Беременность  Блоги мам Болезни

Грудной ребенок по. До какого возраста ребенок считается новорожденным

Грудной ребёнок - ребенок в возрасте до одного года. Выделяют период новорожденности, продолжающийся 4 нед. после рождения (см. Новорожденный ) и грудной возраст (от 4 нед. до 1 года). В грудном возрасте ребенок растет и развивается очень интенсивно; в этом возрасте во многом определяется его дальнейшее умственное и физическое развитие. Организм Г. р. очень восприимчив к различным внешним воздействиям и заболеваниям, поэтому ребенок нуждается в особенно тщательном уходе.

Развитие нервной системы происходит очень быстро. К концу первого года масса головного мозга увеличивается в 2 1 / 2 раза. Совершенствуются органы чувств, развиваются положительные и отрицательные эмоции; движения становятся координированными, целенаправленными. Появляются все новые условные рефлексы. Начинает развиваться речь.

К концу 1-го мес. ребенок начинает фиксировать взгляд на предметах, при появлении чувства голода - плачет, сосет пальцы. При близости материнской груди оживляется, поворачивает головку, открывает рот, производит сосательные и глотательные движения. Несколько секунд может удерживать голову в вертикальном положении, а лежа на животе, старается поднять ее. Если прикоснуться к подошвам ребенка, лежащего на животе, он начинает отталкиваться ногами и пытается ползти (рефлекс Бауэра). При поддержке под мышки ребенок опирается ногами. Во время пеленания размахивает руками и ногами, поворачивает голову, улыбается, В этом возрасте дети спят около 20 ч в сутки.

В возрасте 2 мес. ребенок обычно хорошо поднимает голову и удерживает ее в вертикальном положении несколько минут; лежа на животе, приподнимает голову и грудь и некоторое время удерживает их в этом положении. Он следит за движущимися предметами, реагирует на голос поворотом головы, при появлении яркого предмета или достаточно громком звуке перестает сосать. Исчезает рефлекс ползания при прикосновении к подошвам. В ответ на обращение к нему малыш реагирует более определенно и разнообразно - улыбается в ответ на улыбку, при разговоре с ним «гулит» или издает неопределенные звуки. Предметы охватывает всей ладонью и крепко их удерживает.

В возрасте 3 мес. ребенок свободно удерживает голову в вертикальном положении в течение 5-6 мин , свободно переворачивается со спины на живот; лежа на животе, приподнимается и следит за движущимся предметом.

Хорошо улавливает направление звука, поворачивается в его сторону и активно следит за движущимся предметом. Появляется четкая зрительная реакция на кормление: при близости груди матери, бутылочки с молоком или ложки открывает рот, тянется к груди или к еде. Лежа на животе, приподнимается и опирается на предплечья и локти, переворачивается со спины на бок. Движения рук становятся более свободными и целесообразными: ребенок тянется за игрушкой, засовывает пальцы в рот, тянет пеленку.

В возрасте 4 мес. ребенок садится при поддержке или опоре, но удерживать прямо спину еще не может. Начинает определенным образом реагировать на знакомые и незнакомые лица. Играет с висящими над кроваткой игрушками, берет их в руки, ощупывает, тянет в рот. Приподнимаясь, опирается только на ладони. Постоянно «гулит», издает мелодичные звуки, во время игры не только улыбается, но и смеется, различает некоторые цвета.

В возрасте 5 мес. ребенок хорошо знает мать, не идет на руки к незнакомым лицам. Различает тон голоса, с которым к нему обратились. Движения становятся более уверенными, ребенок берет игрушки и подолгу удерживает их в руках. Поддерживаемый под мышки, стоит ровно на ногах.

В возрасте 6 мес. ребенок самостоятельно садится и сидит ровно без поддержки. Переворачивается с живота на спину, при поддержке за руки или за грудь встает и делает попытки переступать ногами. Пытается ползать на четвереньках. Свободно играет с игрушками - перекладывает их из одной руки в другую, размахивает ими, поднимает упавшую погремушку. При виде пищи открывает рот, может есть с ложки. Начинает произносить первые слоги: ма, ба и др.

В возрасте 7 мес. ребенок ползает, поднимается на четвереньки, сидит самостоятельно и уверенно, при опоре встает на колени. Поддерживаемый под мышки, хорошо переступает ногами. Хорошо повторяет слоги: ма-ма, па-па, ба-ба.

В возрасте 8 мес. ребенок свободно ползает, цепляясь за кроватку, встает и сам садится. Пытается хлопать в ладоши, повторяет выученные движения. Встает и пробует ходить при поддержке за руки. Мимика становится разнообразной: отмечается интерес или удивление при появлении новой игрушки, незнакомого лица. Он ищет взглядом нужный предмет и настойчиво стремится достать его. Подолгу играет с игрушками, рассматривает их.

В возрасте 9 мес. ребенок может выполнять довольно сложные движения - перебирает кубики, выполняет простые просьбы: «дай ручку», «помаши ручкой, до свидания» и др. Ищет упавший или спрятанный предмет, отыскивает предметы, находящиеся в разных местах. Пытается стоять без опоры; держась за предметы или руку, ходит. Садится из вертикального положения.

В возрасте 10 мес. ребенок сам поднимается и стоит без опоры. Может ходить, держась лишь за руку, за стулом или коляской. Мелкие предметы берет двумя пальцами и не отдает понравившуюся игрушку. Хорошо подражает движениям взрослых. Выполняет простые требования, просьбы. Начинает произносить простые слова, называет отдельными слогами окружающие предметы и животных.

В возрасте 11-12 мес. ребенок хорошо ориентируется в пространстве - встает, садится, нагибается, ходит при поддержке за руку, в конце первого года делает первые шаги без поддержки. Знает названия многих предметов и показывает названную игрушку, части своего тела. Понимает запрещения и выполняет многие просьбы. Произносит отдельные короткие слова и знает их. Словарный запас - около 10 слов. Спит 14-16 ч в сутки.

Схема развития статических и двигательных функций у грудного ребенка дана на рис. 2.

Водные процедуры начинают обычно в 3-4-месячном возрасте с влажных обтираний, постепенно и осторожно. Вначале в течение 1 1 / 2 -2 нед. кожу ребенка 2 раза в день растирают сухой фланелью или кусочком мягкой шерстяной ткани до покраснения. После сухих обтираний начинают влажные. Для этого рекомендуют пользоваться варежкой из мягкой махровой ткани. Ее смачивают в воде, отжимают и равномерно растирают кожу туловища и конечностей. Растирают постепенно отдельные участки тела, остальные в это время находятся под одеялом. Температура воды вначале 35-36°, через неделю 32-33°, затем каждый месяц температуру снижают на 1°, но не ниже 30°. Обтирания проводят обычно после утреннего сна в течение 4-6 мин .

Массаж (рис. 3-5 ) и гимнастика (рис. 6-20 ) способствуют развитию всех органов и систем организма, правильному формированию скелета и мышц. Их начинают обычно с 1 1 / 2 -2 мес. Комнату хорошо проветривают, температура воздуха в ней должна быть не ниже 20°. Для занятий удобен стол высотой около 70 см , покрытый сложенным в несколько слоев одеялом, клеенкой и пеленкой. Летом занятия можно проводить на воздухе, в тени, при температуре не ниже 20°. Для процедур лучше выбирать одно и то же время - за 30 мин до еды или через 1-1 1 / 2 ч после нее. Каждое упражнение или прием массажа повторяют от 2 до 6 раз, общая продолжительность занятия не больше 10-12 мин . Можно проводить их и 2 раза в день. Массаж улучшает кровообращение и в коже и мышцах, они становятся более эластичными и упругими. Основными приемами массажа для ребенка грудного возраста являются поглаживание и растирание. Их делают легкими, нежными и плавными движениями от периферии к центру (от кисти к плечу, от стопы к паховой складке и т.д.). Во время массажа рук и ног ребенка им придают положение легкого полусгибания.

Привет, друзья! Я, Лена Жабинская, снова рада видеть Вас на страницах этого блога. Сложно представить более загадочное и чарующее явление, чем зарождение маленького человечка. С момента появления двух заветных полосок на тесте, будущую маму интересует все: как кроха развивается, растет и, самое главное, что он ощущает.

Потом малыш рождается, а мысли о его ощущениях так ее и не покидают. Важнее всего ей понять, когда новорожденный ребенок начинает видеть. Просто для того, чтобы помочь ему быстрее адаптироваться в новом окружении, наладить с ним контакт или же своевременно заметить наличие каких-либо патологий, связанных с его зрением.

Бытует мнение, что сразу после появления на свет малыш ничего не видит, однако, оно не находит научного подтверждения. Формирование глаз у плода приходится на 18 неделю беременности и длится вплоть до 7 месяца, когда у будущего ребенка появляется глазное яблоко. Вслед за этим он начинает реагировать на свет, направленный на живот маме.

Из этого следует, что способность разглядеть мир – врожденная. Другое дело – насколько хорошо дети видят сразу после своего появления. Врачи говорят, что в первые дни, а то и месяцы, зрение у крохи несколько притуплено, и это неслучайно. Таким образом, природа просто защищает его от сильных потрясений, вызванных яркими вспышками.

Впоследствии, когда он немного адаптируется и освоится, зрение нормализуется, пока же он способен различать лишь наличие или отсутствие источника света. Удостовериться в этом можно, заметив, как малыш щурится.

Через сколько времени после рождения малыш сможет хорошо видеть? Здесь все индивидуально, тем более, что усугубляют ситуацию давление на головку, проходящую по родовым путям, и его сила. Между тем, по словам специалистов, чаще всего осознанно видеть кроха может уже в 3 месяца. Однако это совсем не значит, что до этого времени мир останется для него загадкой.

Когда, что и как

Знаете ли Вы, что:


Можно ли как-то наладить контакт

Крохотный комочек – это самое дорогое, что есть у родителей. Они ждали его 9 месяцев, а может даже всю жизнь. Поэтому оттягивать время налаживания контакта с ним еще на несколько долгих недель, им вряд ли захочется. Да и нужно ли, тем более что сделать это можно чуть ли не с рождения.

Знаете, в каком возрасте Вам удастся привлечь внимание малыша? В любом, главное, правильно к нему подойти и помочь ему сосредоточиться. Известно, что в первые 60 дней от роду ребенок способен разглядывать вещи, которые находятся на расстоянии 20 – 25 см от его головки. Почему? Говорят, что именно такое расстояние разделяет его и маму при кормлении грудью.

А это значит, что если приблизиться к нему ровно на столько, есть все шансы попасть в поле его зрения. И не стоит беспокоиться о том, что в эту самую минуту он Вас четко не увидит. Специалисты говорят, что это произойдет уже к 3 месяцам.

С каждым новым днем малыш растет и развивается, а, значит, получает все больше сведений об окружающем его мире. 80% из них приходит к нему благодаря его глазам, но это совсем не значит, что нужно игнорировать важность тактильных ощущений маленького человечка.

Поглаживания, массажи и нежные мамины прикосновения, как средство налаживания контакта в том числе, никто не отменял.

Интересно знать:


Помните об этом при выборе игрушек и погремушек! А также сохраняйте статью себе на стену в социальных сетях и подписывайтесь на обновления блога!

Я, Лена Жабинская, с нетерпением жду Вас здесь снова!

ГРУДНОЙ РЕБЁНОК, ребёнок с момента рождения и до конца 1-го года жизни. В этом возрасте выделяют также период новорождённости, который длится 3 недели (у недоношенных - четыре) и заканчивается исчезновением так называемых пограничных (транзиторных, адаптивных) состояний.

Характерной особенностью грудного возраста является увеличение роста и массы тела. Длина тела доношенного новорождённого в среднем равна 50 см, масса тела - 3,0-3,5 кг. Рост здорового ребёнка увеличивается в течение 1-го года жизни на 25-30 см, а масса достигает 10 кг и более. Грудной период характеризуется постепенной адаптацией организма ребёнка к условиям окружающей среды, заключающейся в интенсивном росте и совершенствовании функций всех органов и систем. Температура тела у грудного ребенка на 0,3-0,4° выше, чем у взрослого человека.

Функциональная недостаточность желудочно-кишечного тракта делает грудного ребенка более предрасположенным к острым и хроническим расстройствам питания и пищеварения в результате нерационального вскармливания, воздействия инфекций и других факторов.

Особенности сосудистой системы и терморегуляции предопределяют так называемую термолабильность и возможность развития гипертермических реакций. Анатомо-физиологические особенности кожного покрова грудного ребенка определяют более выраженную активность течения инфекционных и аллергических заболеваний. Подкожно-жировая клетчатка у грудных детей интенсивно нарастает в течение всего этого периода.

В грудном возрасте нередко возникают диатезы.

Для грудного ребенка характерны пониженная возбудимость и быстрая утомляемость коры головного мозга; часто наблюдаются физиологическое косоглазие и нистагм. К концу 1-го месяца нистагм исчезает, движения глаз становятся координированными, ребёнок фиксирует яркие предметы.

С 7-8 недели ребёнок поворачивает голову или глаза на звук (резкий звук вызывает вздрагивание и мигание). Чувство вкуса развито уже у новорождённого; на 3-м месяце жизни здоровый ребёнок достаточно тонко дифференцирует основные вкусовые раздражители. В первые месяцы жизни грудные дети реагируют на сильные запахи. Постоянная и чёткая дифференцировка нескольких запахов возникает к 4-му месяцу жизни.

Окружность головы, при рождении составляющая 34-35 см, увеличивается к году до 47 см. Большой родничок у новорождённого может увеличиваться в размерах после рождения, но затем уменьшается и полностью закрывается к 9-18 мес. Малый родничок обычно закрывается к 3-4-му месяцу жизни.

Нормально развивающийся здоровый грудной ребенок в возрасте 2 месяцев следит глазами за двигающимся предметом, улыбается в ответ на улыбку, гулит, лёжа на животе, поднимает голову и приподнимает грудь; начинает удерживать предметы всей рукой. В 3 месяца он улавливает направление звука, переворачивается со спины на бок, свободно держит голову; тянет предметы в рот, забавляется с игрушками. В 4 месяца реагирует на незнакомое лицо; поворачивается со спины на живот, берёт и удерживает предметы. В 6 месяцев ребёнок переворачивается с живота на спину, сидит без поддержки, пытается ползать, поднимается на ноги при подтягивании за руки, делает первые попытки переступать, берёт предметы одной рукой, произносит слоги «ба», «ма» и т. п. В 7 месяцев он рассматривает своё изображение в зеркале, поднимает и тянет в рот бутылочку, ползает, самостоятельно сидит, встаёт на колени; появляются повторения слогов «ба-ба-ба», «ма-ма-ма» и т.д. В 9-10 месяцев поднимается и стоит без опоры; ходит с поддержкой, открывает и закрывает дверцы, берёт мелкие предметы двумя пальцами. С 10 месяцев произносит слова «мама», «баба», выполняет простые требования, понимает запрещение. К 1-му году жизни ребёнок обычно ходит без поддержки, произносит 8-12 слов.

Органы пищеварения грудного ребенка приспособлены главным образом к перевариванию молока. Полость рта относительно мала, язык велик и почти полностью заполняет её. Жевательные мышцы развиты хорошо, что облегчает ребёнку акт сосания. Отделение слюны околоушными, подчелюстными и подъязычными слюнными железами происходит рефлекторно под влиянием различных раздражителей. Количество слюны увеличивается в возрасте 3-6 месяцев. В 6-8 месяцев у детей появляются первые молочные зубы. К концу 1-го года жизни у ребёнка прорезаются 8 зубов. Ёмкость желудка у новорождённого составляет 30-35 мл, увеличиваясь к году до 250-300 мл. На секреторную активность желудочных желёз оказывает влияние характер вскармливания ребёнка. В первые часы (от 3 до 19) после рождения кишечник освобождается от первородного кала (мекония). У детей 1-го месяца опорожнение кишечника происходит 5-7 раз в сутки, со 2-го месяца реже - 3-6 раз, к году - 1-2 раза. Испражнения здорового грудного ребенка жёлтого цвета с кислым запахом (при искусственном вскармливании - более светлого цвета и с резким запахом).

Органы дыхания грудного ребенка несут повышенную нагрузку, так как потребность в кислороде у него больше, чем у взрослого, вследствие интенсивного обмена веществ. Число дыханий в минуту у детей в возрасте от 2 недели до 3 месяцев - 40-45, от 4 до 6 месяцев - 35-40, от 7 до 12 месяцев - 30-35.

С момента рождения ребёнка прекращается плацентарное кровообращение, лёгкие расправляются и наполняются кровью, а зародышевые кровеносные пути (боталлов проток, овальное отверстие и остатки пупочных сосудов) закрываются. Пульс у детей при рождении около 120-140 ударов в минуту, в 6 месяцев - 130-135 и к году - 120-125.

Таким образом, к 12 месяцам жизни основные функциональные системы ребёнка являются достаточно зрелыми для обеспечения его нормальной жизнедеятельности.

Лит.: Анатомо-физиологические особенности детского возраста. М., 1960; Руководство по неонатологии / Ред. Г. В. Яцык. М., 2004; Физиология роста и развития детей и подростков: [В 2 т.]. 2-е изд. М., 2006.

Г. В. Яцык, А. А. Степанов.

Грудной ребёнок

ребёнок до конца первого года жизни. С момента рождения и перерезки пупочного канатика у ребёнка прекращается непосредственная связь с организмом матери, и он вступает в свой первый период жизни - период новорождённости (см. Новорождённый ребёнок). Со 2-го мес начинается второй период жизни - период грудного возраста, продолжающийся до конца первого года. В этот период происходит усиленное развитие функциональных способностей всех органов и систем организма ребёнка. Наиболее характерной особенностью грудного возраста является увеличение роста и нарастание массы тела Г. р.

Длина тела доношенного новорождённого в среднем равна 50 см . Мальчики обычно несколько крупнее девочек. За первый год жизни рост ребёнка увеличивается на 25 см . Наиболее энергично увеличение роста идёт в первую четверть года, когда ежемесячная прибавка его равняется 3 см . Во вторую четверть года рост увеличивается на 2-2,5 см в месяц, в третью - на 2 см и в четвёртую -на 1,5 см . Законы увеличения массы тела те же, что и роста: чем моложе ребёнок, тем интенсивнее идёт прибавка его массы. В течение 1-го мес жизни масса ребёнка увеличивается на 600-700 г , на 2-м мес - на 800-1000 г . Для 1-го полугодия средняя месячная прибавка массы - 600 г , для 2-го - 500 г . К 5-6 мес Г. р. удваивает свою первоначальную массу, к году утраивает.

Органы пищеварения Г. р. приспособлены к перевариванию женского молока (См. Молоко) и только постепенно получают способность усваивать другую пищу. Для усиленного обмена веществ и роста тканей организму Г. р. требуется в 2-2,5 раза больше пищи на 1 кг массы тела, чем взрослому. Нагрузка на органы пищеварения повышенная и, вследствие незрелости пищеварительного тракта, особенно при неправильном вскармливании (См. Вскармливание), вызывает желудочно-кишечные расстройства и нарушения обмена веществ. Количество слюны увеличивается к 3,5-4-6 мес жизни. Ёмкость желудка у новорождённого в среднем 30-35 мл , за каждый месяц возрастает на 20-25 мл , к 3 мес достигает 100 мл , а к году - 250-350 мл .

Испражнения здорового Г. р. золотисто-жёлтого цвета (на воздухе зеленеют). При искусственном вскармливании стул более светлого цвета, иногда с серовато-глинистым оттенком, может иметь гнилостный запах. В первые недели жизни опорожнение кишечника происходит 4-5 раз в сутки, позже - 2-3 раза, к концу 1-го года - 1-2 раза (при искусственном вскармливании - реже). Нечастые срыгивания небольшими порциями молока свойственны всем детям. Обильные срыгивания после каждого кормления обычно бывают при заглатывании ребёнком во время сосания большого количества воздуха. В таких случаях достаточно бывает после кормления придать ребёнку на несколько минут вертикальное положение и подождать, пока выйдет воздух (отрыжка). Рвота бывает при переедании; рвота, возникающая через час после кормления, указывает на заболевание Г. р. Зелёные испражнения с мелкими белыми комочками также могут быть при переедании, а наличие других признаков (частый стул, водянистые испражнения с примесью слизи и крови, падение веса, рвота, вздутие живота, повышение температуры тела) свидетельствует о болезни. Первые, молочные, зубы появляются у большинства здоровых детей на 6-8-м мес жизни. К году у ребёнка должно быть 8 зубов. Прорезывание зубов , как правило, никаких заболеваний не вызывает.

Органы дыхания Г. р. несут повышенную нагрузку, т. к. потребность в кислороде у Г. р. больше, чем у взрослого, вследствие интенсивного обмена веществ. Число дыханий в 1 мин у ребёнка в возрасте от 2 недель до 6 мес - 40-45, от 6 до 7 мес - 35-40 и от 7 до 12 мес - 30-35 (у взрослого - 16-20), поэтому и количество воздуха, пропускаемого через лёгкие (газообмен), относительно больше, чем у взрослого. На одно дыхательное движение у новорождённых в среднем приходится 2,5-3 пульсовых удара, а к концу года - 3-4 удара. температура тела у детей 1-го года жизни на 0,3-0,4 °С выше, чем у взрослых.

Для Г. р. характерны пониженная возбудимость и лёгкая утомляемость коры головного мозга. Чувство вкуса развито уже у новорождённого; на 3-м мес здоровый Г. р. довольно тонко дифференцирует основные вкусовые раздражители. Чёткая дифференцировка запахов развивается к 4-му мес жизни. Кожная чувствительность у Г. р. выражена хорошо.

Окружность головы, равная у новорождённого 34-36 см , особенно интенсивно увеличивается в течение первых месяцев жизни; к концу года она достигает в среднем 46 см . На черепе прощупываются места, где есть т. н. Роднички . Большой родничок закрывается (зарастает) к концу 1-го года жизни. Окружность груди у мальчиков, как правило, больше, чем у девочек. У новорождённого окружность груди на 2-4 см меньше окружности головы, а к концу года уже превышает её, равняясь в среднем 51 см . Позвоночник Г. р. очень неустойчив и при раннем переводе ребёнка в вертикальное положение, усаживаний, при ношении ребёнка на одной руке легко подвергается искривлению (см. Искривление позвоночника).

Нормально развивающийся здоровый Г. р. на 2-м мес начинает держать голову. Лёжа на животе, приподнимает грудь, поворачивает голову на звук. В ответ на разговор с ним улыбается. К 3 мес объём движений увеличивается. Г. р. улавливает направление звука; хорошо держит голову; переворачивается со спины на бок; тянет предметы в рот. В 4 мес берёт и удерживает предметы, поворачивается со спины на живот, лёжа на животе, поднимается на руках, опираясь на ладони. В 6 мес может сидеть без посторонней поддержки, переворачивается с живота на спину, пытается ползать, произносит отдельные слоги: «ба», «ма» и т. д. В 7 мес встаёт на колени, цепляясь за сетку кровати; ползает. К 9-10 мес стоит без опоры, ходит с поддержкой, к году обычно ребёнок ходит без неё. С 10 мес начинает произносить простые слова: «мама», «баба», «дай» и т. д. К году запас слов составляет 8-12. Ласковый разговор взрослого с ребёнком стимулирует развитие его речи.

Рост и развитие Г. р. идут нормально только при правильно организованных вскармливании, уходе и правильном воспитании. С 1,5 до 3 мес Г. р. следует кормить через 3,5 ч, а после 3 мес - через 4 ч . До 3 мес ребёнок съедает пищу, по количеству составляющую 1 / 2 массы его тела; в возрасте от 3 до 6 мес количество принимаемой пищи составляет 1 / 6 , а после 7 мес - 1 / 7 массы тела Г. р. С месячного возраста ребёнок должен получать натуральные соки (начинают с нескольких капель, доводят до 1 чайной ложки 3 раза в день к 3 мес и 50 г в сутки к 5 мес ). С 4 мес перед кормлением дают сырое протёртое яблоко (начиная с 1 / 2 чайной ложки, постепенно увеличивают до 2 чайных ложек). С 4,5 мес Г. р. может получать 1 / 4 , а позднее 1 / 2 варёного протёртого яичного желтка в день. С 5 мес вводят прикорм (овощное пюре, каша). В 7 мес в рацион вводят суп (оставляют 3 грудных кормления). В 8 мес дают протёртое мясо (2 грудных кормления). От груди отлучать здорового ребёнка целесообразно к 11-12 мес (но не в летнее время).

Уход за Г. р. строится на самом строгом соблюдении чистоты во всём, что соприкасается с Г. р. (руки и одежда ухаживающих, бельё, одежда, игрушки, посуда Г. р. и др.). Уборка комнаты, где живёт Г. р., должна проводиться влажным способом. У каждого ребёнка должна быть своя кровать. Оптимальная температура воздуха для пребывания ребёнка 20-22°C. Лицо и руки ребёнка необходимо мыть каждое утро кипячёной водой. Глаза промывают кипячёной водой или раствором борной кислоты (1 чайная ложка борной кислоты на стакан тёплой воды) от наружного угла глаза к носу. Нос прочищают ватным жгутиком, смоченным вазелиновым маслом или кипячёной водой. Ушные раковины по мере надобности также прочищают ватным жгутиком. Руки моют отдельно. Ногти на руках и ногах стригут по мере отрастания (ножницами с тупыми концами). Г. р. следует купать ежедневно (температура воды 37-36,5°C). Купать ребёнка лучше всего в 8-9 ч вечера. С целью предупреждения опрелостей складки кожи смазывают маслом (вазелиновым, растительным, обязательно прокипяченным) или припудривают детской присыпкой. После каждого испражнения ребёнка подмывают тёплой водой. Если у него спутываются на затылке волосы, их обрезают ножницами. При появлении на головке ребёнка белых сухих плёночек (или корочек) кожу головы смазывают прокипяченным растительным маслом. Во время купания эти корочки отходят сами.

В первые месяцы жизни одежда Г. р. состоит из распашонки, кофточки и пелёнок. При ежедневной стирке для Г. р. нужно 10 распашонок, 6 кофточек, 24 подгузника, 24 тонкие пелёнки и 12 бумазейных (фланелевых). Вредно туго пеленать, а тем более свивать Г. р. Тугое пеленание мешает правильному развитию грудной клетки Г. р., достаточной вентиляции лёгких, развитию мускулатуры. Кожа при тугом пеленании легко подвергается опрелости (См. Опрелость), гнойничковым заболеваниям. Не следует заворачивать Г. р. в клеёнку.

Для детей от 2 до 9 мес рекомендуется такой распорядок: сон, еда, бодрствование (игра), а затем снова сон доследующего кормления. Длительность промежутков между сном увеличивают постепенно: 3-месячный ребёнок может бодрствовать, не утомляясь, 1-1,5 ч , 9-10-месячный -2,5 ч , от 1 года до 1,5 лет - 3-4 ч . В часы бодрствования с 2-месячного возраста Г. р. надевают штаны-пелёнки (ползунки).

Необходимо своевременно вырабатывать у Г. р. навыки самостоятельности и опрятности. К 5 мес надо развивать умение держать бутылочку, к 9-10 мес снимать губами пищу с ложки и пить из чашки. С 5-6 мес Г. р. следует высаживать.

Прогулка входит в режим Г. р. независимо от его возраста. Одежда Г. р. должна соответствовать погоде, чтобы избежать охлаждения или перегревания. Первый раз Г. р. выносят на прогулку в холодное время года в возрасте 3-4 нед при температуре воздуха не ниже -5°С. В первые дни продолжительность прогулки 10 мин , в течение недели её доводят до 45 мин - 1 ч . 2-3-месячных детей выносят на улицу зимой при температуре не ниже -10°С. В холодные дни прогулку лучше проводить 2 раза в день по 30 мин . С 3-6-месячным Г. р. можно гулять при температуре -12°С, а к концу года при -15°С. Зимой проводят 2 прогулки общей продолжительностью от 1 до 2-3 ч . Для детей, привыкших спать летом на улице, нужно сохранить этот режим и зимой.

Нежность и ранимость слизистых оболочек органов дыхания и пищеварения обусловливают частые заболевания этих органов. У Г. р. может выявиться необычная реакция организма на молоко матери, коровье молоко, сок цитрусовых растений, клубники, желток и т. д. - Диатез экссудативно-катаральный . У этих детей с 2-5 мес на щеках появляются краснота и сухость кожи, сопровождающиеся зудом, иногда шелушением; корочки на волосистой части головы; может наблюдаться «географический язык» (чередование на нём гладких и шероховатых участков, полос); различные сыпи.

У Г. р. (особенно в зимнее время) в возрасте 2-3 мес может развиться Рахит . Профилактику рахита витамином D начинают с 2-недельного возраста.

Дети первых 2-3 мес жизни невосприимчивы к инфекционным заболеваниям вследствие перехода антител во внутриутробном периоде развития из организма матери (иммунитет). Через несколько месяцев этот иммунитет пропадает. Для предупреждения инфекционных заболеваний Г. р. проводят профилактические прививки: в родильном доме - против туберкулёза (внутрикожное введение вакцины БЦЖ), в возрасте 2 мес - вакцинация против полиомиелита, вакцину КДС (коклюшно-дифтерийно-столбнячную) вводят в 5 мес , а затем в 6 и 7 мес , прививку против оспы делают на 10-12-м мес . Особую опасность для Г. р. представляют грипп и др. острые респираторные инфекции, которые в этом возрасте часто осложняются воспалением лёгких.

Повышению устойчивости организма Г. р. к вредным влияниям внешней среды способствуют правильное физическое воспитание и закаливание организма. С конца 1-го месяца ребёнка необходимо класть на живот на твёрдую поверхность, делать массаж, а с 2 мес - гимнастику; с 2-3 мес можно приступать к воздушным ваннам (см. Аэротерапия), которые сочетают с гимнастикой. Продолжительность воздушной ванны 2-3 мин в начале, постепенно увеличивается до 30 мин для годовалых детей. С 6-месячного возраста можно рекомендовать обтирания тёплой водой 36-35°C влажной рукавичкой из фланели или махровой ткани. Через каждые 5-7 дней температуру воды снижают на 1°С. Для годовалых детей она может быть 30°C. Обтирание проводят в течение 2-3-4 мин . После обтирания ребёнка насухо вытирают до лёгкого покраснения кожи.

Лит.: Левиант С. М., Физическое развитие детей первых трёх лет жизни, Л., 1963: Люблинская А. А., Очерки психического развития ребёнка, 2 изд., М., 1965: Развитие и воспитание ребёнка от рождения до трёх лет, под ред. Н. М. Щелованова, М., 1965; Архангельский Б. А., Сперанский Г. Н., Мать и дитя, Школа молодой матери, М., 1956; Спок Б., Ребёнок и уход за ним, пер. с англ., 2 изд., М., 1971.

Е. Ч. Новикова.


Большая советская энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия . 1969-1978 .

Синонимы :

    Ребёнок с момента рождения и до конца первого года жизни (первые 4 нед. жизни новорождённый ребёнок). Характерны быстрое увеличение роста и нарастание массы тела; относительно функциональная неполноценность нек рых систем … Естествознание. Энциклопедический словарь

    Грудной ребёнок - Рис. 1. Схематическое изображение проекций большого и малого родничков. Рис. 1. Схематическое изображение проекций большого (а) и малого (б) родничков. Грудной ребёнок ребенок в возрасте до одного года. В первые 4 нед. жизни его называют… … Первая медицинская помощь - популярная энциклопедия

    Ребёнок с момента рождения и до конца первого года жизни (первые 4 недели жизни новорождённый ребенок). Характерны быстрое увеличение роста и нарастание массы тела; относительно функциональная неполноценность некоторых систем. * * * ГРУДНОЙ… … Энциклопедический словарь

    Сущ., м., употр. очень часто Морфология: (нет) кого? ребёнка, кому? ребёнку, (вижу) кого? ребёнка, кем? ребёнком, о ком? о ребёнке; мн. кто? дети, (нет) кого? детей, кому? детям, (вижу) кого? детей, кем? детьми, о ком? о детях 1. Ребёнком… … Толковый словарь Дмитриева

    РЕБЁНОК, ребёнка, в знач. мн. употр. ребята, ребят, и дети, детей, муж. 1. (мн. ребята и дети). Мальчик или девочка в раннем детском возрасте. «Отведает свежего хлебца ребенок и в поле бежит за отцом.» Некрасов. «Помилуйте, мы с вами не ребята!»… … Толковый словарь Ушакова

    ребёнок - нка; мн. ребя/та, бя/т см. тж. ребёночек, ребятишки, ребятки, ребяческий, ребячий а) (также в зн. мн … Словарь многих выражений

    РЕБЁНОК, нка, в знач. мн. употр. дети, ей и (разг.) ребята, ят, муж. Мальчик или девочка в раннем возрасте, до отрочества. Грудной р. Р. дошкольного возраста. В семье двое детей. Как маленький р. кто н. (неопытен или наивен, доверчив). Он уже не… … Толковый словарь Ожегова

    У этого термина существуют и другие значения, см. Ребёнок (значения). Запрос «дети» перенаправляется сюда; см. также другие значения … Википедия

Когда ребенок называется новорожденным, а когда младенцем. сколько длится такой возраст, в чем его особенности?

Базовое определение. Возраст, до которого ребенок считается новорожденным

Новорожденным ребеночек остается на протяжении первого месяца жизни. Этот период разделяется на два — ранняя новорожденность и поздняя. Первая длится неделю, ровно 7 дней с момента появления на свет. Остальное время — это поздняя новорожденность. Младенцем малыш остается до года, это время имеет свои особенности. Каждые три месяца ребеночек сильно меняется — интенсивно растет и развивается в физическом, двигательном и психологическом плане.

Развитие новорожденного:

Физическое развитие

Всего за 1 год, ребеночек меняется до неузнаваемости. Если сравнить фото и видео материалы вначале и по истечению года, то можно проанализировать прогресс, он просто ошеломляет.
Малыш интенсивно прибавляет в весе и росте. В месяц рост увеличивается примерно на 3 см, и вес до 300 граммов. За год тело младенца увеличивается примерно в полтора раза.

Двигательное развитие

Сначала движения ребеночка хаотичные и неосознанные. Он машет ручками и ножками, часто пугаясь самого себя. Со временем картина радикально меняется:
  • По прошествии 2 месяцев, движения становятся более спокойными, малыш обращает внимание на окружающие предметы. Когда лежит на животике, приподнимает голову и верхнюю часть туловища, опираясь на ручки, поворачивается в сторону звуков, которые хорошо слышит, улыбается в ответ.
  • Еще через месяц, ребенок хватает ручками игрушки и различные предметы или пытается до них дотянуться.
  • Начиная с 5-месячного возраста, сам достает игрушки, рассматривает их, тянет к себе. В позе на животе пытается отталкиваться, имитируя ползание, при наличии основы, приподнимается самостоятельно, переворачивается на живот и обратно, с поддержкой может сидеть.
  • После 6 месяцев жизни, постепенно ползание все лучше и лучше получается. Сначала неуверенно и с кувырками на спину. Затем все быстрее и увереннее. К 8 месяцам малыш достаточно быстро передвигается на четвереньках.
  • В этот же период пытается вставать на ножки. Сначала с поддержкой, потом самостоятельно, держась за что-то приподнимается и может стоять.
  • К 11-месячному возрасту некоторые малыши уже ходят с поддержкой, самостоятельно встают на ножки и могут ни за что не держась, сохранять равновесие.
  • В год большинство деток потихоньку ходят, а некоторые уже уверенно передвигаются на двух конечностях.
Двигательные способности формируются и реализуются у всех детей индивидуально, кто с 8 уже может не только стоять, но и ходить, иные никак не хотят подниматься на ножки, но виртуозно передвигаются ползком. Как в одном, так и в другом случае развитие считается в пределах нормы.

Психологическое развитие

В младенчестве ребенок учится не только ползать, стоять и ходить, но и проходит интенсивное психоэмоциональное развитие:
  • Сначала ребеночек наблюдает за предметами, фиксирует взгляд. Потом начинает различать цвет и форму. Узнает знакомые лица и предметы.
  • После 4-месячного возраста, ребенок переживает такие же эмоции, как и взрослые — страх, радость, умеет удивляться.
  • Сначала младенец не обращает внимания на то, кто его держит. Со временем различает своих и чужих. Плачет, когда видит посторонних.
  • Ближе к 6 месяцам ребенок очень привязывается к матери, не дает отойти и на шаг, сразу реагирует громким криком.
  • Постепенно ребенок все больше становится контактным. Начинает реагировать на заигрывания, отвечать смехом, улыбкой, плачем при неприятных воздействиях.
  • Потом понимает, как с помощью мамы или взрослых получать желаемое.
Так же за год наблюдается большой прогресс в речевом развитии, от агуканий и бессмысленного лепетания, до достаточно большого словарного запаса, правда среди него мало различимых, правильно произнесенных слов, но ребенок может объяснить чего он хочет и что болит.
Младенческий период у детей проходит не у всех одинаково. Главное к окончанию первого года жизни ребенку приобрести базовые навыки для дальнейшего физического и психоэмоционального развития.

Кризис новорожденности

Малыш рождаясь в этот мир с порога сталкивается с множеством неприятных ощущений. Он из одной среды попадает в совершенно другую и необходимо за короткий срок адаптироваться к ней. Этот процесс привыкания называют кризисом новорожденности, у него есть две причины - физиологическая и психологическая.
Физиологические проявления - малыш вынужден самостоятельно дышать, употреблять пищу, привыкнуть к смене температур, яркому свету и громким звукам. Что касается психологии, то в утробе было абсолютное ощущение безопасности, никто и ничто не касалось тела. Теперь возникает очень много тактильных ощущений, на руки берут только время от времени, нет постоянного ощущения присутствия матери - это пугает и повышает чувство тревоги.
Привыкнуть к окружающей среде помогают врожденные рефлексы:
  • Сосательный, который появляется в ответ на прикосновение к губам малыша или его языку.
  • Закрывание глаз в ответ на яркий свет, хлопки руками или прикосновению к переносице.
  • Хватание руками всего, что к ним прикасается.
  • Сжимание пальцев при надавливании на подошву.
  • Резкие движения и плач в ответ на щипание.
  • Сжимание и разжимание пальцев на руках.
  • При переворачивании на животик малыш пытается приподнять голову.
Если ребенка держать под руки и "ставить" на твердую поверхность он отталкивается ножками. Буквально за месяц жизни малыш уже вырабатывает рефлекторные реакции, например, если принять привычную позу для кормления, он начинает искать сосок.

Виды рефлексов:


Безусловные рефлексы новорожденного


Период младенчества (первый год жизни)

Познавательное развитие ребенка

Первые месяцы, когда ребенок еще лежит, он начинает наблюдать за окружающими предметами. Происходит это не сразу, а когда зрение уже концентрируется на том, что находится рядом на расстоянии не дальше 30 см. Сначала малыш видит яркие, крупные предметы, со временем различает их цвет. Позже, когда будет хвататься ручками, примерно на 2-3 месяце, он начнет различать форму и размер. Пока он только познает окружающий мир, рассматривая его. Затем все хватает руками, пытается удержать. В возрасте 6-7 месяцев, малыш уже не только различает предметы, но и может их запоминать. Как раз можно потихоньку знакомить с формами, цветовой гаммой и другими качественными характеристиками.
Ребенок привыкает к тем людям, которые его окружают. Он практически с рождения узнает мать, сначала по запаху, а позже различает ее лицо. Постепенно знакомится со всеми родными. Ближе к 6-8 месячному возрасту начинает плакать при появлении чужих и когда долго отсутствует мать.

Движение и действия

До года малыш растет и развивается очень быстро:
  • 1 месяце - смотрит на то, что находится перед ним, поднимает подбородок.
  • 2 месяце - Пытается приподняться, следит глазами за яркими предметами.
  • 3 месяце - умеет хвататься за предметы с высокой точностью, различает свои игрушки.
  • 4 месяце - переворачивается на животик самостоятельно, скрючивается таким образом, чтобы сесть, сидит на руках у мамы.
  • 5-6 месяце - берет руками те предметы, что его привлекают, откликается на свое имя поворотом головы.
  • 7 месяце - самостоятельно сидит. Знает какие его игрушки, выделяет любимую.
  • 8 месяце - самостоятельно может сидеть без посторонней помощи. Играется игрушками более осмысленно.
  • 9 месяце - пытается стать на ножки с поддержкой, немного ползает отталкиваясь одной или двумя ножками.
  • 10 месяце - Хорошо "бегает" на четвереньках, может ходить, держась за мебель или руки родителей, но долго не устоит на ногах.
  • 11 месяце - без посторонней помощи стоит, ходит еще с поддержкой.
  • 12 месяце - хорошо ходит, но держась одной рукой.

Память

На первых этапах малыш просто узнает то, что часто видит - родственников и знакомые предметы.Постепенно малыш связывает несколько событий. Он различает то, что делает больно, включается и выключается, узнает свои игрушки. Сначала формируется краткосрочная память. Он не долго держит в памяти все что видит, и только то, с чем часто сталкивается узнает. Долгосрочная память начнет формироваться значительно позже.

Эмоциональное развитие

Сразу после рождения малыш практически не реагирует на окружающий мир. Из всех эмоций, только плачет, когда испытывает дискомфорт. Как только он начинает узнавать лица родных, улыбается в ответ на улыбку. Со временем уже более активно проявляет радость, грусть, страх, отчаяние. Он сигнализирует плачем, когда голоден, когда нужно сменить памперс. Когда становится контактным, демонстрирует смех, обиду. Его эмоции более понятны со временем. Если чего-то хочет делает ручкой "дай-дай", если что-то не нравится плачет или отталкивает рукой. Позже уже с помощью слов передает свои желания.

Речь

Развитие речи у каждого ребенка происходит индивидуально. За нее отвечает специальный отдел головного мозга. Примерно в полугодовалом возрасте малыш издает различные звуки, они никак не связаны с эмоциями, просто лепечет что-то. Он еще четко не различает речь и копирует как поток звуков. К 8-9-10 месяцам, младенец воспроизводит звуки, которые издают животные или машины. К одному году, он понимает много слов, некоторые, самые простые, может повторять или уже использовать.

Конец этапа младенчества

К 12 месяцам заканчивается этап младенчества. Малыш уже более самостоятельный. Он потихоньку ходит, сам стает на ножки. Понимает речь и пытается повторять некоторые слова. Принимает "взрослую" пищу. Учится пользоваться горшком. Всего за год он прошел колоссальные изменения - научился поднимать и держать голову, переворачиваться, держать в руках предметы, самостоятельно держаться за что-то, сидеть, ползать, вставать, ходить.

Кризис одного года

Когда малышу исполняется год, этот период условно называют кризисным из-за перехода от одного вида развития к другому. Если в младенческий период малыш только познавал окружающий мир сенсорно, то есть своими рецепторами, то в годик, у него начинают развиваться речевые навыки. Они очень важные. Чем раньше ребенок научиться связно говорить, тем легче он будет обучаться в будущем. В годик ребенок знает до 100 слов и до 20 использует. Некоторые детки только указывают пальчиком на предметы, названия которых слышат. Это еще не значит, что они отстают в развитии, просто по-разному этот процесс происходит. Кто постепенно пополняет свой запас новыми словами, а кто мычит, а потом начинает сразу говорить предложениями. Однако бывают и нарушения развития, поэтому нужно наблюдать за малышом и стараться его обучать новым словам и понятиям. Если к 3-4 годам ребенок не говорит понятно и связно, то нужна помощь логопеда.
За год ребенок из одного состояния переходит в другое - он из беспомощного младенца превращается в почти самостоятельного малыша. Значительно увеличивается в размере и в весе. Приобретает новые навыки и рефлексы.