Беременность  Блоги мам Болезни

Советы психолога родителям пятилетних малышей. Советы психолога родителям пятилетних малышей Воспитание ребенка 4 5 лет психология советы

Подросший малыш стал таким любознательным, без конца задает разнообразные вопросы, интересуется окружающим миром и впитывает, как губка, все, что видит и слышит дома. Именно поэтому нельзя недооценивать важность родительских поступков и слов, ведь ребенок прекрасно все понимает. Более того, однажды невзначай сказанное слово может надолго отпечататься в сознании крохи, и его поведение способно круто измениться не в лучшую сторону. Давайте обсудим.

Как воспитывать ребенка в 4 года

В первую очередь, следует понять, что малыш вырос, и давно имеет право на собственное мнение. Не следует постоянно указывать ребенку, что и как делать: есть риск получить негативную обратную связь. Даже если вы уверены, что знаете, как лучше, позвольте сыну или дочери высказать свою точку зрения или сделать так, как им кажется правильным (безусловно, если это не угрожает их безопасности). Именно так вы подаете сигнал, что доверяете им, уважаете, воспринимаете как равных. Впоследствии, вы поймете, что таким образом воспитываете в ребенке самостоятельность и ответственность за свои поступки. К слову, дети очень чувствительны к позиции «свысока», и всеми силами стараются изменить ситуацию

Как правильно вести себя с ребенком 4 лет

  • не стесняйтесь показывать, что любите и не зависимо ни от чего принимаете его. Безусловное принятие означает отсутствие оценок типа «я буду любить тебя, если ты будешь послушным/хорошим/поможешь мне и т.д.». Любовь - независимое чувство, и не должно базироваться на получении чего-то взамен. Транслируя подобное поведение, вы показываете ребенку, что он должен заслужить вашу любовь, и его самооценка и уверенность в себе падают;
  • дайте свободу выбора своему крохе, постепенно расширяя границы его возможностей. Согласно открытию Л.С. Выготского, это расширение происходит за счет первоначального взаимодействия со взрослым, который показывает, как надо («зона ближайшего развития»). Постепенно передавайте ведущую роль малышу, и очень скоро он справится с новым делом самостоятельно;
  • не забывайте интересоваться мнением ребенка по вопросам, к которым он имеет непосредственное отношение. Спрашивайте, что он хочет на завтрак, в какой одежде планирует отправиться на прогулку, чем хочет заняться. При этом сами предлагайте выбор, так ему будет легче сориентироваться в своих желаниях;
  • хвалите за каждое доброе дело или намерение. Не бойтесь избаловать крошку, он так нуждается в вашем одобрении для укрепления собственного «я»;
  • устраивать совместные игры и в процессе передавать малышу новые знания и навыки;
  • если случается проступок, осуждайте именно его, а не самого ребенка («Я так огорчена, что ты не хочешь убирать свои игрушки, обычно ты такой аккуратный»);
  • сравнивайте своих детей только с ними самими, но в более раннем возрасте. Воздержитесь от критики и сравнения с другими, это не способствует формированию позитивной самооценки;
  • обнимайте, целуйте и не отказывайте в ласке, в особенности, когда малыш этого просит. Так он убеждается, что он в безопасности, его любят и он хороший.

Как заставить четырехлетнего ребенка слушаться?

Часто родители задают этот вопрос, и здесь тоже есть несколько советов:

  • подойдите к ребенку;
  • присядьте рядом или возьмите малыша на руки. Не ведите разговор свысока, так вы не получите желаемого контакта;
  • прикоснитесь к ребенку: положите руку на плечо, погладьте по голове. Это будет своеобразным сигналом, что пора отвлечься от своих дел и послушать маму или папу;
  • теперь ребенок готов слушать, можете произнести свою просьбу. Сделайте это примерно в так: «Я вижу, ты очень занят, тебе так интересно играть! Но время обедать, давай ты ненадолго прервешься. Я понимаю, тебе хочется продолжить игру. Ты обязательно к ней вернешься после обеда, и я могу составить тебе компанию, если захочешь». Ключевая фраза - «я тебя понимаю». Ребенок должен чувствовать, что вы на его стороне и знаете, что он испытывает. Этот прием располагает к себе и рождает доверие.

Если вы регулярно не можете найти общий язык со своим чадом, возможно, стоит поработать над родительским авторитетом. Это значит, что ваши слова и действия не должны противоречить друг другу и вызывать у ребенка сомнений. Вы - лучший ориентир и пример для своего малыша.

Как воспитывать четырехлетнего мальчика

Отдельное внимание стоит уделить вопросу воспитания мальчиков 4 лет. В это время важное место в их жизни занимает отец. Именно он знакомит сына с мужской ролью и показывает, как вести себя в обществе. Чтобы маленький мальчик развивался гармонично, папе следует регулярно проводить с ним время. Найдите совместное увлечение, выбирайтесь на прогулки только вдвоем, учите малыша настоящим мужским делам (что-то чините, стройте, затевайте ролевые игры и смело защищайте слабых). Даже при минимальном, но систематическом мужском общении проблема, как воспитывать мальчика в 4 года, не появится.

Распорядок дня ребенка в 4 года

Режим дня в большей степени зависит от того, ходит ли малыш в детский сад. Если да, то здесь все понятно и четко. Давайте рассмотрим пример правильного распорядка дня для ребенка 4 лет дома:

  • 7-8 утра - крошка просыпается, одевается и идет умываться
  • 9:00 - завтрак
  • до 11:00 -игры
  • с 11 до 13 часов - прогулка
  • 13:30 - обед
  • 14-15:30 - дневной сон
  • 16:00 - полдник
  • до 19:00 - игры
  • 19:00 - ужин
  • до 20:00 - игры
  • 20-21 - вечерние ритуалы (банные процедуры, тихие игры, чтение книги, легкий перекус)
  • 21:30 - спокойной ночи, малыши!

Естественно, в каждой семье вопрос, как приучить ребенка четырех лет к режиму, решается индивидуально, и время занятий может варьироваться, но четкий график обязателен. Так ребенок чувствует себя спокойно и уверенно, потому что знает, что его ждет в тот или иной момент дня.
Надеемся, наши рекомендации помогут вам в воспитании счастливого и жизнерадостного малыша!

Воспитание ребенка - дело достаточно сложное, ведь это отдельный человек со своими желаниями, эмоциями и собственным мнением. То, как воспитывали ребенка в детстве, влияет на все аспекты его дальнейшей жизни. Именно поэтому к данному вопросу следует подойти очень обстоятельно.

Если в раннем детстве жизнью малыша управляют в основном инстинкты и эмоции, то уже к 3-4 годам его поведение становится более осознанным. Чтобы выбрать правильное направление в воспитании ребенка 4 лет, давайте рассмотрим ключевые моменты развития малышей в этом возрасте.

Особенности воспитания детей 4 лет

Различия в воспитании девочки и мальчика в 4 года

Как показывает практика, воспитывать девочку 4 лет легче, чем мальчика. Это обусловлено тем, что они чаще всего более спокойные и послушные, и к этому возрасту в них начинают проявляться чисто женские черты. Девочки любят играть в «дочки-матери», «доктора», «магазин» и прочие ролевые игры, часто крутятся перед зеркалом, примеряют наряды. Поощряя такое поведение, поддерживайте в дочке уверенность в том, что она самая красивая - это поможет ей в будущем иметь адекватную самооценку и со временем стать женственной. Также девочкам с раннего возраста следует прививать любовь к чистоте, аккуратность, пунктуальность.

Что касается мальчиков, то они от природы более активны и часто даже агрессивны. 4 года - это возраст, в котором маленький представитель сильного пола уже должен знать, что девочек обижать нельзя, и понимать, почему. Если нет - самое время ему это доступно объяснить. Воспитанию мальчика обязательно должен уделять время и папа, для четырехлетнего малыша это уже имеет большое значение. Кроме того, старайтесь ставить перед ребенком как можно меньше запретов: активный мальчуган всё равно найдет способ их преодолеть. Чем больше вы будете проводить совместные занятия и игры с ребенком, тем более способным, любознательным и сообразительным он вырастет.

Елена Владимировна Лакеева
Возрастные психологические особенности детей 4–5 лет

Возраст от четырех до пяти лет называют» периодом относительного

затишья». Ребенок вышел из кризиса трех лет, а значит, что он стал более

самостоятельным, послушным, спокойным. В этот возрастной период у ребят

снижается утомляемость, настроение становится более стабильным, менее

подверженным перепадам.

У детей резко возрастает интерес ко всему ,что его окружает. В этом возрасте

дети начинают понимать чувства других людей, сопереживать им. У ребенка

появляется большой интерес к сверстникам, а также увеличивается потребность в признании и уважении с их стороны.

Четырехлетки очень любознательны. Они задают много вопросов обо всем

Что видят. Но у их еще недостаточно развито произвольное внимание.

Поэтому их трудно заставить заниматься тем,что им не интересно.

Активно развивается воображение. Ребенок живет в мире мечты, фантазии,сказок.

В своих фантазиях он становится тем, кем хотел бы быть. Но чувствуя себя

недостаточно защищенным от внешнего мира, часто ребенок испытывает

различные страхи.

У детей от 4 до 5 лет пробуждается интерес к правилам поведения. Именно

В этом возрасте дети особо обращают внимание на то, что кто-то что –то

неправильно сделал.

На что следует обратить внимание родителей четырехлеток.

Определите ваши семейные законы и правила,которые ребенок обязан

соблюдать. Но помните, что таких запретов должно быть немного. Ведь

большое количество ограничений ребенок этого возраста просто не в

состоянии соблюсти.

Запреты порождают в ребенке злость, протест, чувство вины. Поэтому запрещая что либо,предложите ребенку альтернативу. Например,некоторые

родители,дети которых рисуют на стенах, вешают рулон старых обоев на стену. Через сердцевину рулона продевают веревку, концы которой завязывают. Веревка закрепляется на гвозде в стене. Затем обои разматывают до самого пола. Дети с огромным удовольствием рисуют на

изнаночной стороне обоев. Затем изрисованная часть обоев сматывается в

рулон и лежит на полу. А ее место занимает чистая часть обоев. Имея такое

место для творчества, дети,как правило,уже не рисуют на стенах.

По возможности,избегайте употребления слов «нельзя» и «нет» . Например,

Вместо того, чтобы сказать ребенку : «Нельзя рвать книги!» ,лучше было бы

сказать примерно так : «Книги портятся, когда их рвут. Книги рвать плохо» .

Будьте примером для ребенка. Ведь дети воспринимают не слова, а поступки. Если родители запрещают играть ребенку в компьютерные игры,а

сами в них играют, воспримет ли ребенок такой запрет родителей? Конечно нет. Не рассказывайте в присутсвии ребенка истории которые могут вызвать у него страхи. Это истории о бандитах, тяжёлых болезнях, смерти и т. д.

если ребенок чего-то боится,то нельзя высмеивать или стыдить его за это.

Необходимо внимательно выслушивать рассказы ребёнка о его страхах.

Находите возможности для совместных игр вашего ребёнка с другими детьми. Чаще подчёркивайте то,что ребёнок сделал что-то сам,что он уже

многое умеет. Это будет хорошим стимулом для развития трудолюбия и самостоятельности. Обсуждайте с ребёнком его фантазии, предлагайте

повороты сюжетной линии, давайте нравственные оценки поступкам героев.

Уважительно относитесь ко всем, даже неверным соображениям ребёнка.

Ведь любое проявление неуважения со стороны взрослых к умозаключениям

ребёнка может отбить у него интерес к познавательной деятельности, а также лишить его уверенности в себе. Взрослым следует не оценивать детей ,

а обсуждать с ними их соображения и возражать им как бы на равных ,а не

Проявляйте заинтересованное,доброжелательное отношение к вопросам

ребёнка,даже если он задаёт одни и те же вопросы по несколько раз.

Ведь дети не получающие от взрослого ответов на волнующие их вопросы,

начинают проявлять черты замкнутости, негативизма, упрямства, непослушания, по отношению к старшим. Обсуждайте с ребёнком на его

языке любые события и явления, интересующие его.


У трёхлетнего ребёнка уже начинает формироваться личность. Особенности поведения детей и их психология в этот период обозначается термином «кризис трёхлетнего возраста». Воспитание трёхлетки требует от родителей особого терпения и внимания. Специфика его воспитания не предполагает использование излишней строгости и обилия запретов, иначе и сам ребёнок, повзрослев, станет слишком капризным, требовательным и педантичным. Малыша нельзя унижать и бить, но следует давать ему почувствовать равенство со взрослыми.

Почему в три года дети не слушаются?

Для выбора правильной тактики воспитания нужно понять, что стоит за дурным поведением малыша. При этом стоит отмести любые гендерные отличия в поведении, поскольку их в этом возрасте просто не существует, а причины непослушания примерно одни и те же. Психологи используют понятие «фрустрация», обозначающее такое психическое состояние, когда все желания человека в полном объёме не могут быть удовлетворены. Ребёнок постепенно понимает, что не всё может получаться по его желанию, многое ему недоступно, чему-то он вынужден подчиняться, и так постепенно взрослеет.
Каждый чуткий, наблюдательный родитель прекрасно понимает своё чадо и знает, когда малыш капризничает просто потому, что хочет добиться удовлетворения своего желания, а когда причиной непослушания является нечто другое: проблемы в детском саду, которые малыш боится раскрыть перед родителями, недомогание и т. д.
Вот основные причины, по которым 3-4 годовалые дети себя плохо ведут:

  • Борьба за родительское внимание.
  • Попытка малыша самоутвердиться, как противодействие слишком плотной родительской опеке. Уже двухлетние малыши стремятся к самостоятельности, о чём свидетельствует их беспрерывный лепет «я сам». Родители из лучших чувств пытаются ему навязать собственную точку зрения. Эту критику ребёнок воспринимает «в штыки» и стремится противодействовать ей своим непослушанием.
  • Желание отомстить . Встречаются такие ситуации, когда родители, часто даже не желая того, причиняют малышу страдания (мама заставила доедать нелюбимую кашу, да ещё спрятала любимую игрушку малыша).
  • Утрата веры в собственные силы. Когда малыш в чём-то отчаивается или разочаровывается, то его поведение может стать неадекватным.

Что кроется за родительскими запретами?

Запрет можно сравнить со своеобразной границей, устанавливаемой перед малышом для его же защиты. Запреты играют важную воспитательную роль, помогая формированию у детей восприятия действительности. Они должны научиться понимать, что есть моменты, когда нужно прекратить капризничать, что можно и нельзя делать, и как достойно вести себя среди людей. Понятно, что запреты родителей все дети не слишком-то любят, реагируют на них раздражением, протестом, обидой, злостью. Однако нужно проявлять твёрдость, зная, что психологически они важны для верного воспитания. Парадокс, но и благодаря запретам ребёнок ощущает родительскую заботу, что его успокаивает и дисциплинирует.
В современном обществе часто встречаются ситуации, когда воспитанные при большом числе запретов родители, воспитывая своих детей, пытаются абсолютно всё им разрешать. Другой распространённой ошибкой является противоположное явление, когда родители запрещают малышам слишком многое, чуть ли не всё. В этих условиях вырастает нерешительный, робкий, несмелый ребёнок, поскольку у него сформировался поведенческий стереотип - получать одобрение родителей на любой «чих». Чтобы при воспитании малыша избежать подобных проблем, родителям следует самим усвоить, что каждый запрет должен иметь причину и мотивировку. Ведь ребёнку должно быть понятно, почему нельзя поступать так в определённой ситуации, и какие последствия его поступок может вызвать.
Исходя из причин, все запреты можно поделить на неосознанные и осознанные.

Психология воспитания детей дошкольного возраста

Для большинства мужчин и женщин ребенок - это огромное счастье и смысл жизни. А еще, это больш...

Осознанные запреты

  • К осознанным можно причислить те запреты, которыми старшие стремятся защитить от чего-либо ребёнка. Например, чтобы не было ангины, мама запретила есть мороженое.
  • Сюда же относятся запреты, развивающие, по мнению родителей, у детей дисциплину, поскольку без них форма воспитания оказывается незавершённой (возникает баловство, вседозволенность, капризы и т. д.).

Неосознанные запреты

У неосознанных запретов первопричины часто кроются в прошлом и более сложны. Привычка также может быть причиной неосознанных запретов.

  • Многие мамы и папы продолжают использовать те же методы воспитания, что и их родители, которые в своё время многое им запрещали. Поэтому и теперь они по инерции запрещают то же своим детям.
  • К этому может примешиваться доля зависти к молодому поколению: если это было недоступно нам в нашем детстве, то и вам это незачем иметь.
  • Часто за запретами скрываются переживания и эмоции родителей, их раздражения и обиды. Тогда запрет выступает как наказание: «Раз ты не сделал, как я велел, то тогда и новой игрушки не получишь!».
  • К запретам может приводить и тревога родителей, особенно когда они стремятся окружить ребёнка излишней заботой, только бы с ним ничего не случилось!

Но запрещая 3-4-летнему малышу что-либо осуждающим тоном, родители делают большую ошибку, поскольку в это время ребёнок чувствует только досаду, стыд, чувство вины. Такие эмоции лишь негативно скажутся на его воспитании.

Психология воспитания 3-4-летних детей

Для выбора правильного вектора воспитания трех-четырехлеток нужно учесть ключевые моменты их развития в этот период. В это время пробуждается любознательность, и сыплются бесконечные «почему?», способные вывести из себя любого взрослого. Но на все его вопросы нужно отвечать конкретно, не вдаваясь в подробности. Если взрослый сам не знает ответа, то можно не стесняясь так об этом и сказать малышу, пообещав в скором времени отыскать ответ.
Если ребёнок пошёл в детский сад, и там у него возникли трудности с адаптацией, то взрослые должны помочь ему преодолеть их. Вначале нужно выяснить причину (стеснение, застенчивость, ревность), после чего выбрать тактику правильного общения со сверстниками - делиться ли с ними игрушками или, наоборот, постоять за себя. Если проблему решить не удаётся, и она становится глубже, то следует обратиться к детскому психологу.
Психология семейного воспитания трех-четырехлеток должна учитывать те изменения, которые претерпевает детская психика в процессе взросления. У ребёнка появляются новые чувства: стыд, обида, раздражение, печаль, с которыми он не может самостоятельно справиться, отчего и случается, что он плохо себя ведёт. В такие моменты малыша важно поддержать, объясняя ему, что все его переживания абсолютно нормальны. До малыша нужно донести, что свои чувства уместнее выражать словами, а не дурным поведением. Ребёнка нужно чаще хвалить, поскольку он остро ощущает недостаток похвалы. Наказывать же его следует только по делу и так, чтобы он знал за что. Похвалить его можно за большое усердие и достижения в каком-либо деле. Даже если поведение ребёнка не радует, ему всегда нужно говорить о том, что он любим.

34 1

Ребёнок не слушается: что делать

Ваш малыш подрос и уже не смотрит на вас преданными глазами? Он перестал реагировать на ваши просьбы...

Особенности воспитания детей по их темпераменту

Родители в какой-то момент иногда замечают, что на одни и те же события дети могут по-разному отреагировать: одни замечания выслушивают спокойно, другие начинают ещё больше баловаться и шалить, а есть и такие, которые устраивают настоящие истерики и бурю непослушания. Поэтому ко всем детям нельзя механически применять один и тот же воспитательный подход, поскольку у каждого малыша свой темперамент. С учётом типа темперамента можно подобрать ключик к любому, даже самому непослушному малышу. Если 3-4-летнего малыша воспитывать неправильно, не учитывать его темперамент, то можно не только встретить непослушание и проблемы, но в будущем его личность может полностью деградировать.
Когда ребёнка часто ругают и даже бьют, то вырастая и становясь взрослым, он часто оказывается подверженным нехорошим зависимостям (никотиновой, алкогольной, наркотической). Такие люди имеют проблемы общения как со сверстниками, так и с людьми других возрастов.
Психологи различают 4 типа темперамента характера:

  • холерики;
  • сангвиники;
  • флегматики;
  • меланхолики.

Практически ни один реальный характер не подпадает исключительно под какой-либо тип темперамента, гораздо чаще встречаются их сочетания в разных пропорциях. Доминирование того или иного типа темперамента определяется вариантом родительского общения с ребёнком. Малыши с различным темпераментом по-разному реагируют на сходные ситуации, что особенно ярко проявляется в случаях каких-либо отказов.

Дети-сангвиники

Проще всего воспитывать сангвиников, у которых чаще всего хорошее настроение. У детей-сангвиников можно отметить следующие черты:

  • отсутствуют перепады настроения, и даже расстроенный малыш не повалится на пол, не будет реветь и колотить ногами;
  • сангвиники подвижны, всегда нацелены с чем-то взаимодействовать, куда-то бежать;
  • у них высокая самооценка и крепкая нервная система;
  • они быстро засыпают, а просыпаются легко, что также характеризует работу их нервной системы.

Но и эти, казалось бы, идеальные дети не лишены недостатков. Так, сангвиники любят схитрить, и если они не хотят чего-то делать, то их почти невозможно заставить.
Родители детей-сангвиников делают ошибку, когда верят своим чадам на слово - так они только будут идти у них на поводу. Если на эти моменты не обращать достаточного внимания, то из ребёнка вполне может вырасти аферист и врун. Чтобы не иметь подобных последствий, родители должны выдерживать линию воспитания, где ребёнок должен выполнять родительские требования. Это следует делать без нотаций и крика, а спокойно. Другая распространённая ошибка родителей юных сангвиников - чрезмерность похвалы . Если избыточно хвалить даже столь уравновешенных детей, имеющих хорошую самооценку, то они могут «схватить звёздочку».

Дети-меланхолики

Меланхолический тип темперамента относится к таким, которые требуют к себе наибольшего внимания. Таких необычайно восприимчивых детей очень легко обидеть и расстроить, а накричать на них - то же самое, что устроить физическую экзекуцию . Для этого типа характерны следующие особенности:

Воспитание детей от 0 до 3 лет

Что такое воспитание? Существуют ли универсальные принципы воспитания маленьких детей? Что нужно зна...

  • быстрая утомляемость;
  • трудная адаптация к новым условиям;
  • повышенная чувствительность.

При воспитании меланхолика грубыми ошибками является публичное порицание и наказание за плохую успеваемость. Для меланхолика само обучение в большом коллективе уже создаёт стрессовую ситуацию, поэтому его главной задачей в детском саду и младших классах школы становится адаптация к своей группе или классу, и только потом идут успехи в освоении учебных дисциплин.

Дети-флегматики

Спокойны и уравновешены флегматики, чьими отличительными чертами являются:

  • медлительность;
  • безэмоциональность;
  • готовность проспать в день 10-12 часов.

При воспитании флегматика ошибками являются пассивное времяпрепровождение вместе с ним и донесение до него требований словесно. Ему лучше всё показывать на собственном примере. Если же его развитием не заниматься активно, то он так и останется «камнем, под который вода не течёт».

Дети-холерики

Холериков можно назвать двигателями прогресса, которым постоянно нужно что-то делать, куда-то бежать, хотя они легко бросают любое дело, не доведя его до конца. Основные черты холериков:

  • подвижность, активность, шумность;
  • эмоциональность;
  • беспокойный сон.

Холерика очень важно правильно воспитать, чтобы он не вырос излишне эмоциональным и даже агрессивным, откуда недалеко и до асоциального поведения. При воспитании детей-холериков, родители часто делают ошибки, проявляя к ним излишнюю опеку и заботу, а также агрессию. Напротив, с холериком нужно себя вести уравновешено, даже, несмотря на то, что он кричит и шалит. Его невозможно подавить, а эффективнее на его капризы реагировать спокойным тоном. Нельзя и потакать его требованиям, а следует навязывать свои жизненные принципы, придерживаться разумных запретов и долгосрочных договорённостей.

4 0
  • Меню
  • Витамины
  • Не слушается
  • Подарки
  • В возрасте 4 лет поведение многих детей меняется. Это в первую очередь связано с тем, что ребёнок уже преодолел кризис 3 лет, и он в принципе изменился психологически. В этот момент родителям нужно правильно перестроить свои отношения с малышом. Прочитав данную статью, вы узнаете, как найти общий язык с ребёнком и как лучше воспитывать своё чадо в этот период.

    Причины

    Родители зачастую не понимают, как себя вести, когда их четырёхлетний ребёнок перестаёт слушаться. Так малыш испытывает, до какой степени предостережения взрослых опасны. Это позволяет ему уяснить меру своей дозволенности и понять, с какой погрешностью могут выполняться распоряжения мамы и папы.

    Нельзя давать спуск непослушанию, так как в будущем ребёнку будет тяжело приспособиться к взрослому миру. Нужно объяснить крохе, что все требования должны исполняться безоговорочно, даже самые, на первый взгляд, строгие.

    Возраст 4 лет – это старт новой фазы развития ребёнка. У детей появляются задатки осмысленного поведения, которые позволяют задуматься о своём поступке и его последствиях.

    Что делать?

    Ребёнок в четыре года уже созрел к самостоятельному решению и добивается позволения для реализации этой возможности. Часто предписания родителей заставляют чувствовать малышей зависимыми от них, а не самостоятельными, что подталкивает их к непослушанию.

    Родителям нужно установить в доме определенные правила, и любое из них должно быть простым и понятным для ребёнка.

    Крики и истерики в диалогах исключить нужно полностью, и разговаривать с малышом невозмутимым голосом. Так легче донести до ребёнка, что родителей надо слушать. Вместо строгого выговора я рекомендую душевную беседу с выслушиванием мнения обеих сторон.

    Разговор поможет выяснить, почему ребёнок отказывается слушаться. Возможно, причиной его поведения является неспособность выполнить данное ему поручение, а вовсе не нежелание. Поэтому так важно разобраться, что к чему, прежде чем наказывать своего ребенка.

    Наказание

    Если ни беседа, ни уговоры взрослых не помогают, и ребёнок отказывается слушаться, тогда следует наказание. Иногда мамы и папы с крика переключаются на применение силы, не понимая, что так они только ухудшат ситуацию.

    Такие действия не только не разрешат проблему, но еще и обидят малыша, или что еще хуже - разозлят, спровоцируя дальнейшее непослушание. Но и безнаказанным плохое поведение не должно оставаться. Но, в любом случае, вместо применения силы лучше наказывать психологическим воздействием, подобрав соответствующий способ.

    Главное - ребёнок должен понимать, за что его наказывают. Помните, что частый "нагоняй" становится привычкой и своей цели не достигает. Ни в коем случае не наказывайте ребенка во время вспышки гнева - результат от такого "воспитания" может быть непредсказуемый и далеко не всегда положительный.

    Возраст 4 лет оправдывает непослушное поведение ребёнка. В этом возрасте малыш – маленький бунтарь, стремящийся отстоять свою самостоятельность. Если же взглянуть на ситуацию с другой стороны – такие действия служат лишь методом привлечения внимания, не достающего ребёнку.

    Воспитывая своего непослушного малыша, помните, что хвалить нужно в пять раз чаще, чем наказывать. Слушая от родителей слова похвалы, у ребёнка появится стремление получать их ещё чаще, тем самым его поведение исправится в нужном вам направлении.

    Запреты

    Ребёнку в возрасте 4 лет необходимо регулярно напоминать, что можно, а что нельзя. В это время малыш начинает усваивать нормы поведения и морали.

    Для детей данного возраста требования должны быть беспрекословными и краткими:

    • запрещается сбегать от взрослых на дороге – это рискованно;
    • запрещается обижать животных – они живые;
    • запрещается кусаться – это плохо.

    Разумеется, список запрещённых действий может быть продолжен до бесконечности, всё индивидуально и зависит от устоев в вашей семье. Главное, помните: принятые правила должны соблюдать и знать все домочадцы.

    Часто бывает так, что детишки не слушают своих родителей и непослушание продолжается. Предположим, ребёнок не хочет убирать за собой игрушки, отказывается собираться куда-нибудь, портит книги. Как вести себя в такой ситуации? Рекомендуем следующую последовательность действий, подходящую для любого случая.

    1. Для начала следует сказать, что так делать запрещается, и позволить малышу самостоятельно исправить своё поведение.
    2. Если он не перестаёт баловаться, нужно предупредить его, что он будет наказан. Варианты наказания могут быть разными – например, отмена уличных аттракционов, запрет на просмотр мультфильмов. Важно не использовать отсроченных наказаний. В конце недели ребёнок может забыть о своем проступке.
    3. Если и эта мера не действует на ваше чадо, то нужно сообщить о наказании, закрепив словами: «Хорошо, ты разбрасываешь вещи, поэтому вечером мы не пойдем играть в песочнице».
    4. Вероятно, уже спустя два часа ребёнок не будет помнить про наказание. Повторяем ему, за что он наказан, спокойным голосом – без злорадства: «Днём ты вёл себя плохо, бросал вещи, а это не разрешено. Потому мы не идём в песочницу».

    Ни при каких обстоятельствах уступать нельзя. Жалость в такой момент только усугубит ситуацию. Не нужно обращать внимания ни на слёзы, ни на просьбы малыша. Убедив вас сейчас, в дальнейшем он продолжит баловство, а вы потеряете свой авторитет. Вы же хотите, чтобы ребёнок прислушивался к вашему мнению?

    Психологами также рекомендуется пренебрежение лишь плохими поступками ребенка, а не самого малыша. Некоторые мамы и папы отказывают детям в общении, потому что они балуются. Это недопустимо. Можно разумно наказывать, но лишать любви неправильно.

    И ещё одно замечание: если ваше чадо не повинуется вам, может, стоит пересмотреть ситуацию? Может оно того не стоит и ваше требование вовсе вам не нужно? Предоставьте ребёнку свободу выбора, и может тогда он не будет больше противиться вам и как вы хотите, будет безоговорочно выполнять ваши просьбы.

    Развивающие занятия

    Занятие с детьми 3-4 лет нужно предварительно спланировать, желательно на неделю вперед. Таким образом вы учтёте все значимые для ребёнка моменты, предотвратите перегрузку малыша и будете иметь в запасе время, чтобы к ним подготовиться. Составляя недельный план, первостепенно необходимо учесть посещение малышом детского сада. Если ребёнок целый день находится в саду, то важно учесть следующие аспекты:

    • Ребенок в садике ежедневно участвует в развивающих занятиях и регулярно получает физическую нагрузку;
    • Ваши занятия будут проходить только в вечернее время и на выходных;
    • На вечер не стоит намечать активных мероприятий;
    • Вечером у вас не так много времени, поэтому строить планы можно максимум на два занятия;
    • Нужно уточнить, какую программу используют с ребёнком в садике, чтобы не повторять, а грамотно дополнять ее;
    • Для малыша, не посещающего сад, расписание занятий будет более объёмным. План занятий составляется с учётом имеющихся навыков и интересов ребёнка.

    Ведущей деятельностью в данном возрасте является игра. Набор в некоторых спортивных секциях открыт уже в 4 года, поэтому если ваш ребёнок неусидчивый и подвижный, то спорт будет отличным решением для него. Такое занятие дисциплинирует и обучает различным навыкам.