Беременность  Блоги мам Болезни

Конспект беседы «Сопереживание, сочувствие и безразличие. Уроки доброты - сочувствие Беседа коллективная помощь и сочувствие

"О МИЛОСЕРДИИ"

(беседа)


Цель: усвоение учащимися одного из основных нравственных принципов, которым должны руководствоваться все люди, формирование культуры ведения беседы.
Эпиграф. "Без сострадания, милосердия невозможно жить в мире".

Зигфрид Ленц

    Помнящий добро никогда не сотворит зла. Помоги, раздели беду - и твоя не так давить будет. Радость у кого-то - порадуйся за него. В твоей душе посветлеет. Любите друг друга. Любовь как благодатный дождик, после него даже сквозь самую твердую почву обязательно травка пробьется. Милосердие - готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия.
"Красота светит всем, но не каждому, не каждый в состоянии встретить ее. Но бывает - не красота, а что-то другое лучится в улыбке, в глазах человека, что-то на редкость удивительное, небывало хорошее". Ну что, казалось бы, необыкно-венного сделала ведущая передачи "Основной инстинкт" I телевизионного канала Светлана Сорокина удочерила девочку. А как нам тепло стало от такого сообщения. Как будто на капельку солнца прибавилось в мире!
Сегодня я приглашаю вас к разговору о милосердии.
Как вы понимаете значение слова "милосердие "? Приведите примеры милосердия из прессы, литературы, жизни.

Идет беседа

Вот так много фактов людского участия, щедрости, красоты человеческой души. Милосердие - готовность помочь кому-либо или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия.
Милосердие - традиционная черта россиян. "Вернемся" на столетие назад.
В 1890 - 1894 гг. в России расходовали на дела милосердные за год:
    в Санкт-Петербурге - 1981327 рублей; в Москве - 1813060 рублей; в Одессе - 709863 рубля; в Риге - 504556 рублей.
Невозможно сравнить города те и нынешние, ну и, покупательную способность рубля тоже:
    7- 9 рублей стоила корова; 3 - 5 рублей - костюм тройка; 25- 40 рублей в месяц - зарплата квалифицированного рабочего.
В 1896 году благотворительных обществ, братств, попечительств насчитывалось по всей России 3555.
А сколько их интересно сегодня? Кому они помогают?

Идет беседа

В тяжелые годы Великой Отечественной войны, в голодной окопной жизни было исключено, чтобы при виде раненого пройти мимо. Помогали, тащили на себе, подвозили.

Обсуждение видеофрагмента

Демонстрируется фрагмент видеофильма

"Фронтовой санбат".


И после войны самые добрые, самые горячие чувства взаимопомощи, взаимообязанности сохранялись. Люди делились всем. Тысячи детей, оставшихся без родителей, были усыновлены и удочерены.
Но вот беда - все чаще мы видим в современной жизни совсем другое. Около 500 тыс. брошенных детей при живых родителях - результат жестокости и эгоизма. Человек считает воз-можным пройти мимо упавшего, пострадавшего, лежащего на земле.

Чтение и обсуждение статьи

(Ю.Владимирова "Жестокие игры" из газеты "Новый мир" от 26 июня 2004 г. или С.Березиной "Месть стаи" из журнала "Воспитание школьников" № 2, 1996 г.)
    Почему мог произойти такой случай? Откуда же в людях равнодушие? Почему бездушие, жестокость стали нормальными? Почему утрачивается чувство милосердия?
Милосердие убывало не случайно. Во времена раскулачивания, в тяжкие годы массовых репрессий никому не позволяли оказывать помощь семьям пострадавших, нельзя было приютить детей арестованных, сосланных. Людей заставляли высказывать одобрение смертным приговорам. Даже сочувствие невинно арестованным запрещалось. Чувства, подобные милосердию, рассматривались как подозрительные, а то и преступные.

Обсуждение гл. 6-8 повести

Б.Васильева "Завтра была война"

(Отец Вики Люберецкой арестован. Намечено собрание, которое должно решить комсомольскую судьбу дочери "врага народа". Вика не может отказаться от отца. Молчаливое сочувст-вие девочке со стороны большинства учителей, директора, од-ноклассников, но не всех. Смерть Вики Люберецкой.)
Милосердие, действительно, могло мешать беззаконию, жестокости, оно мешало сажать, оговаривать, нарушать закон-ность, избивать, уничтожать. Порой зародыш жестокости бывает таким микроскопич-ным, что его подчас очень трудно разглядеть. "- Ну, побей, по-бей бабушку, - говорит с умилением старая женщина трехлет-нему крепышу. - Ух, какой ты у нас сильный - пресильный, смотри как бабушке больно!" И такими невинными забавами внушается ребенку мысль, что причинять боль другому забавно и что в этом твоя сила, которой окружающие восхищаются.
Термин "милосердие" несколько не популярен сегодня. "Сестра милосердия", "Брат милосердия" в словаре даны как устаревшие сочетания слов.
- Нужно ли милосердие сегодня?

Идет беседа

Изъять милосердие - значит лишить человека одного из важнейших проявлений нравственности. Подлинное милосердие бескорыстно.
Однажды замечательного хирурга, изобретателя принципиально новых аппаратов для излечения травматизма доктора Г.А. Илизарова спросили: "Вы так много работаете для других, а когда же вы работаете для себя?" Врач - целитель страшно удивился: "Живу так, а не иначе, не потому что должен, а потому, что хочу помочь большему количеству людей".
Трагедия в городе Беслане в сентябре 2004 года показала яркие примеры самопожертвования во имя жизни другого чело-века. 18 учителей погибли от пуль озверевших террористов, спасая школьников. Среди них 74-летний учитель физкультуры Иван Константинович Канидзе, спасший 30 детей и получивший в спину 3 пули. Страшное бедствие всколыхнуло людей, вызвало самые добрые чувства, помощь пострадавшим оказывали все народы России. Сдавали кровь, перечисляли деньги, приносили вещи, игрушки детям.
Террористические акты, наводнения, землетрясения - это аварийные ситуации.
- Нужно ли милосердие в нормальной, повседневной жизни? - Нужно ли помогать пожилым, больным, бедным людям?
Идет беседа
Действительно, куда чаще милосердие и сочувствие требуются в нормальной, повседневной жизни. В нашей стране есть много людей, которым необходимо простейшее чувство сострадания и милосердия. Это пожилые люди, больные, бедные, нуждающиеся в помощи. Для них очень важно неформальное, деликатное участие.
В стихотворении "Памятник" А.С. Пушкин подводит итог своей поэзии:

И долго буду тем любезен я народу,

Что чувства добрые я лирой пробуждал,

Что в мой жестокий век восславил я свободу

И милость к падшим призывал.


Как бы ни трактовали последнюю строку, в любом случае, она есть прямой призыв к милосердию.
Этот пушкинский завет пронизывает творчество Н.В. Гоголя, И.С. Тургенева, Н.А. Некрасова, Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого, современного прозаика Г. Гальего. Эти писатели обращались к героям униженным и несчастным, падшим, таким, как Сонечка Мармеладова, Катюша Маслова.
    Как вы считаете, нужно ли приносить себя в жертву ради помощи другим людям? А можно ли приносить в жертву одних людей ради помощи другим? Нужно ли проявлять милосердие к "падшим" людям: бомжам, пьяницам, наркоманам…?

Идет беседа

Цели : усвоение учащимися одного из основных нравственных принципов, которым должны руководствоваться все люди; формирование культуры ведения беседы.

Эпиграф:

Без сострадания, милосердия

невозможно жить в мире.

Зигфрид Ленц

Помнящий добро никогда не сотворит зла.

Помоги, раздели беду - и твоя не так давить будет.

Радость у кого-то - порадуйся за него, в твоей душе посветлеет.

Любите друг друга. Любовь как благодатный дождик, после него даже сквозь самую твердую почву обязательно травка пробьется.

Милосердие - готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия.

Ход беседы

1. Вступительное слово ведущего.

Ведущий (учитель). «Красота светит всем, но не каждому, не каждый в состоянии встретить ее. Но бывает не красота, а что-то другое лучится в улыбке, в глазах человека, что-то на редкость удивительное, небывало хорошее». Ну что, казалось бы, необыкновенного сделала ведущая передачи «Основной инстинкт» 1-го телевизионного канала Светлана Сорокина - удочерила девочку?! А как нам тепло стало от такого сообщения. Как будто на капельку солнца прибавилось в мире!

Сегодня я приглашаю вас к разговору о милосердии.

2. Сообщения о фактах милосердия и об организациях, занимающихся благотворительностью.

Как вы погашаете значение слова «милосердие»?

Приведите примеры милосердия из прессы, литературы, жизни.

Ведущий. Вот так много фактов людского участия, щедрости, красоты человеческой души. Милосердие - готовность помочь кому-либо или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия. Милосердие - традиционная черта россиян.

«Вернемся» на столетие назад. Вот некоторые факты.

В 1890-1894 гг. в России расходовали на дела милосердные за год:

В Санкт-Петербурге - 1981327 рублей;

В Москве - 1813060 рублей;

В Одессе - 709863. рубля;

В Риге - 504556 рублей.

Невозможно сравнить города те и нынешние, ну и, покупательную способность рубля тоже:

7-9 рублей стоила корова;

3-5 рублей - костюм тройка;

25-40 рублей в месяц - зарплата квалифицированного рабочего.

В 1896 году благотворительных обществ, братств, попечительств насчитывалось по всей России 3555.

А сколько их, интересно, сегодня?

Кому они помогают?

Учащиеся рассуждают, приводят примеры.

3. Обсуждение видеофрагмента о помощи и взаимовыручке на войне.

Ведущий. В тяжелые годы Великой Отечественной войны, особенно в голодной окопной жизни было исключено, чтобы при виде раненого пройти мимо. Помогали, тащили на себе, подвозили.

Демонстрируется фрагмент видеофильма «Фронтовой санбат».

Учащиеся рассуждают.

4. Чтение и обсуждение статьи или книги на тему равнодушия и жестокости в обществе.

Ведущий. И после войны самые добрые, самые горячие чувства взаимопомощи, взаимообязанности сохранялись. Люди делились всем. Тысячи детей, оставшихся без родителей, были усыновлены и удочерены.

Но вот беда - все чаще мы видим в современной жизни совсем другое. Около 500 тыс. брошенных детей при живых родителях - результат жестокости и эгоизма. Человек считает возможным пройти мимо упавшего, пострадавшего, лежащего на земле.

Учитель (ученик-помощник) читает статью о проявлении равнодушия.

Почему мог произойти такой случай?

Откуда же в людях равнодушие?

Почему бездушие, жестокость спиши нормальными?

Почему утрачивается чувство милосердия?

Ученики рассуждают.

Ведущий . Милосердие убывало не случайно. Во времена раскулачивания, в тяжкие годы массовых репрессий никому не позволяли оказывать помощь семьям пострадавших, нельзя было приютить детей арестованных, сосланных. Людей заставляли высказывать одобрение смертным приговорам. Даже сочувствие невинно арестованным запрещалось. Чувства, подобные милосердию, рассматривались как подозрительные, а то и преступные.

Ученики обсуждают главы 6—8 повести Б. Васильева «Завтра была война». (Отец Вики Люберецкой арестован. Намечено собрание, которое должно решить комсомольскую судьбу дочери «врага народа». Вика не может отказаться от отца. Молчаливое сочувствие девочке со стороны большинства учителей, директора. одноклассников, но не всех. Смерть Вики Люберецкой.)

5. Обсуждение вопроса, можно ли быть милосердным в повседневной жизни.

Ведущий . Милосердие, действительно, могло мешать беззаконию, жестокости, оно мешало сажать, оговаривать, нарушать законность, избивать, уничтожать.

Зародыш жестокости бывает таким микроскопичным, что его подчас очень трудно разглядеть. «- Ну, побей, побей бабушку, - говорит с умилением старая женщина трехлетнему крепышу. - Ух, какой ты у нас сильный-пресильный, смотри, как бабушке больно!» И такими невинными действиями внушается ребенку мысль, что причинять боль другому забавно и что в этом твоя сила, которой окружающие восхищаются.

Термин «милосердие» непопулярен сегодня. «Сестра милосердия», «брат милосердия» в словаре даны как устаревшие сочетания слов.

Нужно ли милосердие сегодня?

Ученики рассуждают.

Ведущий. Изъять милосердие - значит лишить человека одного из важнейших проявлений нравственности. Подлинное милосердие бескорыстно.

Однажды замечательного хирурга, изобретателя принципиально новых аппаратов для излечения травматизма доктора Г. А. Илизарова спросили: «Вы так много работаете для других, а когда же вы работаете для себя?» Врач-целитель страшно удивился: «Живу так, а не иначе, не потому, что должен, а потому, что хочу помочь большему количеству людей».

Трагедия в городе Беслане в сентябре 2004 года показала яркие примеры самопожертвования во имя жизни другого человека. 18 учителей погибли от пуль озверевших террористов, спасая школьников. Среди них 74-летний учитель физкультуры Иван Константинович Канидзе, спасший 30 детей и получивший в спину 3 пули. Страшное бедствие всколыхнуло людей, вызвало самые добрые чувства, помощь пострадавшим оказывали все народы России. Сдавали кровь, перечисляли деньги, приносили вещи, игрушки детям.

6. Обсуждение вопроса, нужно ли приносить себя в жертву ради других людей.

Ведущий. Террористические акты, наводнения, землетрясения - это аварийные ситуации.

Нужно ли милосердие в нормальной, повседневной жизни?

Нужно ли помогать пожилым, больным, бедным людям?

Ученики рассуждают.

Ведущий . Действительно, куда чаще милосердие и сочувствие требуются в нормальной, повседневной жизни. В нашей стране есть много людей, которым необходимо простейшее чувство сострадания и милосердие. Это пожилые люди, больные, бедные, нуждающиеся в помощи. Для них очень важно неформальное, деликатное участие.

В стихотворении «Памятник» (1836) А. С. Пушкин написал такие слова:

И долго буду тем любезен я народу, Что чувства добрые я лирой пробуждал, Что в мой жестокий век восславил я свободу И милость к падшим призывал.

Как бы ни трактовали последнюю строку, в любом случае, она есть прямой призыв к милосердию.

Этот пушкинский завет пронизывает творчество П. В. Гоголя, И. С. Тургенева, Н. А. Некрасова, Ф. М. Достоевского, Л. Н. Толстого, А. П. Чехова и современных прозаиков. Эти писатели обращались к героям униженным и несчастным, падшим, таким как Сонечка Мармеладова, Катюша Маслова и др.

Как вы считаете, нужно ли приносить себя в жертву ради помощи другим людям?

А можно ли приносить в жертву одних люден ради помощи другим?

Нужно ли проявлять милосердие к «падшим» людям: бомжам, пьяницам, наркоманам?

Ученики рассуждают.

7. Заключительное слово ведущего.

Ведущий. Делайте людям добро, а не зло, разделяйте с ними и радость и беду, любите, уважайте друг друга, будьте готовыми прийти на помощь в любую минуту, умейте прощать из сострадания, человеколюбия.

Милосердие - это нераздельное слияние чувства и поступка. Будем же милосердными!

Тема урока: «Милосердие и сострадание».

Тип урока: урок-беседа

Продолжительность: 45 минут

Предмет(ы): Внеклассная работа

Литературное чтение

Формы обучения: общеклассные, групповые

Основные дидактические принципы:

1. связь обучения с жизнью;

2. доступность;

3. наглядность;

4. активность,

5. самостоятельность.

Методы и приёмы: художественное слово.

Воспитание в детях человечности, сострадания, милосердия, умения прийти на помощь.

Образовательные:

содействовать развитию умения анализировать художественное произведение;

создать условия для осознания и осмысления идейного содержания прозы.

Развивающие:

содействовать развитию речевой деятельности;

содействовать развитию эмоционально-образного и аналитического мышления;

содействовать обогащению словарного запаса.

Воспитательные:

познакомить с понятиями «милосердие» и «сострадание»;

развивать желание совершать добрые поступки;

содействовать воспитанию доброты, внимательного отношения к людям;

ХОД УРОКА

I. Организация класса на начало урока

1. Введение в тему.

Ребята, какие качества вы больше всего цените в людях? Акакие качества вам не нравятся? Запишите в таблицу на листочках.

Значит, о чем же мы будем вести разговор на сегодняшнем уроке?

Правильно о милосердии, доброжелательности в людях. Тема нашего занятия «Милосердие и сострадание»

Однажды учёные спросили многих людей: скажите, пожалуйста, каким характером вы бы хотели обладать?

Большинство ответило: «Я хотел бы быть твёрдым, решительным»

А вы? (вопрос к ребятам?)

Тогда спросили людей: «А какими вы хотели бы видеть других?»

И почти все ответили: добрыми, милосердными.

А вы? (вопрос к ребятам?)

Но вот беда – все чаще мы видим в современной жизни совсем другое. Около 500 тысяч брошенных детей при живых родителях – результат жестокости и эгоизма. Человек считает возможным пройти мимо упавшего, пострадавшего, лежащего на земле, как будто это стало делом привычным.

2. Чтение и обсуждение статьи из газеты «Никто не помог...»

Назовите действующих лиц.

Почему в названии многоточие? (Произошла трагедия, смерть)

Почему произошла трагедия?

Кто виновен?

3. Работа с таблицей:


Мог, но не помог...

Кому я помогу?


III. ОСМЫСЛЕНИЕ


Чтение и анализ произведения Александра Викторовича Костюнина

(эссе «Сострадание»)

Напомню тебе один случай, который произошёл на твоих глазах в детстве.

Ты зашёл к своему сверстнику в гости. На кухне сидела его старенькая бабушка. Она психически больна. Несмотря на свой недуг, это была сама доброта и труженица, каких поискать. Чтобы чем-то помочь взрослой дочери по хозяйству, она бралась за любую работу. И хотя посуду после неё принято было перемывать, она старалась как могла. Зато связать носки, соткать половик – мастерица. Вот и на этот раз, сидя на кухне, она вязала носки любимому внуку. Самому дорогому ей человеку!

Его приход из школы – для неё тихая светлая радость…

Родным ей был карельский язык – язык малочисленного исчезающего народа. Нас очень смешило, когда на непонятном наречии она тихонько молилась, а на русском пела непристойные частушки.

Твой друг стыдился своей бабушки.

Досада накапливалась.

Когда вы разделись и прошли на кухню, она прервала своё . Открытая улыбка осветила её лицо. Поверх очков на внука смотрели излучающие доброту глаза. Натруженные руки с вязальными спицами расслабленно опустились на заштопанный передник. И вдруг… клубок шерстяных ниток озорно, как живой, выскочил из неуверенных рук, разматываясь и уменьшаясь.

ОПИСАНИЕ ДЕЙСТВИЙ ОПИСАНИЕ ДЕЙСТВИЙ ОПИСАНИЕ ДЕЙСТВИЙ

(глагол) (глагол) (глагол)

Фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме

Синоним из одного слова, который повторяет суть темы

И в завершении урока я вам советую: вечером, перед тем, как уснуть, подумайте: кого я сегодня простил? Чего от меня стало сегодня в мире больше – злобы или милости?

Литература:

1. , Рубцова беседы с подростками. – М., 1987г.

2. , Конникова формирование личности школьника в коллективе. – М., 1987г.

3. Волченко и зло как этические категории. М., 1975

4. Даль словарь живого великорусского языка.

5 , Сборник произведений, Петрозаводск, 2011 г.

6. Макаренко, мужество, целеустремленность. – М., 1987г.

7. , Байбородова воспитательного процесса в школе. – М., 2001 г.

8. Сухомлинский педагогические сочинения. – М., 1980г.

9. Школьный философский словарь/ , и др. М. 1995

www.dorogadomoj.com

www.fun-funny.ru

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Доброта и милосердие спасут мир

Доброта - отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим. (словарь Ожегова)

Милосердие – готовность из сострадания оказать помощь тому, кто в ней нуждается. (Большой толковый словарь русского языка)

В жизни по-разному можно жить: В горе можно. И в радости. Вовремя есть, вовремя пить, Вовремя делать гадости. А можно и так: На рассвете встать И, помышляя о чуде, Рукой обнаженной солнце достать И подарить его людям Сергей Островой

Солнце спрятано в каждом, надо помочь ему вспыхнуть!

Спасибо за внимание!

Предварительный просмотр:

Беседа «Доброта и милосердие спасут мир»

Цель: Создать условия для обращения к собственным чувствам, развития внимания к окружающим людям, умения учитывать интересы других.

Задачи:

  1. Продолжить развитие внимания, эмпатии, умения чувствовать настроение другого и описывать его.
  2. Создание положительного эмоционального фона.
  3. Создание условий для позитивного отношения к окружающим.

Оборудование и оформление: АРМ, бумага, ручки, фломастеры, магниты и магнитная доска, высказывания о доброте и милосердии.

Возраст детей - 6-8 класс.

Дети рассаживаются за 4 стола.

Этапы

беседы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Показ притчи «Всё оставляет след»

Считаю нецелесообразным обсуждать проблему, поднимаемую в притче, т.к. выводы сформулированы в видеосюжете.

Просмотр притчи «Всё оставляет след»

Очень часто мы забываем, или даже не подозреваем, как слово может ранить человека.

Помните, как сказал поэт Вадим Шефнер

Словом можно убить,

Словом можно спасти,

Словом можно полки

За собой повести!

…..

Итак, тема нашей беседы «Доброта и милосердие спасут мир»

На экране слайд 1 с названием.

Два ключевых слова нашей беседы «доброта» и «милосердие».

Как вы понимаете, что такое доброта? (1 и 2 стол)

Что такое милосердие? (3 и 4 стол)

Учитель демонстрирует ответы слов «доброта» и «милосердие», взятые из словарей. (слайды 2 и 3)

На обсуждение 2-3 минуты.

Дети высказывают свои предположения. Возможные варианты ответов (обычно для обоих слов ответы схожи): это сочувствие, сострадание, желание помочь в трудную минуту, любовь, толерантность и др.

Дети сравнивают значения слов доброта и милосердие.

А теперь прошу вас закончить предложения

Добрый человек - это тот …. (1 и 2 стол)

Милосердный человек - это тот … (3 и 4 стол)

(раздаются заготовки с началом предложений)

(Приложение 1)

На обсуждение и написание ответа 2-3 минуты. Затем дети зачитывают свои ответы. Возможные варианты ответов (оба предложения дети, как правило, заканчивают похоже): это человек, способный прийти на помощь в трудную минуту, внимательный, отзывчивый, и т.д.)

У вас у каждого есть пословицы о доброте. Прошу вас по очереди зачитать их. (приложение 2)

На пословице «Злой не верит, что есть добрый» остановимся подробнее. Прошу вас высказаться, как вы понимаете значение этой пословицы?

Учащиеся зачитывают пословицы.

Учащиеся высказывают свои предположения. По высказываниям учитель понимает глубину восприятия отдельными учащимися проблемы.

Учитель подводит итог: Добрый человек замечает в других прежде всего хорошее, а злой - плохое.

Сейчас я прочту вам притчу. А вы подумайте, что мог ответить мудрец своему ученику?

Учитель зачитывает притчу.

Мудрец и ученик сидят у ворот своего города. Подходит путник и спрашивает: «Что за люди живут в этом городе?» «А кто живет там, откуда ты пришел?» - спрашивает мудрец. «Ох, грубые, злые, недобрые люди», - отвечает путник. «Здесь увидишь то же самое», - ответил мудрец.
Через некоторое время подошел другой путник и тоже спросил, «Что за народ в этом городе?». «А кто живет там, откуда ты пришел?» - спросил мудрец. «Прекрасные люди, добрые и отзывчивые», - ответил путник. «Здесь ты найдешь таких же», - сказал мудрец.
«Почему ты одному сказал, что здесь живут плохие, а другому - хорошие люди?» - спросил мудреца ученик.
Мудрец ответил: ……..


Настоящее окончание притчи. Ответ мудреца:
"Везде есть и хорошие люди, и плохие. Просто каждый находит только то, что умеет искать ".

Дети обсуждают варианты ответов. О глубине понимания учитель сможет судить по тому окончанию, которое учащиеся творчески домысливают.

Жизнь человеку дается только один раз и нужно ее прожить так, чтобы не было разочарований от прожитого дня, месяца, года. Каждый из вас хочет быть счастливым. Народная мудрость гласит “Счастья достигает тот, кто стремится сделать счастливым других”. Если хочешь, чтобы люди к тебе хорошо относились, значит, ты сам должен относиться к ним хорошо. Сегодня мы с вами постараемся разобраться с том, какие же качества должен воспитывать в себе человек, чтобы стать счастливым и изменить мир в лучшую сторону. Как вы считаете, чтобы к нам хорошо относились, какие качества мы должны в себе воспитать?

На столы учащимся выдаются большие листы бумаги и маркеры (или фломастеры). Дети на листах бумаги пишут свои варианты ответов, которые затем вывешивают на доске. Возможные варианты ответов: честность, внимание, умение слушать, сострадание, чуткость, помогать старшим, больным и немощным и др.

Качества, которые вы перечислили, украшают любого человека. Доброта слабых делает сильными, сильных великодушными, а весь мир чище и ярче. Именно поэтому самым ценным в человеке является доброе сердце и добрые поступки.
Как вы думаете, а с чего вы можете начать свой путь добрых поступков, милосердных решений?

Предлагается разграничить список добрых дел:

1 стол - по отношению к близким людям (членам семьи);

2 стол - по отношению к одноклассникам;

3 стол - по отношению к старым людям;

4 стол - по отношению к природе.

Возможные варианты ответов: помощь родителям, бабушкам и дедушкам, ухаживать за младшими, сходить в магазин, в аптеку за лекарством, беречь и восстанавливать природу и др.

Дети зачитывают свои варианты ответов.

Учитель подводит итоги. На доске выражения, напечатанные на листах бумаги и закреплённые на магниты.

Добрые сердца - сады.

Добрые мысли - цветы.

Добрые слова - корни.

Добрые дела - плоды.

Он просит детей выстроить логическую цепочку.

После ответов учащихся, учитель просит дома завести дневник добрых дел, куда дети будут записывать все свои хорошие дела и поступки.

Дети выстраивают правильный ответ.

Добрые слова - корни.

Добрые мысли - цветы.

Добрые дела - плоды.

Добрые сердца - сады.

Комментируют свою цепочку.

Закончить нашу беседу я хочу стихотворением Сергея Острового (слайд 4)

В жизни по-разному можно жить:

В горе можно. И в радости,

Вовремя есть и вовремя пить,

Вовремя делать гадости.

А можно так:

На рассвете встать

И, помышляя о чуде,

Рукой обнажённой солнце достать

И подарить его людям.

Я желаю вам солнечного дня, солнечного настроения и добрых людей вокруг.

(слайд 5)

В конце разговора, я прошу вас заполнить анкеты. (приложение 3)

Спасибо за ответы.

Дети заполняют анкеты.

Приложение 1

Приложение 2

  1. «Доброе слово лечит, злое калечит»
  1. Злой не верит, что есть добрый
  1. “Добрая слава лежит, а худая бежит”
  1. Добрые вести прибавят чести.
  1. Кто любит добрые дела, тому и жизнь мила.
  1. Делай другим добро - будешь сам без беды.
  1. Доброе дело питает и душу и тело.
  1. Добрый человек в добре живет век.
  1. Худо тому, кто добра не творит никому.
  1. Чего не сделаешь силком, того добьешься добром.
  1. Добрые умирают да дела их живут.
  1. Красота до вечера, а доброта навеки.
  1. Живи добрее, будешь всем милее.

Приложение 3

Ответьте, пожалуйста, на вопросы. (Обведите ответ)

  1. Тема разговора актуальна. После беседы мне захотелось глубоко проанализировать своё отношении к людям.
  2. Тема разговора не очень актуальна. Вопросы, обсуждаемые в беседе, мне не совсем понятны.
  3. Тема разговора меня вообще не заинтересовала.

Спасибо за ответы!

Ответьте, пожалуйста, на вопросы. (Обведите ответ)

  1. Тема разговора актуальна. После беседы мне захотелось глубоко проанализировать своё отношении к людям.
  2. Тема разговора не очень актуальна. Вопросы, обсуждаемые в беседе, мне не совсем понятны.
  3. Тема разговора меня вообще не заинтересовала.

Спасибо за ответы!

Ответьте, пожалуйста, на вопросы. (Обведите ответ)

  1. Тема разговора актуальна. После беседы мне захотелось глубоко проанализировать своё отношении к людям.
  2. Тема разговора не очень актуальна. Вопросы, обсуждаемые в беседе, мне не совсем понятны.
  3. Тема разговора меня вообще не заинтересовала.

Спасибо за ответы!

Ответьте, пожалуйста, на вопросы. (Обведите ответ)

  1. Тема разговора актуальна. После беседы мне захотелось глубоко проанализировать своё отношении к людям.
  2. Тема разговора не очень актуальна. Вопросы, обсуждаемые в беседе, мне не совсем понятны.
  3. Тема разговора меня вообще не заинтересовала.

Спасибо за ответы!

Ответьте, пожалуйста, на вопросы. (Обведите ответ)

  1. Тема разговора актуальна. После беседы мне захотелось глубоко проанализировать своё отношении к людям.
  2. Тема разговора не очень актуальна. Вопросы, обсуждаемые в беседе, мне не совсем понятны.
  3. Тема разговора меня вообще не заинтересовала.

Спасибо за ответы!