Беременность  Блоги мам Болезни

Анатомо физиологические особенности новорожденного по месяцам. Физиологические особенности новорожденных

Новорожденный отличается особенным соотношением частей тела.

Голова новорожденного относительно большая. Она составляет 1/4 от общей длины тела, тогда как у взрослых - 1/8. Лицевая часть черепа относительно мала. Окружность головы 32-34 см и превышает на 2-4 см окружность груди. Некоторые швы - сагиттальный и др., как правило, открыты, большой родничок - также, а малый - открыт у 25% новорожденных. У большинства новорожденных головка покрыта волосами. Шея у новорожденных короткая и поэтому кажется, что голова расположена прямо на плечах.

Большой родничок имеет форму ромба шириной около 20 мм. Измерять большой родничок следует от одного края до другого (углы часто переходят непосредственно в швы, и измерение в таких случаях неточно). У переношенных детей при передозировке кальция во время беременности и др. родничок может быть небольшим. Иногда, например, при гидроцефалии, кровоизлияниях в мозг, с повышением внутричерепного давления и пр. он достигает огромных размеров. Об этих изменениях, а также о западении или выбухании родничка будет сказано при интерпретации отдельных заболеваний.

С помощью ультразвуковой аппаратуры измеряют битемпоральный размер головы плода - в среднем он увеличивается на 1,8 мм в неделю. Рост головы неравномерен в течение месяцев. Путем измерения битемпорального размера делается попытка определить вес и окружность груди плода еще до родов. Однако для получения точных данных необходимо усовершенствование метода.

Конечности новорожденного относительно коротки - 1/3 от общей длины тела; разница в длине верхних и нижних конечностей почти отсутствует. Конечности располагаются близко к туловищу и согнуты в локтевых и коленных суставах.

Вес и рост , хотя и дают известные колебания, являются важными показателями при оценке развития и зрелости новорожденного. Они зависят от генетических и конституциональных факторов, пола, паритета, срока беременности , возраста матери, режима ее питания, качественных и количественных особенностей пищи и пр. Не без значения и влияние тяжелого физического труда в последние месяцы беременности, профессиональные вредности и пр. Наследственность проявляется больше в отношении роста, чем в отношении веса.

Средние показатели веса и роста новорожденного, по данным многочисленных наблюдений иностранных авторов следующие: 3250-3450 г для мальчиков и 3150-3400 г для девочек. Согласно данным наших авторов, вес варьирует от 3100 до 3800 г (в среднем 3450 г) для мальчиков и от 2970 до 3710 г (в среднем 3340 г) для девочек. Рост колеблется от 50 до 52 см для мальчиков и от 49 до 51 см для девочек и 50-53 см (в среднем 52 см) для мальчиков и 49-51 см (в среднем 51 см) для девочек. Процент доношенных детей с весом менее 3000 г в последние годы становится меньше, а детей с весом более 3000 г - больше. Нижняя граница веса для нормального плода при рождении 2500 г; при весе более 4500 г говорим о детях гигантах. Наибольший вес, отмеченный нами, составлял 7500 г (собственные наблюдения 6800 г, 7200 г).

Вес и рост новорожденного связаны с рядом социальных и экономических условий. Отклонения могут варьировать в значительной степени. За последние десятилетия наблюдается увеличение роста и веса у значительного числа новорожденных. Вес детей при рождении увеличился в среднем на 300-400 г, а длина на 2-3 см. Это обстоятельство ставит новые задачи перед акушерами-гинекологами и педиатрами в отношении борьбы за снижение родового травматизма.

Температура тела у новорожденных в связи с известным несовершенством терморегуляции колеблется в значительных границах. Измеренная per rectum, сразу после рождения, она составляет 37,7 - 38,2°. Температура околоплодных вод (38°) заменяется почти в два раза более низкой температурой воздуха. Поэтому температура тела новорожденного в первые 2-6 ч становится ниже 37°. У здоровых доношенных детей понижение температуры не превышает 1-2°. Наоборот, у недоношенных детей, детей рожденных в асфиксии и др. понижение температуры значительно. Это ведет к замедлению окислительных процессов в организме (отчасти защитная реакция - потребность в кислороде уменьшается). Основными причинами понижения температуры тела, кроме перехода от внутриутробной к внеутробной жизни, являются также и относительно большая поверхность тела (на кг веса у новорожденного приходится в два раза большая поверхность тела), что приводит к быстрому охлаждению, а также недостаточное производство тепла из-за скудного поступления пищи и др. Потеря тепла тесно связана с комнатной температурой, продолжительностью туалета, способом пеленания и одевания, мышечными движениями, плачем и др. Чем физиологичнее протекала беременность, чем раньше и правильнее начинается вскармливание новорожденного, чем лучше организован уход, тем быстрее нормализуется его температура. Как правило, для этого необходимы 2-3 дня. После этой начальной гипотермии остается известная термолабильность - колебание от 0,5 до 1 в сутки, что может продолжаться 1-3 недели. Здоровые, доношенные дети быстрее приспосабливаются к окружающей температуре, чем недоношенные и больные. Сейчас известно, что у новорожденных достаточно хорошо выражена химическая регуляция. Наличие коричневой жировой ткани у недоношенных имеет значение для терморегуляции. Около 80% содержащихся в коричневой жировой ткани жировых кислот с помощью митохондрий метаболизируются в С02 и Н20 в самой коричневой жировой ткани, при этом выделяется большое количество тепла. Не следует создавать условий для охлаждения или перегревания. Это уменьшает защитные силы новорожденного и ведет к нарушению дыхания и кровообращения.

Кожа новорожденного гладкая, эластичная, богата водой. Поверхностно расположенная капиллярная сеть придает ей красноватый цвет. В первые часы после рождения кожа конечностей иногда слегка цианотична, но это не должно вызывать тревоги, если отсутствуют другие симптомы (нарушение дыхания и пр.).

Кожа новорожденных покрыта нежным пушком (lanugo), особенно у недоношенных. Поверхностный роговой слой слабо развит, шелушится и замещается подлежащими клетками основного слоя. Дерма содержит слабо развитую соединительную ткань и скудное количество мышечных волокон. Жировые железы хорошо развиты, потовые - слабо. Восстановительная способность кожи хорошая.

Через кожу ребенок получает первые ощущения тепла и холода, прикосновения и боли. Кожа является и органом дыхания. Выделительная способность ее также хорошая. Защитная функция кожи не достаточно развита, поэтому она часто является входными воротами для инфекции.

Бледный, желто-зеленый или синюшный цвет кожи говорит о болезненном состоянии.

Подкожная жировая ткань хорошо развита, хотя имеются индивидуальные различия. Она накапливается за последние два месяца беременности и быстро увеличивается в первые 5-6 месяцев после рождения. В связи с относительно большим содержанием стеариновой и пальмитиновой кислоты и меньшим содержанием олеиновой кислоты подкожная жировая ткань у новорожденных значительно плотнее, чем у детей более старшего возраста.

Кожные придатки развиваются из первичных эпителиальных зародышевых клеток.

В конце беременности или после рождения первичный пушок, который полностью развивается к 5-6-му эмбриональному месяцу, отпадает и заменяется вторичными, постоянными волосами. Они покрывают кожу всего тела за исключением ладоней, стоп, околоногтевых областей, губ, головки полового члена у мальчиков и срамных губ у девочек. Волосы на голове иногда довольно длинные, иногда едва заметны. Ресницы, а также волосы в ноздрях и в наружном слуховом канале располагаются перпендикулярно, а остальные наклонены к поверхности тела. Каждый волос связан с волосяным фолликулом. Ежедневный рост волос составляет 0,2-0,3 мм.

Образование ногтей начинается с первичного утолщения эпидермиса в конце 3-го, а заканчивается в конце 7-8-го эмбрионального месяца. Особенного различия в отношении строения ногтей у новорожденных и взрослых нет, кроме того, что у новорожденных существует выраженная зубчатость основного слоя ложа ногтя. В момент рождения и в первые дни внеутробной жизни наступает период задержки роста ногтей.

Кожный пигмент (меланин) образуется в меланоцитах. При физиологических условиях они перерабатывают пигмент, поступающий в них из крови. Меланоциты содержат допа-оксидазу.

Слизистые в период новорожденности нежные, но сухие, так как количество желез в них скудное. Эластическая ткань слизистых слабо развита, содержит обилие кровеносных и лимфатических сосудов. Этим объясняется розово-красный цвет слизистых. Цианотичность или бледность их, как правило, указывает на болезненное состояние.

Мышечная система . У новорожденных она не достаточно хорошо развита. Мышечные волокна тонкие с хорошо развитой интерстициальной тканью. Мышцы у новорожденного составляют 23% от общего веса тела, а у взрослых - 42%. Особенно слабо развиты мышцы конечностей. После рождения прежде всего развиваются мышцы шеи и значительно позднее мышцы тела и конечностей.

Под мышечным тонусом (клеточным и контрактильным) следует понимать состояние постоянного напряжения, характерное для здоровой мышцы. Основная роль мышечного тонуса вообще - участие в поддерживании положения тела в пространстве (поза тела). Кроме того, мышечный тонус является источником продукции тепловой энергии в организме и помогает движению крови в венах. Тонус мышечных клеток обусловливает эластичность и тургор мышечной ткани; контрактильность зависит от иннервации мышц. Мышечный тонус в известной степени является и показателем развернутости легких. При обширных ателектазах,

Практическое руководство по уходу за новорожденным Жанна Владимировна Царегерадская

Физиологические особенности новорожденного

Физиологические особенности новорожденного

Срыгивания

Срыгивания новорожденных являются результатом незрелости нервной системы и слабости кардиального сфинктера, находящегося между желудком и пищеводом, В результате непроизвольных спазмов диафрагмы сфинктер не удерживает содержимое желудка, и оно изливается из ротовой полости.

Нормой для возраста от одного до четырех месяцев считается срыгивание после каждого кормления или перед кормлением, при перевороте на живот или изменении положении тела в объеме одной столовой ложки и однократно в день «фонтаном», т. е. рвота в объеме более трех столовых ложек. Чтобы проверить, какой именно объем молока срыгнул малыш, надо вылить одну столовую ложку воды на пеленку и сравнить пятно от воды с размером пятна, образовавшегося после срыгивания. Не следует переживать, что малыш срыгнул все молоко, которое он высосал. Он может срыгнуть только молоко, находящееся в желудке и пищеводе. Молоко, эвакуированное в кишечник, благополучно осталось в его организме. При нормальных срыгиваниях не следует ставить ребенка столбиком после каждого кормления, чтобы их избежать. Если ребенок часто и обильно срыгивает, но при этом часто писает, хорошо себя чувствует и нормально набирает в весе - угрозы обезвоживания нет. В норме срыгивания могут сохраняться до пяти-шестимесячного возраста.

Икота

Икота новорожденных связана с непроизвольными сокращениями диафрагмы и, прежде всего, является наследием внутриутробной жизни. Находясь у мамы в животе, младенец привык к периодически возникающей икоте, и это состояние не доставляет ему никаких негативных переживаний. У зрелого ребенка икота не является признаком переохлаждения, потому что икать может и хорошо согретый малыш. Такую икоту, без признаков охлаждения, родители наверняка наблюдали и сами, но не придавали этому значения. При охлаждении начинают икать только не зрелые дети - недоношенные или маловесные.

Особенности стула

У младенца, находящегося на правильно организованном исключительно грудном вскармливании, до шести месяцев жизни стул может быть любой частоты и вида. Он может быть кислым с комочками створоженного молока, зеленым, пенистым, со слизью и кровяными прожилками (микротравмы прямой кишки), желтым сметанообразным и т. д. Он может быть очень частым и появляться во время, после или между кормлениями, а также очень редким - один раз в 2–7 дней. Ни количество, ни вид стула, ни частота его появления не должны волновать родителей до шести месяцев.

Мочеиспускания

Частота мочеиспусканий. Очень важно следить за частотой мочеиспусканий младенца. Периодически, примерно один раз в неделю, необходимо считать пеленки или ставить галочки, отмечая каждое мочеиспускание. В норме у малыша должно быть примерно 12–15 мокрых пеленок в сутки. Настороженность должно вызывать снижение количества мокрых пеленок до 6–8 штук в сутки. Это нижняя граница нормы, при которой можно сказать, что обезвоживания нет, но это не означает, что питание малыша достаточно.

Мочеиспускания и сон. Во время глубокого сна малыш не мочится. Мочеиспускание происходит перед пробуждением, во время или сразу после него.

Особенности сна новорожденного

Новорожденный малыш практически все время спит. Общая продолжительность сна новорожденного составляет 18 часов. У него есть дневной и ночной ритмы. Дневной ритм начинается примерно в 8 - 10 утра и заканчивается примерно в 23 часа. Ему на смену приходит ночной ритм, который длится примерно с 23 часов до 8 -10 утра. В течение дневного ритма новорожденный пробуждается каждые 1–1,5 часа, чтобы приложиться к груди, пописать и снова уснуть. Ночной ритм отличается от дневного тем, что промежутки между пробуждениями удлиняются.

Главной особенностью сна новорожденного является высокий процент парадоксального, т. е. поверхностного сна - до 80 %. Во время парадоксального сна новорожденный ведет себя более беспокойно, чем взрослый. Кроме этого, у новорожденных и детей в возрасте до трех месяцев нет хорошо выраженного глубокого медленного сна. Выраженный глубокий сон появляется у детей лишь к шести месяцам. Именно потому, что новорожденный спит поверхностно, для организации его сна чрезвычайно важно учитывать следующее:

Малыш погружается в глубокий сон примерно через 20 минут после начала засыпания;

О погружении в глубокий сон свидетельствует общая расслабленность, отсутствие движения глаз, мимики лица, движения конечностей;

Новорожденный быстро переходит из глубокого сна в поверхностный, поэтому стоит попытаться переложить спящего малыша с рук на кровать, как его сон станет беспокойным. Чтобы не нарушать сон младенца, рекомендуется укладываться спать вместе с ним, а когда он заснет, аккуратно от него вставать;

Сон бывает наиболее спокойным, когда присутствует запах матери;

Укладывая новорожденного спать днем отдельно, необходимо тесно уложить с двух сторон от него подушки или валики, чтобы воспроизвести условия приятной тесноты;

Для снижения тревожности и обеспечения тактильных стимулов для нормального роста нервной системы необходимо организовать ночной совместный сон с матерью;

Совместный сон с матерью является профилактикой спонтанной детской смертности в результате остановки дыхания. Новорожденный дышит неравномерно, он делает дыхательные паузы. Возобновить дыхание после паузы позволяет тактильная стимуляция. Совместный ночной сон с матерью обеспечивает непрерывную тактильную стимуляцию, а значит и равномерное дыхание младенца.

У новорожденного, начиная с седьмого дня жизни, появляется выраженный продолжительный ночной сон, который длится пример но с 23–24 часов до 8-10 утра. В течение ночного сна ребенок три - четыре раза проявляет сосательную активность. Проявляя желание приложиться к груди, малыш не пробуждается, просыпаться приходится кормящей маме. Единственное время, когда малыш до трех месяцев проводит в состоянии глубокого сна - это первые ночные часы, т. е. с 23–24 до 3–4 утра.

Явления периода новорожденности

Мастит новорожденного

У новорожденных, как у девочек, так и у мальчиков, в течение первых 14 дней жизни может возникнуть уплотнение грудных желез. Мастит новорожденных - это физиологическое явление, не представляющее опасности для ребенка и не требующее специального лечения. Он связан с высоким уровнем гормона пролактина в крови матери во время родов и в первые дни после них. Пролактин отвечает за выработку молока и, передаваясь младенцу сначала через пуповину во время родов, а затем через молозиво и молоко, приводит к набуханию молочных желез. Чаще всего мастит возникает у ребенка практически одновременно с приливом молока у матери, на 3-10 день после родов.

Важно отметить, что физиологические формы мастита возникают у детей в случае биологически нормальных родов и правильно организованного грудного вскармливания в первые дни после них. В этом случае диаметр уплотнения не превышает размера фасолины и уплотнение самопроизвольно исчезает примерно через три - четыре недели после родов.

В случае клинических родов, т. е. родов в медучреждении (тем более в ходе которых осуществлялись различные вмешательства и использовались препараты), и неправильно организованного грудного вскармливания мастит новорожденности может приобрести патологические формы. Уплотнение может быть больших размеров и может при прикосновении вызывать у малыша болезненные ощущения. Если диаметр уплотнения превышает три см, то ребенку необходима помощь, которую может оказать инструктор по обучению материнскому искусству.

«Колики»

Ни один новорожденный или грудной ребенок не пожаловался врачу: «Доктор, у меня болит живот!». Поэтому диагноз «колики» - это не боли в животе, а характерное поведение ребенка. «Коликами» называют продолжительный непрекращающийся плач ребенка в определенное время суток, чаще всего вечером, причем малыша в это время очень трудно успокоить. При этом ребенок может подтягивать ноги к животу и сучить ими, как будто болит живот. Может показаться, что ребенок хочет сосать, но от груди отказывается, сделав 2–3 сосательных движения. У детей с подобной картиной плача может быть активное пищеварение и выход газов. Однако и в спокойном состоянии у них наблюдаются бурления в животе и выход газов, которые не вызывают плача Обычно при более подробном исследовании состояния такого ребенка причина плача остается не ясной. Такое состояние называется «колики».

Родители всегда связывают поведение ребенка при коликах (сучит ногами, начинает плакать при выходе газов и т. д.) с болью в животе. Однако следует учитывать, что у ребенка, в отличие от взрослого, нет локализации боли, поэтому при любой боли он ведет себя одинаково - ведь болит он весь. Например, когда ребенку берут кровь из пальца и болит его палец, он плачет, кричит, сучит ногами и вскидывает руками. То же самое он делает, когда у него берут кровь из пяточки. В связи с этим, можно утверждать, что по поведению ребенка в ответ на болевой раздражитель, который скрыт от глаз взрослого, нельзя с точностью сказать, что именно у малыша болит.

Известно, что «колики» чаще бывают у детей с диагнозом ПЭП (перинатальная энцефалопатия) или повышение внутричерепного давления. На базе клинической практики психиатров и психотерапевтов было установлено, что «колики» являются проявлением грудничковой мигрени сосудистого происхождения. Типичными симптомами, сопровождающими мигрень, являются усиление перистальтики кишечника, возникновение тошноты, дурноты, рвоты и расстройства желудка. Во время сосания и бурлений в животе головная боль у грудничка усиливается, именно с усилением головной боли в ответ на любой механический раздражитель и связано усиление плача при предложении ребенку взять грудь и выходе у него газов. По этой же причине во время мигренного приступа дети чрезвычайно чувствительны к изменению положения тела.

Вспучивания

Вспучиванием называют болезненное состояние ребенка, связанное с нарушением работы кишечника, при котором идет повышенное газообразование. Причиной вспучивания является неудовлетворительный холдинг, при котором малыш не получает достаточного количества материнского тепла в буквальном смысле этого слова. Дело в том, что нормальную работу кишечника ребенка обеспечивает не только тип вскармливания, но и согревание животика малыша. Когда мама носит ребенка на руках в правильном положении, прижимая к себе и согревая своим биологическим теплом его живот, она тем самым обеспечивает нормальную работу его кишечника. Если мама недостаточно согревает животик ребенка, то происходит сбой в работе кишечника, который и приводит к вспучиванию. Поэтому профилактикой вспучивания является полноценный холдинг и правильно организованное грудное вскармливание.

Отправление естественных нужд: мочеиспускание и дефекация

Решение родителей об уходе за ребенком в отношении отправления естественных нужд, который включает ношение памперсов и другой одежды, должно быть осознанным. В первую очередь следует знать, что от организации отправления естественных нужд новорожденного и грудного ребенка зависят следующие моменты:

Установление контроля за сфинктерами;

Осознание своего тела;

Функциональное становление выделительной системы.

Успешное и своевременное решение этих психофизиологических задач обеспечивает базу для сексуального здоровья человека.

Каждая из этих позиций является задачей развития, которую ребенок решает на первом году жизни при участии матери. Все эти задачи решаются в несколько этапов путем организации высаживания в соответствии с физиологическими потребностями и врожденными рефлексами ребенка. Высаживанием называется действие матери или опекуна, способствующее опорожнению грудного ребенка.

Мочеиспускательный рефлекс и установление контроля над сфинктерами.

Во время родов при прохождении плода по родовым путям у него формируется мочеиспускательный рефлекс, благодаря которому перед мочеиспусканием и дефекацией новорожденный чувствует дискомфорт и начинает проявлять беспокойство или плакать. Это дает матери возможность высаживать малыша по его сигналу и таким образом контролировать работу его сфинктеров. Благодаря материнскому контролю, с первых дней жизни у младенца формируется собственная способность управлять своими сфинктерами. Постепенно мочеиспускательный рефлекс угасает, и к трем месяцам на смену ему приходит способность ребенка самостоятельно контролировать свои сфинктеры.

Осознание своего тела

Новорожденный не знает, что у него есть тело. Он не знает, что у него есть лицо, руки, ноги, голова и т. д. Примерно в два месяца ребенок обнаруживает, что у него есть руки, за которыми он начинает наблюдать, и начинает внимательно слушать свое тело в момент, когда выходят газы или когда он опорожняет кишечник. С этого момента малыш начинает понимать: «Это происходит у меня!». К трем месяцам ребенок уже контролирует работу сфинктеров, не понимая их точного расположения на своем теле, но уже точно зная, что этот процесс происходит у него. Далее, примерно в четыре месяца, малыш, ощупывая свое тело, обнаруживает живот, ноги и свои половые органы. Благодаря этому новому знанию о своем теле, ребенок понимает, где именно находятся сфинктеры, которыми он уже умеет управлять.

На этапе осознания половых органов чрезвычайно важно, чтобы малыш нащупал именно свои половые органы, а не одежду, в которую он может быть облачен: памперс или ползунки. Это очень важно, поскольку именно это первое впечатление войдет в его сознание на всю жизнь. Если, в результате изучения своего тела, малыш усвоит тот факт, что у него нет половых органов, а есть памперс или штанишки, это не будет способствовать его психическому и сексуальному здоровью - очень сложно быть адекватным в отношении сексуальности, если у тебя нет половых органов и, фактически, нет пола.

Функциональное становление выделительной системы

У новорожденного и грудного ребенка выделительная система является незрелой. Ее окончательное созревание и функциональное становление происходит к половозрелому возрасту, однако начало этого процесса восходит к периоду новорожденности.

У человека работа почек и мочевого пузыря не хаотичны, а упорядочены во времени и имеют хорошо выраженные суточные ритмы. В их работе есть пики и спады суточной биологической активности, есть определенный ритм мочеиспусканий в фазе бодрствования и мочеиспускательные паузы во время сна. Эти ритмы отчетливо прослеживаются уже у новорожденного. У малыша первых трех месяцев жизни мочеиспускания происходят только в стадии пробуждения и во время бодрствования. С месячного возраста в периоды бодрствования мочеиспускания происходят примерно через каждые 15–20 минут. Во время сна наступает мочеиспускательная пауза. Она присутствует как во время дневного, так и во время ночного сна. Ночные мочеиспускания тесно связаны с грудными кормлениями. Всякий раз, когда малыш просыпается, чтобы приложиться к груди, может наступить и опорожнение. Перед мочеиспусканием малыш обязательно подает матери сигнал, и только в том случае, если мать этот сигнал проигнорировала, он опорожняется самостоятельно - просто от безысходности.

Функциональное становление и регуляция работы выделительной системы в целом происходит при наличии высаживания и материнского контроля. Природа рассчитывала, что после появления на свет работу незрелой выделительной системы младенца первоначально будет поддерживать мать. Постепенно ребенок возьмет инициативу в свои руки и начнет самостоятельно контролировать работу сфинктеров и выделительной системы. Для нормальной работы выделительной системы, а также уретрального и анального сфинктеров, необходимо, чтобы ребенок чувствовал процессы мочеиспускания и дефекации. Если он не будет чувствовать эти процессы, то работа сфинктеров, а вслед за ними и работа всей системы нарушится. Этот механизм был выработан эволюционно, поэтому, нарушая его, мы обязательно формируем те или иные отклонения от нормы, которые впоследствии могут быть заметны в большей или меньшей степени. Если мать высаживает ребенка, она тем самым обеспечивает нормальное развитие выделительной и половой системы и способствует установлению контроля над сфинктерами. В норме уже к трехмесячному возрасту младенец контролирует работу сфинктеров.

Использование памперсов и ползунков

Современное поколение матерей, использующее памперсы, считает удобным не знать, как именно мочится их малыш и что с ним происходит. Однако матери этнических групп, не знающие памперсов, считают, что отсутствие информации о ритме и качестве мочеиспусканий собственного ребенка - это в высшей степени неудобно, поскольку не позволяет ориентироваться в его состоянии. А ведь задача каждой матери, данная ей свыше, вырастить здорового полноценного человека. Сохранить здоровье малыша, нарушая работу какой-либо его функциональной системы, просто невозможно. Если мать понимает важность высаживания для будущего здоровья своего малыша, то она бывает готова пересмотреть свои социальные установки. Пересмотр социокультурных установок на уход за новорожденным не является жертвой со стороны женщины - она абсолютно приспособлена к физиологически обоснованному уходу за ребенком.

В связи с тем, что использование памперсов и ползунков прежде всего связано с формированием полового поведения человека, существуют определенные правила их использования. Памперсы - приспособление для визитов. Поэтому они могут быть использованы для визитов в гости, при приеме гостей, на прогулке и т. д., чтобы мама могла показать красивый костюмчик своего ребенка. Они не могут быть использованы дома для постоянной носки и тем более на время сна, как ночного, так и дневного. Их использование на время сна тем более бессмысленно, что ребенок, как правило, спит абсолютно сухим и мочится лишь при пробуждении.

Как памперсы, так и ползунки, не дадут ребенку возможности познакомиться со своим телом, обнаружить свои половые органы, выяснить, откуда именно появляются выделения, и установить контроль над функциями мочеиспускания и дефекации. Поэтому использование этих предметов одежды должно быть разумным и не мешать ребенку решать возрастные задачи развития. Рекомендовано при любых обстоятельствах с шести месяцев отказаться от использования памперсов, ползунков, трусов и т. д.

Термоадаптация и основы закаливания

Термоадаптация

Ребенок рождается на свет из условий относительно стабильного температурного режима, который существовал в матке. Поэтому новорожденный, привыкший к относительному постоянству температуры, должен адаптироваться к новым температурным условиям в зависимости от тех климатических условий, в которые он попал. Термоадаптация - это приспособление новорожденного и грудного ребенка к температурному режиму в условиях внеутробного существования.

Термоадаптация новорожденного происходит за счет контакта с воздухом, т. е. ежедневных воздушных ванн, и контакта с водой во время подмывания и купания, при условии полноценного холдинга и грудного вскармливания.

Первоначально термоадаптацию младенца обеспечивает мать. Именно она должна постепенно ввести ребенка в мир новых температур и помочь ему к ним приспособиться. С одной стороны она должна продлить для младенца условия внутриутробного комфорта, а с другой - дать ему возможность встретиться с новым миром, познакомиться с ним и безопасно адаптироваться к новым воздействиям. Чтобы обеспечить внутриутробный комфорт, мать носит малыша на себе, кормит его грудью, что удлиняет контакт с привычным материнским теплом. Периодически она откладывает ребенка, чтобы обработать или переодеть его, за счет чего он принимает кратковременные воздушные ванны, и регулярно подмывает его, обеспечивая контакт с водой. Чтобы термоадаптация была полноценной, подмывать ребенка следует водой разной температуры. Это вырабатывает у малыша спокойную реакцию на воду любой температуры.

Переохлаждение и перегрев

Обеспечивая оптимальную возможность термоадаптации, в то же время мать должна оберегать малыша от сильных воздействий. Регулировка состояния ребенка полностью лежит на ней. Новорожденный является незрелым и не может самостоятельно поддерживать температуру своего тела, поэтому он чрезвычайно чувствителен к перегреву и переохлаждению. Мать должна согревать малыша своим теплом, чтобы не наступило охлаждение, и спасать его от жары, чтобы не было перегрева. Недостаточное согревание животика младенца нарушает работу его кишечника, что грозит вспучиванием. Кроме этого, переохлаждение неблагоприятно влияет на работу почек и надпочечников.

Перегрев не менее опасен для организма ребенка, чем переохлаждение, и может при вести к тепловому удару. Постоянное пребывание в поле биологического тепла матери за счет неограниченного ношения на руках, совместного сна и грудного вскармливания необходимо ребенку для мягкой термоадаптации и поддержания всех функций его организма. Таким образом, мать следит за температурой окружающей среды к при возможности регулирует ее, чтобы избежать неблагоприятных воздействий на ребенка.

Как понять, что ребенок замерз?

Первым ориентиром являются ощущения матери. Температуру окружающей среды мы воспринимаем субъективно. Причем малышу всегда несколько холоднее, чем взрослому человеку. Поэтому, чтобы контролировать ощущения ребенка, мать должна быть одета чуть легче, чем он. Если одежда мамы и малыша приведена в соответствие, т. е. ребенок одет чуть теплее матери, следующими ориентирами являются:

- время, поскольку ребенку, если он лежал отдельно от матери, очередная порция материнского тепла требуется каждые 20 минут;

- общий цвет кожи должен быть ровным розовым, она не должна становиться мраморной или синюшной. Этот ориентир не относится к кистям и стопам младенца, которые могут быть синюшными даже у согретого малыша;

- температура кожи при прикосновении должна быть теплой или прохладной, но не холодной. Кончик носа младенца всегда будет холодным, даже если ребенок не замерз, поскольку это самая холодная точка тела. Все сгибательные поверхности должны быть теплыми: под коленом, под мышкой, в локте, в паху. Холод в локтевом сгибе и под коленом говорит об охлаждении.

Закаливание

Благополучная термоадаптация является основой дальнейшего закаливания ребенка. Закаливание - это формирование устойчивости организма по отношению к воздействиям внешней среды и, в частности, по отношению к влиянию температур.

У ребенка процесс закаливания обусловлен, прежде всего, условиями жизни и происходит сознательно, а его успешность зависит от устойчивости психики ребенка и своевременной, правильно организованной термоадаптации.

Если родители хотят вырастить малыша выносливым, они не должны испытывать его незрелый организм непосильными и необоснованными нагрузками. Закаливание, как специальная процедура, возможна не ранее исполнения ребенку пяти - шести лет, которая будет успешной только под влиянием примера родителей.

Плаванье и проныривание для грудничков

Плаванье грудничков, несмотря на его широкую популярность, не является положительной и безопасной процедурой. Для грудного ребенка оно чрезвычайно опасно в первую очередь из-за того, что вода, попадая в носоглотку младенца, раздражает слизистые оболочки и приводит к различным воспалениям. Например, маленькие пловцы страдают частыми отитами (2–4 раза в год), чаще других детей болеют менингитом, страдают хроническим насморком, тонзиллитом, гайморитом и т. д. Здесь стоит вспомнить водоплавающих млекопитающих, таких как моржи, морские котики и др. Эти животные гораздо лучше человека приспособлены к жизни в воде, но они рожают своих детенышей на суше и не пускают их в воду до тех пор, пока у них не сменится шкура и достаточно не вытянется мордочка. Ведь маленькие моржата и тюленята тоже могут заболеть отитом и другими неприятными болезнями носоглотки. Помимо носоглотки, вода, далеко не лучшего качества, попадает также и в пищеварительную систему ребенка, что приводит к расстройству функций пищеварения. Поэтому, если ребенок находится действительно на исключительно грудном вскармливании, плаванье ему противопоказано.

Кроме этого, плаванье и проныривание грудничков влияет на развитие вестибулярного аппарата. Погружение младенца в большой объем воды создает у него впечатление о парении в пространстве без опоры. Постоянное переживание этого ощущения, неблагоприятно влияет на формирование у ребенка способности ориентироваться в пространстве и оценивать расстояния. Помимо этого, переживание парения закрепляется на бессознательном уровне и впоследствии приводит к такому психическому нарушению как агорафобия, которая выражается в сочетании страха высоты и открытых пространств со стремлением спрыгнуть с высоты, чтобы воспроизвести впечатление о парении. С бытовой точки зрения наличие подобного расстройства весьма опасно, поскольку в более старшем возрасте оно может стать причиной неконтролируемого поведения ребенка.

автора О. В. Осипова

Из книги Пропедевтика детских болезней автора О. В. Осипова

Из книги Пропедевтика детских болезней автора О. В. Осипова

Из книги Пропедевтика детских болезней автора О. В. Осипова

Из книги Пропедевтика детских болезней автора О. В. Осипова

Из книги Нормальная физиология: конспект лекций автора Светлана Сергеевна Фирсова

автора О. В. Осипова

Из книги Пропедевтика детских болезней: конспект лекций автора О. В. Осипова

Из книги Основы интенсивной реабилитации. Травма позвоночника и спинного мозга автора Владимир Александрович Качесов

Из книги Терапевтическая стоматология. Учебник автора Евгений Власович Боровский

автора Автор неизвестен

Из книги Детские болезни. Полный справочник автора Автор неизвестен

Из книги Детские болезни. Полный справочник автора Автор неизвестен

Из книги Детские болезни. Полный справочник автора Автор неизвестен

Из книги Детские болезни. Полный справочник автора Автор неизвестен

Из книги Как сбалансировать гормоны щитовидной железы, надпочечников, поджелудочной железы автора Галина Ивановна Дядя

БИЛЕТ № 16

Судорожный синдром. Неотложная помощь.

4. Цель Государственной программы «Развитие здравоохранения».

Реформа ПМСП на современном этапе. Приоритетность элементов ПМСП в работе фельдшера СВА, ФАП.

Реформирование системы ПМСП населению:

– изменение системы оказания помощи сельскому населению;

– модернизация существующих учреждений и их подразделений;

– выстраивание потоков пациентов с формированием единых принципов маршрутизации;

– развитие новых форм оказания медицинской помощи – стационар замещающих и выездных методов работы;

– развитие неотложной помощи на базе поликлинических подразделений;

Совершенствование принципов взаимодействия со стационарными учреждениями и подразделениями скорой медицинской помощи

Повышение эффективности оказания специализированной помощи:

– внедрение в практику инновационных методов лечения,

Развитие инфраструктуры и ресурсного обеспечения здравоохранения, включающего финансовое, материально-техническое и технологическое оснащение лечебно- профилактических учреждений на основе инновационных подходов и принципа стандартизации,

Федеральным законом «Об обязательном медицинском страховании» предусматривается включение с 2015 года высокотехнологичной медицинской помощи в систему обязательного медицинского страхования.

Повышение эффективности службы родовспоможения и детства:

* Развитие программы «Родовой сертификат»;

* Развитие сети перинатальных центров;

* Пренатальная диагностика нарушений развития ребёнка;

*Раннее выявление наследственных и врождённых заболеваний сразу после рождения ребёнка;

*Развитие специализирован- ной медицинской помощи для детей

АФО новорожденного. Уход за ним.

После отделения плода от матери, первые четыре недели называются периода новорожденности. В это время начинается приспособление организма к окружающей среде.

Показатели физического развития новорожденного зависят от многих причин: состояния здоровья матери, ее питания, течения беременности, пола ребенка. Поэтому масса и длина тела ребенка имеют широкие границы: от 2500 г и выше (в среднем 3200 г) и от 45 до 58-60 см (в среднем 52 см). Окружность головы (34-36 см) несколько больше, чем окружность грудной клетки (32-34 см).

Кожа у новорожденного гладкая, эластичная, гиперемирована и покрыта слоем творожистого масла. Соединительная ткань слабо развита, количество мышечных волоконец незначительная, очень васкуляризирована. Хорошо развиты сальные железы и плохо - потовые. Кожа имеет повышенную уязвимость, снижена защитная функция. Является органом дыхания, хорошо выражены выделительные свойства.

Подкожная жировая клетчатка доношенных детей хорошо развита. Содержит большое количество плотных жирных кислот.

Мышечная система недостаточно развита, особенно на конечностях. Преобладает тонус сгибателей, предоставляющая ребенку характерной позы.

Нервная система еще незрелая, однако под влиянием внешних условий она постоянно совершенствуется. Это сказывается на росте и развитии ребенка.

Головной мозг ребенка относительно большой и тяжелый. Масса его составляет 350-400 г. Кора мозга тонкая, борозды неглубокие, не всегда четко выражены. Серое вещество мозга недостаточно ограничено от белого. Спинной мозг по сравнению с другими отделами центральной нервной системы имеет совершенное строение и функционально зрелый.

Органы чувств у новорожденных несовершенны. Однако вкус они различают хорошо. От сладкого ребенок успокаивается, делает глотательные движения, от горького, соленого и кислого становится беспокойным. Обоняние развито слабо. Прикосновение ребенок чувствует хорошо. Некоординированные движения глаз обусловливают физиологическое косоглазие. Яркий свет вызывает защитный рефлекс моргания. Слух снижен, но на сильные звуки реагирует, мышцы лица сокращаются изменяется частота и глубина дыхания. Боль несколько ослаблено.

Органы дыхания . Нос у новорожденных малый, хрящи мягкие, ходы сужены. Слизистая оболочка нежная, хорошо васкуляризована, уязвима и быстро отекает. Придаточные пазухи носа недоразвиты. Слуховая труба короткая и широкая, расположена горизонтально. Горло, гортань, трахея и бронхи узкие, с мягкими хрящами, их слизистая оболочка нежная, хорошим кровоснабжением.

Грудная клетка бочкообразна, ребра мягкие, податливые, размещенные горизонтально. Трахея на уровне III-IV грудных позвонков раздвоенная. Легкие имеют густую капиллярную сеть и мало эластичные ткани. Нижняя граница их расположена выше, чем у детей грудного возраста, связано с высоким расположением диафрагмы

Объем каждого вдоха составляет 15-20 см. Насыщение крови кислородом в первый день жизни - 64-92%, на 7-й день возрастает до 87-97%.

Сердечно-сосудистая система . После рождения ребенка и перевязки пуповины функция сердечно-сосудистой системы значительно меняется. Прекращается плацентарное кровообращение, начинает работать малый круг кровообращения.

Кровообращение у новорожденных осуществляется вдвое быстрее, чем у взрослых, и продолжается 11-12 с. Сердце размещается высоко, а его размеры относительно грудной клетки значительно крупнее, чем у взрослых. Пульс в первые дни после рождения составляет 140-160 за 1 мин. К 4-й недели жизни он постепенно замедляется, достигая 125-140 в 1 мин. Для него характерна аритмия.

Кровь и органы кроветворения . В эмбриональный период происходит преимущественно в печени, кроветворная функция которой до 5-го месяца усиливается, а затем ослабляется и при рождении ребенка почти прекращается. С 4-го месяца внутриутробного развития наряду с печенью кроветворными органами являются костный мозг, селезенка и лимфатическая ткань. У новорожденного основным гемопоетичным органом является красный костный мозг.

Печень у новорожденных большое, полнокровная, бедна на соединительную ткань. При пальпации ее нижний край выступает из-под реберной дуги на 1-2 см.

Система пищеварения . Ротовая полость невелика. Она имеет нежную и хорошо васкуляризирована слизистую, защитная функция которой снижена. Слюнные железы недоразвиты, количество слюны уменьшено. Со слюной выделяются ферменты амилаза и птиалин, расщепляющие полисахариды, и мальтаза - разлагает дисахариды до моносахаридов.

На губах расположены твердые валики, которые способствуют плотному захвату соска. В толще щек размещены жировые образования (комочки Биша), улучшают акт сосания.

Пищевод имеет длину 10-11 см. В его слизистой оболочке есть много сосудов и мало слизистых желез. Слизистая оболочка сухая и уязвима.

Содержимое желудка в первые дни жизни составляет ЗО-34 мл, на 10-й день - 70-80 мл. У новорожденных легко возникают срыгивания и рвота.

Слизистая оболочка кишечника обладает повышенной проницаемостью для микроорганизмов и токсинов. Сразу после рождения содержание кишок стерильный, однако уже через несколько часов к ним попадает сапрофитная микрофлора (бифидобактерии, непатогенная кишечная палочка и др.). При условии натурального вскармливания преобладают бифидобактерии, искусственные - кишечные палочки.

Желудочный сок у новорожденных характеризуется пониженной кислотностью и ферментативной активностью, что обусловливает его недостаточную защитную функцию. В первые 2-3 дня после рождения во время испражнений отходит меконий, позже - переходный кал, который впоследствии становится золотисто-желтым. Частота стула у новорожденных - до 3 раз в сутки. Если нет мекония в первые дни жизни, надо заподозрить заращение (атрезия) прямой кишки.

Органы мочевыделения . Почки по сравнению с массой тела у новорожденных больше, чем у взрослых, их можно пропальпировать. Почки функционируют с первых дней жизни, хотя имеют еще эмбриональное строение (недоразвитые мозговое вещество и почечную кору).

В первые 2-4 дня наблюдают физиологическую олигурии (мало мочи), обусловленную недостаточным поступлением в организм жидкости. Поэтому мочеиспускание учащаются до 20-25 раз за сутки, выделяется 10-15 мл мочи.


Похожая информация.


28 дней жизни ребенка принято называть периодом новорожденности (неонатальным периодом). Это самый опасный период жизни ребенка. Из всех детей, умерших до достижения одного года, 70 % умирают именно в течение первых четырех недель после рождения.

А первая неделя жизни входит в перинатальный период.

В момент рождения ребенок попадает из утробы матери, температура которой около 37° С, в комнатные условия. Температура в родильном зале поддерживается обычно в среднем в пределах 20 (от 15 до 20°), и, следовательно, перепад температуры в первые минуты жизни ребенка равен примерно 18°. Это вызывает защитную реакцию новорожденного - рефлекторное повышение мышечного тонуса, поднимающее температуру тела до 36-37°. Чем ниже температура комнаты, тем выше при этом оказывается температура тела новорожденного.

От интенсивности мышечного тонуса зависит и степень полноценности первых в неутробных дыханий: вдоха, объем которого у физиологически зрелого новорожденного составляет 30-35 куб. см, и последующего выдоха - „первого крика”. Этот крик может служить критерием качества дыхания: чем громче крик, тем полноценнее выдох и тем самым предшествующий ему вдох. Полное расправление легких новорожденного происходит уже через минуту-полторы после выхода из чрева матери.

В первые мгновения после появления на свет ребенок еще продолжает получать от матери питание (и кровь) через пуповину. Поэтому перевязывать пуповину следует не раньше, чем прекратится ее пульсация - чтобы новорожденный успел получить из плаценты максимум содержащейся в ней крови.

Взрослый человек, оказавшийся без одежды, т. е. голым при комнатной температуре (18-20° С), может поддерживать постоянную температуру тела (36-37°) двумя путями:

во-первых, снижением теплоотдачи, т. е. сужением кровеносных сосудов кожи (вазоконстрикцией), снижением потовыделения или даже полным прекращением действия потовых желез;

во-вторых, повышением образования тепла, т. е. повышением тонуса скелетной мускулатуры, доходящей до дрожи.

Повышение мышечного тонуса у новорожденных сразу после рождения, при резком понижении температуры среды вызывает, наоборот, не снижение, а повышение теплоотдачи. При этом кровеносные сосуды кожи расширяются (вазодилятация), и ребенок не бледнеет, а розовеет. Более высокая теплоотдача предупреждает возможность возникновения повышенной температуры тела вследствие рефлекторно вызванного повышения мышечного тонуса.

Сразу после рождения (точнее, после перевязки пуповины) новорожденный, уложенный на специальный стол в родильной комнате, приобретает специфическую позу - сгибательную гипертонию: головка сгибается по отношению к туловищу, сгибаются локти, пальчики сгибаются в кулачок, сгибаются колени, пальчики стопы сгибаются к подошве.

Всякое дополнительное раздражение - легкое пощипывание, световой поток, резкие, даже не очень громкие звуки - усиливает степень сгибательной гипертонии.

Новорожденный еще не поворачивает головку в сторону вспышки света или источника звука, но отвечает на такие раздражения сгибательным вздрагиванием. О степени выраженности сгибательной гипертонии (у рождающихся физиологически зрелыми детей) можно судить по сопротивлению ребенка попыткам врача (акушерки) разогнуть локтевой или коленный сустав.

Такое сопротивление - первый диагностический признак физиологической зрелости новорожденного. Этот признак сочетается с розовым
цветом кожи - невзирая на оголенность ребенка и температуру в родильной комнате, существенно более низкую, чем в чреве матери.

Для более точной диагностики состояния только что родившегося ребенка необходимо иметь портативный электрокожный термометр и такой же омометр - для оценки потовыделения.

В области лба новорожденного температура кожи составляет обычно 34,5°; в плечевой области - 33,8°, груди - 35°, живота - 35,2°, бедер и верхней части голени - 34°, стопы - 30,3°. Это намного выше температуры соответствующих участков кожи взрослых. Довольно значительная разница температур кожи груди - стопы (около 5°) показывает хорошую терморегуляцию новорожденного, а также высокий уровень теплоотдачи и, соответственно, высокий уровень теплопродукции.

У родившегося физиологически зрелым ребенка сразу же устанавливаются полноценные реакции терморегуляции. Однако до последнего времени считалось, что терморегулирующие реакции новорожденного еще несовершенны, что лишь в процессе дальнейшего развития в организме ребенка созревают механизмы химической терморегуляции, и лишь после этого - физической. Это неверно. В действительности реакции химической (рефлекторная стимуляция скелетных мышц) и физической терморегуляций у новорожденных столь же совершенны, как и терморегуляция у взрослых, но имеют свои отличительные особенности.

Следует отметить, что физиологически зрелый новорожденный не должен оставаться оголенным на столе более 20-30 минут - время, в течение которого он может сохранять постоянную температуру тела. После этого срока мышечный тонус новорожденного снижается, и температура его тела падает. Чтобы этого не случилось, необходимо предупредить дальнейшее охлаждение - облачить ребенка в предлагаемую нами специальную одежду (см. рис. 2)

Итак, в течение 20-

30 минут необходимо проделать туалет новорожденного, диагностическую оценку его физиологической зрелости - и сразу же одеть ребенка.

Одежда новорожденного должна обеспечивать сохранение ребенком ортотонической позы сгибательной гипертонии. Это, в частности, позволяет уменьшить поверхность его тела и снизить теплоотдачу. Рекомендуемое и поныне ТУГОЕ ПЕЛЕНАНИЕ, при котором насильственно вытягиваются ручки и ножки младенца, не только нарушает химическую теплопродукцию, но и увеличивает поверхность теплоотдачи. Кроме Того, тугое пеленание в какой-то степени препятствует нормальному кровообращению и может отрицательно сказаться на развитии нервно-мышечной системы. Наконец, тугое пеленание сразу же после рождения заглушает в ребенке естественный „инстинкт свободы” (по И. П. Павлову - „рефлекс свободы”). Этот „восточный” обычай неосознанно вызывает у ребенка привычку подчиняться, подавляет волю, затрудняет поиск своего „Я” и в конечном счете весьма вредно влияет на психику развивающегося индивидуума.

Физиологически обоснованной для новорожденного может быть лишь одежда, НЕ СТЕСНЯЮЩАЯ естественной (ортотонической) позы ребенка, не препятствующая осуществлению его специфических движений. Эго может быть кофточка или распашонка из бумазеи или фланели с тесемками спереди; при завязывании тесемок один край распашонки должен заходить на другой. Возможна также комбинация с зашитыми на концах штанишками. Наряду с распашонками возможно использование подгузника, который (вместе с пеленкой) не должен искажать согнутого положения ножек. Поэтому не следует вытягивать ножки ребенка.

Такая одежда, предложенная нами в 1950 г., не была тогда принята. Однако с 1954 г. она принята в роддомах Чехословакии и лишь с 1956 г.- в нашей стране. Позднее такая одежда принята Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) и рекомендована всем странам, входящим в ВОЗ, в том числе и нашей стране. Однако и по сей день ее используют не во всех роддомах; но и там, где используют, лишь с четвер- того-пятого дня, а в первые дни чаще всего применяют тугое пеленание.

Тем не менее многие молодые родители в нашей стране, следящие за рекомендациями в печати, после возвращения ребенка из роддома пользуются описанной выше одеждой.

Не позднее чем через 20-30 минут новорожденный должен быть подан матери для первого кормления грудью.

При нормальном протекании беременности молочные железы матери образуют к этому времени молозиво, и новорожденный может получить 40-60 мл его. По мере заполнения желудка растяжение его стенок рефлекторно вызывает замедление сосательных движений, ребенок засыпает на материнской груди, и его в сонном виде осторожно переносят в кроватку, поставленную рядом с кроватью матери.

Еще с 30-х годов мы проводили исследования особенностей лактации (образования молока) вначале у животных, а затем и у человека. Выяснилось, что практикуемое кое-где и по сей день позднее начало кормления (через сутки после рождения и более) вредно и для матери, и, особенно, для ребенка.

В „Справочнике по детской диетике” (1977 г.) И. М. Воронцов и А. В. Мазурин отмечали: „До сих пор продолжает дискутироваться вопрос об оптимальном времени первого прикладывания к груди. Во многих зарубежных странах принято осуществлять первое прикладывание еще в родильной комнате, буквально через 15-20 минут после рождения ребенка”. Авторы, к сожалению, не указали, что практикуемое в этих странах раннее начало вскармливания грудью впервые предложено в нашей стране, хотя далее следует: „Среди советских ученых также имеются сторонники раннего прикладывания к груди (И. А. Аршавский)... Тем не менее в практике отечественной педиатрии эта методика пока не находит распространения, и это связано с клинической аргументацией, требующей щадящего отношения и к матери, и к ребенку в первые часы после рождения”. Это ложное понимание гуманности. В действительности, истиннная гуманность предполагает осуществление контакта между матерью и ребенком сразу же после родов.

Позднее прикладывание ребенка к груди матери нельзя считать „щадящим”; при этом существенно нарушается естественная физиология как организма матери, так и младенца. В самом деле, ребенок, получавший до рождения от матери питательные вещества непрерывно, обрекается сразу после рождения на длительное голодание.

В 1980 г. ВОЗ признала обязательным для всех стран предложенный нами еще в 1952 г. метод раннего вскармливания грудью через 20-30 минут после рождения. Этот метод очень скоро стал использоваться во многих странах мира. Наша страна тоже входит в ВОЗ; у нас метод должен был применяться с начала 1981 г. Однако даже в случае издания соответствующего приказа Минздравом на практике применять метод в нашей стране было бы невозможно, ибо принятая у нас практика наркотического обезболивания родов ИСКЛЮЧАЕТ ВОЗМОЖНОСТЬ раннего начала кормления: так называемые лекарственные вещества, введенные в кровь матери во время родов, проникая через плаценту в кровь плода, наркотизируют его нервные центры и только что родившийся младенец не может реализовать необходимые сосательные движения. А мать не может осуществить „установку на лицо” родившегося ребенка. Так, вследствие возникающей у матери гипогалактии, новорожденный лишается самого главного - молозивного периода кормления грудью.

Молозиво является очень важным не только благодаря содержанию в нем белка (казеина), углевода (лактозы), жира (липидов), но и имеет существенное иммунобиологическое действие. В молозиве содержатся такие сложные белки, как альбумины, глобулины (иммуноглобулины - 1g), т. е. естественные антитела, связывающие чужеродные вещества (антигены), с которыми рождающийся организм может прийти во взаимодействие. У новорожденных эти белки, в отличие от белка казеина, еще не подвергаются расщеплению пищеварительными соками и переходят в неизменном виде в их кровь. Наконец, в молозиве содержится лизоцим - фермент, обладающий бактерицидными свойствами, естественный физиологический антибиотик. Через пассивную иммунизацию мать обеспечивает высокую иммунобиологическую устойчивость новорожденного к различным инфекционным заболеваниям (например, сепсису, пневмонии, кишечным заболеваниям). Позднее же начало кормления угнетает лактацию, и в первые дни у матери возникает состояние, известное под названием гипогалактии; новорожденный лишается самого главного, что ему требуется после рождения, не только питательных веществ, но и иммунизации молозивом.

В условиях нормально протекающей беременности плод рождается с ярко выраженными показателями естественного иммунитета. Это проявляется в клеточном иммунитете (высоко выраженная фагоцитарная активность лейкоцитов, которые, образно выражаясь, „пожирают” бактерии). А так же в гуморальном иммунитете. После кормления молозивным молоком уже через 2-3 дня после рождения естественные иммунозащитные возможности младенца становятся в четыре и более раз выше, чем у матери. Ребенок, родившийся физиологически зрелым, если не нарушается его естественная физиология, не только не может умереть, но даже не может заболеть.

Существенное значение имеет раннее начало кормления не только для младенца, но и для матери. Через акт сосания у нее происходит стимуляция передней доли гипофиза и образуется гормон пролактин; при одновременной стимуляции задней доли гипофиза образуется гормон окси- тоцин. Оба гормона способствуют как дальнейшему развитию функции клеток молочной железы (лактогенез), так и полноценной молокоотдаче. Именно поэтому позднее начало кормления может привести к недостаточному образованию пролактина и окситоцина и к возникновению ги- погалактии.

Окситоцин, кроме того, способствует сокращению матки, бескровному отделению плаценты и, что еще более важно, исключает послеродовые кровотечения. Таким образом, раннее начало кормления способствует быстрой инволюции (сокращению) матки и предупреждает ту патологию, которая может иметь место при задержке сокращения матки. А такая задержка может наступить именно по причине позднего начала кормления. Наконец, выделяемое в первые дни кормления молозиво, содержащее большое количество лизоцима, способствует обильному смазыванию кожи груди матери и тем самым препятствует заболеванию маститом.

Чем же расплачиваются новорожденные в связи с поздним началом кормления грудью матери - через сутки, двое и даже трое? Их ожидает потеря в весе от 150 г и более, она названа „физиологической”. Затем - желтуха, вследствие того, что у него в связи с голоданием образуется ацидоз, т.е. то эакисление крови, которое, нарушая функцию печени, исключает для нее возможность переводить непрямой биллирубин в прямой. Непрямой биллирубин, поступая в кровь, обусловливает желтуху, названную также „физиологической”. Впоследствии это в подавляющем числе случаев завершается заболеванием печени. В крови новорожденных, помимо того, что они лишены возможности получения из молозивного молока тех белков, которые повышают их естественный иммунитет, снижается содержание собственных. Это называется „физиологической” гипопротеинемией. Новорожденные теряют воду. Из-за чего не только резко сокращается выделение мочи („физиологическая” олигурия), но и резко сгущается кровь. Это также называется „физиологическим” экси- козом, т. е. состоянием, вызванным потерей воды. В результате уже в пределах первого месяца жизни возникает дальнейшее снижение содержания эритроцитов и гемоглобина в крови. И это сильнейшее отклонение от нормального развития характеризуется современной педиатрией как состояние якобы неизбежное и даже естественное для родившихся младенцев, а посему и названное „физиологической” анемией. Отсюда можно понять заболевание крови у новорожденных, в частности, злокачественных и известных под названием лейкозов. Они возникают у тех детей, у которых из-за позднего начала кормления грудью матери развивается резкое закисление крови (ацидоз). Мы перечислили еще не все последствия. Но и из сказанного можно понять, почему дети, рождающиеся совершенно здоровыми и физиологически зрелыми, уже в роддоме приобретают симптомы, свойственные младенцам, появившимся на свет физиологически незрелыми. Итак, создаваемое состояние резкого отклонения от нормы и представляющее собой несомненную патологию, узаконено как состояние, якобы „физиологическое”. Всего этого можно избежать при условии раннего начала кормления грудью матери (через 20-30 минут после появления младенца на свет).

Когда мать впервые видит своего только что родившегося ребенка, когда она начинает его кормить - лицо и, особенно, глаза матери приобретают черты ни с чем не сравнимой духовной красоты. А ее наслаждение несравнимо ни с какими другими эмоциями во всей ее жизни. У матери как бы пробуждается всепоглощающая нежность к только что рожденному ею ребенку. Все жизненные невзгоды кажутся матери несущественными и отходят на второй план, весь внутренний духовный мир матери как бы облагораживается. Это материнский инстинкт, пробуждающийся даже у тех женщин, которые первоначально и не хотели иметь ребенка. Такое чувство наслаждения повторяется и при каждом последующем кормлении грудью.

Сосательные движения ребенка рефлекторно стимулируют у кормящей матери образование тех гормонов и, в частности, нейропептидов, в числе которых эндорфин, нейтрализующий болевые ощущения и вызывающий положительные эмоции („радостные ощущения”). Эти гормоны с молоком матери получает и ребенок, у которого тем самым вызываются ответные положительные эмоции. В него как бы „вливается доброта”, которую „недополучают” дети, вскармливаемые искусственно.

При рождении физиологически зрелого ребенка и раннем начале вскармливания грудью у младенца обычно вызываются только положительные эмоции. Отрицательные эмоции могут возникнуть (у физиологически зрелого младенца) лишь при несоблюдении гигиенических условий или неправильном поведении родителей и других окружающих лиц. Принятые в литературе указания, что якобы дети родятся с отрицательными эмоциями и лишь позднее возникают положительные, не соответствуют действительности.

Во многих роддомах принято подавать ребенка матери б раз в сутки. Такой „распорядок”, удобный для обслуживающего персонала, мы считаем необоснованным.

После первого кормления непосредственно в родильной комнате (не более, чем через полчаса после родов!) следующее кормление должно быть в палате, где кроватку ребенка следует поставить рядом с кроватью матери. Время второго и последующих кормлений должно определяться самим ребенком.

У физиологически зрелого новорожденного молоко всасывается (т. е. удаляется из желудка) в среднем через 2,5-3 часа, у каждого ребенка в РАЗНОЕ ВРЕМЯ. Опустевший желудок вызывает очередное возбуждение пищевого центра - это чаще всего проявляется криком, ребенок как бы требует очередного кормления, и мать охотно (с удовольствием!) кормит своего ребенка. Физиологические процессы в организме ребенка в первые дни после рождения протекают БЕЗ ночного перерыва, поэтому ребенка следует кормить столько раз в сутки, сколько он „просит”, иногда до 8 раз.

Наши рекомендации НЕ РАЗЛУЧАТЬ ребенка с матерью вызвали еще в 50-х годах резкие возражения. В педиатрических руководствах главным среди правил обслуживания новорожденных считалось „обязательное. разобщение новорожденных и рожениц. Как нами установлено, такое разобщение, как и позднее начало кормления грудью, для развития ВРЕДНО. Так, заболеваемость раноприкладываемых новорожденных в 34 раза ниже, чем поздноприкладываемых.

Как показали наши исследования, даже физиологически зрелые новорожденные, попадая в принятые в наших роддомах принципиально неверные гигиенические условия, не соответствующие особенностям их физиологии, могут стать физиологически незрелыми и, следовательно, подвергнуться многим заболеваниям, особенно в возрасте до одного года. Отсюда высокая детская смертность в нашей стране (56-е место в мире!).

А при соблюдении гигиенических условий, соответствующих специфическим особенностям физиологии новорожденных, дети, родившиеся физиологически зрелыми, подчеркнем еще раз, не только не могут умереть, но даже не могут заболеть!

В период новорожденности, который длится 28 дней, происходит значительная перестройка в организме ребенка. Какие-то органы и системы функционировали уже внутриутробно. Сердце, эндокринные железы, почки и даже пищеварительная система (плод уже на 14-й неделе начинает заглатывать околоплодные воды, переваривать их, что затем превращает их в первородный кал - меконий). Другие, как легкие, которые начинают работать только после рождения, да и сердечно-сосудистая система резко изменяет свою работу из-за включения легочного круга кровообращения. Ребенок с эндогенного способа питания, получения кислорода и освобождения от продуктов обмена, переходит на автономный эндогенный способ питания, дыхания и выделения. Поэтому в период новорожденности отмечаются некоторые физиологические особенности.От того, что резко возрастает нагрузка на почки, так как новорожденный должен самостоятельно выводить продукты жизнедеятельности - мама ему здесь уже не поможет, у новорожденного может возникнутьмочевой криз. Это физиологическое состояние новорожденности, и характеризуется он высоким удельным весом мочи (моча очень концентрированная), так что даже могут выпадать в осадок кристаллы в виде песочка. Это происходит обычно на 2-5-й день от рождения и связано с большим выделением мочекислых солей, которые окрашивают осадок в моче в красноватый цвет.Помимо мочевого криза, недостаток жидкости может вызвать и транзиторную лихорадку. Она характеризуется повышением температуры, порой до 40° С, беспокойством ребенка и даже судорогами. Ребенка просто нужно отпаивать.Одним из физиологических состояний периода новорожденности является физиологическая убыль веса. В норме она не должна превышать 5-7% от , а если вес доношенного ребенка в норме 3000-3200, то в первые 3 дня младенец теряет 200-250 г веса. Это происходит из-за того, что первые 3 дня жизни кишечник новорожденного освобождается от мекония - первородного кала (меконий - это темно-коричневая, тягучая без запаха масса, образовавшаяся из выделений пищеварительного тракта, эпителия и околоплодных вод в течение пяти месяцев внутриутробного развития). А так как первая еда новорожденного - молозиво - очень концентрированная и в очень малых количествах (от нескольких капель до пяти миллилитров), то она в основном восполняет энергетические затраты. И только с появлением переходного молока новорожденный восстанавливает свой первоначальный вес, при условии наличия физиологической зрелости. И происходит это как правило к 5-7-му дню от рождения.Следующей особенностью периода новорожденности является физиологическая желтуха, встречается она у 40-45% физиологически зрелых новорожденных (у недоношенных детей желтуха обязательна, и держится она до 3-4 недель). Связано это с тем, что в печени идет интенсивная перестройка фетального (плодного) гемоглобина, который был необходим плоду для кислородного обмена через плаценту, на зрелый гемоглобин, с помощью которого осуществляется газообмен в легких. Желтуха, как правило, не сильно выражена - это небольшое желтушное окрашивание кожи, слизистых оболочек, склер глаз. Появляется она на 2-3-й день жизни и держится обычно 7-10 дней. Она не требует никакого лечения. Поите чаще ребенка, если погода солнечная, подержите ребенка на солнце пять-семь минут. Ультрафиолет помогает удалению билирубина, который окрашивает кожу в желтушный цвет (солнечные лучи эффективны, они проходят через чистое стекло, хотя 60% ультрафиолета стеклом задерживается). Но если ребенок кажется Вам слишком желтым при хорошем освещении. Если ладони и подошвы ног ребенка желтые, ребенок вялый и плохо ест или повысилась температура - необходимо обратиться к врачу.Нужно знать и о половых кризах. В последние годы они встречаются практически у всех новорожденных, и связано это с грубым вмешательством в гормональный фон роженицы. Материнские гормоны попадают в кровь младенца во время родов и в дальнейшем с молоком матери, вызывая интенсивное нагрубание грудных желез, как у мальчиков, так и у девочек, с появлением иногда капель из сосков, похожих на молоко. Помимо этого у девочек могут появиться кровянистые выделения из половой щели, а у мальчиков может возникнуть отек мошонки. Обычно это происходит в первые дни жизни и заканчивается к 8-10-му дню. Нельзя надавливать на грудные железы, массировать их и тем более пытаться сцеживать капли жидкости из сосков. Всякие манипуляции с грудными железами у младенцев опасны тем, что могут привести к развитию мастита новорожденных, а это очень тяжелое заболевание и лечится только хирургическим путем. Чтобы вы были спокойны, достаточно просто сделать прокладку из ваты и марли и положить на грудные железы под распашонку малышу. При выделениях из влагалища девочку нужно подмывать светло-розовым, прохладным раствором перманганата калия спереди назад.Кожа новорожденного ребенка при рождении покрыта смазкой, которая помогает ему легче проходить через родовые пути и защищает его от бактерий. Постепенно смазка смывается, и Вы можете увидеть у новорожденного физиологический катар кожи. Это покраснение кожи с небольшим синюшным оттенком. Возникает оно из-за значительного расширения кожных капилляров, чаще на стопах и кистях, и держится от нескольких часов до 3-4 суток с последующим шелушением. В старину говорили: «Младенец цветет».Часто у новорожденных возникает закупорка сальных и потовых желез в виде белых уплотнений величиной с просо - на носу, на лбу и, реже, щеках. Они слегка возвышаются над уровнем кожи, не вызывая никаких неприятных ощущений у младенца. У детей, имеющих в роду предков монголоидной расы, чаще в области крестца имеется серо-синюшное пятно, не выступающее над поверхностью кожи, пятно «монголоидности», которое с возрастом проходит. Несколько реже встречаются телеангиэктазии - расширения кожных капилляров, остатков эмбриональных сосудов. Обычно они имеют вид красных или слегка синюшных пятен неправильной формы и различной величины с четкой границей от окружающей нормальной кожи. При надавливании они бледнеют, но затем окраска восстанавливается. Чаще они располагаются на верхних веках, на затылке, на лбу, на границе волосистой части головы. К году эти пятна бледнеют, к 3-5 годам проходят, чаще без врачебного вмешательства. В народе их называют «родовыми пятнами».Часто в первые дни у новорожденных на всем теле появляются беловатые узелки в толще кожи, окруженные красным ободком. Это токсическая эритема, она напоминает следы от ожогов крапивы. Через двое суток исчезает бесследно. Кожа ребенка принимает большое участие не только в терморегуляции, но и в газообмене. Через кожу выделяется до 70% продуктов обмена, и поэтому так важно, чтобы она была чистой и здоровой. Учитывая, что у младенцев подкожно-жировая клетчатка имеет особое строение - в ней мало соединительнотканных перегородок, и она имеет очень хорошее кровоснабжение, в связи с этим всякий воспалительный процесс кожи очень быстро переходит на подлежащие ткани, и это требует особо тщательного ухода за кожей новорожденного. Ребенка необходимо мыть, купать, плавать с ним - каждый день. Следить, чтобы не возникали опрелости - они являются показателем того, что ребенка перегревают, или могут быть первым симптомом экссудативно-катарального диатеза. В этом случае маме необходимо вести пищевой дневник, чтобы выявить продукты, вызывающие опрелости, а места опрелостей (чаще это шейные складки, подмышечные впадины, паховые складки) обрабатывать или оливковым маслом, или картофельным крахмалом. Но ни в коем случае не совмещать одно с другим, а главное - не перегревать ребенка.Транзиторный катар кишечника (физиологическая диспепсия новорожденных, переходный катар кишечника) - своеобразное расстройство стула, наблюдающееся у всех новорожденных в середине первой недели жизни. В течение первого-второго (реже до третьего) дня из кишечника ребенка отходит меконий - т.н. первородный кал. Меконий представляет собой вязкую, густую темно-зеленую, почти черную массу. Позднее стул становится более частым, негомогенным как по консистенции (можно видеть комочки, слизь, жидкую часть), так и по окраске (участки темно-зеленого цвета чередуются с зеленоватыми, желтыми и даже беловатыми). Нередко стул приобретает более водянистый характер, в результате чего вокруг каловых масс на пеленке образуется пятно воды. Такой стул называют переходным, а состояние, связанное с его появлением, как Вы уже догадались, и есть переходный катар кишечника. Через 2-4 дня стул становится физиологичным - гомогенным по консистенции и окраске. Проще говоря, приобретает кашицеобразный, желтый вид с кисломолочным запахом. В нем уменьшается количество лейкоцитов, жирных кислот, муцина (слизи) и тканевого белка. Степень выраженности переходного катара кишечника варьирует у разных детей. У одних частота дефекаций достигает шести и более раз в сутки, стул очень водянист, у других малышей частота его до трех раз и консистенция мало чем отличается от обычной.Как бы то ни было, переходный катар кишечника явление физиологическое и в состоянии лишь перепугать новоиспеченных мам и пап, но не навредить ребенку. Пытаться воздействовать на переходный катар кишечника - мероприятие неоправданное. Нужно лишь немного подождать - когда малыш более или менее «научится» пользоваться своей пищеварительной системой, стул нормализуется.Транзиторный дисбактериоз - переходное состояние, закономерно развивающееся у всех новорожденных. Нормальное течение беременности позволяет развиваться плоду в стерильных условиях. Рождение ребенка волей-неволей знаменует его переход в мир микроорганизмов. Дать отпор патогенным, «чужим» микробам представляется возможным только благодаря существованию так называемой аутофлоры - бактерий, естественным физиологическим образом заселяющих человеческий организм.Начиная с момента появления ребенка на свет его кожу и слизистые заселяет флора родовых путей матери. Невольными источниками дополнительного привнесения микроорганизмов могут являться воздух, руки медперсонала, предметы ухода, молоко матери. При этом первичная бактериальная флора кишечника и кожи, слизистых оболочек представлена не только бифидобактериями, лактострептококками и эпидермальным стафилококком, но и условно-патогенными микробами: кишечной палочкой с измененными свойствами, протеем, грибами, которые в небольшом количестве могут быть также естественными спутниками взрослого человека.Поэтому не секрет, что с конца первой и всю вторую недели жизни с кожи, слизистой носа, зева, из кала у большинства абсолютно здоровых новорожденных можно выделить патогенные стафилококки, у половины - энтеробактерии с пониженными ферментативными свойствами, дрожжеподобные грибы Кандида, а у каждого десятого ребенка обнаружить протея и гемолитических энтеробактерий. В носоглотке новорожденных также нередко обживаются золотистый стафилококк, эшерихии, клебсиеллы. Транзиторному дисбактериозу способствует и то, что барьерная функция кожи и слизистых оболочек в момент рождения менее совершенна по ряду показателей, чем у детей второй недели жизни. Только к третьей неделе новорожденности в кишечнике завоевывают надлежащее место бифидобактерии.Сообразуясь с этим, выделяются т.н. фазы первичного бактериального заселения кишечника новорожденных. Первая фаза, занимающая двадцать часов от момента рождения, называется асептической, то есть стерильной. Вторая фаза, нарастающего инфицирования, может длиться до трех-пяти дней. В это время происходит колонизация кишечника бифидобактериями, кишечными палочками, стрепто- и стафилококками, грибами. Ко второй неделе должно начаться вытеснение всех остальных микроорганизмов бифидофлорой (стадия трансформации). С этого момента разные кишечные палочки, сарцины и стафилококки, хочется им того или нет, обязаны уяснить - бифидобактерия становится королевой микробного пейзажа.Общеизвестно, что материнское молоко является важным поставщиком бифидофлоры и неизбежно приводит к вытеснению патогенных микроорганизмов либо к резкому снижению их количества.Помогают преодолеть транзиторный дисбактериоз и достигающая к шестому дню 5,0 (а то и 3,0!) рН кожи, и увеличивающаяся кислотность желудочного сока. Активно синтезируются неспецифические и специфические факторы иммунной защиты, в том числе и местной - на коже, слизистых и в стенке кишечника.Транзиторный дисбактериоз - физиологическое явление, но при несоблюдении гигиенических норм ухода, искусственном вскармливании - дисбактериоз затягивается и может явиться причиной заболевания ребенка в результате наслоения вторичной инфекции либо активации эндогенной болезнетворной флоры.По материалам И.Лазаревой