Беременность  Блоги мам Болезни

Оформление стенда психолога в доу. Оформление психологических уголков в детском саду

Организация психологических уголков в группе детского сада

В наше неспокойное время кризисов и социальных перемен появляется все больше детей, нуждающихся в психологической поддержке. Это дети с нарушениями поведения, различными неврологическими отклонениями.

Все мы знаем, что исправлять проблемы, лечить неврологические нарушения очень сложно, иногда на это уходят годы, а то и вся жизнь. Поэтому в своей работе большое внимание мы уделяем именно профилактике психологических нарушений.

На практике все психологи сталкиваются с тем, что их старания, какими бы они усердными ни были, без поддержки воспитателей и в первую очередь родителей, к сожалению, не достигают положительного результата. Поэтому мы уделяем большое внимание повышению психологической грамотности родителей и воспитателей.

Для родителей помимо традиционной наглядной информации, различных выступлений на родительских собраниях, многочисленных индивидуальных консультаций, мы проводим совместные детско-родительские тренинги, на которых родители учатся общаться со своими детьми и не просто общаться, а лучше понимать и любить их и себя.

Чтобы расширить возможность профилактической работы с детьми, мы решили организовать психологические уголки в каждой возрастной группе. Психологический уголок - реальный инструмент в руках воспитателя для действенной психологической поддержки детей в течение дня.

При подборе материала для психологических уголков мы учитывали потребности детей. Кому-то хочется отдохнуть от детского коллектива , подумать о маме, посидеть в тишине, кто-то нуждается в психоэмоциональной разгрузке, какой-то ребенок агрессивен и ему надо помочь выплеснуть агрессию так, чтобы не навредить другим детям и не держать ее в себе. Ведь сдерживание агрессии, эмоционального напряжения приводит к различным расстройствам ЦНС. Поэтому перед нами стояла задача - обучить детей приемлемым формам выражения агрессии и создать для этого все условия. Таким образом, в уголке получилась зона для релаксации и саморегуляции, куда вошли следующие материалы:

Уголок для уединения

Кресло-капелька или мягкая мебель. Фотоальбомы с групповыми и семейными фотографиями;

Телефон «Позвони маме». Ребенок может «позвонить маме» и поговорить с ней;

Груша для битья, биты, поролоновые подушки. Когда ребенок дерется, мы объясняем ему, что бить детей - это плохо, им больно и обидно, а вот побить грушу для битья или подушку очень даже можно;

Мишени, мешочки с крупой для метания, что является одним из приемов выражения агрессии;

Набор бумаги для разрывания;

Коврик злости. Наши дети знают, что если они злятся, нужно потопать по коврику и злость пройдет;

Стаканчики для крика. Если ребенок на кого-то злится или обижен, он может высказать свою обиду в стаканчик и ему станет легче;

Стул для размышлений служит для того, чтобы, сидя на нем не более 5 мин, ребенок мог вспомнить забытые им правила поведения. Например, что игрушки мы не отнимаем, а ждем, когда другой ребенок ее положит на место после того, как поиграет, и т. д. Самое главное - стул не должен быть наказанием для детей;

Волшебный пластилинчик. Дети катают, отщипывают, мнут пластилин, что тоже помогает успокоиться;

Шарики-«болики» помогут детям упражняться в регулировании дыхания. Держа шарики в ладошках, мы дышим на них, согреваем их своим теплым дыханием;

Дидактическая игра «Собери бусы»;

Цветные клубочки пряжи разного размера. Разматывая и сматывая клубочки, дети овладевают приемом саморегуляции;

Массажные мячи-«ежики». Мы обучаем детей разным способам катания мячиков в ладошках, по внешней и внутренней стороне рук. Такая игра с «ежиком» помогает ребенку снять мышечное напряжение и успокоиться;

Мешочки настроений. Если у ребенка плохое настроение, он может «положить» его в «грустный» мешочек, а из «веселого» мешочка «взять» хорошее настроение. И с помощью приемов самомассажа - растирания ладонью грудной клетки ребенок улучшает свое настроение.

В каждой группе есть дети с заниженной самооценкой. Поэтому у нас в уголках есть коробочки добрых дел, куда дети складывают «зерна добра», полученные от воспитателя за свершенное доброе дело, будь то поднесенный стул для девочки или помощь товарищу при одевании и другие хорошие поступки. Воспитатели вместе с детьми в конце недели подводят итоги, и фотографии детей, у которых больше всех «зерен добра», попадают на «Дерево добра» - своеобразную доску почета. Это помогает повысить уровень самооценки у неуверенных в себе детей, воспитывает такие нравственные качества, как взаимовыручка, доброта, отзывчивость.

Очень важна проблема общения детей, их умение понимать друг друга, различать настроение своего товарища, приходить на помощь и др. Поэтому в зоне коммуникативного развития у нас есть игры, направленные на формирование навыков общения и взаимодействия, а также на эмоциональное развитие:

Игры «Эмоциональный цветок» и «Кубик настроения» учат детей распознавать свое эмоциональное состояние и отражать его в мимике и жестах;

- «Коврик дружбы» и «Коробочка для примирения» помогают поссорившимся детям в забавной форме помириться друг с другом и после такого примирения дети ссорятся гораздо реже;

Стенд «Мое настроение». Утром и в течение дня ребенок может с помощью эмоциональных картинок показать свое настроение. Благодаря этому воспитателю легче найти подход к грустному, расстроенному ребенку и оказать ему поддержку;

Парные наклейки помогут детям разделиться на пары, если с этим возникла проблема.

Так, в психологическом уголке получились три зоны:

Саморегуляции и релаксации;

Для повышения самооценки;

Развития коммуникативных навыков и эмоциональной сферы.

А чтобы заинтересовать воспитателей, мы с администрацией решили провести смотр-конкурс психологических уголков и простимулировать его не только благодарностями, но и материально.

Было разработано положение смотра-конкурса с прописанными в нем условиями его проведения, указаны члены жюри и критерии, по которым будут оцениваться уголки. Среди критериев выделены следующие:

Наличие материала по зонам;

Эстетичность и оригинальность оформления;

Целесообразность использования;

Хочется отметить, что эта идея привлекла внимание воспитателей и все приняли самое активное участие.

В жюри вошли: заведующий, педагог-психолог, старший воспитатель и два воспитателя.

Во время организации конкурса мы столкнулись с рядом проблем. Во-первых, где взять место для этого уголка. Как его расположить. Решали индивидуально по каждой группе.

Воспитатели проявили свое творчество, отнеслись с пониманием. В некоторых группах уголки расположили в спальне, в одной группе сделали складной уголок, где-то зоны разнесли в разные места.

Во-вторых, где взять средства? Воспитатели многое делали сами. Большую помощь оказали родители. Что-то делали своими руками, что-то приносили из дома.

Во время конкурса самой трудной задачей для жюри стало определение победителей. В каждой группе имелась какая-то своя изюминка. Поэтому первое место было одно, а вторых и третьих по два.

Победители награждались денежной премией и грамотами. Всех остальных участников конкурса поименно мы отметили благодарственными листами, подчеркнув индивидуальность каждого уголка.

Прошло только несколько месяцев с тех пор, как заработали наши психологические уголки, но положительный результат налицо. Теперь у детей есть возможность по мере необходимости снять агрессивное состояние, психоэмоциональное напряжение, усталость, успокоиться, повысить настроение. Кроме того, игры из психологического уголка помогают детям распознавать свое эмоциональное состояние, анализировать его. Дети обучаются приемам саморегуляции, приемлемым формам выражения агрессии, навыкам коммуникативного взаимодействия.

У многих детей повысилась самооценка, снизились агрессивность , раздражительность. Они стали более дружелюбными, помогают друг другу.

А у воспитателей теперь есть возможность грамотно и вовремя помочь детям и предоставить альтернативу «плохому поведению

https://pandia.ru/text/79/219/images/image002_20.jpg" width="229" height="304 src="> https://pandia.ru/text/79/219/images/image004_7.jpg" width="236" height="292">














Включить эффекты

1 из 14

Отключить эффекты

Смотреть похожие

Код для вставки

ВКонтакте

Одноклассники

Телеграм

Рецензии

Добавить свою рецензию


Аннотация к презентации

Презентация на тему "Психологический уголок в группе детского сада" помогает снять психоэмоциональное напряжение, помочь успеваемости, снять агрессивное состояние, повысить настроение. В презентации приведены фотографии оснащения психологического уголка.

  1. Примеры устройства такого уголка
  2. Оснащение – специальные подушки, коврики и т.п.
  3. Приспособления для дыхательной гимнастики
  4. Формы психомышечной гимнастики
  5. Обучение детей безопасному проявлению гнева
  6. Психогимнастику для педагогов, которые часто не меньше детей нуждаются в психологической помощи и поддержке

    Формат

    pptx (powerpoint)

    Количество слайдов

    Гачевская Н.А.

    Слова

    Конспект

    Присутствует

    Предназначение

    • Для проведения урока учителем

Слайд 1

Подготовила педагог-психолог ГБДОУ № 130 Невского района Санкт-Петербурга, Гачевская Н.А.

Слайд 2

Всем известно, что дети дошкольного возраста особо эмоциональны и впечатлительны. Они легко подхватывают сильные, как положительные, так и отрицательные эмоции окружающих их людей. Во многом реакция на обстановку вокруг у детей зависит от создания педагогом у них чувства уверенности и поддержки, внутренней безопасности и свободы. Это зависит еще и от его доброжелательности, принятия детей такими, какие они есть, умение быть для них партнером и товарищем.

Слайд 3

Ребёнок, находясь в детском саду, испытывает на себе множество стрессовых факторов:

Утреннее расставание с родителями;
- большое количество детей в группе;
- жёстко регламентированный и насыщенный распорядок дня (много занятий и мероприятий, мало свободного времени для спонтанного взаимодействия со сверстниками);
- необходимость постоянно подчиняться требованиям и указаниям воспитателя;
- низкий уровень саморегуляции и коммуникативных навыков (в силу возраста и малого жизненного опыта).

Слайд 4

Задачи психологического уголка в группе:

  • снять психоэмоциональное напряжение, усталость;
  • помочь успокоиться;
  • снять агрессивное состояние;
  • повысить настроение.
  • Слайд 5

    Оснащение психологического уголка

    • Место для уединения
  • Слайд 6

    Подушки:

    • «Подружки» для примирения
    • «Колотушки»

    Когда ребенок дерется, нужно объяснить ему, что бить детей - это плохо, им больно и обидно, а вот побить подушку очень даже можно.

    Слайд 7

    Массажные мячики, разноцветные клубочки, пластилин помогают снять мышечное напряжение и успокоиться. С их помощью дети овладевают приёмами саморегуляции.

    Слайд 8

    • Мешочки с крупой для метания, мишени тоже являются способом безопасного проявления агрессии.
    • Коврик для злости. Дети знают, что если они злятся, нужно потопать по коврику и злость пройдет.
    • Ведёрко для страхов. Дети рисуют свои страхи и избавляются от них, выбрасывая их в ведерко.
    • Банки, стаканы для крика. Если ребенок на кого-то злится или обижен, он может высказать свою обиду в стаканчик и ему станет легче.
  • Слайд 9

    Пиктограммы с разными настроениями

    Утром и в течение дня ребенок может с помощью эмоциональных картинок показать свое настроение. Благодаря этому воспитателю легче найти подход к грустному, расстроенному ребенку и оказать ему поддержку. Если у ребенка плохое настроение, он может «положить» его в «грустный» мешочек, а из «веселого» мешочка «взять» хорошее настроение.

    Слайд 10

    В психологическом уголке можно разместить различные весёлые приспособления для дыхательной гимнастики.

    Слайд 11

    Психомышечная гимнастика

    • Упражнение «Буратино»
    • Упражнение «Бабочка»
    • Упражнение «Бяка-Бука»
  • Слайд 12

    Обучаем детей безопасно проявлять гнев, снимать психоэмоциональное напряжение.

    • Подушка-колотушка
    • Банка для криков
    • Бросаем остатки злости в мишень
  • Слайд 13

    Психогимнастика для педагогов

    • Я очень собой горжусь, я на многое гожусь.
    • Я бодра и энергична, и дела идут отлично.
    • Я приманиваю удачу, с каждым днем становлюсь богаче.
    • Я согрета солнечным лучиком, я достойна самого лучшего.
    • Я решаю любые задачи, со мной всегда любовь и удача.
    • Покой и улыбку всегда берегу, и все мне помогут, и я помогу.
    • Вселенная мне улыбается, И все у меня получается.
    • На пути у меня нет преграды, все получится - как надо!
    • Я на свете всех умней.Не боюсь я никого.
    • Чудо, как я хороша. Проживу теперь сто лет!
  • Слайд 14

    Спасибо за внимание!

    Пусть в вашей жизни будет больше позитива!!!

    Посмотреть все слайды

    Конспект

    Бондарь Наталья Сергеевна

    Цель:

    пло хому поведению детей.

    Предварительная подготовка

    Ход собрания

    Марк Аврелий

    (Слайд 1)

    Вопросы для дискуссии:

    Кто он – трудный ребёнок? (Слайд 3)

    Работа родителей в группах.

    «Узелки на память».

    Ребенок может мстить:

    Меры воздействия (Слайд 9)

    Закон 2.

    Обсуждают их совместно.

    Подведение итогов.

    Бондарь Наталья Сергеевна

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Новосибирска

    « Средняя общеобразовательная школа № 159 с углубленным изучением математики, физики»

    Учитель начальных классов первой квалификационной категории

    Сценарий родительского собрания «Наши трудные дети»

    Цель:

    Обсуждение проблемы воспитания в семье трудного ребенка.

    Познакомить родителей с причинами, которые приводят к пло хому поведению детей.

    Развивать умения поиска выхода в сложных ситуациях общенрии с трудными детьми.

    Предварительная подготовка

    Учащимся класса предлагается заполнить анкету. (приложение1)

    Ход собрания

    Измени - свое мнение о вещах, которые тебя огорчают, и ты будешь в полной безопасности от них.

    Марк Аврелий

    Вступительное слово классного руководителя. (Слайд 1)

    Наши дети взрослеют, становятся умнее, и нам с вами хотелось бы, чтобы проблем в общении, во взаимодействии с ними становилось меньше, но так не происходит. Почему? Почему, встречаясь с друзьями, коллегами по работе, родителями класса, учителями, мы испытываем за детей тревогу и беспокойство, волнение и страх? Нас волнует поведение подросших детей и трудности, связанные с этой проблемой. Сегодня мы попытаемся вместе найти причины трудностей в поведении учащихся.

    Вопросы для дискуссии:

    Какого ребёнка можно отнести к трудным детям?

    Причины трудности ребёнка – это результат семейной атмосферы, отношение педагога, дурная компания или?

    Как себя вести с трудным ребёнком – бороться с трудностями или ждать, что ребёнок перерастёт?

    О проблемах в общении говорить с другими и искать у них помощи или бороться, не вынося мусор из избы?(Слайд 2)

    Трудный ребенок... Что за этими словами, какой он?

    Родителям предлагается нарисовать словесный портрет трудного

    Кто он – трудный ребёнок? (Слайд 3)

    не может найти взаимопонимания с родителями, учителями, агрессивно реагирует на замечания в свой адрес

    родители мало обращают внимания на ребёнка;

    трудный ребёнок не поддаётся воспитанию, грубит, огрызается;

    ребёнок, который требует к себе особого внимания поступками, которые общество осуждает, не приемлет.

    ребёнок, у которого нет доверия к взрослым;

    Классный руководитель. Что может стать причиной проблем в поведении ребенка?

    Родители приводят свои аргументы и ситуации, связанные с данным вопросом.

    Классный руководитель знакомит родителей с анкетой, которую заполняли учащиеся класса.(Слайд 4, 5, 6)

    Работа родителей в группах.

    Классный руководитель просит родителей объединиться в группы и составить список причин трудного поведения детей. Родители работают в группах в течение пяти минут, а затем происходит обсуждение получившихся результатов.

    «Узелки на память».

    Классный руководитель знакомит родителей с четырьмя основными причинами нарушений в поведении, которые приводят к тому, что ребенок становится трудным и порой неуправляемым.

    Причина первая - борьба за внимание. Непослушание - это тоже возможность привлечь к себе внимание. Внимание необходимо для эмоционального благополучия.(Слайд 7)

    Причина вторая - борьба за самоутверждение. Ребенок объявляет войну бесконечным указаниям, замечаниям и опасениям взрослых. Возможность иметь свое мнение, принимать собственное решение - это возможность приобретать свой опыт, пусть даже ошибочный.

    Причина третья - неверие в собственный успех, обусловленное учебными неуспехами, взаимоотношениями в классе и с учителем, низкой самооценкой.

    Причина четвёртая - желание мщения. (Слайд 8)

    Ребенок может мстить:

    1. за сравнение не в его пользу со старшими или младшими братьями и сестрами;

    2. унижение друг друга членами семьи;

    разводы и появление в доме нового члена семьи;

    несправедливость и невыполненные обещания;

    чрезмерное проявление любви взрослых друг к другу.

    Меры воздействия (Слайд 9)

    Хочется посоветовать как можно больше времени проводить своими детьми, принимать участие в их играх, занятиях, как можно больше общаться.

    Нужно быть ребёнку другом, союзником, а не тираном, не властвовать им, не угнетать личность своим мнением, помочь найти свой путь, интерес к жизни, не дать замкнуться.

    Родители получают напечатанный свод законов, с помощью которых можно преодолеть трудности в поведении ребенка.

    Закон 1. Нужно учить ребенка соблюдать определенные правила поведения терпеливо и постепенно.

    Закон 2. Запреты и требования должны быть гибкими, их не должно быть много.

    Закон 3. Требования и запреты не должны вступать в противоречие с важнейшими потребностями ребенка.

    Закон 6. Запреты и требования должны предъявляться спокойным и доброжелательным тоном. (Приложение 2.)

    Родители анализируют полученные педагогические рецепты, обсуждают их совместно.

    Подведение итогов.

    Обсуждение с родителями притчи о перевернутом камне.

    Один странствующий искатель истины увидел большой камень, на котором было написано: «Переверни и читай». Он с трудом перевернул его и прочел на другой стороне: «Зачем ты ищешь нового знания, если не обращаешь внимания на то, что уже знаешь?»

    Эта притча как нельзя лучше подтверждает наш сегодняшний разговор о наших детях. Истина - на поверхности. Зачастую проблемы в поведении наших детей, их трудности - в нас самих. В нашем диктате и попустительстве, в нашей лжи и двурушничестве, в нашем эгоизме и себялюбии. Необходимо посмотреть на проблему глазами истины и тогда военные действия, которые мы ведем с ребенком, перестанут быть необходимыми, а в душе воцарится мир и душевный комфорт

    Самые главные слова, которые сегодня нужно сказать своему ребенку: «Я тебя люблю, мы рядом, мы вместе, и мы все преодолеем».(Слайд 10)

    Скачать конспект

    Уголки эмоциональной разгрузки детей.

    Работа с детьми дошкольного возраста по преодолению негативного эмоционального настроения.

    Автор : Сидорова Зоя Григорьевна, воспитатель МБДОУ "Детский сад комбинированного вида №8 "Аистенок" г.Мичуринск.

    Описание материала : данный материал имеет практическую значимость для воспитателей и родителей в том, что он нацелен на корректировку эмоциональной сферы детей дошкольного возраста, с помощью создания положительного эмоционального климата в группе. Представлены методики по коррекции эмоционального неблагополучия.

    Цель: преодоление эмоционального неблагополучия детей дошкольного возраста.
    Задачи :
    - создать положительный эмоциональный климат в группе и обеспечить позитивное отношение ребенка к взрослым и сверстникам;
    - организовать систематическую работу по коррекции и развитию эмоциональной сферы детей;
    - формировать дружеские взаимоотношения, способствовать сплочению детского коллектива.

    Вся жизнь ребенка раннего и дошкольного возраста подчинена его чувствам. Управлять своими переживаниями он еще не может. Поэтому дети, гораздо больше подвержены переменам настроения, чем взрослые. Их легко развеселить, но еще легче огорчить или обидеть, так как они почти совсем не знают себя и не умеют владеть собой.
    Эмоции – это внутренние переживания человека. Естественно, что эмоции могут быть как положительными, так и отрицательными.

    Какими бывают эмоции?
    1. Положительные эмоции. : радость, любовь, уважение, удовольствие,

    2. Нейтральные эмоции : удивление, любопытство, безразличие,

    3. Отрицательные эмоции : страх, испуг, обида отчаяние, ненависть, злоба, зависть,

    Причины возникновения отрицательных эмоций у детей.
    - обычная детская ревность, обида, зависть.
    - ребенок старается защитить себя от нападок окружающих;
    - охраняет свою собственную территорию;
    - страх разлуки с родителями;
    - чрезмерный контроль,
    - недостаток внимания,
    - переутомление;
    - неуважение к личности ребёнка;
    - запрет на физическую активность;
    - напряжённый эмоциональный климат в группе.

    Чтобы преодолеть негативное эмоциональное настроение у ребёнка, необходимо создать условия для благополучного эмоционального климата в детском коллективе,

    организовать предметно-развивающую среду ,


    организовать "Уголки настроения"


    "Остров примирения».
    В случае возникновения конфликтной ситуации, ссоры или драки, дети заходят на него и разбирают свой конфликт по «Мирилке»,


    «Доска настроения»


    На ней каждый ребенок может нарисовать свое настроение, переживаемые чувства и т. д. Детям предоставляется возможность уединиться, рассмотреть иллюстрации с изображением разных настроений, подумать и выбрать ту картинку, которая соответствует его настроению

    Игра «Волшебный стул».


    - Для активизации положительных эмоций, для устранения или снижения интенсивности переживаемой печали, грусти часто в своей работе мы используем эту игру.
    Грустному ребенку предлагаю присесть на стул, а остальные дети по очереди подходят к волшебному стулу, поглаживают сидящего на нем ребенка, говорят ему ласковые слова, дарят ему игры-забавы, которые имеют способность «заставить» ребенка улыбнуться, придумывают свои способы, как поднять настроение товарищу.

    "Зеркало моего настроения"


    Если у ребёнка плохое настроение, он садится перед зеркалом смотрит на себя, улыбается. Настроение обязательно улучшится.

    "Цветопись»


    Для снятия эмоционального напряжения, негативных эмоциональных переживаний, укрепления дружеских взаимоотношений. Из корзинки с разноцветными лепестками каждый ребенок выбирает соответствующий его настроению лепесток, и все вместе мы составляем один цветок (в виде ромашки) на нашей поляне. Как правило, все это заканчивается спонтанным «танцем настроения».


    «Коврик злости».


    также помогает детям избавиться от гнева. Он представляет собой фабричный коврик для прихожих с шероховатой поверхностью или связанный из грубых ниток, с маленькими разноцветными бантиками на нем. Ребенок разувается, заходит на коврик и вытирать ножки до тех пор, пока ему не захочется улыбнуться.

    «Стаканчик для крика».


    Представляет собой непрозрачный стакан темного цвета, красиво оформленный. Например, если ребенок проявляет агрессию, воспитатель предлагает ему отойти в уединенный уголок и оставить все «плохие» слова, всю свою злость, гнев в этом волшебном стаканчике. После того, как ребенок выговорится, стаканчик плотно закрывается и прячется.

    Вывод: в основе нашей педагогической деятельности должна лежать уверенность в том, что каждый ребенок имеет право быть таким, какой он есть, и у каждого ребенка достаточно потенциальных сил для того, чтобы развиваться и быть счастливым…

    Психоэмоциональное состояние ребёнка дошкольного возраста отличается нестабильностью: малыши ещё не умеют адекватно выражать свои чувства, срываются на агрессию, закрываются в негативных переживаниях. Это отражается не только на психическом, но и на физическом здоровье детей. Для того чтобы научить детей самоконтролю, самопринятию, в каждой группе организуется уголок (центр) психологической разгрузки.

    Роль центра психологической разгрузки

    Современные дети трудно приспосабливаются к жизни в коллективе сверстников, что выражается в:

    • неумении контролировать свой гнев, выражая его открытой агрессией;
    • неуважении своих товарищей;
    • неспособности руководить своими эмоциями, настроением, чувствами.

    В связи с этим перед педагогом встаёт задача создания условий для формирования эмоционального благополучия ребят. Решить эту проблему помогает модель предметно-развивающей среды - центр психологической разгрузки.

    Центр психологической разгрузки помогает детям научиться успокаивать свои негативные эмоции

    Цели и задачи уголка

    • создание атмосферы психологического комфорта и обстановки положительной эмоциональности для активной, творческой личности (дети могут не только побыть наедине с собой, но и почитать, порисовать и т.д.);
    • обеспечение условий для развития произвольной саморегуляции двигательной активности малышей, а также их психофизического, эмоционального состояния (с помощью игр, тренажёров);
    • организация работы по развитию коммуникативной компетентности ребят, то есть умения договариваться, находить компромисс, учиться отстаивать своё мнение (через игровую, познавательную деятельность).

    Задачи организации уголка психологической разрядки являются универсальными для всех групп детского дошкольного образовательного учреждения (ДОУ), однако некоторые нюансы, связанные с возрастом воспитанников всё же есть.

    1. Обучение саморегуляции, общению, решению конфликтов. Эта задача особенно актуальна для детей младшего дошкольного возраста, которые пережили или только вступили в кризис трёх лет, когда характерное «Я сам, моё» сталкивается с таким же посылом у сверстников, отчего возникают неизбежные конфликты относительно того, кто будет играть с той или иной игрушкой, кто будет «водой» в игре и т.д.
    2. Повышение самооценки детей. Повышенное внимание к этой задаче центра уделяется в средней и старшей группах, когда малыши оказываются очень зависимы от оценки авторитетных взрослых, то есть родителей и воспитателя.
    3. Обучение социально приемлемым способам поведения, то есть как ответить на просьбу, как отказать, если она неприемлема и пр. Если в младшем дошкольном возрасте (особенно в 1,5–3 года) у малышей оценочная шкала приемлемости состоит только из «хочу» и «не хочу», то с возрастом она расширяется до «надо, потому что так делают все», «так сказал взрослый». Ребёнка необходимо научить ориентироваться в этой системе.
    4. Воспитание навыка сотрудничества, чувства эмоционального единения с коллективом. Особую значимость этот аспект приобретает в старшей и подготовительной группах, так как дети готовятся к переходу на новый жизненный этап - обучение в школе, где на принципе сотрудничества построена вся образовательная система.

    Очень важно научить девочек сотрудничать, мириться с мальчиками и наоборот, так как с возрастом малыши начинают стесняться друг друга, и от этого избегать совместных заданий, увеличивая число взаимных обид

    Оформление центра психологической разгрузки

    Масштабность задач, стоящих перед организацией уголка психологической разрядки, определяет требования, которые должен учитывать педагог при содержательном наполнении этого блока предметно-развивающей среды.


    Это интересно. Чтобы сделать уголок неповторимым, многие педагоги предпочитают наполнять его не только готовыми купленными стендами, плакатами и игрушками, но и материалами, изготовленными своими руками или силами родителей (например, фетровые аппликации грустного смайлика на «подушечке-плакушечке»).

    Центр психологической разгрузки может быть составлен из двух зон:

    • места для уединения (палатки или шатра, раскинутого над стулом), где малыши могут посекретничать, помечтать, посмотреть картинки, фотографии;
    • стола (полки, открытого шкафчика) с материалами.

    На последней стоит остановиться детально, так как именно средства, используемые для организации работы по психологической разрядке, определяют успешность реализации поставленных задач этого центра предметно-развивающей среды.

    Материалы и их назначение - таблица

    Назначение Средства
    Релаксация Мягкий стул или небольшое кресло для чтения, просмотра фотографий.
    «Стул для размышлений» (для того чтобы малыш смог вспомнить забытые им правила поведения, если обидел кого-то). Важный элемент центра для любого возраста.
    «Волшебный стул» (для поднятия настроения к грустному ребёнку, сидящему на стуле, подходят товарищи, поглаживают его по плечу, говорят ласковые слова). Дошкольники младшего и среднего возраста так ещё и развивают активный словарный запас.
    Фотоальбомы, мягкие игрушки, «Мамины ладошки» (сшитые мамой варежки), ракушки, морские камешки, чтобы перебирать эти предметы в руках. В младших группах такая работа - это ещё и отличный вариант развития мелкой моторики.
    Обучение способам приемлемого выражения агрессии Боксёрская груша, «подушка-кусачка», «баночки-кричалочки», мишени для сублимации негативной энергии. Эти материалы подходят больше для старших групп, в младших лучше использовать «агрессивный коврик».
    «Копилка плохого настроения» (плохие слова, поступки «складываем» в копилку/банку/коробку).
    «Агрессивный коврик» (колючий коврик, чтобы, положив на него руку, малыш почувствовал, как может быть неприятно от чьей-то злости).
    Обучение самообладанию, приёмам регулировать своё настроение Аудиозаписи со звуками природы (шум моря, шорохи леса и т.д.) для отдыха.
    Цветные клубочки для сматывания ниток и успокоения.
    Волшебные предметы (шляпа, башмачки, накидка), чтобы почувствовать себя магом и поднять настроение.
    Игры с песком (лучше, если это будет небольшая готовая песочница с формочками), водой, пуговицами (для заполнения сюжета рисунка по контуру), крупой (для сортировки).
    «Мешочки с настроением» (в «плохой» выдуваем плохое, из «хорошего» берём хорошее).
    «Коробка добрых дел» (чтобы отвлечься от негативных эмоций, вспоминаем, что было сделано сегодня хорошего и «кладём» этот поступок в коробку). Работа с этими материалами будет понятна старшим дошкольникам, которые уже вполне осознанно могут дать оценку чужим и своим поступкам.
    Эмоционально-развивающие игры для обучения навыку бесконфликтного общения «Коробка-мирилка» (поссорившиеся жмут руки, продев их в коробку с вырезанными отверстиями), «Подушечка примирения» с пришитыми к ней на резинке перчатками (дети садятся на подушку вдвоём и продевают по одной руке в перчатку), «Остров примирения» (принцип тот же, что и подушечки, но только в качестве острова используется покрывало).
    Игры «Азбука настроений», «Что такое хорошо, что такое плохо?».
    «Доска настроений» (например, в виде светофора с кармашками-эмотиконами, выражающими разные настроения - веселье, грусть, нейтральное, ребёнок берёт свою фотографию, прикреплённую на палочку, и ставит в подходящий кармашек).
    Снижение уровня тревожности, повышение самооценки Подиум, куда приглашаются дети, отличившиеся в том или ином виде деятельности. Например, самый быстрый бегун в соревнованиях на прогулке.
    Стенд «Герой дня», куда определяются 1–2 фотографии детей, отличившихся чем-то положительным сегодня (в учёбе, на прогулке и пр.). В младших и средней группе менять «героев» стоит дважды в день, чтобы у детей создавалась правильная мотивация для стараний.
    «Почётный стул» - альтернатива подиуму (при нехватке пространства), для которого используется «волшебный стул» - достаточно набросить покрывало.
    Обучение навыкам сотрудничества в коллективе Игры «Твистер», «Гусеница», «Весёлый коврик».
    Воспитание эстетических чувств, возможность продемонстрировать своё настроение «Выставка рисунков» (дети выражают на бумаге свои чувства и крепят зарисовки магнитом на небольшую магнитную доску).

    Фотогалерея: практическое применение некоторых материалов

    Подув в мешочек злости, малыш выплёскивает свои негативные эмоции, обиды Одним из вариантов работы с Азбукой настроения является подборка картинок, изображающих одинаковые настроения Коробка-мирилка помогает быстро помириться самым отъявленным спорщикам

    Средства для оформления уголка

    Организация материалов в центре психологической разгрузки происходит по стандартной модели:

    • стенд с рисунками (о правилах поведения, в старших группах - с иллюстрированными вредными советами Г.Остера), а также свободным пространством для экспозиции рисунков (если для этой цели не предполагается магнитная доска);
    • стол, комод или открытые полки для размещения материалов;
    • коробки для хранения мелких предметов (пуговиц, камешков и пр.);
    • книги (либо так или иначе связанные с вопросами дружбы, добра, правил поведения - стихотворения С. Михалкова, сказки В. Сутеева и т.д., либо те, что интересны детям в конкретном возрасте, например, волшебные сказки про муми-троллей Т. Янссон для подготовительной группы).

    Что можно сделать своими руками

    В принципе, любые средства для организации уголка психологической разгрузки можно купить. Однако такой подход лишит элемент предметно-развивающей среды индивидуальности. Для эстетического воспитания дошколят очень важно видеть вокруг себя предметы, созданные руками человека, особенно, мам, пап, бабушек. Поэтому в оформление центра можно (и нужно) добавить элементы, выполненные самим взрослыми, а в старшей и подготовительной группе - и самими детьми.


    Как назвать

    Поскольку суть понятия «психологическая разгрузка» сложна для детского понимания, уголок обычно называют так, чтобы малышам стало ясно его назначение:

    • «Моё настроение»;
    • «Маленькая страна хороших людей»;
    • «Страна эмоций»;
    • «Остров счастья»;
    • «Страна дружбы»;
    • «Уголок уединения».

    Видео: экскурсия по уголку психологической разгрузки

    Фотогалерея: эскизы оформления центра психологической разгрузки

    Обычно центр психологической разгрузки устраивают в углу комнаты В центре психологической разрядки обязательно должна быть мягкая мебель, чтобы ребёнок мог расслабиться Если пространство группы ограничено, то центр психологической разгрузки можно организовать прямо в одной из его зон - палатке уединения В центре психологической разгрузки детям предлагаются разные виды эмоционально-развивающих и дидактических игр

    Работа в уголке психологической разгрузки

    Целями и задачами организации центра психологической разрядки игровая деятельность определяется ведущим способом активности в этой предметно-развивающей зоне. Для создания ситуации успеха - реализации основного принципа в работе с детьми - используются индивидуальные, парные и групповые формы работы. А также элементы театрализации, когда малыши играют роли и положительных, и отрицательных персонажей, стараются дать оценку и тем, и другим.

    Таблица: виды игр в центре психологической разгрузки

    Вид игры Возраст детей Название Цель и ход
    Дидактические Младший дошкольный возраст «Птицы» Для развития эмоциональной симпатии друг к другу, тренировки мимических мышц.
    Воспитатель взмахивает волшебной палочкой, и дети, «превращаются» в птиц. После слов: «Солнце встало, птицы глазки открыли, крыльями взмахнули и полетели приветствовать друг друга».
    Средний «Хорошо-плохо» Для развития умения оценивать свои и чужие хорошие и плохие поступки.
    Педагог раздаёт детям карточки с изображением плохого поступка (например, мальчик льёт воду с балкона на голову прохожим), малыш должен самостоятельно подобрать из «банка» карточек адекватный ситуации хороший поступок (мальчик поливает цветы на балконе). Как вариант: воспитатель распределяет карточки по двум группам, намеренно перепутав «хорошо-плохо». Дети должны по очереди правильно рассортировать картинки.
    Старший дошкольный возраст «Ласковое имя» Для формирования правильного отношения к товарищам, развития интонационной стороны речи.
    Дети садятся по кругу и передают из рук в руки мяч, ласково произнося имя соседа.
    Эмоционально-развивающие Младший «Связующая нить» с клубочками Для освоения навыка работать в группе, воспитания чувства товарищества.
    Дети садятся по кругу, первый малыш берёт хвостик нитки, отдаёт моточек следующему, который передаёт клубок дальше, держась за свою часть ниточки.
    Средний «Коробочка секретов» Для релаксации.
    Малыш закрывает глаза. Воспитатель проводит по его руке любым предметом и спрашивает: «Что это?» Как вариант, ребёнок может просто доставать предметы и рассматривать их. Игра проводится в индивидуальной форме.
    Старший «Полянка настроения» Для определения своего эмоционального состояния, тренировки навыка саморегуляции.
    Ребёнок заходит на «полянку» в виде покрывала или цветного коврика и рассказывает о своём настроении. Игра проводится для всей группы.

    Это интересно. В большинстве своём игры в уголке психологической разгрузки универсальны для любого возраста. Некоторые из эмоционально-развивающих забав носят характер традиционный характер. Например, использование «доски настроений» или «подушки-мирилки» для примирения ссорящихся.

    Для проведения профилактической работы направленной на создание благоприятных психологических условий на группе ДОУ, необходимо организовать психологические уголки в каждой возрастной группе т.к психологический уголок является реальным инструментом в руках воспитателей для действенной психологической поддержки детей в течение дня.

    При подборе материала для психологических уголков необходимо учитывать различные потребности детей. Кому-то хочется отдохнуть от детского коллектива, подумать о маме, посидеть в тишине, кто-то нуждается в психоэмоциональной разгрузке, какой-то ребенок агрессивен и ему надо помочь выплеснуть агрессию так, чтобы не навредить другим детям и не держать ее в себе. Ведь сдерживание агрессии, эмоционального напряжения приводит к различным расстройствам ЦНС. Поэтому перед педагогами стоит задача — обучить детей приемлемым формам выражения агрессии и создание для этого всех условий. Таким образом, в психологическом уголке необходимо организовать зоны для релаксации и саморегуляции.

    Оснащение психологического уголка:

    1. уголок для уединения;
    1. кресло-капелька или мягкая мебель. Фотоальбомы с групповыми и семейными фотографиями;
    1. телефон «Позвони маме». Ребенок может «позвонить маме» и поговорить с ней;
    1. груша для битья, биты, поролоновые подушки. Когда ребенок дерется, мы объясняем ему, что бить детей — это плохо, им больно и обидно, а вот побить грушу для битья или подушку очень даже можно;
    1. мишени, мешочки с поролоном для метания, что является одним из приемов выражения агрессии;
    1. набор бумаги для разрывания,
    1. корзина или кольцо для метания бумаги;
    1. коврик злости. Наши дети знают, что если они злятся, нужно потопать по коврику и злость пройдет;
    1. стаканчики «одноразовые» для крика. Если ребенок на кого-то злится или обижен, он может высказать свою обиду в стаканчик и ему станет легче
    1. стул для размышлений служит для того, чтобы, сидя на нем не более 5 мин, ребенок мог вспомнить забытые им правила поведения. Например, что игрушки мы не отнимаем, а ждем, когда другой ребенок ее положит на место после того, как поиграет, и т.д. Самое главное — стул не должен быть наказанием для детей;
    1. волшебный пластилинчик. Дети катают, отщипывают, мнут пластилин, что тоже помогает успокоиться;
    1. шарики-«болики» помогут детям упражняться в регулировании дыхания. Держа шарики в ладошках, мы дышим на них, согреваем их своим теплым дыханием;
    2. дидактическая игра «Собери бусы»;
    1. цветные клубочки пряжи разного размера. Разматывая и сматывая клубочки, дети овладевают приемом саморегуляции;
    1. массажные мячи-«ежики». Мы обучаем детей разным способам катания мячиков в ладошках, по внешней и внутренней стороне рук. Такая игра с «ежиком» помогает ребенку снять мышечное напряжение и успокоиться;
    1. мешочки настроений. Если у ребенка плохое настроение, он может «положить» его в «грустный» мешочек, а из «веселого» мешочка «взять» хорошее настроение. И с помощью приемов самомассажа — растирания ладонью грудной клетки ребенок улучшает свое настроение.

    Очень важна проблема общения детей, их умение понимать друг друга, различать настроение своего товарища, приходить на помощь и др. Поэтому в зоне коммуникативного развития у нас есть игры, направленные на формирование навыков общения и взаимодействия, а также на эмоциональное развитие:

    игры, направленные на формирование навыков общения и взаимодействия, а также на эмоциональное развитие:

    — игры «Эмоциональный цветок» и «Кубик настроения» учат детей распознавать свое эмоциональное состояние и отражать его в мимике и жестах;

    — «Коврик дружбы» и «Коробочка для примирения» помогают поссорившимся детям в забавной форме помириться друг с другом и после такого примирения дети ссорятся гораздо реже;

    — стенд «Мое настроение». Утром и в течение дня ребенок может с помощью эмоциональных картинок показать свое настроение. Благодаря этому воспитателю легче найти подход к грустному, расстроенному ребенку и оказать ему поддержку;

    — парные пазлы помогут детям разделиться на пары, если с этим возникла проблема.

    Так, в психологическом уголке получились три зоны:

    — саморегуляции и релаксации;

    — для повышения самооценки;

    — развития коммуникативных навыков и эмоциональной сферы.

    Материалы для уголков подбираются с учетом их основного назначения, а именно:

    Назначение

    Материалы

    Зона для психологической разгрузки

    Уголок для уединения (шатёр,палатка), мягкая мебель, фотоальбомы с групповыми с семейными фотографиями, мягкие игрушки

    наличие в уголке шатра позволяет детям "спрятаться" от внешнего мира, посекретничать, посмотреть альбом с семейными или групповы-ми фотографиями

    Обучение агрессивных детей способам выражения гнева в приемлемой форме

    Боксёрская груша, куклы «БО-бо», поролоновые подушки, стаканчики для крика, мишени

    Справиться с отрицательными эмоциями, снять напряжение, выплеснуть накопившуюся энергию дошкольникам помогают боксерские груши, подушки для битья.

    Обучение детей умению владеть собой в различных ситуациях, приёмам саморегуляции

    Разнообразные волшебные предметы: шляпа, палочка, плащ, башмачки и т. д. помогают воспитателю вместе с детьми совершать чудесные путешествия и превращения, сделать общение с дошкольниками сказочным, насыщенным приятными сюрпризами, причем не только во время СД, но и в свободной игровой деятельности.

    Обучение детей бесконфликтному общению с помощью эмоционально-развивающих игр

    «Азбука настроений», «Коврик дружбы», наст.-дидакт.игры «Что такое хорошо и что такое плохо?», «Подушка примирения», «Коробочка примирения», «Доска настроений»

    Определение эмоционального состояния каждого ребенка в группе, выделение детей, которым необходима эмоциональная поддержка, выяснение причины положительного или отрицательного эмоционального состояния и планирование работы по устранению отрицательных воздействий как в семье, так и в до-школьном учреждении.

    Повышение самооценки тревожных, неуверенных в себе детей.

    Подиум.медали, «сонные игрушки»

    Систематические игры детей с использованием мягких игрушек различных размеров после занятий или в период проявления негативных эмоции (после кон-фликтов, ухода родителей и т. п.) служат средством релаксации. "Сонные игрушки" активно применяются в период адаптации воспитанников к дошкольному учреждению, его режиму и требованиям, когда эмо-циональные дети испытывают чувства тревоги, беспокойства, а иногда и раздражения, проявляют агрессию.

    Обучение детей навыкам сотрудничества и согласованным действиям в команде.

    «Твистер», «Гусеница», «Весёлый коврик»

    На веселом коврике воспитанники развивают ловкость, эмоциональную отзывчивость, умения действовать в команде.

    Игра «Гусеница» формирует умение детей взаимодействию со сверстниками, способствует сплочению детского коллектива.

    При подборе материала для уголков мы использовали разработки Я.А. Павловой, Л.В. Панфиловой и Л.В. Кузнецовой, О.В. Хухлаевой, Г.Д. Черепановой.