Беременность  Блоги мам Болезни

Как справиться со стрессом после ДТП: советы психологов. Личный опыт: Как пережить автоаварию и не сойти с ума

Проблема психологической реабилитации водителей после ДТП стоит особняком от остальных вопросов, связанных с дорожным движением. Попал человек в аварию, ему после этого плохо или психологически или физически, а может быть и в том, и в другом смысле. Как ему быть, что ему надо сделать для того, чтобы каждый раз, когда садишься за руль, нервы не лопались от напряжения? Мы все разные. Кого-то может «завести» любой пустяк, косой взгляд, показавшееся резким слово, не говоря уже о настоящем ЧП, к которому можно отнести и дорожно-транспортное происшествие. А кто-то посмотрит на эту проблему философски. Конечно, мы все догадываемся о существовании поставарийного синдрома. Но не уверены в этом на все сто процентов.

Каждый, кто бывал участником ДТП, а таких подавляющее большинство, может попытаться вспомнить свои ощущения, в первую очередь отрицательные, связанные с этим неприятным событием. Если после ДТП прошло достаточно много времени, скажем, несколько лет, то острота эмоций уменьшается. Психологи склоняются к тому, что неприятные воспоминания имеют тенденцию постепенно вытесняться из сознания. Они, конечно, не исчезают бесследно, просто человек перестаёт их осознавать. Поэтому воспоминания эти перестают быть воспоминаниями, погружаясь в пучину бессознательного. Это естественная защитная реакция. Думаю, что процесс погружения неприятных воспоминаний в подсознание имеет место в той или иной степени у каждого человека. Но вряд ли он выражается в том, что любой человек любое воспоминание о любом неприятном событии рано или поздно загоняет в подсознание. Если бы дело обстояло так, люди не помнили бы ничего плохого из прошлого. Только хорошее, только то, с чем связан позитив и приятные ощущения. В то же время неприятные воспоминания нам нужны не меньше, чем хорошие. Они нужны нам для того, чтобы эффективно познавать этот мир. Неприятные воспоминания могут служить источником бесценного опыта, если дать себе труд тщательно и терпеливо их проанализировать. Отогнав от себя лень и проявляя готовность постоянно учиться и совершенствоваться, мы можем извлечь из неприятных воспоминаний много пользы. Так и водитель, попавший в ДТП, может превратить это неприятное событие в очередную ступень для движения вверх по лестнице профессионального роста. Для этого необходимо тщательно анализировать всё, что, так или иначе связано с конкретным ДТП. Для неопытного водителя ДТП оказывается в большинстве случаев совершенно неожиданным. В противном случае, если бы водитель ожидал какой-то неприятности, то предпринял бы какие-то контрмеры. Часто водитель так никогда и не может разобраться в причинах происшедшего и тем более извлечь из этой ситуации пользу. Помните поговорку: «За одного битого двух небитых дают»? Опыт имеет громадное значение в жизни любого человека и в том числе водителя. «Попал» - подумал, сделал выводы, впредь веду себя так, чтобы в дальнейшем по возможности не наступать на те же грабли. Это самый оптимальный вариант развития событий. Но существуют и другие, не столь приятные возможности.

К примеру, авария была столь серьёзной, что водитель в результате получил тяжёлые травмы, приведшие к инвалидности. В таком случае гибель водителя (я уж не говорю о том, что пострадать могут и другие участники дорожного движения, пешеходы, пассажиры или другие водители) может оказаться не самым страшным исходом. Вспомним ДТП на Минской улице осенью этого года, когда пьяный водитель сбил людей на остановке. Мне знакомы водители, сбивавшие пешеходов с различными последствиями, некоторые насмерть. Один был водителем фуры. Ему под прицеп попал нетрезвый пешеход. Другой сбил бабушку, переходившую дорогу в «неположенном» месте. Оба водителя благополучно продолжили свою водительскую карьеру. Оба водителя были трезвыми, и наезд на пешехода в обоих случаях произошёл не по их вине. Возможно, какой-то другой водитель на их месте получил бы серьёзную психологическую травму. Вероятно, сразу после ДТП они чувствовали себя не очень уютно. Однако это не помешало им вернуться к полноценной жизни. Опыт делает водителя менее впечатлительным, более толстокожим, если можно так выразиться, более прагматичным и может быть даже более циничным. Водители с большим стажем за свою водительскую карьеру успевают увидеть столько разного, и весёлого, и грустного, что вид сбитого пешехода на обочине или несколько трупов в искорёженном автомобиле уже не производят на них особого впечатления. Это тоже защитная реакция. Человек (не только водитель) старается меньше думать о плохом. С одной стороны это хорошо. Психика не перегружается отрицательными эмоциями. Но есть и негативные моменты. Ощущение опасности постепенно притупляется, и то, что на самом деле таит в себе серьёзные риски, не воспринимается таковым. Возникает привыкание. И последствия такого привыкания могут быть плачевными.

Долгосрочные последствия ДТП, участником которого стал водитель, могут быть очень разными. Я привёл два примера, доказывающих, что некоторые могут пережить такой стресс довольно легко. Однако очень часто водители после серьёзного ДТП, особенно если в результате пострадали люди, первое время просто боятся садиться за руль. Стресс может быть таким сильным, что в исключительных случаях это приводит к полному отказу от управления автомобилем в дальнейшем.

В наиболее распространённом случае водитель после ДТП всё же садится за руль автомобиля, но по вполне понятным причинам чувствует скованность, напряжение, тревожность. В автомобиль молодой женщины на светофоре сзади врезался другой автомобиль. Лёгкое сотрясение мозга, эмоциональный стресс, сопутствующий резкому и неожиданному удару, заставляет женщину в этот момент остро, буквально каждой частицей тела, чувствовать полную беззащитность перед слепой силой случая. В душе появляется страх, хотя опасность вроде бы уже миновала. А избыточный страх мешает объективно оценивать риски. Он деморализует свою жертву, и теперь она боится каждого шороха. Она начинает ожидать от каждого водителя потенциальной угрозы. Женщине кажется, что как только она остановится, в неё сразу же сзади обязательно кто-то врежется. В этой ситуации может потребоваться помощь профессионального психолога, а лучше консультации и практические рекомендации опытного специалиста по безопасному вождению. Хороший автоинструктор обязательно должен быть в какой-то мере психологом. Такие специалисты работают в уже упоминавшемся нами Центре водительского мастерства “ГАРАНТ-БЕЗОПАСНОСТЬ” (www.drivesmart.ru, www.гарант-безопасность.рф). Разработанные в центре учебные методики позволяют эффективно решать психологические проблемы, связанные с адаптацией водителей после аварий.

Все понимают, что дорожное движение - опасный процесс. Раз уж по дорогам перемещаются металлические предметы весом в тонну и более со скоростями, существенно превышающими скорость передвижения среднего пешехода, а управляют этими металлическими предметами живые люди, которым свойственно ошибаться, то различного рода ДТП кажутся просто неизбежными. Однако статистика и анализ говорят о том, что доля предотвратимых ДТП превышает 95%. Это говорит о том, что в подавляющем большинстве случаев у участников дорожного происшествия была реальная возможность избежать неприятностей. Но по каким-то причинам они либо не предприняли тех действий, которые они в принципе могли предпринять, либо оказались не готовы к такому развитию ситуации, которое привело в конечном счёте к ДТП. По сути, у водителя, а именно водитель в большинстве случаев и является, и признаётся виновником происшествия, были в распоряжении все возможности для предотвращения неблагоприятного развития событий. Водитель мог не воспользоваться этими возможностями по следующим причинам. Мы возьмём самые распространённые причины (факторы) по данным исследований, приведённые в книге «Транспортная психология»(Д.Клебельсберг, 1989 г.)

  1. Отвлечение внимания;
  2. Недооценка опасности;
  3. Боязливость и опасные привычки;
  4. Ошибки в прогнозе.
Исходя из этого короткого, но наглядного списка, хороший инструктор и строит свою работу по реабилитации водителя после ДТП. Пытаясь понять из разговора с водителем, какие причины привели к ДТП, инструктор обучает и даже можно сказать – занимается воспитанием водителя. Когда после всестороннего анализа конкретного происшествия водитель чётко представляет всю совокупность причин и следствий, то осознанное решение работать над собой с учётом нового, пусть и печального опыта, позволяет быстрее достичь психологического равновесия и вновь вернуться к вождению на совершенно другом уровне. Наверное, идеалом в этом отношении можно считать мудрого и социально адекватного водителя.

Сергей Лобарев,
Директор Центральной автошколы «Безопасность»,
Председатель правления НП «Гильдия автошкол»

Заслуженная награда от Федерации автомобилистов России

Федерация автомобилистов России отметила директора «Центральной автошколы Москвы» почетной наградой «За вклад в общественно полезную деятельность» в сфере безопасности дорожного движения.

Некоммерческое партнерство «ГИЛЬДИЯ АВТОШКОЛ» России рекомендует:

Учебные центры образовательного холдинга «Центральная автошкола Москвы» - залог качественного и безопасного обучения вождению!

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! НП «ГИЛЬДИЯ АВТОШКОЛ» России предупреждает:

Если стоимость обучения в московской автошколе ниже 19 тысяч рублей, возможно, эта автошкола не имеет заключения ГИБДД, работает по старым программам, не полностью проводит обучение и у Вас могут возникнуть сложности со сдачей экзаменов в ГИБДД.

Опасения, переживания, страх… Чувства, знакомые всем, кто когда-либо попадал в автомобильную аварию - водителям и пассажирам авто

Опасения, переживания, страх… Чувства, знакомые всем, кто когда-либо попадал в автомобильную аварию — водителям и пассажирам авто. По-научному эти состояния называются поставарийным синдромом. Как с этим жить, как бороться? Проконсультировать по этому вопросу согласился доктор медицинских наук, заведующий кафедрой психиатрии, психотерапии и медицинской психологии Уральской государственной медицинской академии дополнительного образования министерства здравоохранения и социального развития РФ Владимир Сергеев.

— Перечисленные состояния вполне поддаются терапии. Поэтому для начала водителю, пережившему ДТП, неплохо бы посетить врача-психотерапевта, откинув в сторону боязнь, связанную с традиционным для нашей страны представлением о таких специалистах.

Итак, поставарийный синдром. Это стрессовое расстройство, психическая травма. Бывает, сам человек не пострадал, поврежден только его автомобиль, но водитель все равно испытывает постоянно тревогу, испуг. Он боится встречных и проезжающих мимо автомобилей, его все раздражает, напрягает сам процесс вождения…

Здесь требуется лечение лекарственными препаратами, психотерапией и на какое-то время полное прекращение вождения транспортного средства.

Почему нельзя водить? Напряженность водителя, неизбежная в такой ситуации, уменьшает скорость реакции. Более того, реакция может быть неадекватной. Приведу пример. Один мой приятель пошел на скорости на рисковой обгон. С машиной, которую обгонял, немного соприкоснулся, его «чиркнуло», развернуло, а после вынесло на встречную полосу. Навстречу — автомобиль.

Но, слава богу, машину приятеля продолжало нести неведомой силой. Он оказался в сугробе (дело было зимой). Пострадала лишь машина.

Вроде бы отделался легким испугом. Но! Заработало психическое расстройство. У него ухудшился сон. Потом рассказывал: только закрою глаза, в мельчайших подробностях предстает эта картина, наваждение просто…

Что тут можно порекомендовать? Во-первых, ситуацию следует детально проанализировать. Мы вместе с приятелем разобрали все его ошибки и попытались понять мотивацию других водителей. Он прочувствовал свою долю вины. Пришел к выводу: не следовало торопиться. Лучше было переждать, не идти на обгон. Однако он понадеялся, что пронесет, поскольку и раньше допускал подобные нарушения, и ничего не происходило.

Он не принял во внимание, что на дороге может быть лед, припорошенный снегом, зимой вообще-то скользко, на дорогу может выскочить со стороны непредусмотренный автомобиль. Плюс он осознал, что намеренно нарушил правила дорожного движения, и это начало входить у него в систему. Но рано или поздно расплата должна была свершиться.

Мой приятель на время перестал управлять автомобилем. Тем более машина требовала ремонта. После починки он продал эту машину. И правильно поступил! Потому что вместе с утратой «невезучего» автомобиля заметно ослабели его негативные воспоминания. В итоге за руль он сел только спустя полгода после аварии. После тщательной работы над сознанием, ликвидации страха и всех его последствий…

И уже за руль нового автомобиля.

Конечно, полгода — срок индивидуальный. У кого-то поставарийный синдром длится меньше. Но за руль следует садиться лишь тогда, когда страх преодолен: водитель с ним справился (не сам, так с помощью доктора). После перерыва следует попробовать поводить сначала где-нибудь на пустыре, чтобы полностью восстановить все водительские навыки.

Если же будете ездить, пытаясь пересилить себя: преодолевая боязнь, испытывая напряжение, будете вредить себе, последовательно разрушая свой организм. Может давление подскочить, усталость будет ощущаться острее, чаще и в большем объеме, может произойти нарушение сна, как это было у моего знакомого. Поэтому стоит действительно отдохнуть, попринимать успокаивающие лекарства с тем, чтобы полностью восстановиться.

После аварии может возникнуть психическое расстройство — так называемая эмоциональная анестезия. Человек внешне может выглядеть спокойным, но на самом деле он ощущает потерю интереса к прежним занятиям, тревогу, испытывает чувство отдаленности от других людей, у него возникает заторможенность, вплоть до ступора. Или, наоборот, его преследуют унижение, злоба, стыд.

Человек бесконечно корит и винит себя, все время прокручивает в сознании пережитую ситуацию.

Это тоже неправильно, должен быть предел. Надо, повторяю, осознать степень своей вины, разобрав ситуацию в деталях: может ведь быть и такое, что не только ты был не прав, но и другие участники движения. Признайте свою ошибку и сделайте выводы на будущее. Дабы подобное не повторилось впредь!

Некоторые, чтобы успокоиться, начинают пить. Это большая иллюзия. Алкоголь не снимает стресс. Он отключает эмоциональную остроту на какое-то время, но как только воздействие алкоголя заканчивается, все ваши неприятные ощущения возвращаются и, что самое неприятное, с новой силой. Человек выпивает еще и еще раз, разрушая свой организм, а вопросы загоняет вглубь, не решая их.

В итоге к существующим проблемам добавляет еще одну — алкогольную зависимость. Это неверный путь.

Какой вывод можно сделать из сказанного? На дороге возможны непредсказуемые ситуации. Не нарушайте правил дорожного движения, и вам удастся сохранить свои нервы. Но если все же вы попали в аварию, не ждите, что психологические проблемы пройдут сами собой, решайте их с помощью специалиста.

Татьяна, 35 лет, водительский стаж шесть лет:
— Года два назад попала в ДТП: правое зеркало на моей машине снесла грузовая «газель», когда слишком близко проезжала мимо. В принципе, пустяк. Но через полгода ситуация повторилась с точностью до ста процентов! Тоже правое зеркало, тоже грузовая «газель»...

Вот с тех пор я стала панически бояться «газелей». Как только вижу их на дороге в непосредственной близости от моей машины, сразу руки мелкой дрожью трясутся...

Андрей, водитель «тойоты»:
— Через 17 безаварийных лет у меня произошла-таки одна авария: сошлись с «крестником» возле перекрестка. Но никаких таких «эмоций» не было. Я даже не вспотел! Только досада за машину.

И «крестник», кстати, тоже был адекватен, хотя я ему всю арку заднего колеса на «двенадцатой» в салон отправил, а себе только крыло помял. Но он сам был виноват, у него было как минимум три возможности избежать этой аварии.

Катя, 25 лет:
— Я разбила машину друга. Авария не выходит у меня из головы, я не могу спать, за руль своей машины сесть не могу... Страх и паника. А еще сестра все время говорит, чтобы я не садилась за руль, что я умру за рулем, что мне не дано водить!

Мой молодой человек, напротив, не винит меня в аварии, не винит в том, что я разбила его машину, и настаивает, чтобы я не бросала водить... Они оба очень сильно давят на меня. Как быть, как бороться... Понимаю, что не справляюсь со страхами и проблемами сама.

Лариса Пономаренко, пешеход:
— Я ничего подобного не переживала, но с моими знакомыми происходил не один несчастный случай, и их поведение после этого было абсолютно непредсказуемо. Часто осознание свершившегося приходит лишь спустя некоторое время.

Подготовила ТАТЬЯНА ЛОРОВА

(Траффик- психология, прикладные практики психологической самопомощи после аварий)

Валерий Егоров врач, психолог, Ваш Доктор Чувств, практик широкого профиля, сочетающий психотерапевтическое & эзо-видение проблем с медицинским.

___________________________________________________________________

Чрезвычайные происшествия (ЧП): техногенные катастрофы, наводнения, аварии крупные и мелкие… в наше непростое время, увы, но стали реальной, постоянной темой новостей.

Поэтому интерес к психологии экстремальных ситуаций, аварий… в современном мире неуклонно растет, как среди политиков, социологов, философов, так и среди практических психологов.

Дорожно-транспортное происшествие (ДТП) уже давно вышли на первое место в списке причин гибели молодых людей в мире. По данным ГИБДД в России ежегодно происходит 200 тысяч ДТП, в которых погибает 27 тысяч человек и получают ранения 250 тысяч.

Интересные факты из Википедии:

  • «В США, несмотря на распространённость огнестрельного оружия и очень низкую смертность в дорожных авариях, вероятность погибнуть в автопроисшествии в двадцать раз превышает шанс быть застреленным.
  • Р. Нургалиев, генерал армии и министр внутренних дел РФ, 23 сентября 2009 года сказал, что «как показывает практика, более 80 процентов всех ДТП происходит по вине самих водителей, вследствие чего «человеческий фактор» рассматривается в качестве ключевого направления»

Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) изучив ситуацию с ДТП в самых разных странах мира, пришла к констатации факта: травматичность и смертность на дорогах уже приняла характер глобальной эпидемии.

Аварии страшат не только своими непосредственными разрушительными последствиями, но и долгосрочным эффектом, которое они оказывают на психофизическое состояние травмированных, его знакомых как близких, так и дальних, его родных… да на всё человеческое общество.

Травматическая психологическая инфекция переживаний это как особый вид психологического гриппа, что передаётся от человека к человеку даже без непосредственного личного контакта. Средства электронной, бумажной коммуникации, все средства массмедиа – благоприятная среда для этого инфицирования и развития данной психоэпидемии.

Многим жертвам автомобильных аварий трудно справиться со своими мыслями, чувствами, настроением и поведением после столкновения. И сегодня как никогда актуально развитие такого направления психологической помощи как транспортная психология, или как её обозначают на Западе «Traffic Psychology»

«Траффик- психология» ставит своей целью пролить свет на некоторые из наших закономерных тенденций поведения при ДТП и после. Затрагивает взаимосвязь поведения при несчастных случаях, занимается помощью в избавлении от негативных симптомов и сценариев после перенесённых психологических травм при авариях, а это и диагностика психических состояний человека, переживающего или пережившего психотравму при ДТП, это и практическая психологическая коррекция, консультирование и психотерапия.

Немного о физиологии стресса:

Все живые существа испытывают в той или иной форме физический и психологический стресс. Стресс жизненно необходим для нашего развития и эволюции. Стрессовые переживания для тела в процессе физических упражнений дают нашему телу силу. Стрессируя сознание в процессе тренировок ума, наш мозг становится острее в восприятии и интуитивном конструктивном реагировании… И мы мудреем, становимся психологически и физически более устойчивыми. В норме, когда мы заканчиваем спортивные или умственные упражнения, «нормальный стресс» заканчивается, и мы расслабляемся.

Тогда почему же стресс считается «вредным»? Не совсем так. Вреден стресс в тех ситуациях, когда естественное желание свернуться, закрыться, убежать, сопротивляться агрессивному действию среды, вызывает запредельные состояния возбуждения или торможения, именно такие состояния порождают тревогу, страхи, фобии, приступы паники.

Для большинства эти симптомы краткосрочны. Они могут длиться несколько дней или даже недель, но их интенсивность постепенно снижается и наконец, полностью исчезает. — Это можно с полной ответственностью обозначить, как: «нормальная реакция на ненормальные события».

Но если у Вас возникло состояние посттравматического стрессового расстройства (ПТСР), то тягостные симптомы не уменьшаются. День за днём… они нарастают: Вы можете начать чувствовать себя с каждым днём всё хуже и хуже.

В чём разница между Посттравматическим стрессовым расстройством (ПТСР) и нормальной реакцией на травму:

После травматического события, почти каждый из нас испытывает некоторые из симптомов посттравматического стрессового расстройства. Когда чувства безопасности и доверия у человека находятся в состоянии раздрая, это, в общем-то, даже нормально чувствовать себя немного сумасшедшим, отключившимся, онемевшим… И мы видим кошмарные сны, возникает, казалось бы, ничем не мотивированное чувство страха по поводу привычных событий и действий. Нам очень трудно или даже невозможно перестать думать о том, что произошло. Возникает страх сесть за руль или вообще в транспортное средство.

Нормальная реакция на травму становится ПТСР, тогда, когда Вы в этом вышеперечисленном, «зависли»

После любого травматического опыта, наши ум и тело находятся в шоке. Чем отлично ПТСР от нормального травмоопыта? — Дни идут, а интенсивность переживаний не уменьшается, переживания «зависли» или нарастают.

Признаки и симптомы посттравматического стрессового расстройства (ПТСР)

Хотя каждый человек – индивидуальность, но есть у всех нас, людей, много общего в переживаниях: Существуют три основных вида симптомов ПТСР :

  1. Повторное переживание травматического события
  2. Навязчивые мысли о том, как избавиться от этих переживаний, как забыть всё, что напоминает о травме
  3. Состояние повышенной тревожности, эмоционального возбуждения, или бесчувствие, в стиле Варвары-Красы -длинной косы: «что воля, что неволя… — всё равно»

Какие симптомы ПТСР после автомобильной аварии?

После любого травматического опыта, человек может периодически сталкиваются с кошмарами, навязчивыми воспоминаниями, желанием не говорить о травмирующем событии, а также возникает стремление избежать ситуаций, места, человека… которые напоминают об этом травматическом событии. В случае если случившееся событие непосредственно угрожало жизни при дорожно-транспортном происшествии, человек может избегать вождения и любых поездок, даже если он был просто пассажиром в автомобиле, или был на месте, где произошел несчастный случай и это его потрясло.

Меня зовут Андрей, мне 20 лет, я попал в автоаварию вместе с моим другом. Нас сбил автомобиль, которым управляла женщина, мы находились на пешеходном переходе, и это не было нашей виной. Друг почти не пострадал, а у меня было сотрясение мозга, я лежал в нейрохиругии три недели, но после того, как женщина сбила нас, автомобиль её ударился о столб и она погибла. Мне очень плохо, я не могу сесть за руль, скажите, разве это нормально? Мои родители не понимают, почему я не могу сесть за руль, не могу водить, хотя уже с 16 лет умею это, пытаются мне как-то помочь и это меня ещё больше расстраивает. Как мне побороть свой глупый страх и наладить свою жизнь?

Час добрый, Андрей! Как это не парадоксально прозвучит, но Ваше состояние реакции на аварию «нормально». И Ваш страх не глуп, Вы сегодня познакомились на своём горьком живом опыте, с тем, что жизнь довольно хрупка и если до этого случая для Вас опасность вождения и хождения по дороге была некой абстракцией, то теперь Вы на своём опыте чувствуете, как мы, люди, все зависим друг от друга. А значит, соблюдение правил движения и правил проживания – это залог нашей общей безопасности и тех, кто за рулём и тех, кто идёт пешком.

Вы временно утратили свою естественную способность выключать осознание опасности, которое человек должен делать всякий раз в случае его поездки в автомобиле, поезде, самолёте… потому как это передвижение, да и многие другие вещи мы не всегда в состоянии контролировать, мы просто доверяем себя, свою жизнь автомобилю, нашему умению водить или водителю, пилоту, машинисту поезда…

Ещё один аспект: вполне вероятно, Вы переживаете ещё и иррациональное чувство вины как оставшегося в живых перед близкими той женщины. Да, она была виновата в ДТП, но всё равно Вы можете чувствовать некую несправедливость от того, что Вы с другом выжили, а она нет.

Как быть, как жить, как наладить? Пошаговый алгоритм:

Чтобы получить доступ к этому важному материалу — нажмите кнопочку и блок с действенным алгоритмом откроется:

1. Первое, что необходимо для себя сделать, это дать себе время. Если случай произошёл пару-тройку недель назад, то стоит дать себе временную передышку на восстановление и просто банально отлучить себя недели на две от вождения вообще.

2. Следующий шаг: начать себя приучать к водительскому месту. Ваша машина на стоянке или в гараже? И Вы просто садитесь за руль, и какое-то время побудьте там. Не запускайте двигатель! При этом не сдерживайте своё дыхание, а старайтесь дышать в медитативном ритме: вдох-выдох, ощущая, как воздух проходит в ноздри и как он прохладен… выдыхая, ощущайте, что он уже тёплый. Побудьте с этими ощущениями. Возможно, таких подходов к сиденью водителя будет необходимо сделать несколько раз, прежде чем Вы почувствуете себя комфортно.

3 . Третий шаг – это запуск двигателя. Если появляется паника и хочется сбежать куда подальше от всего этого, то не спешите со стартёром, возможно, сегодняшний день ещё не тот день, когда время запуска двигателя пришло. Но всё же, посидите на кресле водителя и снова подышите в медитативном ритме, неплохо и вполне психологически терапевтично будет включить любимую мелодию, и подышать под её звуки. Как только приступы паники перестанут Вас беспокоить, запускайте мотор!

4. Проходит время и сегодня Ваше время трогаться с места. Пока не спешите в любимый магазин или на дачу. Ограничьте себя движением вверх- вниз, туда-сюда… по ближайшей к стоянке машины и знакомой Вам дороге.

5. Как только почувствуете, что Вам перестало быть за рулём дискомфортно, выезжайте на более оживлённую трассу.

Совершайте каждый этап не спеша, без суеты и насилия над собой, не ругая себя, свой страх, не обзывая свой страх глупым. Со временем всё будет замечательно, с одним ВАЖНЫМ, ОТЛИЧИЕМ: Вы будете гораздо более бдительным и осторожным водителем.

Не получается пройти этот опыт самостоятельно, и приступы паники в машине продолжаются после двух недель подходов? – Тогда обратитесь к психологу, занимающемуся психологическими травмами и тревожными расстройствами. Вам окажут необходимую в Вашем состоянии помощь и поддержку, подберут индивидуальную программу по Вашим насущным потребностям и состоянию.

Глубина, длительность и тяжесть случившегося переживания в большинстве случаев связана с тем, что мы временно утрачиваем возможность шагнуть в наше завтра. Чем дольше по времени и изнуряющей интенсивности этот период переживаний, тем труднее будет жить после… И, напротив — человек, который только что испытал даже очень сильное потрясение, но точно знающий, что он будет делать дальше: завтра, послезавтра… – тем он легче справляется с проблемой. Отсвет восхода даже одного лучика солнца будущего означает Ваше скорое освобождение от мучительных переживаний.

На P. S. Из моей лирики на медицинскую тему:

Intro: Стихотворное переживание врача анестезиолога-реаниматолога, практического психолога Валерия Егорова по теме аварий:

Поганый, чёрный «Мерседес».

Сегодня… ночь… мне – наказанье…
Прорвалась нечисть чёрных сил,
Болид, летящий… На закланье
К нему мальчишка… угодил…
Всего пятнадцать лет ребёнку…
Один у матери… любим…
Но «мерс» уж крутит шестерёнки,
Сидят «прокладки» в нём: «Летим…
Погнали парни, дай- ка пива…
- Цепляй девчонок за соски…
Эх, покатаемся… Красиво…
- Всё по ….уй… классно, чуваки…»

Разбитая страна… Россия…
В ней нет законов, коль бабло…
Мы души тянем как резину…
Но что-то всё же в нас не то?!

Летит, летит… поганый «Мерсер»,
А впрочем, «мерс», — он просто руль…
Проехал по груди… агрессор,
И в ночь сбежал… 6…9…нуль…
Мне снова штопать чьё-то горе…
Иглу под сердце… жизнь — ты кровь…
Я два часа со смертью в ссоре,
Но проиграл сегодня… вновь…

Перчатки брошены под ноги…
В глазах тоска… На сердце боль…
А в коридоре… мама ходит…
- О, Господи…
Опять…
уволь…

Но нет… прочь слабость…Нужно выйти…
Помочь проститься…
Горевать…
Она: «Ещё же тут стучится…
Он тёплый… Горе…» — стонет мать…

Теперь пора лечить мне души…
Коль тело сшить не удалось…
Да, так случилось… Ночью… в стужу
ВЕСНОЙ ХОЛОДНОЙ… не спалось…

Что тут сказать… Мне свыть бы утром…
Упасть на грудь любимой… Но…
И здесь мне холод… Мёрзлый… лютый…
Стучится град в моё окно…
Пишу… нанизываю строки,
В душе сидит голодный волк…
Любовь – мой выбор одинокий…
Пойду… усну…
упал…
умолк… 2005 г Сочи.© Валерий Егоров. ____

______________________________________________

Школа Чувств доктора Валерия Егорова — это Психология КОМФОРТА,»Психология на Диване». Что нужно для Вашего общения с психологом? — компьютер, ноутбук… тихое место для раздумий, и разговора о важном, волнующем, беспокоящем Вас…

Есть вопрос? Спрашивайте!

© Ваш Доктор Чувств Валерий Егоров.

Интимно о сокровенном…

С благопожеланием к Вам, Доктор Чувств Валерий Егоров - Ваш персональный консультант по самому сокровенному, врач высшей категории, психолог, тренер, ведущий групп.

Выпрямление искривлений судьбы, характеров, отношений, возвращение чувств. Помощь в решении чувственных, телесных, эмоциональных проблем.
Психологическая помощь, поддержка, индивидуальные онлайн программы, тренинги. Наше общение происходит по переписке(e-mail) и/или Skype-чате.

Специализация:
Трудности в отношениях женщины и мужчины.
Психологическая коррекция веса тела (определение этиологических факторов проблем тела (каузальный и патогенетический подход) авторская методика похудения.
Неуверенность в себе, самооценка
Поиски смысла жизни, поиски партнёра и прочие поиски
Дружба, любовь, отношения, тёмные стороны любви(ревность, как избавиться от соперниц, переживание расставания, помощь в возвращении чувств и возлюбленных)
Психосоматика, синдром выгорания, эмоциональная усталость.

Дорожно-транспортные происшествия - одна из актуальных проблем современного мира, постоянно отнимающая человеческие жизни и здоровье. Травмы при автомобильных авариях в России ежегодно получают десятки тысяч людей разного возраста.

В некоторых случаях пострадавшему удается отделаться легкими ушибами, а иногда он может остаться инвалидом до конца жизни. Самыми распространенными при ДТП являются травмы головы и позвоночника. Травмы после ДТП могут требовать не только длительного лечения, но и реабилитации.

Программа восстановления

В комплексе реабилитационных мер к работе с пациентом может быть привлечена целая бригада специалистов из областей восстановительной медицины, психиатрии, неврологии, педагогики. Очень важна квалифицированная помощь мануальных терапевтов, массажистов, преподавателей лечебной физкультуры, психологов. В их работе с пациентами, перенесшими тяжелые автомобильные травмы, предпринимаются меры, направленные на возвращение к норме всех двигательных, поведенческих и речевых функций.

Специальные реабилитационные методики применяются при травмах лица, потребовавших вмешательства пластических хирургов. Пострадавшему зачастую требуется заново учиться управлять лицевыми мышцами с помощью специальных упражнений. Этот процесс требует тактичного и внимательного отношения врачей. Важно не просто вернуть пациенту элементарные функции, к которым он привык в обычной жизни, но и поддержать его самооценку.

Пожилым пациентам, пострадавшим в авариях, приходится особенно сложно, поскольку по возрасту возможное количество хирургических операций для них ограничено, заживление идет медленнее, попутно возможно обострение хронических заболеваний, и многие функции до конца не восстанавливаются. Этот факт объективно тяжело перенести – и самим пожилым людям, и их близким, поэтому квалифицированная психологическая помощь здесь выходит на передний план.

Для получивших тяжелые травмы после аварии очень важно находиться в спокойной, благополучной обстановке и исключить стрессы. Пациент не должен отвлекаться на семейные, рабочие, бытовые проблемы – все его ресурсы требуются ему в этот период на восстановление. В домашних условиях реабилитация идет медленнее, поскольку не всегда можно организовать должный и квалифицированный уход. Пациентам, временно утратившим двигательные функции, редко удается бывать на воздухе, общаться, посещать культурные мероприятия – а ведь все это факторы, играющие значимую роль в их возвращении к нормальной жизни.

Курс восстановления после автомобильных травм

Реабилитация в специализированном медицинском центре помогает не просто привлечь всех необходимых специалистов, но и создать для пациента комфортные условия. готов обеспечить своим гостям размещение в современных номерах со специализированной медицинской мебелью, организацию их лечения, физкультурно-оздоровительных мероприятий, прогулок на свежем воздухе, развлекательной программы.

В такой обстановке, окруженные заботой и вниманием, пациенты даже в самом тяжелом физическом и психологическом состоянии быстро обретают уверенность в своих силах и идут на поправку.

По результатам исследования Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) за год в мире в ДТП погибает около 1,3 млн человек. По оценкам организации к 2030 году смертность на дорогах составит до 3,6 млн человек. Наибольшее количество жертв зарегистрировано в странах Азии и Африки. Вообще для развивающихся стран смерть в результате ДТП является пятой по причинам смертности.

В России за год в ДТП погибает около 27 000 человек, а суммарный ущерб от ДТП достигает 2,5 ВНП страны. При этом в России с 2009 года принято считать умершими в результате ДТП людей, скончавшимися в течение 30 дней с момента ДТП (ранее было 7 дней).

Дорожно-транспортное происшествие (ДТП) – это событие, возникшее во время движения транспортного средства и с его участием, которое может повлечь за собой гибель или нанесение увечий людям, повреждение транспортного средства (ТС) или причинение иного материального вреда.

В стране действует дорожная карта в области безопасности дорожного движения.

Факторами риска, способствующими наступлению ДТП являются:

  • нарушение скоростного режима;
  • алкогольное опьянение;
  • выезд на неисправном транспортном средстве (ТС);
  • пренебрежение ремнями безопасности и детскими креслами;
  • усталость водителя;
  • некачественное дорожное покрытие;
  • сложные погодные условия;
  • курение, еда, разговор по мобильному телефону, громкая музыка в салоне, управление электронными устройствами ТС во время его движения;
  • неудобная обувь (на высоком каблуке);
  • намеренное создание ситуации повышенного риска столкновения.

При ДТП человек оказывается в стрессовой ситуации. Это связано с тем, что ДТП является острой ситуацией, которая несет угрозу жизни и здоровью человека. Организм получает психическую травму. Обычно он реагирует на неё стандартными поведенческими реакциями.

Реакция первая. Психомоторное возбуждение

Эта реакция свойственна появлением большого количества быстрых, часто лишних движений, которые совершаются без определенной цели. Появляется тахикардия, артериальное давление повышается, внимание человека нарушено, его речь приобретает характер монолога, темп речи быстрый.

Попавший в ДТП ощущает чувство жажды и голода. Также у него возникает чувство страха от содеянного или произошедшего. Включается чувство самосохранения, которое часто заставляет человека как можно быстрее покинуть опасную территорию, в т.ч. скрыться с места ДТП.

Реакция вторая. Апатия

Вариант поведения при второй реакции прямо противоположен поведению при первой реакции. Реакция проявляется резкой моторной заторможенностью человека; он находится в одной и той же позе. Какая-либо реакция на окружающих отсутствует. Человек не отвечает на вопросы; если начинает говорить, то очень медленно и тихо. Дыхание становится редким и поверхностным (неглубоким), чувства жажды и голода притуплены. Внутри у человека происходит моральное опустошение.

Самостоятельно справиться с такими реакциями невозможно, поэтому нужна квалифицированная медицинская помощь.

Если у участника ДТП наблюдается одна из этих реакций, следует знать несколько простых правил, которые смогут обеспечить безопасность пострадавшего и окружающих:

  • если есть возможность, то нужно дать пострадавшему успокоительное;
  • обязательно вызвать на место ДТП скорую помощь;
  • нужно по мере возможности отвлечь пострадавшего от концентрации на собственных ощущениях вопросами на посторонние темы, например вопросами о его вкусах, хобби и т.д.;
  • при крайне резком поведении пострадавшего и неадекватных поступках с его стороны можно зафиксировать его при помощи подручных средств;
  • после фиксации пострадавшего необходимо следить за частотой его сердечных сокращений и дыханием;
  • необходимо забрать у человека все предметы, которыми он может нанести вред себе или окружающим, или ограничить человеку доступ к таким предметам;
  • необходимо стараться держать пострадавшего в поле зрения постоянно.

Конечно, наступление описанных выше реакций совсем необязательно. Большинство людей справляются с полученной психической травмой, и тут нужно поговорить о том, как вести себя после ДТП.

Несмотря на то, что организм не ответил крайне на полученную психическую травму в виде защитных реакций, описанных выше, стрессовая ситуация всё равно оказывает влияние.

Надеемся, что эти простые правила помогут вам в сложной ситуации.

  1. Окажите первую помощь пострадавшим, при необходимости отвезите пострадавшего в ближайшее медучреждение (если возможна транспортировка).
  2. Вызовите службы быстрого реагирования (МЧС) и «Скорую помощь» на место ДТП, если последствия ДТП являются серьезными.
  3. Вызовите сотрудников ГИБДД или аварийных комиссаров для составления протокола и схемы ДТП.
  4. Никогда не будьте безучастны к происходящему, не доверяйтесь другим людям, даже если эти люди – сотрудники ГИБДД.
  5. Принимайте активное участие во всех действиях, совершаемых на месте ДТП. При возможности сделайте фото-видео фиксацию места ДТП, последствий ДТП, характер повреждений.
  6. Внимательно читайте протокол о дорожно-транспортном происшествии, следите за тем, чтобы там были указаны важные детали: время суток, освещение (если ДТП произошло в темное время суток), метраж тормозного пути, вид тормозного следа, состояние дорожного полотна на месте ДТП, погодные условия, видимость на участке ДТП.
  7. Никогда не подписывайте чистых листов.
  8. Не идите на конфликт с агрессивно настроенным водителем, не спорьте с ним. При попытке такого водителя переместить предметы, относящиеся к ДТП или переместить транспортное средство (даже под благовидным предлогом), ведите видеофиксацию, привлеките внимание проходящих. Будьте готовы к тому, что такой водитель устроит представление во время составления протокола, где будет искажать факты. Сохраняйте спокойствие и помните, что ложь всегда всплывает на поверхность. Грамотно солгать и не быть уличенным во лжи могут только специально подготовленные люди.

Что касается внутреннего состояния, то следите за своим дыханием и частотой сердечных сокращений (ЧСС). Постарайтесь отвлечься от мыслей о ДТП. Попробуйте поговорить с пассажирами или связаться по телефону с родственниками, друзьями и поговорить с ними на отвлеченные темы. Попробуйте сфокусировать работу мозга на чем-либо, например продумывании дальнейших действий после составления протокола. Найдите что-нибудь хорошее в сложившейся ситуации, к примеру, отсутствие жертв или травм. Настройтесь на то, что все будет хорошо. Нужно помнить, что стресс нужно перебороть и минимизировать его действие на организм, и ни в коем случае не поддаваться панике. Будьте внимательны и помните о культуре на дорогах. Бескультурным водителям безопаснее уступить, чем пытаться что-то доказать или тем более чему-то научить.