от 2 до 3 лет)

Знакомить детей с обобщёнными способами исследования разных объектов окружающей жизни. Стимулировать любознательность. Включать детей в совместные с взрослым практические познавательные действия экспериментального характера.

Младшая группа (от 3 до 4 лет)

Учить детей обобщённым способам исследования разных объектов окружающей жизни с помощью специально разработанных систем эталонов, перцептивных действий. Стимулировать использование исследовательских действий. Включать детей в совместные с взрослым практические познавательные действия экспериментального характера, в процессе которых выделяются ранее скрытые свойства изучаемого объекта.

Предлагать выполнять действия в соответствии с задачей и содержанием алгоритма деятельности. С помощью взрослого использовать действия моделирующего характера.

С вступлением в силу федерального государственного образовательного стандарта, познавательно-исследовательская деятельность, наряду с игрой становится наиболее актуальной формой организации деятельности дошкольников.

Организовывать познавательно-исследовательскую деятельность детей нужно с учетом:

Возрастных и индивидуальных особенностей детей

Интеграции содержания образовательных областей

Предметно-пространственной развивающей образовательной среды

Взаимодействия с семьей.

Основная цель – непрерывное накопление ребенком опыта деятельности и общения в процессе активного взаимодействия с окружающей средой, общения с другими детьми и взрослыми при решение задач и проблем (познавательных, социальных, нравственных, художественно-эстетических, исследовательских и др.) в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, что станет основой формирования в его сознании целостной картины мира, готовности к саморазвитию и успешной самореализации на всех этапах жизни.

Для того, чтобы познавательно-исследовательская деятельность успешно развивалась и осуществлялась в группах создаются уголки экспериментирования.

Оснащение уголка экспериментирования в младшей группе:

Природные материалы: песок, глина, земля, камни, жёлуди, шишки, фасоль, семена цветов;

Железо, резина, пластмасса, дерево;

Бросовый материал: кусочки ткани, кожи, меха, бумага разной фактуры, проволока, пробки, прищепки и т.п.

Сыпучие продукты: мука, соль, сахар, разнообразные виды круп.

Материалы для игр с мыльной пеной, красители – пищевые и не пищевые (гуашь, акварельные краски и др.);

Прозрачные ёмкости для воды разной формы, трубочки для коктейля, палочки, воронки;

Простейшие приборы и приспособления: лупы, зеркала, «чудесный мешочек», «подушечки» с крупами, контейнеры от «киндер-сюрпризов» с отверстиями;

Картотека опытов и экспериментов.

Весь материал расположен в доступном для детей месте.

У детей младшего дошкольного возраста преобладает наглядно – образное мышление, поэтому наблюдения играют важную роль в системе подачи материала по познавательной деятельности.

Грамотно проведенная тематическая беседа с использованием иллюстраций, слайдов, макетов также способствует накоплению знаний о законах окружающего мира.

Опыты – один из интереснейших и любимых детьми вид деятельности, где переплетаются и беседы, и наблюдения. Еще опыты способствуют развитию таких мыслительных процессов, как анализ, синтез, сравнение.

Использование проектной деятельности играет важную роль в развитии познавательно-исследовательской активности детей. Проектная деятельность подразумевает взаимодействие всех участников образовательного процесса: ребенок, родители, педагоги. Совместный сбор материалов по теме исследовательского проекта раскрывает творческие способности детей, вовлекает родителей в воспитательный процесс.

Такой вид детской деятельности, как игра , позволяет в непринужденной форме проводить детскую исследовательскую деятельность.

Таким образом, наблюдения, беседы, опыты, игры и проектная деятельность способствуют развитию познавательно - исследовательской деятельности, любознательности, психических процессов: память, мышление, внимание, речь, восприятие, воображение.

В младшей группе дети осваивают действия по переливанию, пересыпанию различных материалов и веществ. Знакомятся со свойствами некоторых материалов и объектов неживой природы: воды, льда, снега, стекла. Узнают об источниках света, о том, что если светить на предмет, то появится тень; о том, что разные предметы и животные издают разные звуки; и др.

Проводим следующие эксперименты: «Лепим колобки» где дети получают представления о том, что из влажного песка можно лепить. Знакомим детей с тем, что вода бывает чистой и грязной, холодной и горячей, она необходима для жизни растений, животных и людей. Формируем умения узнавать предметы, сделанные из бумаги, дерева, ткани и пр. Знакомим с органами чувств и их назначением (глаза – смотреть, уши – слышать, нос – определять запах, язык – определять вкус, пальцы – определять форму, структуру поверхности), др. Постепенно привлекаем детей к прогнозированию результатов своих действий: «Что станет с водой, если добавить в стакан с водой гуашь?» "Что получится, если мы подуем на одуванчик? " и т. д.

Много ребенок познает дома из общения с родителями, участия в повседневных делах, наблюдая за действиями членов семьи. Родители могут многое сделать для развития у детей познавательно-исследовательской деятельности, используя естественные ситуации (по дороге домой, дома на кухне, в магазине, купая ребенка, играя с ним и т. д.). Поэтому нужно привлекать родителей к совместному развитию детей в познавательно-исследовательской деятельности. Нацеливать родителей на то, что любознательность - это черта характера, которую необходимо развивать с раннего возраста, что врожденная потребность в новых впечатлениях составляет основу гармоничного всестороннего развития ребенка.

Восприятие - это отражение предметов, явлений, процессов и совокупности их свойств в их целостности при непосредственном воздействии этих предметов и явлений на соответствующие органы чувств.

В отличие от восприятия ощущение отражает лишь отдельные свойства предметов и явлений.

В зависимости от того, какой анализатор является ведущим в акте восприятия, различают зрительное, слуховое, осязательное, вкусовое и обонятельное восприятие. Во всех видах восприятия важную роль играют двигательные ощущения .

Основными свойствами восприятия являются предметность, целостность, константность и категориальность. В дошкольном возрасте восприятие превращается в особую познавательную деятельность, имеющую свои цели, задачи, средства и способы осуществления. главными линиями развития восприятия дошкольника выступают освоение новых по содержанию, структуре и характеру обследовательских действий и сенсорных эталонов . У младшего дошкольника обследование предметов подчиняется преимущественно игровым целям . Исследование З.М.Богуславской показало, что на протяжении дошкольного возраста игровое манипулирование сменяется собственно обследовательскими действиями с предметом и превращается в целенаправленное его опробование для уяснения назначения его частей, их подвижности и связи друг с другом . К старшему дошкольному возрасту обследование приобретает характер экспериментирования , обследовательских действий , последовательность которых определяется не внешними впечатлениями ребенка, а поставленной перед ним познавательной задачей.

В дошкольном возрасте преодолевается разобщенность между зрительным и осязательным обследованием свойств и возрастает согласованность осязательно-двигательных и зрительных ориентировок.

Важнейшей отличительной особенностью восприятия детей 3-7 лет выступает тот факт, что, соединяя в себе опыт других видов ориентировочной деятельности, зрительное восприятие становится одним из ведущux . Формируется акт рассматривания, складываются рациональные приемы обследования предметов, возрастает целенаправленность и управляемость процессом восприятия со стороны самого ребенка. А поэтому растет продолжительность ознакомления с предметами , его планомерность .



Возрастает любознательность ребенка. Дошкольник начинает открывать новое в знакомых объектах . Наблюдение превращается у дошкольника в своеобразную умственную деятельность. У дошкольника речь все больше включается в процессы восприятия. Формулировка цели. Называние воспринятого признака. Связь восприятия с мышлением и речью приводит к его интеллектуализации . Обследование свойств предметов в дошкольном возрасте происходит путем их моделирования , замещения идеальными представлениями - сенсорными эталонами . Сенсорные эталоны - это представления о чувственно воспринимаемых свойствах объектов . Важнейшими видами восприятия выступают восприятие пространства и времени . Речь способствует освоению таких сложных видов восприятия.

Восприятие времени - один из самых сложных видов восприятий в силу его специфических особенностей. Время не имеет наглядной основы и воспринимается опосредованно на основе совершаемой деятельности или особого предмета - часов. Особенности сенсорного развития в дошкольном возрасте:
- зрительное восприятие становится ведущим при ознакомлении с окружающим;
- осваиваются сенсорные эталоны;

Возрастает целенаправленность, планомерность, управляемость, осознанность восприятия;

С установлением взаимосвязей с речью и мышлением восприятие интеллектуализируется.

16. Развитие внимания и памяти в дошкольном возрасте .

Память представляет собой форму психического отражения прошлого опыта во всем его многообразии. Она лежит в основе обучения и воспитания, приобретения знаний, личного опыта, формирования навыков. Память связывает прошлое, настоящее и будущее человека, обеспечивая единство его психики и придавая ей индивидуальность. Память включается во все виды уровня деятельности, поскольку действуя человек опирается на собственный и исторический опыт. Особое место память занимает в системе познавательных процессов, объединяя восприятие, воображение и мышление в единую систему, направленную на познание окружающей действительности.

Память составляет совокупность процессов запоминания (фиксации) информации, сохранения или забывания ее, а также последующего восстановления. Виды памяти принято выделять по разным основаниям. По содержанию запоминаемого материала - образная, эмоциональная, двигательная, словесная. В зависимости от способа запоминания - логическая и механическая. По длительности сохранения материала память может быть долговременной и кратковременной, В зависимости от наличия сознательно поставленной цели запомнить - непроизвольной и произвольной.

Укажем особенности развития памяти в младенчестве:

Память функционирует «внутри» ощущений и восприятий;

Она проявляется сначала в форме запечатления, затем узнавания, характеризуется недлительным сохранением;

Материал фиксируется ребенком непроизвольно;

Сначала у малыша развивается двигательная, эмоциональная и образная память, а к концу года складываются предпосылки для развития словесной памяти.

Подчеркнем особенности памяти в раннем детстве:

Обогащается содержание представлений;

Возрастает объем и прочность сохранения материала;

Появляется новый процесс памяти - воспроизведение;

Бурное развитие получает словесная память.

В дошкольном возрасте главным видом памяти является образная. Ее развитие и перестройка связаны с изменениями, происходящими в разных сферах психической жизни ребенка, и прежде всего в познавательных процессах восприятии и мышлении.

У дошкольника значительно изменяется содержание двигательной памяти. Движения становятся сложными, включают несколько компонентов. Совершенствование действий с предметами, их автоматизация и выполнение с опорой на идеальный образец - образ памяти - позволяют малышу приобщиться к таким сложным видам трудовой деятельности, как труд в природе и ручной. Словесная память дошкольника интенсивно развивается. Воспроизведение текста, изложение собственного опыта становится логичным, последовательным.

На протяжении всего дошкольного возраста преобладает непроизвольная память. память все больше становится подконтрольной самому ребенку.
Важным моментом в развитии памяти дошкольника выступает появление личных воспоминаний. Особенности развития памяти в дошкольном возрасте:

Преобладает непроизвольная образная память;

Память, все больше объединяясь с речью и мышлением, приобретает интеллектуальный характер;

Словесно-смысловая память обеспечивает опосредованное познание и расширяет сферу познавательной деятельности ребенка;

Складываются элементы произвольной памяти как способности к регуляции данного процесса сначала со стороны взрослого, а потом и самого ребенка;

Формируются предпосылки для превращения процесса запоминания в особую умственную деятельность, для овладения логическими приемами запоминания;

По мере накопления и обобщения опыта поведения, опыта общения ребенка со взрослыми и сверстниками развитие памяти включается в развитие личности.

В дошкольном возрасте изменения касаются всех видов и свойств внимания.Увеличивается его объём: дошкольник уже может действовать с 2-3 предметами. Возрастает возможность распределения внимания в связи с автоматизацией многих действий ребёнка. Внимание становится более устойчивым. Это даёт ребёнку возможность выполнять под руководством воспитателя определённую работу, пусть даже неинтересную. Поддержание устойчивости внимания, фиксация его на объекте определяется развитием любознательности, познавательных процессов.. Устойчивость внимания зависит от характера действующего раздражителя. Развитие внимания дошкольника связано с тем, что изменяется организация его жизни, он осваивает новые виды деятельности. Выполняя требования взрослого, ребёнок должен управлять своим вниманием. Развитие произвольного внимания связано с усвоением средств управления им. Внешние средства- указательный жест, слово взрослого, речь самого ребёнка. Развитие внимания также связано с освоением норм и правил поведения, становлением волевого действия. Развитие послепроизвольного внимания происходит через становление произвольного, оно также связано с привычкой прилагать волевые усилия для достижения цели. Особенности развития внимания в дошкольном возрасте: - зничительновозрастает его концентрация, объём и устойчивость; - складываются элементы произвольности в управлении вниманием на основе развития речи, познавательных интересов; - внимание становится опосредованным; - появляются элементы послепроизвольного внимания.

В.А.Сухомлинский писал: «Внимание маленького ребёнка – это капризное существо. Оно кажется мне пугливой птичкой, которая улетает подальше от гнезда, как только стремишься приблизиться к нему. Когда же удалось, наконец, поймать птичку, то удержать её можно только в руках или в клетке. Не ожидай от птички песен, если она чувствует себя узником. Так и внимание маленького ребёнка: если ты держишь его как птичку, то она плохой твой помощник.» Важное значение для развития внимания ребёнка имеет дневной режим дня. Он создаёт опорные точки в жизни людей, служит внешним средством её организации, облегчает переключение, распределение, концентрацию внимания.

Л. С. Выготский считал, что познавательное развитие детей дошкольного возраста заключается в основном в памяти, с развитием которой появляется возможность отрыва от наличной ситуации и наглядно - образное мышление. Память в основном носит непроизвольный характер, но к концу дошкольного возраста в связи с развитием игры и под влиянием взрослого у ребенка начинают складываться произвольное, преднамеренное запоминание и припоминание. На этапе дошкольного детства особое значение имеет развитие образных форм познания окружающего мира - восприятия , образного мышления , воображения . В дошкольном возрасте внимание, память, мышление приобретают опосредствованный, знаковый характер, становятся высшими психическими функциями (вспомните «параллелограмм развития» памяти А. Н. Леонтьева). Сначала ребенок переходит к использованию внешних вспомогательных средств (в среднем дошкольном возрасте), а потом происходит их «вращивание » (в старшем дошкольном возрасте). Основные средства, которыми овладевает ребенок-дошкольник, имеют образный характер: сенсорные эталоны, наглядные модели, представления, схемы, символы, планы. Познавательное развитие детей дошкольного возраста заключается в обобщении собственного чувственного опыта, т.е. эмпирическое обобщение . Дети проявляют высокий уровень познавательной потребности, задают большое количество вопросов, в которых отражается их стремление по-своему классифицировать предметы и явления, найти общие и различные признаки живого и неживого, прошлого и современности, добра и зла.

«Он сказал «каштан» и ждал. «Каштан!» Это было поразительно: когда Люсьен говорил маме: «Моя красивая мама», она улыбалась, когда он называл Жермену «ружьем», та плакала и шла жаловаться маме. Но когда он произносил слово «каштан», ничего не происходило. Он процедил сквозь зубы: «Мерзкое дерево, противный каштан! Я тебе покажу, подожди только! - и бил его ногой. Вечером за ужином Люсьен сказал маме: «Ты знаешь, мама, деревья ведь деревянные» - и состроил при этом удивленную мину, которая так маме нравилась. Но г-жа Флерье была расстроена и только сухо заметила: «Не говори глупостей». Люсьен превратился в маленького разрушителя. Он переломал все свои игрушки, чтобы выяснить, как они устроены, старой папиной бритвой изрезал ручки одного из кресел; на прогулках он сбивал своей тросточкой растения и цветы; всякий раз он переживал глубокое разочарование: вещи глупые, они не живут по-настоящему»
(Сартр Ж.-П. Детство хозяина. Харьков, 1998. С. 327-328).

Именно к этому возрасту относятся вопросы о происхождении различных предметов и явлений. Эти вопросы носят поистине принципиальный характер (откуда взялся мир, откуда берутся дети). К возрасту 5 - 7 лет ребенок пытается осмыслить такие явления, как смерть, жизнь. Это первая исходная форма теоретического мышления ребенка. По данным Ж. Пиаже, период от 2 до 7 лет представляет собой переход от сенсомоторного интеллекта (приспособления к условиям ситуации при помощи практических действий) к первоначальным формам логического мышления .

Основное интеллектуальное достижение дошкольного возраста - ребенок начинает мыслить в уме, во внутреннем плане. Но это мышление крайне несовершенно, его основной отличительной особенностью является эгоцентризм , т.е. любую ситуацию ребенок оценивает только со своей позиции, со своей точки зрения. Причина познавательной центрации - недостаточная дифференцированность между Я и внешней реальностью, восприятие собственной точки зрения как абсолютной и единственно возможной. Другие особенности детского мышления производны от эгоцентризма и связаны с ним; это синкретизм, «несохранение количества», артификализм, анимизм, реализм. Одна из основных линий развития мышления в дошкольном возрасте – преодоление эгоцентризма и достижение децентрации. Отечественные психологи, не отрицая фактов и феноменов Ж. Пиаже, считают, что задача состоит в том, чтобы понять их истинный смысл.

Например, в конце 1970-х гг. дошкольникам из Москвы были заданы такие же вопросы, как женевским детям в исследовании Пиаже в 1920-х гг. Детей расспрашивали о происхождении ветра, движении рек и облаков, о небесных телах и о сновидениях. Содержание ответов дошкольников демонстрирует удивительное сочетание современных научных выражений, терминов, ссылок на технические аналогии и наивных эгоцентрических представлений. Оказалось, что дети активно привлекают новые знания для объяснения явлений природы; телепередачи, кинофильмы нашли отражение в представлениях детей о физической причинности. Мальчик Рома пяти с половиной лет в ответ на вопрос «Откуда взялись реки?» сообщает: «Водород смешался с кислородом, и получилась вода, потом откопали яму». «Почему реки текут?» - «Вот раскопаешь яму, потом польет дождь, и получается река, вот как еще получается». Картина мира, взаимосвязь природных явлений у ребенка по-прежнему причудливо пронизаны анимистическими, магическими и артификалистскими идеями, за ними стоит «реализм» и логика непосредственного восприятия. Зафиксированные впервые в исследованиях Пиаже особенности детских представлений о мире неслучайны, поскольку это результат спонтанной познавательной деятельности детей. Это результат неправомерных обобщений, переноса знаний с одних предметов на другие, недоучет специфики явлений.

При специально организованном обучении вполне возможно преодолеть эту ограниченность мышления ребенка (Л. Ф. Обухова, Л. А. Венгер, А. В. Запорожец). Так, в отечественной психологии имеется опыт успешного обучения дошкольников решению «задач на сохранение». Детей учили подходить к оценке наглядной ситуации с помощью объективных критериев - мерок (единиц измерения). В задачах на сохранение жидкости детей потребовалось научить измерять количество жидкости с помощью мерного стаканчика и отмечать с помощью фишек, сколько таких мерок уместилось в большом сосуде. Использование меры и меток помогло детям вычленить отдельное свойство (количество жидкости) и снять глобальность восприятия; различить то, что «кажется», и как «на самом деле». Переход к опосредствованному восприятию и мышлению был целенаправленно сформирован, вследствие чего феномены Пиаже были преодолены. При ознакомлении с предметами и их свойствами нужно научить ребенка осуществлять действия, которые приводят к выделению этих свойств (длины, площади, объема и др.)

На основе практического, наглядно-действенного мышления формируется наглядно-образное мышление, решение ряда задач посредством оперирования образами, без выполнения практических действий. Современная отечественная система сенсорного воспитания организует активное овладение детьми раннего и дошкольного возраста общественным сенсорным опытом, способами определения многочисленных качеств и свойств предметов, такими, как форма, величина, цвет, вкус, запах, состояние предметов, положение в пространстве, отношения между предметами. Основным средством, помогающим ребенку выделить и распознать их, является система сенсорных эталонов (А.В. Запорожец).

Сенсорные эталоны - это выработанные человечеством представления, общепринятые образцы тех или иных свойств и отношений предметов. Например, сенсорные эталоны формы предметов - это геометрические фигуры: круг, треугольник, квадрат, овал, цилиндр и др.

Эталоны цвета - семь цветов спектра, белый и черный. Восприятие окружающего мира осуществляется через призму общественного опыта, усвоение знаний происходит в определенной системе. Интеллектуальные возможности ребенка-дошкольника значительно выше, чем это ранее предполагалось. В условиях целенаправленного обучения дети могут достигнуть более высокого уровня мышления. В результате специально организованной разносторонней и развернутой ориентировочной деятельности у детей формируются правильные, точные, богатые образы, содержательные представления о предметах, которые становятся основой для развития мышления. Моделирование звукового состава слова способствует формированию фонематического слуха и на его основе более эффективному овладению чтением и письмом. В основе формирования интеллектуальных способностей дошкольника лежит овладение наглядным моделированием. Модельная, или схематическая, форма мышления рассматривается как промежуточная между образным и логическим мышлением, она предполагает умение ребенка выделить существенные параметры ситуации с опорой на схемы и модели, представленные во внешнем плане. В конце дошкольного возраста происходит формирование начальных форм понятийного, словесно - логического мышления. Важное значение в интеллектуальном развитии ребенка придается также моменту саморазвития, самостоятельности и активности познания самого ребенка. Этот тип мышления назван детским экспериментированием, в нем происходит не только переход от незнания к знанию, но и обратно - от понятного к неопределенному. Постановка вопросов, догадки и гипотезы ребенка способствуют развитию гибкости и динамичности детского мышления.

Развитие речи . В дошкольном возрасте происходит практическое овладение речью. Обозначим основные направления речевого развития в дошкольном возрасте :

  • расширение словаря и развитие грамматического строя речи;
  • феномен детского словотворчества как обогащение когнитивных и языковых структур;
  • убывание эгоцентризма детской речи;
  • развитие функций речи:
  • речь как орудие общения. Речь как средство коммуникации сначала возможна только в наглядной ситуации (ситуативная речь). Позже возникает способность связной, контекстной речи, полноценно описывающей ситуацию, события, содержание фильма. На протяжении дошкольного детства приобретается способность понятно, адекватно выражать свои интенции. Круг их расширяется - от стремления выразить свои субъективные впечатления (типа неудовольствия или удивления) до многочисленных форм выражения заинтересованности в общении, согласия с партнером, организации взаимодействия, формулирования правил игры либо противостояния, самозащиты, отказа от контакта и т.п.;
  • речь как орудие мышления, как средство перестройки психических процессов, средство планирования и регулирования поведения;
  • развитие фонематического слуха и осознания словесного состава речи.

Познавательное развитие в существенной связи с речью активно развивает воображение как способность видеть целое раньше частей. В. В. Давыдов утверждал, что воображение составляет «психологическую основу творчества, делающего субъекта способным к созиданию нового в различных сферах деятельности». Воображение - важнейшее психическое новообразование дошкольного детства, и его становление образует ключевой вектор психического развития ребенка. Взрослые очень рано включают ребенка в воображаемый контекст детских потешек, начинают стимулировать изображающие действия ребенка: «Покажи, как птичка летает, солдаты ходят и т.п.» Действия «понарошку», «как будто» рассматриваются как начальная форма воображения у двух-трехлетнего ребенка. Воображение опирается на реальный опыт ребенка, на реальные предметы и действия, но допускает легкий отлет от действительности. Оно максимально разворачивается в сюжетно-ролевой игре: условные функции предметов, символическое значение действий, «воображаемая ситуация», образ роли. По функции различают воображение познавательное и аффективное. Познавательное воображение помогает создать целостный образ события или явления, достроить схему или картину. Аффективное воображение выполняет функцию защиты Я путем проигрывания негативных переживаний или создания воображаемых компенсаторных ситуаций (представления себя великаном, победителем и т.п.).