Беременность  Блоги мам Болезни

Татарское венчание. Сватовство: обычаи и традиции у разных народов

Сватовство – один из интереснейших обычаев, особо почитаемый нашими предками, пришедший из далекого прошлого. Со временем многие тонкости данного ритуала забылись, некоторые изменились, однако основные принципы остались прежними, и с каждым годом сватовство обретает все большую популярность. У каждой народности обряд сватовства имеет свои особенности, традиции и индивидуальность.

Обычаи у русских

Русское сватовство – это первоначальная церемония свадебного сговора, в процессе которого жених (или же его родня) посредством свата предлагал девице (чаще – ее родителям) замужество. Главная цель любого сватовства – это получение согласия на бракосочетание .

Сват (сваха или сваты) – самый важный человек на сватовстве. На Руси он пользовался особым почетом, поскольку соглашение на брак зависело главным образом от него.

Сватами становились близкие родственники жениха или же специально обученные для этого люди , которых нанимали для такого важного действа. Свату вменялось в обязанность порой даже разыскивать подходящую для конкретного жениха невесту . Но обычно он занимался лишь поиском информации о конкретной девице: какая у нее внешность, характер, умения, а также какое приданое за ней и в чем дается. Бывало и так, что жених мог увидеть невесту лишь в день их свадьбы , поэтому такие сведения порой оказывались для него крайне важными. С обрядом сватовства было связано множество примет, поскольку любые суеверия имели под собой какую-то реальную основу и всегда принимались во внимание при любом важном деле. Сватовство на Руси проводили только в благоприятные дни, особо ценились 3, 5, 7 и 9 числа . Нельзя было намечать данное мероприятие на постные дни (среду и пятницу), на 13 число любого месяца, а также масленичную неделю, поскольку это сулило беду и различные неприятности. Свататься ехали после захода солнца, чтобы никто не сглазил. Запрещалось по пути с кем-либо встречаться или разговаривать . А после ухода сватов женщины в доме жениха связывали ухваты и кочерги вместе, что должно было принести удачу в задуманном деле. Войдя в дом, сват крестился на образа и садился под потолочную балку (матицу). Переговоры велись с отцом невесты, если же его не было – с ее братом или матерью. Диалог начинался иносказательно, основная тема сразу не затрагивалась . Говорили о погоде, покосе, других делах, а в итоге обозначали цель своего визита: «Пришли мы в гости не гостить, а пир подымать. Есть у вас товар, а у нас есть купец – станем родство заводить». С ответом практически никогда не торопились , оговаривались делами и просили зайти сватов в другой раз.

За потребованное на раздумье время родители невесты узнавали все о женихе и делали выводы, подойдет ли он для их дочери или же нет.

Когда сваты приходили вторично, за честь благодарили, угощали напитками, которые разливала сама девица, к которой сватались, чем давали возможность сватам внимательно ее рассмотреть. За вечер невеста могла несколько раз менять наряды, показывая себя в наиболее приглядном свете. Иногда девица показывала свои умения, таланты, мастерство в плетении кружев, шитье, вышивке. Вдоволь налюбовавшись красавицей и ее поделками, сваты начинали славить жениха, рассказывали о его доме, хозяйстве, достатке, пытались выторговать побольше приданого. Существовало и «официальное сватовство» , когда все было уже решено и оставалось обговорить основные организационные и финансовые вопросы, касающиеся свадьбы. Такое сватовство могло быть как первым (когда стороны хорошо знали друг друга и были уверены в ответе), так и третьим (на него шли уже не только сваты, но и родители жениха, часто с ним самим). Большой воли невесте на Руси не давали, и часто она не имела права голоса на сватовстве . Жених тоже не всегда мог повлиять на решение родителей. Однако иногда он мог проявить свое желание и отказаться жениться. Также интересно, что на Руси в старину сватались не только парни, но и девицы . Однако в народе это не прижилось, и поэтому в основном всегда говорится об обычаях сватовства со стороны жениха.

Сватовство по казахским обычаям

Казахские праздники отличались яркостью, богатым смысловым наполнением и наиболее полно отражали сущность характера этого народа – гостеприимного, открытого, вольного. Все эти прекрасные черты нашли свое отражение и в их свадебных обрядах. Сватовство у казахов начиналось с заблаговременного соглашения, особое внимание уделяли родне невесты – важно, чтобы девушка не оказалась кровной родственницей, не допускалось пересечение генеалогических ветвей пары вплоть до седьмого колена . После выяснения родства и других немаловажных аспектов, связанных с самой невестой, ее родней и общим положением их семьи, отец жениха посылал к отцу невесты свата. Им являлся родственник или же уважаемый людьми человек, которого направляли к родне невесты в роли жаршы (глашатая, вестника). Иногда посылали целую делегацию из нескольких человек .

Тот, кому досталась почетная должность свата, садясь на лошадь, на одной ноге заправлял штанину за голенище сапога, а на второй – выпускал на сапог.

Это действо должно было помочь в обретении снисходительности отца невесты к юноше. Также это давало понять семье девушки, по какому поводу пришел в их дом этот человек. Сватовство организовывали исключительно в «счастливый день»: обычно таковым считались среда и четверг , однако существовали и личные «удачливые» числа. Первый визит не должен быть продолжительным, поскольку на нем выясняется, прежде всего, согласие на предстоящий брак. Если стороны все устраивает, согласовывается день следующего, официального сватовства, и тогда организовывается застолье (по традиции, обязательным блюдом на столе родственников невесты является шурпа или сорпа из баранины), в итоге которого оговаривают все нюансы предстоящей свадьбы. Особое внимание уделяется калыму – (на сегодняшний день данный обычай часто считается анахронизмом и включает в себя деньги на покупку мебели или непосредственно ее саму). При официальном сватовстве, согласно казахским обычаям, родственники со сторон жениха и невесты обменивались подарками. Дарами со стороны жениха являлись:

  • калым – 47 голов скота (калым-мал), что преобразовалось в обычай помещать в коржун (мешочек, украшенный лентами и монетами) дары из 47 небольших предметов, среди которых популярны конфеты, сухофрукты, мясо;
  • ткань на (либо деньги на его покупку – как более современный вариант);
  • платок на голову (в настоящее время обычно ограничиваются фатой);
  • обручальное кольцо .

Дары со стороны невесты включали:

  • свату – гвоздь-халат (шеге шапан), что должно было помочь скрепить предварительный договор;
  • всю домашнюю утварь для устройства быта молодой семьи, включая посуду, постельное белье, ковры и тому подобное.

Родители девушки одаривали и сватов, чем и завершалось сватовство. После соглашения сторон приводят живого барана, на его забой гости дают благословение – бата. Из баранины готовится традиционное казахское угощение – ет (мясо по-казахски) . Сватов угощают куйрык баур (печенью с салом курдючным), что устанавливает факт родственных отношений. Женщины со стороны невесты по окончании сватовства осыпают сватов шашу – конфетами, монетами, печеньем, зерном и тому подобными мелочами. Окончание сватовства оформляется распространенными обрядами, например, вложением руки невесты в руку жениха и их благословением.

Обычаи сватовства невесты на Украине

Сватовство на Украине начиналось стандартно: выбирались сваты и засылались в дом предполагаемой невесты. Сватовство совершалось тайно и после захода солнца (чтобы не сглазили). Сваты с хлебным караваем, завернутым в рушник, отправлялись в дом невесты, по дороге хранили молчание. Приехав в дом, разговор вели иносказательно, не упоминая конкретно о цели своего визита. Обычно говорили «У вас – товар, у нас – купец». С первого раза в большинстве случаев согласия на брак не давали. В результате, когда предложение принималось, хлебный каравай оставался в доме невесты, при отказе его забирали с собой . При благополучном сватовстве сваты договаривались о дне смотрин, помолвки и свадьбе. Также обсуждали брачный договор. Жених должен был в состоянии обеспечить безбедное существование своей невесты, за нее же получал приданое. Успешные переговоры заканчивались рукобитьем. Особенностью сватовства на Украине (в отличие от, например, Руси) являлось то, что невесте давалась особая свобода выбора: она могла сама решить – выходить ей замуж за сватающегося жениха или же нет .

При отказе сватам вручали гарбуз (тыкву), а сваты или опозоренный молодой человек в этом случае могли закрыть дверь в дом девицы спиной, что предвещало ей незамужнюю жизнь.

Если же парню невеста была не по нраву, он не пил из стакана воды, который по традиции ему подносили родители девушки. Когда она ему нравилась – он выпивал воду залпом и полностью. Заканчивалось сватовство тем, что гостей со стороны жениха перевязывали рушниками, которые были вышиты невестой собственноручно, и садились за стол праздновать. Еще один интересный исторический факт из жизни казаков. Девица могла сама посвататься к парню, даже была способна спасти жизнь осужденного на казнь казака. Ей было достаточно сказать: «Он женится на мне, отпустите его». Грешно ей было отказать в этом.

Сватовство по татарским обычаям

Татарское сватовство начиналось с традиционного сговора между родней жениха и сватом (яучы). На торжество несли с собой курендек (дары), а мать невесты выкладывала в ответ золотые украшения. Семье будущей невесты непременно подносили пирог (нугай бялещ), вдобавок свахи несли с собой поднос с конфетами, орехами, изюмом и кусочками сахара. После ухода гостей все эти сласти делились между родней невесты, что служило своеобразным оповещением о ее сватовстве. При согласии родителей невесты на брак велись переговоры обо всех организационных вопросах, приданом невесты, размере калыма . После того как стороны урегулировали все нюансы, невеста считалась сосватанной (ярашылган кыз), и в течение месяца шла подготовка к свадьбе. Жених собирал калым, готовил дары для невесты и ее родни, а также предметы домашнего обихода . Невеста же приводила в порядок свое приданое, которое начинала собирать где-то с 12-летнего возраста . В основном это была одежда, сшитая и вышитая ею собственноручно для себя и будущего мужа. Родственники с обеих сторон занимались подготовкой к самой свадьбе.

Какие же действия на сватовстве подразумеваются . Об этом подробно говорится в нашей статье. В следующей имеется небольшое видео с прикольным свадебным конкурсом. Перейдя по этой ссылке , вы прочтете основные принципы составления прикольного сценария выкупа невесты.

На сегодняшний день многие традиции ушли в небытие или же претерпели изменения, и уже очень редко можно встретить сватовство, проходящее по исконно русским, казахским, украинским или татарским обычаям, но тем не менее очень многие стараются сохранить традиции наших предков, и это достойно особого уважения! А если хорошенько постараться, то и современное сватовство можно обыграть по старинным обычаям, ну или максимально близко к таковым. Как – смотрим следующее видео: http://www.youtube.com/watch?v=LbpSqcpYCBM

Для любого человека свадьба - ответственный и серьёзный шаг. Современный обряд брачной церемонии немыслим без изысканного ресторана, дорогих автомобилей, а также пышных нарядов. Сегодня в таком же духе проходят и мусульманские, в частности, крымско-татарские свадьбы. Но многие вековые традиции татар до сих пор являются обязательной частью обряда.

Татарская свадьба состоит из нескольких периодов, среди которых предсвадебный этап, непосредственно церемония, а также действия, которые происходят после нее.

Итак, в данной статье рассмотрим них более подробно.

Выбор невесты

Изначально у молодых людей была возможность познакомиться на религиозных праздниках, других свадьбах. Там юноши выбирали себе невесту. При этом выбор парня основывался не просто на симпатии - учитывалась также репутация девушки и всей её семьи, доброта, трудолюбие и ум избранницы. Как только юноша назовёт одному из своих близких имя понравившейся девушки, сразу же о характере невесты и о ее семье наводятся справки. В случае, если молодые люди друг другу понравились, происходит сватовство.

Сватовство

В гости к невесте со стороны жениха отправляются сваты - къудалар. В основном это уважаемые люди. Среди них могут быть близкие родственники юноши, которые отправляются в дом семьи девушки, чтобы выяснить о ней больше, а также обменяться подарками с родными невесты.

Если девушке юноша понравился, то она ему через посредников передаёт белый расшитый платок. В свою очередь къудалар дарят девушке духи и ювелирные украшения, а также всевозможные сладости. Всё это непременно красиво упаковывается и оформляется бантами и лентами. Родственники жениха тоже уходят не с пустыми руками. Им необходимо передать юноше несколько носовых платков, рубашек, украшенных узорами, вышитыми невестой, а также несколько подносов с выпечкой и конфетами, которые тоже красиво упакованы. Потом сваты обсуждают дату обручения и удаляются.

Обручение

Рассматривая традиции татарской свадьбы, стоит отметить, что обручение (агъыр нишан) происходит через пару недель после сватовства. Оно также проходит у невесты. Къудалар, число которых теперь составляет около пятнадцати человек, подносят девушке бохча - узел, полный гостинцев для избранницы и её родственников. Взамен же они получают ответные подарки. В этот момент между сторонами оговариваются дата и все детали предстоящего торжества.

Вечер-прощание у невесты

Девушка демонстрирует гостям, среди которых присутствуют и родственники молодого человека, своё приданое (оно готовится с момента рождения). Чем семья невесты богаче, тем разнообразнее и больше её наследство.

Окрашивания хной рук девушки

Далее семьёй невесты накрывается праздничный стол и происходит ритуал окрашивания хной кистей рук наречённой. Есть мнение, что чем сильнее у невесты разрисованы руки, тем у молодых будет богаче совместная жизнь. Потом остатками краски разрисовывают руки остальных девушек, тем самым желая им скорейшего и благополучного замужества. Это всё проходит с танцами и песнями.

Сбривание бороды

Накануне свадьбы в доме жениха проходит древний обряд: приглашенный парикмахер торжественно сбривает бороду молодому человеку (траш геджеси). Этот процесс является символом прощания со свободной жизнью, а также приобретением статуса женатого человека. Родители после процедуры благословляют сына.

Обряд бракосочетания

После всех вышеперечисленных действий проводится уже непосредственно татарская свадьба (никях). В основном она проходит в доме молодой, где религиозный предводитель мусульман - мулла - в присутствии свидетелей и близких родственников спрашивает у жениха и невесты, согласны ли они вступить в этот брак.

Мулла этот вопрос невесте задаёт трижды. Первые 2 раза она должна молчать, при этом на 3-ий ответить согласием. Молодые после ритуала выходят к своим гостям.

Изучая традиции на свадьбе татар, стоит отметить, что в древности церемонии проводились прямо на улице или во дворах. Строился шатёр, стулья и столы собирались из досок, их покрывали скатертями и коврами. Столы ломились от различных национальных блюд. Татарская свадьба длилась раньше 7 дней. Сегодня же она сократилась до двух.

Первый день отмечается у невесты, второй - у молодого человека. Интересно, что родители жениха не должны присутствовать на стороне невесты, а родителям девушки нельзя быть на торжестве, которое проводится в доме жениха.

Крымско-татарские свадьбы проводятся без игр и конкурсов. За счет этого они еще более необычны для нас. Татарская свадьба, сценарий празднования которой схож между собой в обоих свадебных днях, проводится сегодня в шатрах либо в ресторанах. Молодые сами выбирают, в какой день будет проводиться регистрация.

Непременным остается скрепление брака перед Всевышним - никях. Данный обряд проводится в мечети или дома.

Открытие торжества

Молодые появляются в месте, где уже собрались гости. Перед парой танцуют близкие родственники, тем самым провожая их к столу под музыку. Тамада - той саиби - свадьбу открывает торжественной речью.

Далее приглашаются повара, исполняющие танец с поварёшками. Потом танцуют аякчилар - обслуживающий персонал торжества. Только после этого начинается собственно татарская свадьба, и ее ведение входит в обязанности родственников новобрачных.

Гости выходят парами к танцующим родственникам, вручая им деньги. При этом в руках должно быть по одной купюре любого наименования. Первоначально все деньги, которые были собраны таким образом, отдавались музыкантам. Сегодня же они озвучивают стоимость своих услуг с самого начала, а деньги, таким образом «заработанные» родственниками, передаются молодым.

Свадебное торжество

Периодически тамада объявляет общие танцы - в это время на площадку выходят все желающие, кроме невесты и жениха. В это время произносятся татарские тосты на свадьбу, в которых звучат пожелания молодым любви и благополучия.

Гости ближе к полуночи могут потанцевать уже с молодыми. К новобрачным первыми выходят родители, поздравляя и вручая деньги, потом родственники, и только после этого оставшиеся гости.

Завершение первого дня

В заключение мероприятия гостями исполняется «Къоран». Новая семейная пара оказывается в центре, вокруг себя образуя круг из танцующих гостей. Далее молодые уходят в дом жениха, сопровождаемые различными народными мелодиями. Когда молодая жена в первый раз заходит в мужний дом, под ноги ей подстилают шубу, вывернутую наизнанку, угощают мёдом и свежим хлебом, а также дарят какое-нибудь животное.

Послесвадебный период

Невеста на следующее утро должна своих новых родственников угостить утренним кофе. При этом все приходят в дом посмотреть на нее. Во время данного ритуала девушка целует руки родственникам мужа в знак своего уважения.

Интересно, что она на протяжении 40 дней после свадьбы должна оставаться в доме мужа, не выходя из него. Но сейчас этого правила редко придерживаются.

На сегодняшний момент татарская свадьба отличается во многом от традиционной, но при этом многие обычаи все же сохранились. Непременными остались агъыр нишан, сёз кесим, келин къавеси, никях, а также чагъыртув, при этом проведение траш геджеси и хна геджеси уже достаточно редкое явление.

И обряды которого уходят своими корнями в глубину столетий. Среди традиций можно выделить три варианта создания новой семьи: уход невесты из дома без получения родительского благословления, свадьба по сватовству, а также похищение девушки, не давшей согласие на проведение обряда бракосочетания.

Сватовство : Как правило, татарская свадьба, традиции которой за десятилетия практически не изменились, проводилась после сватовства. Причем невесту обычно выбирал не сам жених, а его родители, которые затем посылали сватов в семью девушки, чтобы испросить у ее отца согласие на брак. Если родители невесты соглашались на бракосочетание, дальше они обговаривали основные «детали» будущего брака, размер выкупа, а затем уже начинали необходимые приготовления к торжественной церемонии.

Современная татарская свадьба, при которой до сих пор является неотъемлемой частью процедуры, от старинных церемоний отличается только особенностями подарков. В былые времена родители невесты получали деньги, всевозможную живность, роскошные ковры, а сейчас в качестве калыма нередко используется квартира или автомобиль. На обеде, посвященном сватовству, молодые обычно не присутствуют, а вместо жениха и невесты на банкете главными виновниками торжества становятся их отцы. В конце церемонии семье жениха подносят щербет, который свидетельствует о том, что родители невесты приняли калым и вполне согласны с его размерами.

Религиозный обряд : Каждая татарская свадьба начинается с проведения обряда «никах» - религиозной церемонии, во время которой в книгу регистрации муллой записываются особые условия брака. К таким условиям относятся все дары, переданные невесте и ее родителям, а также размер калыма и продукты, необходимые для проведения свадебного обеда. Особенное значение в таких случаях всегда имела сумма денежных средств, которые будущий муж при желании развестись обязан выплатить своей жене.

После того, как финансовые условия брака были полностью описаны в книге регистрации, мулла испрашивал согласие молодых на и поскольку жених и невеста на церемонии не присутствовали, за них отвечали отцы. В это время невеста обычно находилась либо в другом помещении здания, либо за непрозрачной занавеской, и к ней отправлялись два свидетеля, чтобы удостовериться в ее согласии выйти замуж. Когда мулла слышал от свидетелей утвердительный ответ, он принимался за чтение различных выдержек из Корана, которые посвящены бракосочетанию.

Празднование свадьбы : Классическая татарская свадьба начиналась с празднований в доме невесты в течение двух-трех дней, причем родители девушки приглашали к себе и угощали приезжих сватов. Когда гости разъезжались, семья невесты начинала тщательно готовиться к встрече жениха, подготавливала красивое помещение для молодой пары, которое украшалась самыми красивыми вещами из В такой комнате жених и невеста жили несколько дней после а после совместного посещения бани жених должен был переодеться в новую одежду, сшитую его молодой женой, а потом дарил ей различные ценные подарки.

Во время первого приезда жениха в дом невесты юноша должен был принести разнообразные дары, а также уплатить выкуп за возможность въезда на территорию двора, заплатить за право войти в комнату к своей невесте. Он также преподносил дары людям, топившим баню и стелившим мягкую брачную постель, дарил небольшие подарки каждому из деревенских ребятишек, специально зашедших в дом родителей невесты. Поэтому, собираясь на собственную свадьбу, юноша обычно брал с собой большой чемодан, наполненный до краев подарками и всевозможными угощениями.

Как татары проводили никах: особенности национальной женитьбы, послесвадебные обряды и ломка традиций

Казанский этнограф и наш колумнист Дина Гатина-Шафикова продолжает знакомить читателей «Реального времени» с особенностями татарской свадьбы . В сегодняшней авторской колонке, написанной для нашей интернет-газеты, она рассказывает уже о самом обряде никаха, послесвадебных обычаях и современном возрождении религиозно-культурных элементов национального бракосочетания.

Никах без молодоженов

Само свадебное действие - никах туй , по словам К. Насыри, проходило «обязательно в доме родителей девушки. Здесь же происходит и обрядовое чтение никаха. В тот же день застолье организуется и в доме жениха. Невесте в счет подарка и выкупа посылается хороший сундук, большое дорогое зеркало, лучших сортов штоф или бархат, отрезы ситца на несколько платьев, шаль, дорогой калфак, ичиги, туфельки, различные фрукты и перстни, ножи, мелкие зеркала, помада, белила - все это в счет подарков. Здесь же в сундуке отсылают деньги - причитающийся выкуп. Затем посылают несколько хлебов лучшего сорта, полпуда меда и полпуда масла. Больше или меньше - в зависимости от размера меджлиса».

Свадьба начиналась с проведения религиозного обряда бракосочетания - никах. Согласно «Сборнику циркуляров и иных руководящих распоряжений по округу Оренбургского магометанского Духовного собрания 1841-1901 гг.», «обрядовая сторона брака между магометанами, по шариату, состоит в совершении «Гакыд» словами «изябъ-кабула», т. е. брачующаяся невеста, лично или через поверенного, должна сказать: я (назвав имя отчество) отдала себя в жены такому-то (тоже назвав имя отчество), а жених тоже лично или через поверенного повторить слова невесты, заменив выражение «отдала себя в жены» словами «взял в жены». Гакыд должен происходить непременно при свидетелях. Не менее двух правоспособных мужчин, или один мужчина и две женщины магометанского вероисповедания, при этом договаривающиеся лица должны ясно слышать слова друг друга, а свидетели должны слышать слова договаривающихся, все это должно произойти в одно и то же время, в одном и том же месте».

Согласно «Сборнику циркуляров и иных руководящих распоряжений по округу Оренбургского магометанского Духовного собрания 1841-1901 г.», «обрядовая сторона брака между магометанами, по шариату, состоит в совершении «Гакыд» словами «изябъ-кабула». Фото turklib.com

В связи с тем, что обычно на данной церемонии молодые не присутствовали, за жениха отвечал отец, а за невесту ее уполномоченные -вәкил (они специально отправлялись в то место, где находилась невеста, и, выслушав ее положительный ответ, передавали его мулле).

После совершения церемонии, мулла записывал в книгу регистрации брака условия заключения брака - мәһәр (калын, продукты или их стоимость, переданные стороне невесты до заключения брака). Детально описывалась определенная сумма денег, которую в случае развода по инициативе мужа он должен был выплатить жене.

После церемонии начиналось застолье, которое имело свою специфику. Женщины находились отдельно от мужчин. Обычно, женщины угощались после того, как расходились мужчины, или оно могло проходить одновременно, но в разных половинах дома.

Жених на неделю

Сами свадебные мероприятия с совместными угощениями могли проходить до трех дней. Приезжих, после угощения в доме невесты, забирали родственники. Иногда по очереди всех гостей могли приглашать к себе.

Свадьба в доме жениха могла проходить намного позже, после основного мероприятия в доме невесты, и срок этот зависел от того, насколько долго молодая останется в доме своих родителей.

Все последующие мероприятия были уже после свадьбы.

После завершения никах туй , когда разъехались все гости, в доме невесты начинали готовиться к приезду жениха. Особое внимание уделялось приготовлению постели для молодых. Старались выбрать замужнюю женщину, удачливую в браке. Кровать огораживалась большой занавесью - чаршау , или, если была возможность, полностью занавешивали пологом -чыбылдык . Стелили две перины, которые по одной, по окончании ночи, убирали. После того, как приготовили постель, в нее клали либо ребенка, или счастливую семейную пару с детьми.

Интерьер парадной половины дома. Фото archive.gov.tatarstan.ru

Жениха в сопровождении друга или друзей, вечером привозили родственники (молодые юноши или мужчины) невесты. В дом их пускали только после уплаты выкупа. Гостей угощали, молодым накрывали стол к чаю и оставляли наедине. За ними ухаживала специально выбранная женщина, которая также за эту работу получала подарки.

Утром для молодоженов топили баню. После этого молодой супруг надевал новую одежду, сшитую его женой, а взамен он одаривал ее каким-нибудь ценным подарком (украшения, платки и пр.).

Молодожены первые дни были только в своей комнате и никому не показывались. Супруг мог заночевать обговоренное заранее определенное количество дней, а затем уехать, так и не показавшись никому из родственников жены. Чаще всего родители или сами заходили в комнату утром к молодым, или приглашали на совместное чаепитие, где одаривали зятя подарками.

В первый свой приезд муж мог остаться до недели или чуть больше. Затем он уезжал обратно и впоследствии приезжал по четвергам, а утром в пятницу снова уезжал. Подобное гостевание было разным по времени (жена могла перебраться в дом мужа, уже самой являясь матерью), и зависело все от разных причин (материальные, семейные и прочие). По этому поводу А. Сперанский писал: «Так живут они год, два и даже три. Потом жена приезжает к мужу окончательно, имея иногда уже двоих детей».

К мужу… навсегда

В большинстве своем переезд молодой в дом мужа приурочивали к Джиену. Причем обрядовая составляющая в разных местностях отличалась. Где-то прощание происходило в доме родителей молодой жены, но его могли проводить и в том доме, где ей предстояло жить. Причем приданное, перевозимое невестой в новый дом, было значительным. По этому поводу, Каюм Насыри отмечал, что «вслед за невестой в дом жениха переправляется довольно много вещей. Обычно вначале посылаются подарки жениха: зеркало, сундук (кроме него еще несколько сундуков с вещами самой невесты). Среди вещей обязательно есть пуховая перина, пуховые подушки, четыре маленькие подушки, верх у которых из хорошего ситца или шелка. Еще дорогое ситцевое или шелковое одеяло, такой же полог для кровати. Кроме того, самовар, два кумгана, медный таз, два больших подноса, две дюжины тарелок, столько же серебряных ложек, две дюжины ножей и вилок, несколько дюжин столовых приборов, два медных подноса под самовар, несколько дюжин салфеток, несколько скатертей, полотенец. Ни одну из своих вещей невеста не оставляет в родительском доме, недаром говорится в народе: «Невесты в отчем доме помело - и то боится».

Среди вещей обязательно есть самовар, два кумгана, медный таз, два больших подноса, две дюжины тарелок, столько же серебряных ложек. Фото archive.gov.tatarstan.ru

Встречали молодоженов не только ближайшие родственники, но и соседи. Для этого молодая готовила небольшие подарки, которыми одаривала присутствующих.

В обрядовой составляющей встречи новоиспеченной жены входило и обряжение дома, где ей предстояло жить. Обычно его проводили в день приезда молодой в дом супруга. Везде снимались занавеси и вешались новые из приданого невесты. Также бытовал обряд знакомства молодой с родником, или показ дороги по воду, когда на следующий день после приезда ее вели к роднику, из которого ей предстояло носить воду.

Застолья по случаю приезда молодой были сходны со свадебными, ранее организованными стороной невесты. Однако в отличие от предыдущих торжеств, здесь не было родителей невесты (для них все устраивали отдельно), к тому же основными участниками были и сами молодожены, присутствующие на мероприятиях по этому случаю. По их окончании уже в тесном семейном кругу молодожены ездили в гости к ее родителям, а в дом жениха приглашали родителей невесты. Эти мероприятия как бы ознаменовывали окончание цикла свадебной обрядности.

Исключения из правил

Безусловно, описанные выше мероприятия показывают классический тип сватовства, когда и родители, и молодые согласны. Однако, как и было описано ранее Ахмаровым, существовали еще два типа (насильственный и без одобрения родителей), в рамках которых данная свадебная обрядность в полной мере не соблюдалась.

ХХ век внес свои коррективы в обрядность татарского народа. Многое было унифицировано, что-то было потеряно, появилась новая праздничная культура в целом. Это время, когда браки стали регистрировать в ЗАГСе, порою, не совершая традиционного религиозного обряда (никах), а согласие родителей и договорные браки теряют свою силу. Молодожены сами стали выбирать себе супругов, не учитывая мнение старшего поколения.

Все больше в нашем обиходе встречается словосочетание «татарская свадьба», «халяльная свадьба». Фото Максима Платонова

В наши дни, как отмечают многие исследователи, наметилось возрождение интереса к традиционным формам культуры, включающим в себя и свадебную обрядность. Так, многие молодожены считают обязательным для создания семьи проведения религиозного обряда никах. Все больше в нашем обиходе встречается словосочетание «татарская свадьба», «халяльная свадьба». Однако необходимо отметить, что сегодня сформировалась новая свадебная обрядность, с сочетанием в себе общеисламских, европейских, и зачастую незначительно традиционно татарских форм свадебного обряда татар.

Дина Гатина-Шафикова

Справка

Дина Гатина-Шафикова - научный сотрудник отдела этнологических исследований Института истории им. Ш. Марджани АН РТ.

  • В 2010 году окончила исторический факультет, на кафедре археологии в Казанском (Приволжском) федеральном университете.
  • В 2014 году окончила аспирантуру в Институте истории им. Ш. Марджани АН РТ.
  • С 2010 по 2013 годы сотрудник Национального музея Республики Татарстан.
  • Исследовательские интересы: визуальная антропология, татарский костюм, история волго-уральских татар.
  • Автор ряда научно-популярных и исследовательских публикаций. Колумнист «Реального времени».

Татарский народ проживает практически на всей территории России, имеет богатейшую историю и культурное наследие, которые берут свое начало с давних времен. Национальные татарские обряды создавались веками, они оказывают влияние на жизнь всего народа и каждого представителя этой культуры. Национальные особенности очень ярко проявляются в свадебных обрядах и ритуалах, многие из которых живы и сегодня. Татарская свадьба – это волнительное и очень важное событие в каждой мусульманской семье.

Подготовка к татарской свадьбе

Готовятся к татарской свадьбе основательно и еще задолго до официальной даты торжества. Перед тем, как состоится бракосочетание, в дом девушки приходят сваты и родители парня, договариваются о свадьбе своих детей, обязательно с благословения муллы. Жених и невеста участия в переговорах не принимают. Сватовство проходит в три этапа:

  • смотрины невесты;
  • рассказ о женихе;
  • переговоры между сторонами.

Жениха представляют сват (яучы) и один из старших родственников. Если первые две части сватовства прошли удачно, то на третьем этапе переговоров подключаются отец и мать новобрачного. В заключительной части сватовства стороны оговаривают денежные и другие важные моменты быта молодой семьи: где будут жить новобрачные, кто и что покупает для обустройства жилья, каков будет вклад мужа в новую семью, объем калыма за невесту и еще много других вопросов.

По татарскому обычаю, выкуп за невесту можно выплачивать частями до торжества или отдать целиком в день свадьбы. В качестве калыма чаще всего предлагают золотые украшения, зимнюю и летнюю одежду, постельное белье, посуду, деньги. Какое будет приданое у невесты, переговорщики во время сватовства не обсуждают. Если стороны договорились, об успешном исходе сватовства сообщают молодым и определяются с датой помолвки. После оговаривается сценарий торжества, которое состоит из свадебных татарских ритуалов.

Никах - свадебный обряд мусульманского брака. Он проводится в мечети или в доме новобрачной. В таинство обряда входят: молитвы, чтение Корана, духовные наставления молодым. Священные обеты дают либо молодожены, либо те, кто их представляет. После завершения Никаха, брак регистрируют в ЗАГСе. Жених и невеста подают заявление в день помолвки. Этих мероприятий достаточно, чтобы девушка считалась сосватанной и получила статус «ярекшен кыз» .

Татарская свадьба (Туй) - торжество, которое продолжается несколько дней. Оно начинается в доме невесты, а затем плавно переходит в жилище жениха. В наши дни татары обычно празднуют свадьбу в ресторане на протяжении нескольких дней.

Если молодые хорошо знают друг друга, а родители согласны на бракосочетание детей, то сватовство и помолвку проводят в один день. В доме родителей девушки накрывают стол. Самые близкие родственники с обеих сторон оговаривают условия бракосочетания детей и дарят друг другу подарки.

После помолвки начинается подготовка к свадьбе, которая занимает в среднем от 3 до 5 недель. Жених выплачивает калым частями, покупает подарки невесте, ее родителям и близкой родне. Невеста завершает готовить приданое, которое начала припасать еще подростком. Родители молодых и ближайшие родственники организовывают свадебное веселье.

Украшение места проведения торжества

Свадьба у татар празднуется несколько дней. Место проведения торжества украшают согласно вкусу, желаниям и религиозным предпочтениям молодоженов, а также их родителей. Пользуются популярностью обычные свадебные украшения (гирлянды, воздушные шарики, цветочные композиции), а также очень модный сегодня национальный декор: нарядные скатерти, посуда с татарскими узорами, подушечки с орнаментом. Если новобрачные религиозны, то место проведения свадебного торжества принято украшать декорированными элементами с духовными наставлениями из Корана.

Музыкальное сопровождение

Музыку для татарской свадьбы обычно выбирают молодые, учитывая вкусы своих родственников. Огромной популярностью пользуются композиции современных авторов на русском и татарском языках. Столь же часто можно услышать на татарских свадьбах зажигательные и грустные народные песни. Марш Мендельсона играют не только во время регистрации, без него не обходится практически ни одна татарская свадьба.

Традиционные татарские наряды молодоженов

Традиционные татарские свадебные одежды молодоженов разительно отличаются от привычных для нашего глаза европейских нарядов. Невеста - символ скромности и чистоты, поэтому праздничная одежда молодой должна полностью закрывать тело, руки, область декольте и шею. Чтобы понять, как выглядит свадебный наряд татарской невесты, посмотрите фотографию ниже. Платье до пят или же брюки с туникой сочетаются с головным убором, который полностью закрывает волосы. Девушка может оставить открытыми лишь кисти рук и лицо, все остальное должно быть скрыто одеждой от посторонних взглядов. Для свадебных татарских нарядов используется плотная ткань.

К одежде жениха здесь относятся не столь скрупулезно и предъявляют намного меньше требований, чем к наряду невесты. Будущий супруг на свадебном торжестве может быть в обычном классическом костюме любого цвета, белой рубашке и галстуке. Одежда для татарского жениха практически ничем не отличается от наряда любого европейского новобрачного. Его выделяет лишь головной убор - тюбетейка.

Сценарий проведения татарской свадьбы

Перед свадьбой нужно детально продумать сценарий мероприятия. Он должен включать в себя татарские свадебные обычаи и традиции. Чтобы торжество прошло весело, оригинально и запомнилось гостям надолго, необходимо заранее оговорить с тамадой все нюансы и тонкости проведения праздника. Для удобства предлагаем воспользоваться типичным сценарием с заготовленными репликами. В нем учтены многие свадебные ритуалы, обряды, традиции и их особенности.

Сватовство

Сваты приходят в дом родителей невесты, где их встречают, гостеприимно усаживают в комнате для переговоров. Следуя древнему татарскому обычаю, на первом этапе все разговоры ведутся завуалировано, чтобы злые духи не внесли в этот процесс сумятицу и не нарушили его. В сговоре принимают участие: сват, дядя жениха и родители невесты.

Отец молодой:

- Здравствуйте, дорогие гости! С чем пришли?

Сват жениха:

- Здравствуйте! Спасибо за теплый прием в вашем доме! У нас к вам доброе дело! Слышали мы, что есть у вас сокровище - не ограненный камень, прекрасный и чистый. Правда ли это?

Отец молодой:

- Чего только люди не говорят. А вам знать это зачем?

Сват жениха:

- Хотим посмотреть на сокровище невиданной красы. Если люди правду сказали и понравится нам оно, то предложим вам хорошую оправу. И приумножит она ценность сокровища во много раз и сбережет его надолго от бед и напастей.

Отец молодой:

- Не раз уже приходили в наш дом с таким предложением. С чего вы взяли, что ваша оправа будет лучшей из всех?

Сват и дядя жениха начинают хвалить жениха в мельчайших подробностях. Говорят обо всех его положительных качествах: заботливый, любящий, работящий, религиозный, без вредных привычек. Когда рассказ окончен, к сватам выходит невеста, чтобы они посмотрели на нее. После этого обсуждают свадебный калым. Размер первоначального выкупа татарской невесты сваты узнают заранее у отца и матери жениха.

Сват жениха:

- Люди не врут! Сокровище действительно сказочно красиво и достойно самой лучшей оправы. Мы хотим предложить вам за него хорошую цену.

Отец молодой:

- Мы не продаем его! Сокровище очень дорого для нас, бережем, храним и ценим. Какую цену вы готовы предложить, если мы все же решимся на такой шаг?

После этой реплики начинается долгий и активный торг за девушку. Сват вместе с дядей жениха пытаются сбить цену, а отец и мать невесты, наоборот, увеличить стоимость калыма за дочь. После того, как предварительный сговор окончен, сваты договариваются о дате следующей встречи и покидают дом невесты. На третьем этапе сватовства присутствуют родители и жениха, и невесты. Они в мельчайших деталях обсуждают финансовые вопросы, которые касаются совместной жизни молодой семьи и организации свадебного торжества.

Выкуп невесты

По татарской традиции в день бракосочетания родители будущей жены забирают жениха из его дома и отвозят в специальное помещение к молодой невесте, которое называется «кияу эйе». В давние времена такое временное помещение строили рядом с домом родителей невесты. Сегодня для этой цели снимают квартиру или номер в отеле. Кияу эйе предназначается также для первой брачной ночи.

Свадебный кортеж по-татарски

Торжественная процессия приезжает к дому жениха - кияу эйе. Друзья и родственники невесты не пускают новобрачного до тех пор, пока он не погасит весь калым или не заплатит дополнительно сумму. Свадебный тамада либо родственник невесты отвечает за это мероприятие. Когда все улажено, начинается татарское свадебное торжество: жениху и его родственникам оказывают достойную встречу.

Ведущий говорит:

- Добрый день, дорогие гости! Скажите, пожалуйста, с чем пришли?

Жених представляется и говорит, что приехал за невестой.

Ведущий свадьбы достает лист бумаги, который является символом брачного договора и начинает сверять данные:

- Все правильно. У меня здесь написано: (имя жениха) обязался заплатить сумму, которую установили заранее в размере 50 000 рублей за (имя невесты). Приготовил ли ты калым?

Жених и свидетели начинают выплачивать калым. Сверяясь со списком, ведущий сопровождает свои действия хвалой даров жениха и шутками-прибаутками. Основную сумму денег и большие подарки калыма родители новобрачной передают еще до свадебного торжества, а во время проведения обряда выплачивают символические подарки, учитывая древние традиции. Новобрачный, например, привозит с собой ювелирные украшения или бочонки с маслом и медом.

После того, как калым уплачен, ведущий проводит забавные свадебные конкурсы. Оригинальные идеи вы можете почерпнуть из статьи «Конкурсы на выкуп невесты». Когда все препятствия на пути к невесте пройдены, новобрачный забирает будущую жену из кияу эйе. После молодые и гости идут на церемонию Никах.

Никах

Свадебный обряд Никах проводится в доме родителей девушки или в мечети. На этой торжественной церемонии, которая длится около часа, присутствуют мулла, новобрачные и близкие родственники виновников торжества. Обряд проводится в тишине за закрытыми дверями. Мулла садится во главе стола, а новобрачные на мужской половине стола или напротив него. Когда начинается молитва, молодожены встают и слушают святые слова в молчании. Потом жених и невеста дают брачный обет.

В конце свадебной церемонии мулла объявляет молодых мужем и женой перед Аллахом, напутствует их на семейную жизнь молитвами из Корана. Затем родственники дарят подарки мулле и поздравляют новобрачных с созданием новой семьи. После окончания татарского обряда Никах, молодожены с гостями отправляются в ЗАГС.

Туй

Официальная часть татарской свадьбы заканчивается в ЗАГСе. Теперь наступает самый веселый этап торжества, который состоит из:

  • праздничного застолья в доме новобрачной;
  • переезда жены к мужу;
  • застолья в доме жениха.

Традиционно родители невесты накрывают стол в своем доме, чтобы встретить молодых после регистрации. Новобрачные садятся во главе праздничного стола, супруга должна находиться справа от мужа. Возле молодой жены размещаются родители новобрачного, а рядом с молодым мужем - родители жены. Справа - родня мужа, слева - родственники жены. Начинается татарское свадебное гуляние с традиционных угощений, конкурсов, национальных танцев и песен, развлечений.

После торжества в доме невесты молодые отправляются в кияу эйе, где проводят первую совместную ночь. На второй день для новобрачных топится баня, их угощают оладьями и блинами. Молодых поздравляют родственники, соседи, друзья и знакомые с обеих сторон. После нескольких дней гуляний происходит один из самых важных обрядов татарской свадьбы - переезд жены в дом мужа. А само застолье продолжается еще несколько дней.

Переезд жены в дом мужа

Переезд жены в дом мужа - неотъемлемая часть татарской свадьбы. Он оказывает сильное влияние на будущие отношения между родителями мужа и невестки. Даже на современных татарских свадьбах соблюдается этот старинный обычай при встрече будущих родственников. Обряд помогает молодой жене показать самые лучшие качества заботливой жены и хорошей хозяйки. Для свекров этот ритуал - замечательная возможность продемонстрировать отношение к невестке как к дочери, пожелать молодым счастливой семейной жизни.

Невесту привозит в свое жилище молодой супруг в сопровождении родственников. На пороге нового дома девушку встречают родители жениха. Так начинается сам ритуал. К ногам невесты гости-мужчины кладут подушку или шкуру - это знак уважения к девушке, теплого и гостеприимного приветствия. Свекровь и старшая сестра жениха угощают молодую медом и хлебом, чтобы отношения между ними были добрыми и сердечными. Родные предлагают молодой жене вымазать руки мукой, чтобы в новой семье всегда были деньги. Новобрачным принято также дарить домашних животных.

Когда молодая жена первый раз переступает порог нового дома, она должна совершить один из древних свадебных обрядов - освящение жилища. Девушка вешает настенные украшения, новые занавески, полотенца, стелет дорожки на пол. Этот простой и милый ритуал помогает новобрачной почувствовать себя хозяйкой в доме мужа и показать приданое родне супруга. Свекровь сопровождает невестку, когда та первый раз идет за водой. Девушка как бы сдает свой первый экзамен, демонстрирует аккуратность и хозяйственность: чем меньше воды она разольет, тем больше будут ее уважать. Завершается обряд переезда жены в дом мужа весело и празднично. Породнившиеся семьи дарят друг другу подарки и устраивают свадебное торжество в новом доме.

Застолье и национальные татарские угощения

Традиционная свадьба у татар предполагает шикарное застолье с огромным количеством самых разных национальных угощений. В начале гуляний гостям предлагают горячие и холодные закуски. Затем подают суп из лапши и бараньего мяса (шурпа) и остальные национальные свадебные яства. На столах всегда есть фруктовые соки, компоты и вода. Алкогольные напитки на торжестве Никах под строгим запретом.

Для татарского свадебного торжества готовят двух гусей - символ новой молодой семьи. Традиционно разделывать гусей имеет право только старший мужчина, которого назначают родители молодого мужа. Основная задача этого ритуала - не повредить птичьи кости, когда тушку разделывают на части. В то время, когда гостям выносят блюдо с гусями, принято вручать подарки и деньги молодоженам.

Особое значение придается подаче и разделыванию еще некоторых татарских блюд.

Гульбадия - закрытый свадебный пирог с начинкой из мяса, риса, творога и изюма. Его готовят на заказ перед самой свадьбой.

Чак-чак - национальная традиционная татарская сладость. Она состоит из меда и обжаренного теста. Чак-чак готовят родственники невесты.

Свадебную гульбадию могут разрезать как мужчины, так и женщины. Ответственного назначают отец и мать новобрачного. Перед самим обрядом пирог накрывают платком. На него, по обычаю, гости кладут деньги за угощение. Разрезать гульбадию нужно на четыре части и очень осторожно. Главное - не повредить сердцевину свадебного угощения, сохраняя все его слои в первозданном виде. Одну часть гульбадии забирают родители мужа, чтобы угостить родственников, которые не приехали на свадебное торжество. Остальными частями угощаются гости.

Чак-чак или угощение невесты подают на каждой татарской свадьбе. Обычно это происходит в конце торжества вместе с чаем и другими сладостями. Того, кто будет разрезать свадебный чак-чак, выбирают родители жены. Традиционно этим человеком является жена старшего брата или тетя невесты (кыз жинги). Перед разделыванием блюда происходит торг между родными и гостями свадьбы. Чак-чак, как и гульбадию, режут на четыре части - одну забирают родители молодого мужа, остальными угощают присутствующих на свадьбе гостей.

Видео: традиции и обычаи на татарской свадьбе

Татарская свадьба, которая прошла по всем традиционным правилам - большой и шикарный праздник. Именно с него начинается счастливая и радостная жизнь новой молодой семьи. Особую торжественность, которой скрепляется нерушимый брачный союз на долгие годы новой семейной пары, придают религиозные священные обеты. Их новобрачные дают перед муллой и близкими родственниками. Теплые искрение пожелания от родных и близких на долгие годы остаются в памяти молодых супругов и гостей свадебного торжества.

Даже в случае скромного праздника, упрощенной церемонии или отказа от некоторого количества свадебных татарских обрядов, вы должны не забывать о том, что главный смысл Никаха - укрепления любви молодоженов . При создании семейного союза, всегда помните о взаимоуважении и доверии супругов друг к другу - именно эти элементы являются прочным фундаментом для каждой семьи. Очень красивую и сентиментальную церемонию современной татарской свадьбы смотрите в нашем видео: