Беременность  Блоги мам Болезни

Якутский национальный праздник ысыах. Празднуем якутский Новый год! Национальный праздник Ысыах

Ысыах - обряд кропления - вошел как один из определяющих слагаемых в якутский календарный праздник - праздник расцвета природы.

Хоровод осуохай- Этот архаичный танец возник из коллективных движений-поклонов. Круговой танец - ритмическое сопровождение пения семисложных стихов. Слово «ункуу» - «танец» - происходит от глагола «унк» - «молиться», «поклоняться». Участники праздника, взявшись за руки, чувствовали положительную биоэнергию друг друга, и этот положительный импульс уже кодировал сам ритуал.В июньские дни вся Якутия отмечает Ысыах - светлый праздник народа Саха.

Предания утверждают, что первый ысыах был устроен Эллэй Боотуром. Он прибыл в долину Туймаада приблизительно в 1128-1130 годах. Приведем текст, записанный ученым Г.В.Ксенофонтовым со слов жителя Кангаласского улуса в 1921 году: “Эллэй налил кумыс чорон, положил туда куски масла, стал ногой на подстилку из конской кожи и, обратившись лицом на восток, поднял чашу вверх. Затем подошел к огню и вылил трижды на него из чаши немного кумыса в качестве угощения Юрюн Айыы Тойону. Слегка повернулся по солнцу правее и поднял свою чашу в честь Хомпоруун Хотой Айыы и также троекратно полил кумыс в огонь. Дальше, повернувшись еще правее, держал чашу, именуя Джесегей Айыы Тойона. Всего поднимал чашу семь раз. Когда Эллэй совершал обряд, люди видели белую птицу, которая кругами парила под облаками над урасой. Так вот до теперешней поры якуты, впервые научившись от Эллэя, имеют обыкновение поднимать чашу и поминать Айыы Тойона”.

На Ысыах люди приходят с добрым сердцем и чистой душой. Никто из его участников не должен был принести отрицательный заряд. Иначе люди верили, что ритуал мог оказаться недействительным и даже нанести вред.

В старину день ысыаха признавался как якутский новый год. Народ славил приход лета и плодородие земли, готовился к сенокосу, ведь именно на нем хозяйство содержалось всю зиму. Когда якуты жили аласами, богатые устраивали праздник для всех земляков. В этот день забивали скот, готовили кумыс из кобыльего молока, мудрые старцы пели олонхо, дюди вставали в круг танца осуохай. Мужчины соревновались в силе и ловкости, сильнейшие завоевывали призы, походили конные скачки. Смысл ысыаха заключался в том, что в этот день народ объединялся, невзирая на то богат он или беден.

В начале 90-х годов ысыах объявлен государственным праздником Якутии. Сейчас он символ единения, праздник дружбы всех жителей многонациональной республики.

Национальный праздник Ысыах- это уникальное духовное богатство народа Саха, символизирующее торжество жизни и природы на земле Олонхо. Это праздник, который отражает традиционную картину мира и мировоззрение саха, праздник, которого все с нетерпением ждут весь год. В нем ярко проявляются весь национальный колорит и фольклор народа: язык, мифология, танцы, музыка, обряды и обычаи, национальная одежда, пища, праздничная утварь, ремесла и архитектура, народная философия.

В соответствии с древними традициями Ысыах устраивается внутри ритуального круга из чэчир (молодых берез). В центре праздничного круга устанавливается коновязь - сэргэ с арочными украшениями из берез. По традиционным представлениям саха, сэргэ является символом Мирового древа и оси всей Вселенной.Устанавливая его, саха сооружали как бы модель Вселенной- девять ветвей Священного дерева Аар Кудук Мас источают белую благодать. В наше время символика сэргэ расширилась и сэргэ олицетворяет дружбу и единство всех народов, населяющих нашу северную республику.

Рядом сэргэ обычно устраивают круг - тюсюлгэ, огражденный разноцветной саламой из пучков конских волос, кусочков ткани, берестяных изделий. В ценре тюсюлгэ распологают алтарь в виде миниаюрной урасы и аар багах с ритуальной утварью и посудой, наполненной кумысом.

Кумыс в представлении Саха является священным напитком и символом илгэ - белой благодати изобилия, в которой заключен кут-сюр (душа) всех не рожденных людей, лошадей и коров.

Это главный сакральный символ на празднестве Ысыах. На Ысыахе существовало строгое правило: отведать свежий кумыс собравшимся на праздник разрешалось лишь после главного молитвенного обращения к божествам и духам и кропления кумысом. Кумыс как пища богов на празднике - это прямая диалогическая связь между людьми и сферой высших божеств айыы.

Во время Ысыаха через распитие кумыса осуществляется приобщение людей к высшим таинствам бытия. Кумыс пьют из чорона, сакрального сосуда.

Праздник начинается с древнего ритуала - окропления огня и земли кумысом, благословения присутствующих и просьбы к Верхним Божествам ниспослать всем благодать. Исполняет алгысчыт.

Ысыах состоит из нескольких частей: - церемония открытия праздника, куда входят обряд очищения местности и распитие кумыса. В сопровождении девяти юношей и восьми девушек в центр тюсюлгэ входит алгысчыт. Он обращается к верховным божествам, заклинает их о ниспослании всем собравшимся благополучия и процветания. На заключительные слова алгысчыта все встают и поднимают руки вверх, повторяя вслед за ним “Уруй! Айхал! Туску!”. Юноши и девушки преподносят чороны с кумысом гостям.

Осуохай - обрядовый танец должен состоять из девяти кругов, символизирующих Солнце.

Осуохай — традиционный хороводный круговой танец якутов. Во время него танцующие, взяв друг друга за руки перемежаются с ноги на ногу двигаясь в неторопливом темпе. Темп движения непостоянный, регулируется ведущим и ускоряется на припеве. В хороводе присутствует ведущий (осуохайдьыт), в чьи обязанности входит исполнение песен и регулирование темпа движения хоровода.

В 2012 году на национальном празднике якутов ысыах, был установлен рекорд Гинесса по количеству людей одновременно исполняющих танец.

Якутские национальные виды спорта на праздновании Ысыаха

Чрезвычайно зрелищны спортивные состязания, в которых удальцы стремятся показать свою ловкость, силу, красоту и сноровку - кылыы (прыжки на одной ноге), куобах (прыжки на обеих ногах), ыстанга (прыжки с чередованием ног), борьба хапсагай - якутская борьба, где проигрывает коснувшийся земли хоть пальцем, стрельба из лука. Победителями становятся самые сильные, ловкие и удачливые, которых чествуют и награждают мюся (мясными лытками) и ценными подарками.

Якуты - большие любителя конных скачек, без которых не проходит ни один Ысыах.

Кроме того, ысыах празднуется два дня. В ночь с первого на второй проходит обряд встречи солнца. Считается, что с первыми лучами восходящего солнца происходит магическое сближение мира людей и мира богов. Через лучи люди заряжаются энергией и силой.

Гости национального праздника Ысыах станут свидетелями якутских обрядов, попробуют кумыс и смогут купить бивень мамонта.

17 июня на территории музея-заповедника «Коломенское» пройдет традиционный национальный государственный праздник якутского народа — Ысыах.

Самобытность и дух праздника представит внушительная делегация из Верхоянского улуса — мирового полюса холода, единственного места постоянного проживания человека на планете, где зафиксированы самые низкие температуры за всю историю наблюдений. Верхоянцы представят культуру якутского народа лучшими танцевальными коллективами, мастерами фольклорных жанров, народными умельцами и уникальными блюдами национальной кухни.

Впервые Ысыах прошел в столице десять лет назад, в год 375-летия вхождения Якутии в состав Российского государства. Тогда в честь этой даты в «Коломенском» было установлено памятное сэргэ — свидетельство многолетней дружбы и единства народов России и символ гостеприимства. Сегодня поляна у сэргэ — место встречи якутов, москвичей и гостей столицы во время празднования Ысыах.

В этом году праздник посвящен 385-летию вхождения Якутии в состав России.

Гости станут свидетелями национальной обрядовой церемонии, которую проведет алгысчыт из Якутии: он разожжет огонь и обратится к светлым богам Айыы, чтобы те снизошли к людям милостью. Это действо, по обычаю, проводится в часы самого высокого солнцестояния — с 11:00 до 12:00 часов дня.

Впервые пройдет фестиваль фольклорных жанров, который объединит профессионалов и любителей игры на хомусе, исполнителей тойука и чабыргах. Состоятся турниры по якутским видам спорта — мас-рестлингу, якутской борьбе хапсагай, якутским прыжкам и вертушке.

В национальных костюмах придут на праздник и гости из других республик и стран мира. Грандиозным событием праздника станет гала-концерт с участием мастеров искусств Якутии и дружественных республик России.

Откроется «Город мастеров» — выставка-продажа изделий народных промыслов, сувенирной продукции, ювелирных украшений и изделий из природных материалов — меха, конского волоса, дерева, бивня мамонта. Гости фестиваля станут участниками мастер-классов по изготовлению изделий народных промыслов.

Национальная кухня — непременный атрибут празднования Ысыах. В «Коломенском» гости Якутии смогут попробовать якутские оладьи, жеребятину, кумыс и знаменитую якутскую рыбу.

Завершится праздник особым ритуалом — осуохай, в котором все гости праздника встанут в огромный «жизненный круг».

«У Москвы и Якутии давняя история отношений и сотрудничества. Чуть более месяца назад мы отпраздновали знаменательное событие — 95-летие со дня образования автономии Якутии в составе РСФСР. В честь этой даты в Москве был заложен памятный зеленый сквер. А Ысыах — это всегда настоящее празднество, демонстрирующее богатство культуры народа саха. Уверен, в этот раз, как и во все предыдущие годы, праздник пройдет замечательно», — отметил руководитель Виталий Сучков.

Вход на праздник свободный.

Расписание мероприятий Ысыах

Поляна «Сэргэ»:

— 11:00-12:30 — открытие праздника, церемония благословения Алгыс, праздничный хоровод осуохай;

— 15:00 — фестиваль фольклорных жанров «Саха сайына». Якутские скороговорки чабыргах, хоровод осуохай, игра на хомусе;

— 18:00 — заключительный осуохай «Хоровод дружбы», закрытие праздника.

Спортивные поляны «Игры Боотуров»:

— 12:05 — торжественное открытие спортивных соревнований;

— 12:15-17:00 — спортивные состязания по якутским национальным видам спорта (хапсагай, якутским прыжкам, якутской вертушке);

— 12:20-17:30 — открытый Всероссийский турнир по мас-рестлингу;

— 17:30 — награждение победителей.

«Концертное түhүлгэ»:

— 13:00-15:00 — концертная программа «Урун тунах ыьыагынан!» («С прекрасным праздником!»);

— 15:00-16:00 — гала-концерт «В семье единой народов» с участием творческих коллективов из Москвы, Московской области и регионов России;

— 16:00-18:00 — праздничный шоу-концерт «Таастаах Дьааныттан Эҕэрдэ!» («Поздравления с каменистых берегов Яны»), конкурс «Уьун суьуох» («Длинная коса»), дефиле в национальных костюмах «Краски Туймаады».

Поляна «Сардаана»:

— 13:30-17:00 — конкурсы, игры и викторины для детей «Кустук» («Радуга»).

Площадь «Город мастеров»:

— 10:30-17:00 — выставка-ярмарка изделий народных промыслов, сувениров и ювелирной продукции, мастер-классы по изготовлению изделий народных промыслов.

Во всём мире живёт очень много народов. Учёные до сих пор не насчитали. В Якутии тоже живут люди разный национальностей. Например, якуты, эвены, эвенки, русские, казахи, узбеки.

Языки, одежда, занятия этих народов не похожи друг на друга. Из книг, газет, журналов, через телевидение, радио мы узнаём много интересного о народах, живущих на территории республики Саха (Якутия). Предки моего отца эвены из Аллаиховского улуса. Они живут вместе с русскими и якутами, но говорят по-якутски.

Раньше я мало знал об эвенах. Однажды на уроке русского языка учительница рассказала, что эвены родом из юга. Только после этого я стал интересоваться своими предками. Выступал со своими сообщениями на классных часах. Больше всего меня заинтересовали праздники якутов и эвенов. В итоге этого мы сравнили эти праздники и написали доклад.

Наша Якутия известна своей красивой, чистой природой. Поэтому именно в нашей республике живут люди разных национальностей. В Якутии 5 коренных малочисленных народов: эвены, эвенки, юкагиры, долганы, чукчи. Их осталось мало, поэтому они относятся к малочисленным народам.

Эвены живут в Магаданской области и на Камчатке, в Хабаровском крае и на острове Сахалин. В нашей Якутии живёт большая половина этого маленького народа. Всего эвенов около тринадцати тысяч.

Переселение этих народов имеет особую историю. Если взять саха, то в некоторых старинных преданиях говорится, что народ перекочевал из степей Монголии, а эвены – из Северного Китая. Учёные доказали это, изучив культуру, языки этих народов.

В давние времена вспыхивали войны за власть над землёй. Саха был народ миролюбивый. Поэтому они нашли убежище в северных местах. Здесь они поселились по аласам и стали заниматься коневодством, охотой, рыболовством.

Эвены, также как и якуты, бежали, спасая своих людей от войн, в северные края. Чтобы прокормиться, они стали заниматься охотой, оленеводством, рыболовством.

То, что они перекочевали из южных стран, мы узнаём из рассказов, сказок, песен, танцев. Учёные языковеды доказали, что в прошлом саха были соседями монголов. Поэтому наши слова похожи, они относятся к тюркской группе языков. Даже внешне мы схожи друг с другом.

Праздники предков

Больше всего меня заинтересовали праздники моих предков. Поэтому мы сопоставили между собой праздники ысыах у якутов и праздник встречи солнца у эвенов. Из собранных материалов мы написали доклад.

Ысыах народа саха

С испокон веков у наших предков существовал праздник встречи лета. Этот праздник проводился 22 июня. Так как только этот день является самым длинным. Якуты заранее готовились к этому празднику. Местность, где проходил праздник, украшали молодыми берёзками – чэчир, коновязью – сэргэ, шнурами из конских волос с дарами – салама. Заранее готовили праздничное кушанье: кумыс, жеребятину.

Все люди на ысыахе надевали национальный костюм. Имелись отличия, обычаи в нарядах молодых девушек, замужних, пожилых женщин. Сидя долгими зимними вечерами у камелька женщины шили, вышивали свои праздничные наряды.

На праздничном обряде немаловажную роль играл и конь. Якуты боготворят кормилицу-лошадь. Поэтому седло и другие атрибуты украшали узором из бисера, серебра.

Ысыах начинался с благословения-алгыса. Алгыс – это преклонение к высшим богам – Айыы. Человек, который произносил эти восхваления, благопожелания – алгысчыт, сдабривал огонь, землю кумысом, оладьями, саламатом. После алгыса все пьют кумыс, едят мясо.

У якутов вся посуда изготовлена из глины и дерева. Например, сосуд, из которого пьют кумыс, был из берёзы. Называется чороном. Чорон имел много узоров, которые соответствовали возрасту, социальному положению.

Жеребятину варили достаточно много, так как угощали и гостей из ближних местностей.

После кумысопития начинался осуохай. Осуохай – народный танец саха. Все вставали в круг и взявшись за локти двигались по ходу солнца. Запевала начинает, за ним повторяют все. Песня каждого запевалыотличалась словами, мотивом исполнения. Выбирали лучшего запевалу – осуохайдьыт. Воспевали красоту родной природы, лето, радость.

Больше всего им нравились национальные прыжки – буур, куобах, кылыы. Самые сильные состязались в перетягивании палки – масс тардысыы. В борьбе хапсагай разрешали принять участие мальчикам. Рассказывают, что в древние времена на ысыахе стреляли из лука – ох саа, бросали копьё – юнгюю.

Вечером, когда сядет солнце, станет прохладно, спадёт мошкара, начинаются конные скачки.

Вот так, с песнями, танцами, играми встречали лето мои предки саха.

Праздник эвенов

Народы Севера встречаются несколько раз в год. Например, первая встреча кочующих эвенов происходит в начале весны. Здесь собираются близлежащие оленеводы. После долгих, холодных зимних дней, эти встречи проводили с песнями, весельем. Пожилой оленевод благодарил духов за благополучное зимовье. Совершал обряд подношения богам. По тундре раздаётся радостный сээдьэ. Маленькие дети состязаются в борьбе. Ловкие и сильные соревнуются в скачках на ездовых оленях. Устраивают соревнования по ловле оленей.

Многолюдное собрание происходит во второй половине лета. Эта встреча имеет особую важность. Во-первых, здесь собирается много людей из отдалённых местностей. Во-вторых, проводили с особым весельем. Состязались в беге, борьбе, скачках на оленях. Так же, как и у Саха, соревновались в перетягивании палки, стрельбе из лука. В третьих, говорили об охоте, охотничьих угодьях. Бойко шли торговля, обмен пушниной.

Когда эвены встречаются, то они танцуют национальный танец сээдьэ. Сээдьэ – один из лучших танцев этого народа. Танцующие становятся в круг держась за локти, медленно двигаются по направлению солнца. Один из танцующих начинает песню, за ним повторяют все. Певец воспевает пробуждение природы, гомон птиц, животных. Во второй части этого танца темп движения, песни становятся быстрым. Побеждает тот запевала, у которого голос звонче, лучший импровизатор.

Эвенские женщины, как и женщины-саха, большое внимание уделяли своему праздничному наряду. Узору напоминают природу сурового севера. Треугольный орнамент в одежде означает горы, конический чум. Вышивали бисером, украшали подвесками-колокольчиками, медными бляхами, кольцами, серебряными монетами.

Якуты (сахалар) — один из самых многочисленных народов Сибири. По данным переписи 1989 г., их более 380 тыс. человек. Живут они в Эвенкии, в Иркутской области, в Красноярском и Хабаровском краях, но главным образом в Якутии (Республика Саха), на территории которой находится полюс холода нашей планеты. Якутский язык относится к тюркским языкам, входящим в алтайскую языковую семью. Традиционными хозяйственными занятиями якутов являются коневодство, разведение крупного рогатого скота, охота и рыболовство. Современная Якутия — край с высокоразвитой добывающей промышленностью. Главное богатство республики — алмазы.

Праздник кумыса (Ысыах)

Этот праздник отмечают в конце весны или в начале лета. Устраивают его под открытым не-. бом. Люди поют, танцуют, следят за поединками борцов и, конечно же, пьют вкусный напиток, приготовленный из кобыльего молока, — кумыс. Якутское название праздника происходит от глагола «опрыскивать», «окроплять». В прошлом кульминацией Ысыаха действительно был обряд, в ходе которого шаманы кропили кумысом огонь. Совершалось это действо в честь «светлых божеств», к которым у якутов, как у многих других скотоводческих народов, причислялись прежде всего божества плодородия. Не случайно светлым духам жертвовали кумыс. Эта традиция связана с еще одним древним культом — культом коня. В старинных якутских мифах говорится о том, что первым живым существом на земле был конь, от него произошел полуконь-получеловек и только затем появились люди.

«Не забудь накормить огонь!»

«Кормление» огня происходило не только на празднике кумыса. По поверьям, восходящим, по всей вероятности, еще к древнему каменному веку, пламя считалось у якутов олицетворением чистоты. В огонь нельзя было бросать грязные предметы, а перед началом любой трапезы его надлежало угостить. Для этого якуты клали в костер или очаг кусочки пищи, брызгали на огонь молоком. Считалось также, что таким образом люди выражают свое почтительное отношение к «хозяину огня» — Уот-иччитэ.

«Кузнец и шаман — из одного гнезда»

Вернемся на праздник Ысыах. Вспомним, кто в старину совершал возлияние кумыса. Это были шаманы, но не каждый якутский шаман мог приносить жертвы божествам плодородия. Делал это только «айыы-ойууна» — «белый шаман», служитель светлых сил. Наряду с «белыми шаманами», были у якутов «черные шаманы» — так называли посредников между людьми и духами «нижнего мира». К белым и черным шаманам Ш относились в Якутии с равной долей почтения и страха. Такие же чувства испытывали якуты и по отношению к кузнецам. В старину говорили: «Кузнец и шаман — из одного гнезда». Кузнецы считались колдунами у многих народов мира, в том числе и в Сибири. Вероятно, мы сталкиваемся здесь с пережитками все того же древнейшего культа огня: каждый, кто тесно связан с пламенем (а кузница — это всегда пылающий горн), обладает особой магической силой. Что касается якутов, то, согласно их представлениям, кузнец, выковывая железные подвески для шаманского костюма, приобретал особую власть над духами. Существовало в Якутии и такое поверье: духи боятся стука железа и шума кузнечных мехов, духи боятся кузнецов, следовательно, и людям необходимо относиться к ним с уважением и с опаской.

Бай-Баянай и его десять братьев

Помимо культов, связанных с огнем и со скотоводческим хозяйством, у якутов был широко распространен промысловый культ лесного духа Бай-Баяная и его десяти братьев. От Баянаев, считали охотники и рыболовы, зависит удача на промысле, поэтому начинать охоту или рыбалку следовало с их призывания, а заканчивать подношением Бай-Баянаю и его братьям подарков, пусть даже таких скромных, как кусочек жира, брошенный в костер.

Богиня приходит в гости

На празднике кумыса среди светлых божеств, в честь которых кропили кобыльим молоком огонь, была Айыысыт, покровительница женщин. В старину якуты говорили, что именно она дарит детей матерям. Считалось, что богиня помогает женщине во время родов. Для этого она прибывает в дом накануне рождения ребенка. Приезжает Айыысыт, по рассказам пожилых якуток, верхом на лошади с золотыми гривой и хвостом. На богине рогатая шапка, шуба-доха из меха рыси, рукавицы из рысьих лап. За правым голенищем у богини стрела — это душа мальчика; за левым голенищем — ножницы, душа девочки. После того как ребенок появился на свет, Айыысыт еще три дня остается в доме, чтобы защищать новорожденного от злых духов. Пока богиня находится в гостях, ей приносят жертвы, а когда Айыысыт уезжает, устраивают специальный обряд проводов, участвовать в котором могут только женщины. Вход в дом мужчинам в это время запрещен.

Танец в честь солнца

Как бы долго ни длился кумысный праздник, но подходит к концу и он, и тогда все участники Ысыаха, взявшись за руки, исполняют заключительный танец — «осуохай». Посвящен этот танец солнцу, поэтому исполнители осуохая обязательно должны образовать круг. В разных районах Якутии танцуют «солнечный танец» по-разному: где-то берутся за руки, где-то держат друг друга под руки, кто-то быстро бежит по кругу, кто-то движется медленной, величественной поступью, но суть всегда остается одна. Образовав хоровод, символ солнца, якуты благодарят светило за свет и тепло, подаренное людям.

В июньские дни вся Якутия отмечает Ысыах - светлый праздник народа Саха. Предания утверждают, что первый ысыах был устроен Эллэй Боотуром. Он прибыл в долину Туймаада приблизительно в 1128-1130 годах. Приведем текст, записанный ученым Г.В.Ксенофонтовым со слов жителя Кангаласского улуса в 1921 году: “Эллэй налил кумыс чорон, положил туда куски масла, стал ногой на подстилку из конской кожи и, обратившись лицом на восток, поднял чашу вверх. Затем подошел к огню и вылил трижды на него из чаши немного кумыса в качестве угощения Юрюн Айыы Тойону. Слегка повернулся по солнцу правее и поднял свою чашу в честь Хомпоруун Хотой Айыы и также троекратно полил кумыс в огонь. Дальше, повернувшись еще правее, держал чашу, именуя Джесегей Айыы Тойона. Всего поднимал чашу семь раз. Когда Эллэй совершал обряд, люди видели белую птицу, которая кругами парила под облаками над урасой. Так вот до теперешней поры якуты, впервые научившись от Эллэя, имеют обыкновение поднимать чашу и поминать Айыы Тойона”.

В старину день ысыаха признавался как якутский новый год. Народ славил приход лета и плодородие земли, готовился к сенокосу, ведь именно на нем хозяйство содержалось всю зиму. Когда якуты жили аласами, богатые устраивали праздник для всех земляков. В этот день забивали скот, готовили кумыс из кобыльего молока, мудрые старцы пели олонхо, дюди вставали в круг танца осуохай. Мужчины соревновались в силе и ловкости, сильнейшие завоевывали призы, походили конные скачки. Смысл ысыаха заключался в том, что в этот день народ объединялся, невзирая на то богат он или беден.

В начале 90-х годов ысыах объявлен государственным праздником Якутии. Сейчас он символ единения, праздник дружбы всех жителей многонациональной республики.

Национальный праздник Ысыах- это уникальное духовное богатство народа Саха, символизирующее торжество жизни и природы на земле Олонхо. Это праздник, который отражает традиционную картину мира и мировоззрение саха, праздник, которого все с нетерпением ждут весь год. В нем ярко проявляются весь национальный колорит и фольклор народа: язык, мифология, танцы, музыка, обряды и обычаи, национальная одежда, пища, праздничная утварь, ремесла и архитектура, народная философия.

В соответствии с древними традициями Ысыах устраивается внутри ритуального круга из чэчир (молодых берез). В центре праздничного круга устанавливается коновязь - сэргэ с арочными украшениями из берез. По традиционным представлениям саха, сэргэ является символом Мирового древа и оси всей Вселенной.Устанавливая его, саха сооружали как бы модель Вселенной- девять ветвей Священного дерева Аар Кудук Мас источают белую благодать. В наше время символика сэргэ расширилась и сэргэ олицетворяет дружбу и единство всех народов, населяющих нашу северную республику.

Рядом сэргэ обычно устраивают круг – тюсюлгэ, огражденный разноцветной саламой из пучков конских волос, кусочков ткани, берестяных изделий. В ценре тюсюлгэ распологают алтарь в виде миниаюрной урасы и аар багах с ритуальной утварью и посудой, наполненной кумысом.

Кумыс в представлении Саха является священным напитком и символом илгэ – белой благодати изобилия, в которой заключен кут-сюр (душа) всех не рожденных людей, лошадей и коров.

Во время Ысыаха через распитие кумыса осуществляется приобщение людей к высшим таинствам бытия. Кумыс пьют из чорона, сакрального сосуда.

Праздник начинается с древнего ритуала – окропления огня и земли кумысом, благословения присутствующих и просьбы к Верхним Божествам ниспослать всем благодать. Исполняет алгысчыт.

Ысыах состоит из нескольких частей:

Церемония открытия праздника, куда входят обряд очищения местности и распитие кумыса. В сопровождении девяти юношей и восьми девушек в центр тюсюлгэ входит алгысчыт. Он обращается к верховным божествам, заклинает их о ниспослании всем собравшимся благополучия и процветания. На заключительные слова алгысчыта все встают и поднимают руки вверх, повторяя вслед за ним “Уруй! Айхал! Туску!”. Юноши и девушки преподносят чороны с кумысом гостям.

Театрализованное действие;

Осуохай - обрядовый танец должен состоять из девяти кругов, символизирующих Солнце.

Чрезвычайно зрелищны спортивные состязания, в которых удальцы стремятся показать свою ловкость, силу, красоту и сноровку – кылыы (прыжки на одной ноге), куобах (прыжки на обеих ногах), ыстанга (прыжки с чередованием ног), борьба хапсагай – якутская борьба, где проигрывает коснувшийся земли хоть пальцем, стрельба из лука. Победителями становятся самые сильные, ловкие и удачливые, которых чествуют и награждают мюся (мясными лытками) и ценными подарками.

Якуты – большие любителя конных скачек, без которых не проходит ни один Ысыах.

Кроме того, ысыах празднуется два дня. В ночь с первого на второй проходит обряд встречи солнца. Считается, что с первыми лучами восходящего солнца происходит магическое сближение мира людей и мира богов. Через лучи люди заряжаются энергией и силой.

Ысыах – это встреча лета.